Недирективный стиль посредничества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недирективный стиль посредничества.



 

Практикой гуманистического посредничества предусматривает недирективный стиль посредничества, когда посредник содействует сторонам, которые ведут искренний и открытый диалог, осуществляют взаимную поддержку, делясь своими чувствами и информацией по поводу конфликта. При этом посредник редко вмешивается в диалог. Он открывает встречу и задает необходимый тон, чтобы стороны чувствовали себя в безопасности, понимали сущность процесса и могли прямо общаться друг с другом. Чтобы иметь возможность остаться на втором плане во время диалога, посреднику обязательно нужно установить контакты и завоевать доверие сторон еще на предварительных встречах. Без обязательного проведения одной или двух предварительных встреч вряд ли может быть осуществлен недирективный стиль посредничества. Также маловероятно, что стороны смогут участвовать в полноценном диалоге и оказывать взаимную поддержку в случае, если между ними и посредником отсутствует доверие, если они не подготовлены к диалогу и не имеют четко сформулированных представлений о желаемых результатах, если не ощущают себя в безопасности.

 

Недирективный стиль посредничества не нужно путать с пассивным стилем, когда посредник лишь в малой степени поддерживает и направляет процесс. Вместо этого посредник активно вовлечен в процесс, и хотя говорит мало, его невербальное присутствие постоянно ощущается по ходу встречи, он всегда готов высказаться и помочь разрешить противоречия по любому текущему вопросу, особенно когда люди заходят в тупик и им требуется поддержка. Направляя беседу в спокойное и неконфликтное русло, посредник дает сторонам возможность прямо общаться друг с другом, что является самой оптимальной формой посредничества, позволяющей людям самим оказывать друг другу поддержку и восстанавливать нормальные взаимоотношения и эмоциональное равновесие. При этом стиле посредничества, который может быть эффективно использован только при условии проведения предварительных встреч с участниками диалога, посредник после вступительного слова обычно говорит очень мало.

 

Расположение вовлеченных в конфликт сторон лицом к лицу.

Важно правильно разместить участников встречи. Обычная практика расстановки кресел напротив друг друга, позволяющая осуществлять прямой визуальный контакт, является центральным моментом для процесса прямого диалога. Если все располагаются за столом, то посредник должен сидеть в торце, а стороны конфликта друг против друга. Главным препятствием для посредника в проведении диалога и осуществлении взаимной поддержки является такое расположение участников дискуссии, когда люди, вовлеченные в конфликт, сидят рядом на одной стороне стола, а посредник находится напротив них. Конечно, если рекомендуемое размещение противоречит культурным или личным предпочтениям участников встречи, вызывает дискомфорт, а то и является оскорбительной, оно является безусловно неприемлемым.

 

Признание и использование Силы Тишины

Недирективному стилю посредничества присущи моменты молчания в процессе диалога и разрешения конфликтов. Признание, использование силы тишины и способность комфортно себя чувствовать, храня молчание (качества, как отмечалось выше, часто встречающиеся в не-западных культурах) очень важны для гуманистической модели примирения. Сохраняя молчание, мягко препятствуя нетерпеливым попыткам его нарушить вопросами или предложениями двигаться дальше (например, медленно считая до десяти перед тем, как начать говорить), посредник лучше сможет помочь сторонам конфликта воспринять посредничество как диалог и взаимную поддержку – путь сердца в гармонии с разумом.

 

Проведение дополнительных встреч.

Следующие за первой совместные встречи вовлеченных в конфликт сторон очень важны длягуманистической модели примирения Из-за природы человеческих конфликтов, затрагиваемые в них проблемы зачастую очень сложны, и для их разрешения часто недостаточно одной встречи, особенно когда конфликт затрагивает важные для людей взаимоотношения. Часто весь комплекс вопросов и ожиданий не может быть рассмотрен на одной встрече. Даже в тех случаях, когда конфликт в основном разрешен в течение одной встречи, проведение последующей встречи спустя несколько месяцев поможет проверить выполнение соглашения или разрешить вопросы, которые могли за это время возникнуть. Это важно для всего процесса восстановления душевного равновесия и спокойствия.

 

Таблица 1. Сравнение гуманистического примирения и посредничества, направленного на решение проблем.

