Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория психологического поля К. Левина

Поиск

Таблица 2.3. Основные сведения о теории психологического поля

Основоположник Курт Левин
Последователи Б. Зейгарник, Р. Липпит, К. Лисснер, Д. Малер, Р. Уайт, М. Хенде, Ф. Хоппе, М. Юкнат
Основной подход Функциональный подход
Основная цель Выяснить динамику мотивационно-потребностной сферы личности, обнаружить взаимосвязь между внутренним миром человека и окружающей социальной средой
Основное понятие Жизненное пространство как психологическое поле
Понятия Потребность, психологическое поле, валентность, напряженность, ситуация, уровень притязаний, стиль лидерства
Основные теории учение о потребностях учение о психологическом поле учение об уровне притязаний учение о групповой динамике

Курт Левин (1890-1947) (см. фото) был профессором Берлинского универси­тета в Германии, затем эмигрировал в США и с 1945 г. занимал пост директора исследовательского Центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Г. Олпорт считал Левина самым блистательным ученым современ­ной психологии. Левин был страстным поборником экс­перимента в психологии. «Наука не терпит лени, недо­бросовестности и глупости», -- говорил он своим студентам. Теория является решающим фактором науки, но всякая теория должна быть подтверждена экспери­ментом. «Без теории эксперимент — слеп и глух», -утверждал Левин. Сам ученый провел множество инте­ресных экспериментов.

Как ученый Левин сформировался в русле школы гештальтпсихологии. Три выдающихся немецких психолога —Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка (М. Werstheiiner, W. Keller, К. Koffka), — основавшие гештальтпсихологию в годы, предшествующие Первой мировой войне, были его учителями. Основные положения этой школы:

1. Образ мира (гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, а сразу.
Образ — это целостная система. Не целое зависит от частей, а часть зависит от
целого.

2. Образ создается в данный момент. Прошлый опыт, как в теории Фрейда, не
играет роли в создании гештальта.

3. Принцип изоморфизма означает соответствие внешнего мира образу (ге-
штальту).

Главная идея гештальтпсихологии заключалась в том, что поведение человека определяется психофизическим полем, в которое оно включено.

Теория К. Левина испытала серьезное влияние гештальтпсихологии и психо­анализа, но тем не менее она абсолютно оригинальна, поскольку он создал теорию личности, которая учитывает воздействие ситуации и окружающего внешнего мира на поведение. Левин характеризовал свою теорию поля как «метод анализа каузальных отношений и построения научных конструктов» [201, с. 347]. Главные черты теории поля можно представить следующим образом:

1. Поведение есть функция поля, существующего во время поведения.

2. Научный анализ следует начинать с изучения целостной ситуации, а затем
дифференцировать компоненты.

3. Психологию конкретного человека в конкретной ситуации можно описать
математически.

«Поле» Левин определял как тотальность сосуществующих факторов, которые мыслятся как взаимозависимые. Сюда включался широкий круг психологических и социологических феноменов. Теория поля содержит четыре основных учения:

Учение о потребностях.

Учение о психологическом поле.

Учение об уровне притязаний.

Учение о групповой динамике.

Учение о потребностях

Потребность, с точки зрения Левина, является движущей силой человеческой дятельности. Потребность — это мотор человеческого поведения. Под потреб-эстью он понимал динамическое состояние (активность), которое возникает человека при осуществлении какого-либо намерения. Направление поведения пределяется следующим соотношением — напряжением внутренней системы этребностей и силой внешних поводов. С одной стороны, серьезный повод может чень мало значить для человека, если его внутренние системы не напряжены. ' другой стороны, самый незначительный повод может оказаться значимым, если уществует сильная внутренняя напряженная система потребностей.

Активность поведения человека определяет динамика внешнего и внутреннего шра, которые, в свою очередь, определяются силой внутренних потребностей че-овека и внешних поводов.

Однако на пути удовлетворения потребностей часто возникают барьеры, препятствия. Если барьер невозможно преодолеть, то личность не может удовлет-юрить свои потребности. Если барьер слишком незначителен, то не возникает напряжения во внутреннем мире личности, нет ее развития. Поэтому поведение геловека определяется соотношением потребностей, величиной и силой барьеров \ напряженности между ними.

Левин выделял два вида потребностей:

1. Устойчивые, истинные потребности. К ним относятся потребность в трудовой
деятельности, профессиональные потребности, потребность в самоутверждении.

2. Квазипотребности, возникающие в данный момент актуальные потребности.

Квазипотребности не имеют ни врожденного, ни биологического характера, они социальны по своему происхождению. У животных потребность не может сформироваться внезапно, она заложена генетически. Специфика деятельности человека заключается в том, что он может сделать то, что для него биологически безразлично [59, с. 19].

По своему строению и механизмам квазипотребности не отличаются от ис­тинных потребностей. Между этими двумя видами потребностей существует связь — «коммуникация». Определяющим фактором развития потребности яв­ляется коммуникация с другими потребностями, а не ее содержание, то есть ди­намический момент — степень ее напряженности (сильная или слабая). Наличие взаимосвязей между потребностями К. Левин доказал в результате следующих экспериментов.

