Этапы возрастного психологического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы возрастного психологического развития.



Младенчество и ранний детский возраст Симбиотическая связь (дети/родители)
Овладение языков
Расстройства привязанности
Самоконтроль, включая навыки опрятности
Дошкольный возраст Первичная половая идентификация
Дифференциация эмоций и контроль страхов
Включение в детские коллективы
Овладение игрой и развитие общения, первичных социальных правил и норм через игру
Младший школьный возраст Готовность к школе и адаптация к обучению
  Успеваемость (овладение школьными навыками)
  Поддержка отношений со сверстниками (признание, установление дружеских отношений)
  Поведение, регулируемое правилами
Подростковый возраст Школьная успешность и учебно-профессиональное самоопределение
  Развитие досуговой деятельности
  Формирование отношений с противоположным полом
  Формирование собственной идентичности

Умственная отсталость =Олигофрении

• 27 случаев на 1000 человек населения, а распространенность ее умеренной и тяжелой форм (IQ менее 50) — 3,7 на 1000.

• «Ядерная» умственная отсталость =олигофрении (Benda L., 1960), характеризуется тотальностью, стойкостью и необратимостью психического дефекта, а ведущим признаком является нарушение собственно интеллектуальной деятельности, которое определяет особенности нарушения других психических функций.

Клинические признаки умственной отсталости

• Легкая умственная отсталость (IQ 50-70)

• Умеренная умственная отсталость (IQ 35-49)

• Тяжелая умственная отсталость (IQ 20-34)

• Глубокая умственная отсталость (IQ менее 20)

Легкая умственная отсталость (IQ 50-70)

Дебильность – легкая умственнная отсталость, характеризуется у детей школьного возраста и подростков достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных учебных программ, основанных преимущественно на конкретно-наглядных методиках и более медленном обучении. Дети могут овладеть несложными трудовыми и профессиональными навыками.

• При дебильности отмечается относительная адекватность и самостоятельность поведения в привычной обстановке, удовлетворительная социальная адаптация в условиях, не предъявляющих новых и усложняющихся требований к личности.

Умеренная умственная отсталость (IQ=20-49) Имбецильность

• Эта группа составляет около 12% случаев умственной отсталости.

• – средняя степень умственной отсталости (IQ=20-49) с выраженной конкретностью и ситуационным характером мышления, неспособностью к образованию отвлеченных понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью.

• Имбецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки.

• Темп психического развития при имбецильности резко замедлен. У детей с тяжелой имбецильностью слабо развита речь, они могут приобретать только навыки самообслуживания, но не трудовые навыки

 

Глубокая умственная отсталость (IQ менее 20)

• Эта группа составляет около 7% всех случаев умственной отсталости.

Идиотия (глубокая умственная отсталость– самое глубокое общее психическое недоразвитие (IQ менее 20).

• Мышление и речь почти не развиты, восприятия слабо дифференцированы, реакции на окружающее резко снижены и часто неадекватны, эмоции ограничены чувствами удовольствия и недовольства, любая осмысленная деятельность, в том числе навыки самообслуживания, недоступна, дети часто неопрятны вследствие недержания мочи и кала.

• Относительно часто встречаются повышенные и извращенные влечения – дети упорно онанируют, поедают нечистоты.

• Жизнь таких больных проходит на инстинктивном уровне. Они нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

СОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

• сенсорные

• двигательные нарушения (мышечную спастичность, атаксию и атетоз)

• эпилепсия

• недержание

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У БОЛЬНЫХ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ

• Шизофрения

• Аффективные расстройства

• Неврозы

• Расстройства личности

• Органические психические расстройства

• Аутизм и синдром гиперактивности

• Расстройства повеления

• Сексуальные проблемы

Этиология умственной отсталости

• Причины умственной отсталости: Синдром Дауна 26%. Другие наследственные нарушения или врожденные пороки развития 19 %. Перинатальная травма 18%. Инфекции 14%. Наследственные биохимические аномалии 4%. Другие причины 4%. Нераспознанные причины 15%. * Corbett et al. (1975)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Генетические причины. Нарушения метаболизма. Заболевания мозга. Инфекции. Интоксикации. Физические повреждения. Дисфункция плаценты. Эндокринные нарушения. Перинатальные факторы. Кровоизлияние в желудочки головного мозга. Постнатальные повреждения. Травма. Отравление свинцом. Инфекционные болезни. Недоедание

Задержки психического развития

• — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

• Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).

Распространенность задержек психического развития

• в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

• Состояния, относимые к ЗПР= «пограничная интеллектуальная недостаточность» (Ковалев В.В.). Они характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубым нарушением познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям, отличающимся от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию.

Психические нарушения при задержках психического развития

проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома «минимальность мозговой дисфункции» (ММД). В международной классификации болезней 10-го пересмотра рубрика ЗПР отсутствует. В какой–то мере эту рубрику заменяет рубрика «Специфичные расстройства развития школьных навыков».

Этиология пограничных форм интеллектуальной недостаточности

Это могут быть различные биологические факторы (интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.д.), которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения, с другой стороны, играют роль и социальные факторы, включая неблагоприятные условия воспитания, дефицит информации и т.п. Большему выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка.

Степени ЗПР

При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода;

- при средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период;

-при тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

Классификация

Г.Е.Сухарева (1965) выделяет следующие формы задержки темпов развития:

1. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения,

2. интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями,

3. нарушения при различных формах инфантилизма,

4. вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением органов слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма,

5. функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС.

«Педагогическая запущенность».

Рассматривается в рамках пограничной интеллектуальной недостаточности рассматривается. Интеллектуальная недостаточность у таких детей проявляется в недостатке объема знаний, которые должны иметься у ребенка данного возраста. У этих детей относительно бедная, неразвитая речь с преобладанием речевых штампов, бедность интеллектуальных интересов и установок личности. Наличие данной группы симптомов интеллектуальной недостаточности может вести к нарушениям социальной адаптации, однако не рассматривается как форма клинической патологии.

Психический инфантилизм

– это патологическое состояние, обусловленное социальными, наследственно-генетическими и органическими факторам в виде задержанного по темпу, не менее чем на один этап, возрастного психологического развития, характеризующееся замедленным становлением физической, психической и личностной зрелости со стойкими эмоционально-личностными и поведенческими стереотипами, обуславливающими нарушения социальной адаптации без признаков тотальной недостаточности интеллекта (Код по МКБ: F 89; F 60.8; F 07.8).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.165.107 (0.013 с.)