– большая корзина, в которую вмещается до тридцати са‘ фиников.
‘А΄рафа
– девятое число месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники выполняют часть обрядов хаджа, а остальные мусульмане постятся.
‘А΄рийа
– вид торговых сделок, при котором разрешается продавать несобранный урожай свежих фиников в обмен на сухие, если они выплачиваются в количестве, соответствующем урожаю сухих фиников.
‘А΄саба
– родственники покойника мужского пола по отцовской линии.
‘Абд (мн. ‘Ибад΄)
– раб, невольник.
‘Ава΄ли аль-Мади΄на
– пригороды Медины, удаленные от города на шесть и более километров.
‘Ава΄мир
– змеи, живущие в избах и домах.
‘Аджва΄
– прессованные свежие финики или сорт фиников.
‘Ади΄ты
– древний народ, проживавший в местечке Хадрамаут на территории современного Йемена, потомки пророка Нуха (Ноя). За свое упрямство и беззаконие были уничтожены ураганным ветром, который бушевал над ними в течение семи ночей и восьми дней без перерыва.
‘Азль
– coitus interruptus, извлечение полового члена из влагалища во время эякуляции.
‘Ай΄на
– запрещенный вид торговых сделок, при котором покупатель приобретает товар в кредит, после чего продает приобретенный товар продавцу за более низкую плату с целью обретения наличных денег.
‘Аки΄ка
– принесение в жертву одного или двух баранов в знак благодарности всевышнему Аллаху за рождение ребенка.
‘Акра΄ Халка΄
– восклицательное выражение, которое почти не имеет смысла и означает неодобрение.
‘Арафат΄
– долина, расположенная в двадцати пяти километрах южнее Мекки.
‘Аср
– послеполуденные часы, когда совершается обязательный послеполуденный намаз. Отведенное для этого намаза время начинается сразу после окончания времени полуденного намаза, т.е. когда длина тени предмета (без учета остаточной тени) становится равна длине самого предмета, и продолжается до заката солнца, однако крайне желательно завершить этот намаз до того, как тень предмета станет в два раза больше длины самого предмета.
‘Аура
– часть тела, которую человек обязан прикрывать перед другими людьми.
‘Ашура΄
– десятое число месяца мухаррам, когда мусульмане постятся в знак благодарности всевышнему Аллаху за то, что Он спас в этот день пророка Мусу (Моисея) и сынов Исраила от войска египетского Фараона.
‘Иба΄да
– поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т.п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.
‘Ид аль-Ад΄ха
– праздник жертвоприношения, который начинается десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и длится четыре дня.
‘Ид аль-Фитр
– праздник разговения, который начинается первого числа месяца шавваль и длится три дня.
‘Ид΄да
– период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину.
‘Иша΄
– вечерние часы, когда совершается вечерняя молитва. Ее время начинается через 1 ч. 15 мин. – 1 ч. 30 мин. после заката солнца и продолжается до полуночи. Для определения полуночи следует вначале вычислить продолжительность ночи, которая длится с момента заката солнца до наступления рассвета. По прошествии половины этого времени заканчивается время, отведенное для обязательного вечернего намаза.
‘Укйа
– окия. 5 окий = 22 серебряных йеменских реала = 200 серебряных дирхема = около 640 г.
‘Ум΄ра
– малое паломничество в Мекку.
‘Умра΄
– дом или жилище, преподнесенное в подарок.
‘Ур΄фут
– дерево, которое выделяет магафир.
‘Урбан΄
– задаток, который остается продавцу в том случае, если покупатель отказывается приобретать товар. Поступать таким образом запрещено.
‘Ушр
– одна десятая часть урожая зерновых культур или фруктов, которая выплачивается в качестве закята.
А΄ма
– рабыня, невольница.
Ад-Даййан΄
– всевышний Судия, который сначала призывает к ответу, а затем выносит приговор.