  Классическое посредничество, направленное на решение проблем Гуманистическое, преобразующее Примирение
Главный акцент Сделан на достижение соглашения и решение проблемы Сделан на диалог и восстановление взаимоотношений
Подготовка вовлеченных в конфликт сторон Посредник не контактирует с вовлеченными в конфликт сторонами до совместной встречи. Сбором информации занимается технический сотрудник. Посредник проводит по крайней мере одну предварительную встречу с каждой стороной в отдельности. Основные задачи – выслушать историю, установить раппорт, объяснить сущность процесса примирения и выяснить ожидания от встречи.
Роль посредника Направляет и организует процесс общения для достижения взаимоприемлемого соглашения. Готовит вовлеченные в конфликт стороны к диалогу, чтобы создать у них реалистичные ожидания и чувство безопасности при прямом общении друг с другом. Помогает сторонам в процессе диалога.
Стиль посредничества Активный и направляющий (директивный), посредник часто говорит и задает много вопросов. Стиль посредника недирективный, посредник остается несколько в стороне. После вступительного слова посредник как бы отходит на второй план и не прерывает прямой диалог сторон. Тем не менее, он не пассивен и всегда приходит на помощь, когда стороны заходят в тупик.
Отношение к эмоциональному контексту конфликта Выражению чувств участников конфликта и их рассказам об истории и контексте конфликта уделяется мало внимания. Посредник поощряет искреннее выражение чувств и дискуссию о контексте и истории конфликта. Признается целительная функция монологов когда говорят и слушают «от сердца».
Моменты тишины Мало моментов тишины. Посредник чувствует себя неуютно в тишине и испытывает потребность говорить и задавать вопросы. Много продолжительных моментов молчания. Посредник не прерывает молчание и поддерживает его как путь к восстановлению душевного равновесия и уверенности в себе.
Письменные соглашения Основная цель и наиболее желаемый результат посреднической встречи. Соглашения сосредоточены на реальных, осязаемых вещах. Вторично по отношению к искреннему диалогу и взаимной поддержке (Стороны помогают друг другу, обмениваясь информацией и делясь своими чувствами). В соглашениях часто содержатся символические жесты, задачи личностного роста, утверждения новых взаимоотношений между сторонами.

 

 

Восстановительная парадигма

Гуманистическая, направленная на диалог модель примирения базируется на том, что Лоис Голд (1993) описывает как восстановительную парадигму. Она называет двенадцать характеристик, которые отличают восстановительную парадигму от доминирующей сегодня парадигмы «решения проблем», направленной на достижение соглашения:

1. Демонстрировать внимание, безоценочное принятие человеческого достоинства.

2. Выстраивать раппорт и эмоциональную связь... «быть там»

3. Помочь людям прислушаться к их внутренней мудрости, их стремлению к миру.

4. Дать человеку надежду... «с нашей помощью ты сможешь это сделать».

5. Использовать общую добрую волю.

6. Всегда говорить от сердца.

7. Думать о душевных ранах клиента, а не о его способе защиты.

8. Быть реалистичным и «тождественным».

9. Создавать безопасное пространство для диалога.

10. Создавать духовное пространство

11. Признавать, что исцеление не является исправлением.

12. Понимать, что исцеление признает наличие боли и разрыва, означает совместный путь преобразования.

 

Хотя восстановительная парадигма, представленая Лоис Голд (1993) основывается на ее богатейшем опыте работы прежде всего как семейного психиатра и посредника, она имеет очень большое значение для практики гуманистического примирения в любом контексте, если в основе конфликта лежит кризис взаимоотношений. Это особенно верно в тех случаях, когда одна или обе стороны переживают потерю былых нормальных взаимоотношений, будь то отношения между коллегами на работе, друзьями, супругами, партнерами, родителями и детьми или соседями. Из-за сущности акта преступления и его большого влияния на жизнь всех вовлеченных сторон это также в значительной степени относится и к отношениям правонарушителя и жертвы, которые, хотя и были раньше, как правило, незнакомы, неожиданно оказались в особого рода ситуациональном взаимодействии (конечно, не по воле жертвы). Жертвы преступлений, особенно серьезных, часто переживают потерю ощущения безопасности, и более того - неприкосновенности.

Понимание и применение практики гуманистического примирения в контексте восстановительной парадигмы, предложенной Голд (1993), в значительной степени основывается на безусловном уважении драгоценного дара человеческого существования, человеческих взаимоотношений и общества, глубокой духовной связи всех нас в нашем совместном путешествии длинною в жизнь, с учетом всего разнообразия религиозных, культурных, политических предпочтений и различий в образе жизни. Лоис Голд описывает язык исцеления, восстановления душевных сил как язык души, а не как язык решения проблем.

 

Заключение

 

Доминирующая сегодня в западной культуре модель посредничества, направленного на достижение соглашения, очевидно, помогает очень многим людям, вовлеченным в конфликт, и в большинстве случаев является более предпочтительным вариантом, чем состязательный процесс и судебная система в целом. Другая модель, учитывающая важность духовности, сострадательной силы и нашей общей человечности во взаимоотношениях, имеет еще больший потенциал. Как выражение целительной силы разрешения конфликтов, гуманистическая модель примирения может способствовать формированию общественной и социальной гармонии. Акцентируя внимание на исцеляющей силе посредничества и диалога, модель может обеспечить более полное разрешение возникающих конфликтов. Через процесс диалога и взаимной поддержки вовлеченных в конфликт сторон, практика гуманистического примирения способствует достижению мира в человеческих взаимоотношениях. Она обращается и часто разрешает текущий конфликт, но при этом также облегчает путь к собственному сердцу, так что участники процесса могут найти внутренний мир. Истинный мир – вот настоящая цель гуманистического процесса посредничества.

 

 

14 марта 1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.014 с.)