Психологическая служба Татьяна Федоровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая служба Татьяна Федоровна



Психологическая служба Татьяна Федоровна

Вопросы к экзамену

1. Психограмма профессии психолога психологической службы и основные требования к личности психолога.

. Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает: требования к должностным обязанностям работника; требования к рабочему месту;

возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм: а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

 

 

2. Общие принципы и правила работы психолога психологической службы. Основными этическими принципами являются:Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру. 1. Принцип конфиденциальности. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов и других клиентов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой Центра (Службы). Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

 

Практическая деятельность психологов центра психологической помощи основывается на определенных областях научных психологических знаний, основные из которых:- теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;- проблемы индивидуального и личностного развития;- теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики;- учение о психокоррекционных методах;- неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или иным методам воздействия.Все эти области тесно взаимосвязаны между собой. Так, теория семьи строится с учетом того, чтобы с помощью ее понятий стала возможной постановка диагноза, и можно было бы выбрать то или иное направление психотерапии. Диагноз, в свою очередь, ставится в понятиях теории с учетом дальнейшей психотерапевтической практики. Практическая психология - это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической психологической работы. Специалисты психологического центра, обладая знаниями и умениями, призваны также вносить свой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества. Круг тем, которые составляют этику профессиональной психологической работы, в целом можно свести к трем разделам: деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведения психолога центра в процессе оказания помощи клиенту; этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуются определенные правила в отношении клиента при предоставлении ему психологической помощи; деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов психологической помощи в работе профессионала. 3.1 Основные принципы работы с людьми в ПС 1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности. 2. Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента. 3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным. 4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции. Психологи, работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи. История клиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, или участники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей или опекунов. 5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать. 6. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) и возможностей их изучения и "лечения" всеми и каждым специалистом. Это означает, что "плотнее" других занятый данным случаем сотрудник, ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всех членов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия и т.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направления дальнейшей работы ("мозговая атака"). 3.2 Принципы работы возрастного психолога-консультанта Принципы, выделенные в работах В.В. Столина: Принцип анализа подтекста. Принцип учета мнения всех сторон, принимающих участие в ситуации. Принцип отказа вот конкретных рекомендаций. Принцип системности - работа с семьей в целом. Принцип уважения личности клиента. Принцип профессиональной мотивированности консультанта. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка и принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка. В сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы: Принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные для его развития условия) Щадящая форма сообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимо негативной части диагноза и позитивной части). Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирование ее членов..Принцип неразглашения информации..Принцип системности в диагностике, учета всех влияний. 3.3 Специфика работы с детьми 1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активность выявления психологических проблем со стороны психолога, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка. 2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходимо создавать заинтересованность ребенка в процессе консультирования. 3. Отсутствие рефлексии у ребенка. Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом. 1. Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов выдвинул своеобразный принцип - отказ от конкретных рекомендаций ("Я советов не даю"). Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда. Причины этого: - скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение; - обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится "советчиком", он становится в позицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызывает сопротивление клиента; - конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому отвечать за собственную судьбу. Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом. 2. Второй принцип - анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своих действий. 3. Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно (средствами психолога). Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами. 4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем. Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача - помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя - счастливыми. 5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку "дружбы" или "симпатии". В психотерапии существуют два важнейших понятия: - "перенос", то есть склонность клиента проецировать на отношения с консультантом свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; - "контрперенос" - склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Психолог должен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многом связано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет оснований для оценки его как личности. Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другому специалисту.

Профессиональные требования к практическому психологу

 

В профессиональные требования входит необходимость наличия общих и специальных (необходимых для работы с детьми) профессиональных качеств. Главным условием является наличие профессиональных знаний и навыков работы. Для детского практического психолога обязательно знание возрастной психологии, владение навыками общения с детьми разного возраста и с родителями.

Способность к эмпатическому слушанию. Это требование относится к взаимодействию как с ребенком, так и с родителями. Приемы эмпатического (понимающего и сопереживающего) слушания всегда зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Необходимо дополнительно использовать совместную и игровую деятельность, что помогает адекватно понять состояния ребенка.

