Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о коллективном бессознательном

Поиск

Карл Густав Юнг (К. G. Jung, 1875-1961) создал собственную теорию коллективного бессознательного, назвав ее аналитической психологией. Личность, по мнению Юнга, есть продукт и вместилище родовой истории. Человек впитывает в себя опыт предшествующих поколений. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и универсальны. Человек рождается, обладая многими предрасположенностями, полученными от предков. Иначе говоря, су­ществует исторически сформированная коллективная личность. Взаимодействие внутренних (коллективная личность) и внешних (окружающая социальная среда) факторов приводит к формированию индивидуальной личности.

Личность состоит из следующих взаимосвязанных систем:

1. Эго (сознание).

2. Личное бессознательное и его комплексы.

3. Коллективное бессознательное и его архетипы.

4. Самость — центр личности.

Эго — это сознательный ум, построенный на основе осознанных перцепций, воспоминаний, мыслей, чувств. Эго отвечает за чувства идентичности и непре­рывности сознания.

Личное бессознательное состоит из переживаний, некогда бывших сознатель­ными, но вытесненных, подавленных, забытых. Между Эго и личным бессознатель­ным идет постоянный интенсивный обмен содержанием.

Коллективное бессознательное — это хранилище скрытых воспоминаний, уна­следованных от предков; это наследие эволюционного развития человечества. Оно почти полностью отделено от личного и, по-видимому, универсально.

Воспоминания предков не наследуются как таковые, человек наследует возмож­ность повторного проживания их опыта, как предрасположенность к определенной реакции. Коллективное бессознательное является основанием всей структуры личности. Содержание коллективного бессознательного не просто никогда не вхо­дило в сознание, оно никогда не было индивидуальным приобретением, поскольку обязано своим возникновением исключительно наследственности. Юнг сравнивал коллективное бессознательное с грибницей (гриб = личное бессознательное и Эго), с подводной частью горы или айсберга. Содержание коллективного бессознатель­ного составляют архетипы.

Архетипыэто универсальные мыслительные формы, содержащие значитель­ный эмоциональный компонент. Архетипы возникли в разные времена в разных культурах. Они хранятся в бессознательном и передаются по наследству от по­коления к поколению.

Архетипы автономны, они могут прорваться в сознание только в особых со­стояниях личности — трансах, видениях. Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла. Как рождается архетип? Это постоянно накапливающиеся переживания, стабильно повторяющиеся на протяжении многих поколений. Например, люди на протяжении всей своей истории подвергались воздействию многочисленных сил природы — землетрясений, оледенений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных пожаров. Из этих переживаний, по мнению Юнга, возник архетип энергии, предрасположенность ощущать, создавать и контролировать энергию. Этот архетип управляет людьми, мотивируя их на открытие новых видов энергии [201, с. 91-99].

В коллективном бессознательном содержится множество архетипов, они не изолированы друг от друга, а взаимопроникают друг в друга, смешиваются. Однако есть архетипы (персона, анима и анимус, тень), которые могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, независимые от остального содержания личности.

Персона — это маска, которую надевает человек в ответ на требования соци­ального окружения, традиций, социальных норм. Это роль, предписанная чело­веку обществом. Подобная маска надевается с целью произвести определенное впечатление на других, скрыть истинную сущность человека. Персона представляет собой публичную личность в противоположность собственной личности, скрытой за маской. Ядро, из которого развивается персона, — архетип, основанный на опыте предков, свидетельствующем, что в социальных взаимодействиях лучше скрывать свою истинную сущность, свои мотивы, а принимать социальные роли и прикры­ваться маской. В некоторых аспектах персона напоминает Суперэго у Фрейда.

Анима и анимус — это праформы женского и мужского начал в коллективном бессознательном. Человек по своей сути — животное бисексуальное. На физио­логическом уровне у каждого человека есть и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоего пола обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные черты. Фемининную сторону мужчины и маску­линную сторону женщины Юнг объясняет содержанием архетипов. Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине — анимус. Эти архетипы являются результатом переживаний наших предков-мужчин, свя­занных с женщинами, и женщин — связанных с мужчинами. Анима, обитающая в бессознательном мужчины, — существо капризное, сентиментальное, коварное и демоническое. Она представляет собой источник иррациональных чувствований у мужчины. Анимус, обитающий в бессознательном женщины, напротив, является источником рациональных мнений, твердых принципов, решительных суждений, непреходящих истин. Юнг обращает внимание на амбивалентность архетипических образов, они находятся вне противопоставления «добра» и «зла». Анима может предстать в виде русалки, сирены, ведьмы, нимфы. Анимус появляется в обличье колдуна, гнома, лешего, водяного. Эти соблазнительные, опасные образы придают мужчине одухотворенность, интеллектуальные способности, а женщине — свободу от предрассудков.