Азан΄
– призыв на намаз, который громко провозглашается муэдзином для оповещения мусульман о наступлении времени очередной ритуальной молитвы. Для этого муэдзин обращается лицом в сторону Мекки, прикладывает руки к ушам и громко восклицает: «Аллааху акбар! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах!» При произнесении слов «Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Хаййаа ‘аляль фаляях!» следует поворачивать голову направо и налево. При оповещении о наступлении рассветного намаза после слов «Хаййаа ‘аляль фалаах!» следует сказать: «Ас-салаату хейрун минан наум! Ас-салаату хейрун минан наум!»
Азлям΄
– стрелы, которыми арабские язычники пользовались для принятия окончательного решения и определения того, что может принести им удачу.
Аййам΄ ат-Ташрик΄
– одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое числа месяца зу-ль-хиджжа, когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают всевышнего Аллаха.
Алла΄ху Акбар
– выражение, которое означает: «Аллах превелик!»
Ал-Лат
– один из наиболее известных идолов арабских язычников, располагавшийся в Таифе и обожествляемый племенем Сакиф. Это была белая скала, на которой был построен храм, покрытый покрывалом и окруженный забором. При идоле были служители. Аль-Мугира ибн Шу‘ба и Абу Суфйан ибн Харб разрушили и сожгли этот идол по приказу Пророка Мухаммада. Позже на этом месте построили мечеть.
Аль-‘Акик
– долина, расположенная в семи километрах западнее Медины.
Аль-‘У΄зза
– один из наиболее известных идолов арабских язычников, обожествляемый мекканцами и располагавшийся в местечке Нахль, которое находится между Меккой и Таифом. Это было дерево, над которым было сооружено строение, покрытое покрывалом. После покорения Мекки Халид ибн аль-Валид разрушил этот идол по приказу Пророка Мухаммада.
Аль-Байда΄
– местечко, расположенной южнее Медины по дороге в Мекку.
Аль-Бейт аль-Ма‘мур΄
– храм, расположенный на седьмом небе непосредственно над Каабой. Ежедневно его посещают семьдесят тысяч ангелов, ни один из которых не сумеет посетить его снова вплоть до наступления Судного дня.
Аль-Гурр аль-Мухаджжалун΄
– эпитет, которым Пророк Мухаммад охарактеризовал внешний вид мусульман в Судный день, когда будут светиться все части тела, которые они мыли во время ритуального омовения.
Аль-Джам‘
– одно из названий долины Муздалифа.
Аль-Джи‘ра΄на
– местность, расположенная в нескольких километрах от Мекки, где Пророк Мухаммад распределял трофеи, добытые в битве при Хунейне, и откуда он вступил в ихрам для совершения малого паломничества.
Аль-Джух΄фа
– место вступления в ихрам, отведенное для жителей Шама и паломников, прибывающих в Мекку через Шам.
Аль-Касва΄
– верблюдица Пророка Мухаммада.
Аль-Кау΄сар
– райская река, воды которой белее молока и слаще меда. Ее благоухание прекраснее благоухания мускуса, а вокруг нее летают птицы с прекрасными длинными шеями, похожими на шеи верблюдов.
Аль-Макам΄ аль-Махмуд΄
– самое высокое и самое прекрасное место в раю, которого будет удостоен только Пророк Мухаммад.
Аль-Мана΄си‘
– большое плато на окраинах Медины.
Аль-Мар΄ва
– один из двух холмов, расположенных в восточной части Заповедной мечети, между которыми совершают ритуальный бег паломники.
Аль-Мас΄джид аль-Акса΄
– священная мечеть, расположенная в Иерусалиме и построенная пророками Исхаком (Исааком) и его сыном Йа‘кубом (Иаковом) спустя сорок лет после строительства Заповедной мечети в Мекке. Эта мечеть является третьей святыней, к которой разрешается совершать паломничество. Вознаграждение за совершенный в ней намаз равно вознаграждению за пятьсот намазов, совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине.