Эксперимент1. Испытуемому давали несколько вариантов задания — сло­жить фигуру из разрезанных частей, или нарисовать предмет, или решить голово­ломку. Испытуемый начинал выполнять задание, и это означало возникновение квазипотребности, В середине выполнения задания экспериментатор прерывал работу испытуемого и предлагал ему выполнить другое задание. Испытуемый вы­полнял второе задание, возникала вторая квазипотребность. После его выполнения, то есть после разряжения напряжения второй квазипотребности, 86 % испытуемых самостоятельно возвращались к первому заданию. Так как первое задание было выполнено не до конца, работа не завершена, то первая квазипотребность не раз­ряжалась, а сохранялась в актуальном состоянии. Испытуемым необходимо было разрядить напряжение, завершить действие. Таким образом, Левин доказал суще­ствование квазипотребностей.

Эксперимент2. Левин провел полевой эксперимент, в ходе которого было выявлено влияние психологической ситуации на степень напряжения квазипо­требности. Левин вместе со своими студентами пил кофе в кафетерии. Он спросил у официанта, что конкретно заказывали люди, которые уже выходили из кафетерия и расплатились с ним. Официант не помнил подробностей, так как действие по обслуживанию клиентов было уже завершено и квазипотребность разряжена. Зато официант очень хорошо помнил, что именно заказали люди за соседним столиком и сколько они должны заплатить, поскольку его квазипотребность в отношении еще не обслуженных клиентов была максимально напряжена. Таким образом, К. Левин доказал, что незавершенные действия лучше запоминаются.

В 20-30 гг. XX в., когда проходили эксперименты Левина, было принято счи­тать, что ситуация эксперимента должна быть максимально «стерильной», чтс экспериментатор не должен вмешиваться в ход эксперимента. Однако Левин бьи противником такого подхода и полагал, что реальная ситуация может быть смоде лирована только при активной роли экспериментатора. Он выдвинул следующе положение: «динамическое состояние, напряжение является решающим, а главно* детерминирующим фактором психической деятельности человека». Принцип геш тальтпсихологии — психическое явление возникает здесь и в данный момент — бы перенесен им и на детерминацию человеческого поведения. Именно поэтому Леви назвал свою теорию личности динамической (Dynamic Theory of Personality).

Квазипотребностиэто потребности, которые приводят человека к Припяти решения в проблемной ситуации, именно из них исходит намерение.

Понятие квазипотребности потребовало разрешить две проблемы: во-первы проблему удовлетворения потребности, во-вторых, проблему влияния психол гической ситуации, или психологического поля. Способ удовлетворения кваз потребности носит гибкий характер. Это было показано в следующем экспер менте.

Эксперимент3. Испытуемому давалось задание на чистом листе нарисовг разные фигуры, в том числе и свою монограмму. Потом лист требовалось аккур; но подписать. Было обнаружено, что если испытуемый в числе рисунков рисо! и свою монограмму, то забывал подписать лист. Таким образом, было доказ< замещение одной квазипотребности другой, обнаружена коммуникация потребностей.

К. Левин считал, что только для психики здорового человека характерна вы­сокая степень коммуникации квазипотребностей, для умственно же отсталых людей замещение потребностей, их коммуникации не присущи. Он продемонстри­ровал свою мысль на следующем примере. В домашние обязанности мальчика-олигофрена входило мыть посуду. Однажды его бабушка вымыла посуду. Маль­чик очень разволновался: на пути удовлетворения его квазипотребности встал непреодолимый барьер — отсутствие грязной посуды. Бабушке пришлось снова испачкать посуду, чтобы он ее вымыл, удовлетворил свою квазипотребность и успо­коился. Когда этот мальчик вырос, он стал работать курьером в институте. В его обязанности входило разносить почту по отделам. Он должен был вручить письмо адресату и получить расписку. Однажды в институте проходило общее собрание. Человек, которому было адресовано письмо, выступал с докладом. Курьера на собрание не пускали, но он возбудился до такого состояния, что пришлось пре­рвать доклад. Курьер вручил письмо докладчику, получил расписку и успокоился. Левин отмечал, что у здорового человека квазипотребность — «вручить письмо» вступила бы в коммуникацию с другой квазипотребностью — «не мешать собра­нию», наступило бы замещение потребности. Люди, как правило, не возвращаются к прерванному действию, замещая его другим аналогичным действием. Как было показано в следующем эксперименте, барьеры к достижению цели и удовлетворе­нию квазипотребности приводят у психически здоровых людей к символическому замещению.

Эксперимент № 4. В экспериментальной комнате на полу нарисовали мелом квадрат. В метре от квадрата поставили цветочный горшок. Испытуемому было дано задание — достать цветок, не выходя за пределы квадрата. Задание можно было выполнить единственным способом — взять стул, лечь на него и дотянуться до цветка. Но экспериментатор потребовал найти еще один способ. Тогда один из испытуемых предложил пустить в комнату воду, чтобы цветок сам приплыл к нему. Произошло символическое замещение действия. Замещение представляет собой перемещение энергии, переструктурирование энергетического поля.

Если для Фрейда основное действие, которое должно быть замещено, — это про­явление врожденных (либидозных) влечений, то для Левина основное действие, которое замещается, порождается тем окружением, в котором человек находится. Как основное, так и замещающее действие социально вызвано. В теории Левина замещающее действие выполняет функцию регуляции, а не защиты, как это имеет место в теории Фрейда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.007 с.)