Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.



Познавательное развитие наоснове характеристик познавательных процессов и речевой функции.

Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.

Коммуникативное развитиена основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.

Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.

Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.

Далее — блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

Особенности развития.

Проблемы развития.

Прогноз развития.

Рекомендации (см.Приложение 1).

Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:

— исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);

— исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);

— тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);

— средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д);

— сроки коррекционных воздействий с дифференциацией наэтапы (количество занятий в цикле);

— рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;

— динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;

— выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком — взрослым.

Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.

Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е.во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога. Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) (см. Приложение 2).

Заключительным в перечне специальной документации психолога является карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.

Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом дошкольного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации об (пре)антенатальном и постнатальном развитии, т.е. особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнений в период новорожденности. Кроме того, используется анамнез хронических и острых заболеваний в период младенчества и раннего детства, сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.

 

16. Модель деятельности психологической службы РОНО. Районный отдел народного образования предполагает работу группы психологов при районном (городском) отделе народного образования. Такая форма организации школьной психологической службы наиболее распространена и в ряде стран Восточной Европы (Венгрии, Чехословакии).

Опыт работы наших практических психологов при роно также позволяет говорить об этой форме психологической службы как о весьма полезной. Психологи организуют циклы лекций для учителей и родителей района с целью повышения их психологических знаний, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, диагностируют психическое развитие отдельных учащихся и дают на основании этого рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с ними, организуют постоянно действующие семинары по проблемам возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений и пр.

Однако эта модель адекватна решению лишь актуальных, конкретных задач, стоящих перед школьной психологической службой. Эта модель является узкой, ограниченной и не отвечает в полной мере современному уровню психологической практики.

Почему это происходит? Во-первых, здесь налицо оторванность психологической службы от учебно-воспитательного процесса, от реальной жизни учащихся в школе. Это приводит к тому, что основная работа происходит по запросам учителей и родителей, которые, не являясь, естественно, психологами, обращаются преимущественно по поводу тех учащихся, у которых ярко выражены отклонения в поведении, развитии. Основная же масса учеников остается вне поля зрения психолога.

Здесь уместно привести рассуждения А. С. Макаренко: «У меня было 500 личностей... В первый год я как начинающий педагог совершил обычную ошибку. Я обращал внимание на личность, выпадающую из коллектива,...моим особым вниманием пользовался тот, кто украл, тот, кто хулиганил, кто идет против коллектива, кто хочет убежать, то есть то, что выбрасывалось из коллектива, выпадающее. Естественно, что я на этих людей направлял свое особое внимание... В последние годы я изменил [16] такой тон. Я увидел, что наиболее опасным элементом в моей работе является не тот, который обращает на себя особое внимание, а тот, кто от меня прячется... Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на того я должен обратить особое внимание....Я понял, что цель моей воспитательной работы не заключалась в том, чтобы привести в порядок двух-трех воров и хулиганов, а положительная цель моей работы в том, чтобы воспитать определенный тип гражданина, выпустить боевой, активный, жизненный характер, и эта цель может быть достигнута только в том случае, если я воспитаю каждого, а не только приведу в порядок отдельную личность».

Во-вторых, эта модель провоцирует ожидания немедленных позитивных сдвигов в решении конкретной проблемы, с которой пришли к психологу. Школьная психологическая служба выступает тогда как подобие «оперативного вмешательства», «скорой помощи», после которых школа (или семья, или класс) смогли бы обходиться и без психолога.

Между тем школьная психологическая служба должна стать органической частью системы народного образования, и практического психолога не следует превращать в «стол заказов», который только выполняет диагностические и другие задания. Он имеет свое постоянное поле деятельности и может по собственной инициативе выбирать проблемы, для решения которых требуется диагностическое или иное вмешательство.

 

17. Содержание и формы работы психолога психологической службы вуза.

18. Структура психологической службы в системе образования.

Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в обшении (в той или иной системе отношений) и т.п.

В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление практическим психологом стыковки начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На конечном этапе взаимодействия психолога со школьником целью является сформированность его психологической готовности к жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Обратим особое внимание на указание специалистов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределении старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

• диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:

• консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

• консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

• проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;

• проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;

• консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.

Задачи психологической службы образования

 

П.С. – организационная структура опред. совместную деятельность руковод. и спец-ов, гос. муниц. органов управления образованием и образ. учрежд. в системе обрназов. ориентир. на психолог. обеспечен. образ. процесса.

П.С. являеться необход. компонентом в системе общего образ. создающим условие для личностного, интеллект и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образ процесса.

Цель ПС: содействие в создании ОУ социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей псих условия для охраны здоровья и развития личности всех участн. обр. процесса.

Задачи ПС:

1. Содействие личностному и индивид. развитию детей.

2. Содействие гармонизации социально-психологич. климата.

3. Психол. обеспечение образ. программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям детей.

4. Выявление основных. психологических проблем, опред. причин и средств их разрешения.

5. Профилактика и преодоление отклонений в развитии детей.

6. Содействие в по внедрению в практику образ. достижение псих науки.

Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Подведем итог всему сказанному.

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны.

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.

Основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

 

19. Основные направления работы психолога психологической службы в системе здравоохранения. 5. Психологическая служба в системе здравоохранения: состояние и перспективы

Как показывает мировой опыт, эффективность решения задач по профилактике неинфекционных заболеваний, лечению и реабилитации больных с соматическими, неврологическими, нервно-психическими и наркологическими заболеваниями зависит как от собственно врачебных усилий, так и от своевременной квалифицированной медико-психологической помощи. Развитая медико-психологическая служба должна резко сократить нагрузку на врачей, так как соответствующие специалисты будут принимать участие в профилактике, диагностике, лечении, психологической коррекции и реабилитации больных с психосоматической и сомато-психической патологией, пограничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с предболезненными состояниями, детей и подростков с дефектами психического развития. Своевременная психологическая оценка личности больного может не только дать надежный прогноз эффективности применяемого лечения, но и позволит предупредить формирование у больного неблагоприятных вариантов течения болезни (например, ипохондрических расстройств). Последние, как известно, могут стать источником стойкой инвалидизации больного даже при условии успешного лечения основного заболевания. Оценить положение с общедоступной медико-психологической помощью населению у нас в стране на сегодняшний день очень просто: в масштабах страны ее практически не существует. У нас работает всего лишь около 1 тыс. профессиональных медицинских психологов, большинство из них — в психиатрии. Детские учреждения, амбулаторная сеть здравоохранения медицинскими психологами практически не обеспечены. По самым скромным подсчетам, для решения задач, связанных с оказанием медико-психологической помощи в системе отечественного здравоохранения, уже сегодня требуется как минимум 20 тыс. специалистов. Сложилась парадоксальная ситуация. Научный потенциал отечественной медицинской психологии достаточно велик. Сформированы известные, пользующиеся авторитетом во всем мире научные школы патопсихологии и нейропсихологии. Разработаны психологические основы применения современных форм и методов психотерапии в системе реабилитации больных. Созданы эффективные методы оказания помощи детям и подросткам с нарушениями психического развития, отклоняющимся поведением. Однако внедрение достижений медицинской психологии существенно отстает даже от минимальных потребностей практики здравоохранения. Одной из главных причин такого положения является недооценка социальной важности медико-психологической помощи населению, возможностей психологической службы в решении широкого круга лечебно-профилактических задач как со стороны работников здравоохранения, так и со стороны общества в целом. Это связано с недостаточной подготовкой врачей в области медицинской психологии, с одной стороны, отсутствием соответствующей информации и навыков обращения за профессиональной медико-психологической помощью у населения и, самое главное, развитой сети медико-психологической службы ― с другой. Отсутствует законодательная регламентация деятельности медицинских психологов, их статус остается неопределенным (медицинская психология не входит в перечень медицинских специальностей), не утверждены положения о работе медицинских психологов в различных областях клинической практики, особенно в амбулаторном звене. Штатные нормативы остаются весьма неопределенными, как и нормативы занятости. Не решены вопросы с оплатой труда, длительностью отпуска, пенсионным обеспечением медицинских психологов. Главная проблема заключается в отсутствии достаточного числа квалифицированных кадров медицинских психологов для работы в стационарах, диспансерах, поликлиниках и консультативных кабинетах, общедоступных населению. Не решены вопросы подготовки кадров, что является одним из основных препятствий к созданию медико-психологической службы в стране. В развитых странах Запада медицинских психологов готовят преимущественно в университетах с последующим усовершенствованием и сертификацией применительно к области профессиональной деятельности как в клинических учреждениях, так и в медико-педагогических, профориентационных и социальных службах помощи населению. У нас в стране психологов также готовят в университетах, однако в явно недостаточном количестве. План приема на психологические факультеты и отделения университетов сокращен до 400 человек в целом по стране. Из них медицинских психологов готовится не более 50 человек в год. Такое положение с подготовкой медицинских психологов без принятия кардинальных мер со стороны Гособразования СССР и Минздрава СССР не может удовлетворить даже минимальные потребности здравоохранения. При сегодняшних темпах на это потребовалось бы 400 лет. Решение наиболее острой кадровой проблемы мы видим в создании в 1991—1992 гг. в ведущих университетах страны кафедр и отделений медицинской психологии с установлением самостоятельного плана приема на указанные отделения с целью значительного увеличения подготовки специалистов в области медицинской психологии, в привлечении к преподаванию различных разделов медицинской психологии высококвалифицированных специалистов, работающих в учреждениях системы здравоохранения, в расширении клинической базы для обучения студентов и использовании для этих целей ведущих клиник и реабилитационно-восстановительных центров. Подготовленные в университетах кадры в перспективе могут стать основой для комплектования кафедр медицинской психологии в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей. Вместе с тем считаем необходимым уже сегодня поставить вопрос о подготовке кадров медицинских психологов в системе Минздрава. Одним из важных путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является создание кафедр медицинской психологии и специальных доцентских курсов в тех медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей, в которых имеются кадровые и организационные предпосылки, учреждение клинической ординатуры и аспирантуры по медицинской психологии и, может быть, в перспективе даже перепрофилирование ряда факультетов и медицинских вузов. Отечественный и зарубежный опыт убеждает, что психологи в медицине должны работать во всех клинических и лечебно-профилактических направлениях, в каждом из которых решаются свои специфические задачи. Учитывая реальное положение дел в отечественной медицине, представляется необходимым выделить следующие приоритетные направления в развитии медико-психологической службы:

1) создание детской и подростковой медико-психологической службы;

2) развитие внебольничной медико-психологической помощи;

3) создание службы медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.047 с.)