Аль-Мас΄джид аль-Харам΄
– Заповедная мечеть, расположенная в Мекке, в которой находится Кааба. Согласно некоторым сообщениям, вознаграждение за совершенный в ней намаз равно вознаграждению за сто тысяч намазов, совершенных в других мечетях.
Аль-Мас΄джид ан-На΄бави
– мечеть Пророка Мухаммада в Медине, строительство которой началось сразу после его переселения из Мекки в Медину. Вознаграждение за совершенный в ней намаз равно вознаграждению за тысячу намазов, совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной мечети в Мекке и мечети аль-Акса в Иерусалиме.
Аль-Масих΄ ад-Даджжаль΄
– лжемессия, пришествие которого является одним из больших признаков Судного дня. Он явится на землю
Аль-Маш‘ар аль-Харам΄
– святое место, расположенное в долине Муздалифа, где паломники поминают Аллаха после совершения рассветного намаза.
Аль-Мухас΄саб
– долина, расположенная недалеко от Мекки. Известна также как Хейф Бану Кинана.
Аль-Ха΄дас аль-Ак΄бар
– состояние большого осквернения, которое наступает после половой близости или поллюции.
Аль-Ха΄дас аль-Ас΄гар
– состояние малого осквернения, которое наступает после выделения кишечных газов, испражнения или мочеиспускания.
Аль-Ха΄джар аль-Ас΄вад
– черный камень, который располагается в одном из углов Каабы. Во время обхода вокруг Каабы паломники целуют этот камень, прикасаются к нему или указывают на него рукой. Черный камень является единственным предметом, целовать который разрешается в соответствии с мусульманским шариатом, однако это никоим образом не означает, что мусульмане обожествляют его.
Аль-Хасба΄
– местность, расположенная недалеко от Мекки, куда паломники отправляются после выполнения всех обрядов хаджа.
Аль-Хиджр
– неотстроенная часть Каабы, которая находится в северной части строения и в настоящее время огорождена возвышением.
Ам΄ма Ба‘д
– выражение, которое используется для отделения основной части речи или статьи от введения, в котором принято восхвалять и возвеличивать Аллаха. Буквально это выражение переводится: «А затем…» Однако более литературный перевод звучит: «Итак…»
– выражение, которое означает: «Боже, прими наши молитвы!»
Анса΄ры
– коренные жители Медины, которые обратились в ислам и стали верными сподвижниками Пророка Мухаммада. Они принимали и обеспечивали всем необходимым переселенцев из Медины и других городов.
Арак΄
– дерево, из которого изготавливают сивак.
Ар-Рабб
– Господь и Властелин, который сотворил все сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит вселенной. Это – одно из прекрасных имен всевышнего Аллаха. В русском языке нет слова, которое бы отражало все оттенки этого эпитета, и самым близким к нему по значению является слово “Господь”.
Арш
– материальная компенсация за нанесение травм или увечий другому лицу.
Ас-Сафа΄
– один из двух холмов, расположенных в восточной части Заповедной мечети, между которыми совершают ритуальный бег паломники.
Ас-Сыддик
– прозвище Правдивейшего Абу Бакра, которым его нарек Пророк Мухаммад после ночного путешествия в Иерусалим и восхождения на седьмое небо.
Ас-Сыхах΄ ас-Сит΄та
– сборники хадисов, составленные аль-Бухари, Муслимом, Абу Давудом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджой.
– группа неимущих сподвижников численностью около восьмидесяти человек или чуть более того, которая проживала в мечети Пророка Мухаммада и обучалась у него религиозному знанию.
Асхаб΄ аш-Ша΄джара
– сподвижники Пророка Мухаммада, которые присягнули ему на верность до смерти под деревом в Худейбийе и тем самым заслужили благоволение всевышнего Аллаха. Согласно наиболее достоверному мнению, их численность составляла 1400 человек.