Для объяснения смысла существования этих архетипов Юнг обращается к сим­волике религий самых разных народов. То, что обнаруживается в глубинах коллек­тивного бессознательного, в первобытных культурах представало как прекрасный, упорядоченный, божественный образ. Эти архетипы действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять пред­ставителей другого и ответить им.

Тень — архетип, который содержит животные инстинкты, унаследованные людьми в ходе эволюции от низших форм жизни. Тень воплощает животнуюсторону человеческой природы и отвечает за появление в сознании и поведении неприятных и социально не одобряемых мыслей, чувств и действий. Причем эти мысли, чувства и действия могут либо укрываться от публичного позора за персоной, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности, обязанная своим рождением архетипу, «пронизывает» частные аспекты Эго и значительную часть личного бессознательного. Можно отметить сходство между понятиями «тень» Юнга и «Ид» Фрейда, поскольку именно тень накапливает энергию, страстные животные инстинкты, придает динамичность существованию личности.,,

Самость — это центр личности, вокруг которой группируются все остальные системы. Она удерживает все системы вместе и обеспечивает единство личности, равновесие, стабильность. Часто самость Юнг изображал в виде различных сим­волов, главный из которых — священный круг («мандала»). По его мнению, центр личности совпадает не с Эго, а со срединной точкой между сознательным и бес­сознательным. Самость — это цель жизни, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Представление о самости, пожалуй, самое важное открытие Юнга [201,1997. с. 100-103].

Юнг считал, что сознание современного человека оторвалось от коллектив­ного бессознательного. Необходима «амплификация» — расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Этот процесс психического развития, ведущий и к исчезновению невротических симптомов, Юнг называл «индивидуа-цией».

Для исследования личного и коллективного бессознательного он изобрел словесно-ассоциативный тест. Испытуемому предлагались различные слова (обыч­но до ста слов). Испытуемый должен был немедленно реагировать на каждое слово первым пришедшим ему на ум словом. Время реакции замерялось секундомером. Затем операция повторялась, а испытуемый должен был воспроизводить свои прежние ответы. В определенных местах он ошибался. Ошибки, по мнению Юнга, случались тогда, когда слово задевало какой-то заряженный психической энергией «комплекс». Сам термин «комплекс» ввел Юнг, но позднее его стали употреблять Фрейд (Эдипов комплекс), Адлер (комплекс неполноценности).

Открытие и описание коллективного бессознательного представляет собой огромную заслугу Юнга не только в области психиатрии, но и в области социаль­ной психологии.

Социально-психологические теории в рамках психоанализа выдвинули А. Ад­лер (A. Adler), Э. Фромм, К. Хорни (К. Homey), Г. Салливан (Н. Sullivan).

Альфред Адлер (1870-1937) назвал свое учение «индивидуальной психологи­ей». Он считал, что психологию индивида следует рассматривать во взаимосвязи с обществом. Главные идеи Адлера таковы. Во-первых, человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями. Человек соотносит себя с другими людьми, участвует в совместной деятельности, ставит общественные интересы выше эгоистических. Во-вторых, важным качеством личности является ее креативность, создание собственного уникального жизненного стиля. В-третьих, люди — прежде всего социальные, а не сексуальные существа. Люди — это созна­тельные существа, понимающие причины своего поведения, осознающие свою неполноценность и цели, к которым стремятся. Люди обладают самосознанием и способны планировать свои действия. Эти взгляды совершенно противоположны теории Фрейда, в которой сознание представлялось маленьким островком на по­верхности моря бессознательного [201, с. 139-151].

Эрих Фромм (1900-1980) (см. фото) выбрал для своего научного анализа тему человеческого одиночества и изоляции в силу отчуждения от природы и других

людей. На протяжении веков люди приобретали все боль­шую свободу и чувствовали себя все более одинокими. Поэтому необходимо построить такое общество, где люди смогли бы преодолеть свое одиночество, где человек от­носился бы к человеку с любовью, где люди были бы свя­заны узами братства и солидарности [201, с. 151-157].

Карен Хорни (1885-1952) считала, что для того, чтобы понять личность и вскрыть причину неврозов, необходимо обратиться к ее социальному окружению. Поведение, счи­тающееся нормальным в одних культурах, вовсе не рассма­тривается как нормальное в других. Источником неврозов служит чувство тревоги за свою безопасность. Потребно­сти человека Хорни делит на три группы: 1) движение к лю­дям — например, потребность в любви; б) движение против людей — например, по­требность в силе; в) движение от людей — например, потребность в независимости. Гарри Салливан (1892-1949) создал собственную концепцию, известную как «межличностная теория психиатрии». Личность — это некая гипотетическая сущность, которая не может быть оторвана от межличностных ситуаций. Следо­вательно, личность не существует отдельно от взаимоотношений с другими людь­ми. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается включенным в социальное поле. Личность создается не внутрипсихическими событиями, а межличностными, и обнаружива­ется только тогда, когда человек ведет себя так или иначе по отношению к другим людям [201, с. 162-186].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.007 с.)