Принятие клиента и безоценочное общение. Этот принцип работы трудно осуществлять с детьми, так как они ориентированы на оценку взрослого и функция взрослого во взаимодействии с ребенком предполагает оценку его достижений и проявлений. Это то качество, которому детскому практическому психологу приходится учиться специально.

Принятие ответственности и рефлексия своих действий. Не подменять проблему и не решать проблему за клиента. Необходимо учитывать, что проблемы детей значительно отличаются от проблем взрослых. Для их адекватного понимания нужны не только профессиональные знания, но и опыт взаимодействия с детьми. Ответственность за внедрение во внутренний мир ребенка также необыкновенно высока.

Доверие к клиенту как имеющему потенциал для решения своих проблем, вера в способности и возможности ребенка как условие успешной психологической работы. Умение увидеть и поддержать проявление инициативы ребенка в поиске выхода из проблемной ситуации. Уверенность в том, что ребенок «не может быть плохим», а сложности и отклонения в его поведении свидетельствуют об отсутствии у него способов конструктивного выхода из создавшейся ситуации. Потенциал и перспективы развития всегда есть у ребенка.

Не переносить свои проблемы в ситуацию психологической работы. Это особенно важно при работе с детьми, так как они сами не способны предъявить претензии и требования к психологу. Мера ответственности и рефлексии психолога в этом случае необыкновенно высока.

Умение общаться с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями как профессиональное качество детского психолога. Детский практический психолог должен уметь осуществлять эмоционально-личностное общение с младенцем, уметь разделять деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, применять адекватные для возраста формы вербального и невербального общения, учитывать индивидуальные особенности ребенка (сформированность глазного, тактильного, вербального контактов, ощущение дискомфорта при общении со взрослыми, реакцию на оценку взрослым своих действий), учитывать потребность ребенка в присутствии объекта привязанности.

 

Нормы работы с клиентом

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Доброжелательное отношениеподразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

Клиентам запрещается давать советы. Основания для этогодостаточно широки и многообразны. Так, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать “гарантированный” совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого.

Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждает заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, “в своем отечестве порока нет”, и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам.

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа:

I. Начало беседы 1. позиция равенства консультанта по отношению к клиенту 2. Перейти непосредственно к процессу консультирования, клиент рассказал о себе и своих проблемах.

II. Расспрос клиента

Первая фаза расспроса клиента. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования: 1) консультант поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент.

Вторая фаза расспроса клиента. Основной и, пожалуй, самый надежный подход к работе на втором этапе расспроса для консультанта – это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями – это один из наиболее надежных способов для консультанта проверить свои гипотезы.

Оценка персонала,

Подбор персонала,

Расстановка персонала,

Выделение проблемных зон

4)разработка норм и критериев соответственно профессиональным требованиям различной категории сотрудников. При планировании деятельности психологу необходимо учмтывать трудоёмкость различных видов работ (существует специальная методика).

План работы включает в себя следующие разделы:

Внеочередная аттестация.

Критери профессиональной адаптации:

Уровень квалификации

3)уровень трудовой дисциплины

Психологический кабинет

Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.

Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога.

Рассмотрим последовательно группы требований применительно к конкретным условиям детского дошкольного учреждения. (СНОСКА: Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения). В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещениебез окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям.

Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновении в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.

Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.

При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясь на второе значение данного термина. Выделяетсядваосновных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфическийвидпсихологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляетсявсоответствии с видовой принадлежностью.

Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.), деятельности конструирования («Рыбка»), предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением — CAT(СНОСКА: Детский апперцептивный тест), размытыми цветными пятнами — методика Роршаха, установками изображения — «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197—199) Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической проблемы.

Таким образом, востребованность различных технологий в работе практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому инструментарию. (СНОСКА: Данные требования относятся к специфическому виду психологического инструментария). Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Далее — требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

Специальная документация

Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).

Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование, и административного лица образовательного учреждения (заведующего детским садом, директора центра и т.д.). При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге — подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районные и окружные психологические кабинеты, специалисты смежных квалификаций).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.051 с.)