Ат-Тан‘им΄
– местечко, расположенное севернее Мекки за границами священной земли, откуда жители Мекки могут вступить в ихрам для совершения малого паломничества.
Ахкам΄
– религиозные предписания. Шариатские предписания делятся на пять видов: (а) ваджиб или фард, т.е. обязательные; (б) мустахабб, т.е. дополнительные, желательные или необязательные; (в) мубах или халал, т.е. дозволенные или разрешенные; (г) макрух, т.е. нежелательные; (д) харам, т.е. запрещенные.
– молочная верблюдица, почитаемая доисламскими арабами. Если верблюдица рожала десять самок подряд, то арабские язычники называли ее саибой и начинали почитать ее. Если после этого она рожала еще одну самку, то ее называли бахирой и почитали наряду с матерью. Язычники отрезали ей часть уха, не садились на нее верхом, не возили на ней грузов, не стригли ее шерсть, и пить ее молоко мог только гость.
Бей‘ аль-Хасат΄
– запрещенный вид торговых сделок, при котором продавец предлагает покупателю бросить камушек и приобрести по заранее обговоренной цене любой товар, на который упадет его камушек. Запрет на подобную торговлю связан с тем, что обе стороны не знают заранее, будет ли цена соответствовать стоимости товара. Этот вид сделок имеет множество различных форм, каждая из которых запрещена. Например, запрещается продавать беглого раба, пропавшее животное, непойманную рыбу и т.п.
Бей‘ ар-Ридван΄
– присяга на верность до смерти, которую дали сподвижники Пророка Мухаммада под деревом в Худейбийе, когда до них дошел слух о том, что курейшиты убили ‘Усмана ибн ‘Аффана. Это событие произошло в 6 году по мусульманскому летоисчислению.
Бей‘ ас-Са΄лям
– см. Салям.
Бей‘ ас-Са΄ляф
– см. Саляф.
Бей‘а
– присяга, которую граждане государства дают имаму или эмиру, обязуясь повиноваться ему во всем, что не противоречит мусульманским законам.
Бейт аль-Мак΄дис
– священная мечеть в Иерусалиме, третья мусульманская святыня, к которой разрешается совершать паломничество. Первыми двумя являются Заповедная мечеть в Мекке и мечеть Пророка Мухаммада в Медине.
Бейт аль-Мид΄рас
– дом в Медине, который до распространения ислама был иудейским центром.
Бид‘а
– ересь. Любое нововведение, касающееся религиозных предписаний, является ересью и отвергается всевышним Аллахом. Хорошей ереси не существует, потому что ниспосланный Аллахом шариат является совершенным и не нуждается в дополнениях или изменениях.
Бинт Лабун΄
– двухгодовалая верблюдица.
Бинт Махад΄
– годовалая верблюдица.
Бу‘ас΄
– местечко, расположенное в трех с лишним километрах от Медины, где в доисламские времена произошло сражение между племенами аль-Аус и аль-Хазрадж.
Бур΄нус
– плащ с капюшоном.
Бурак΄
– животное из потустороннего мира, на котором Пророк Мухаммад совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим. Оно крупнее ишака, но меньше лошади.
Бурд, бурда
– темная узкая одежда.
Бутхан΄
– долина в Медине.
Ва΄сыль
– человек, поддерживающий родственные связи.
Вай΄хак
– выражение, которое означает: «Да простит тебя Аллах!»
Вакф
– религиозное пожертвование, которое не может стать чьей-либо частной собственностью.
Вали΄ (мн. Аулийа΄)
– (а) покровитель, защитник, помощник; (б) опекун; (в) праведник, приближенный к Аллаху, которым может стать каждый правоверный мусульманин, выполняющий обязательные и необязательные предписания религии и остерегающийся запрещенных и нежелательных поступков.
Вали΄ма
– свадебное пиршество.
Валя΄
– право на наследство освобожденного раба, которое закрепляется за тем, кто даровал ему свободу. Это право передается по наследству, его нельзя подарить или продать.
Варс
– кустарник, из которого изготавливают желтую краску.
Васи΄йя (мн. Васа΄йа΄)
– завещание.
Васи΄ля
– способ приблизиться ко всевышнему Аллаху и снискать Его благоволение. Разрешается стремиться снискать благоволение Аллаха посредством Его прекрасных имен и совершенных качеств, своих искренних благодеяний и молитв живого праведного человека. Существуют и другие запрещенные и еретические способы приближения к Аллаху.
Васк
– арабская мера веса. 1 васк = 60 са‘ = около 135 кг. Существуют и другие версии перевода.
Васк (мн. Ау΄сак или Ау΄сук)
– арабская мера веса. 1 васк = около 60 са‘ = около 135 кг. Существуют и другие версии перевода.
Вахй
– божественное откровение, которое передается пророкам и посланникам через ангела Джибриля, путем внушения или в результате непосредственной беседы со всевышним Аллахом.
Висаль΄
– соблюдение поста в течение нескольких дней подряд.
Витр
– заключительный намаз, состоящий из нечетного числа рак‘атов.
Вуджуб΄ аль-Иттиба‘
– необходимость придерживаться предписаний Пророка Мухаммада. Ни одно из благодеяний не будет принято всевышним Аллахом до тех пор, пока мусульманин не выполняет его искренне ради Аллаха и в соответствии с предписаниями Пророка Мухаммада.
Вуду΄
– ритуальное омовение, которое мусульманин совершает для того, чтобы совершить намаз, обойти вокруг Каабы или прочесть свиток священного Корана.
Га΄ба
– местность, расположенная недалеко от Медины.
Га΄зи
– мусульманский воин, вернувшийся со священной войны.
Газ΄ва
– крупное сражение, в котором Пророк Мухаммад лично возглавлял мусульманскую армию.
Газ΄ват аль-Хан΄дак
– битва у рва. Так называется сражение, которое состоялось в 5 году по мусульманскому летоисчислению, когда враждебные к мусульманам племена объединились и пытались положить конец распространению ислама. Тогда мусульмане вырыли на подходах к Медине огромный ров и с помощью всевышнего Аллаха сумели отстоять город.
Гарар
– торговля товаром, которого нет в наличии.
Ги΄ла
– совершение полового сношения с женой до того, как она отрывает ребенка от груди.
Ги΄ра
– ревностное стремление сохранить свою честь и свое достоинство.
Гу΄раф
– горницы.
Гулуль΄
– кража военных трофеев, пока они еще не распределены между воинами.
Гусль
– купание, которое носит ритуальный характер и совершается в соответствии с определенными правилами.
Да΄ник
– монета, эквивалентная одной шестой части дирхема.
Дар аль-Када΄
– дом правосудия, суд.
Дау΄мат аль-Джан΄даль
– поселение, расположенное в долине ас-Сарахан к северо-западу от Неджда.
Джаз‘а
– четырехгодовалая верблюдица.
Джалиль΄
– пахучая трава, растущая в Мекке.
Джаль΄сат аль-Истира΄ха
– короткая пауза, которую молящийся проводит в сидячем положении после второго земного поклона перед тем, как подняться на следующий рак‘ат.
Джам΄рат аль-‘А΄каба
– самый большой из трех каменных столбов, расположенный на въезде в долину Мина со стороны Мекки.
Джан΄на
– райские сады, рай.
Джана΄ба
– состояние полового осквернения, которое наступает после половой близости или поллюции во сне. В этом состоянии мусульманин не имеет права совершать намаз, обходить вокруг Каабы и читать священный Коран до того, как искупается.
– (а) доисламские времена невежества; (б) противоречащие исламу деяния, распространенные до пришествия Пророка Мухаммада и совершаемые невежественными людьми в наше время.
Джиз΄ья
– дань или подушная подать, которой облагаются все немусульмане, проживающие под покровительством мусульманского государства.
Джимар΄
– три небольших каменных столба, расположенных в долине Мина, в которые паломники бросают камешки в течение четырех дней праздника жертвоприношения.
Джин΄ны
– творения, созданные всевышним Аллахом из огня, которые жили на земле задолго до появления на ней человека и живут на ней сейчас. Среди них есть как мусульмане, так и неверные, причем последних называют бесами и дьяволами. Иногда людям удается увидеть эти существа, а некоторые колдуны и предсказатели вопреки запрету Аллаха даже входят с ними в контакт.
Джихад΄
– (а) священная война на пути Аллаха; (б) любые усилия, целью которых является прославление имени всевышнего Аллаха. Существует несколько форм джихада. Джихад с неверными, которые покушаются на безопасность мусульманского государства и мешают распространению ислама, ведется военными методами. Джихад с лицемерами, которые выдают себя за мусульман, ведется посредством дисскуссий и донесения до них истинного знания. Существует также джихад с сатаной и собственными страстями.
Джу΄му‘а
– пятница. В этот день мусульмане собираются в кафедральных мечетях на обязательный пятничный намаз, перед которым хатыб читает пятничную проповедь.
Джу΄нуб
– человек в состоянии полового осквернения.
Джуб΄ба
– верхняя одежда с широкими рукавами.
Джума΄да-ль-А΄хира
– шестой месяц мусульманского лунного календаря.
Джума΄да-ль-У΄ля
– пятый месяц мусульманского лунного календаря.
Джур΄хум
– известное арабское племя, которое правило Меккой в течение около двадцати веков, после чего власть в городе перешла в руки вождей племени Хуза‘а.
– дирхем, серебряная монета, вес которой равен весу 50 ячменных зерен с обрезанными концами. 12 дирхемов эквивалентны одной окии золота.
Духа΄
– утренние часы, когда совершается необязательный утренний намаз.
Закят΄
– обязательная ежегодная выплата состоятельными мусульманами части имущества определенным категориям людей в соответствии с установленными правилами.
Закят΄ аль-Фитр
– обязательное пожертвование, которое выплачивается по случаю праздника разговения до праздничного намаза.
Замзам
– священный источник, расположенный на территории Заповедной мечети в Мекке. По воле всевышнего Аллаха вода этого источника способна утолить голод, избавить от недуга и т.п.
Зарнаб
– разновидность пахучих трав.
Зат ‘Ирк
– место вступления в ихрам, отведенное для жителей Ирака и паломников, прибывающих в Мекку через эту страну.
Зат ан-Ната΄кейн΄
– прозвище, которым Пророк Мухаммад нарек Асму бинт Абу Бакр за то, что она помогала им во время переселения в Медину. Буквально эти слова означают: «Девушка, опоясанная двумя шнурками».
Зат ар-Рика΄
– название битвы, которая произошла в одноименном местечке недалеко от Неджда в 7 году по мусульманскому летоисчислению после взятия Хейбара. Согласно другому мнению, название битва связано с буквальным смыслом этого выражения, которое означает “испещренные полосами”. А причина такого названия состоит в том, что многие мусульмане сражались босыми, а когда их ноги начали покрываться волдырями и ссадинами, они принялись перевязывать их лоскутами и тряпками.
Зау аль-Архам΄
– родственники по материнской линии.
Зим΄ми
– немусульманин, проживающий под покровительством мусульманского государства.
Зиндик΄ (мн. Зана΄дика)
– безбожник.
Зихар΄
– языческий обряд отвержения жен, при котором мужчина приравнивает свою жену к матери, сестре или другой женщине, на которой он не имеет права жениться.
Зу Мах΄рам
– человек, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их близкого родства (брат, отец, дядя и т.д.), а также ее собственный муж.
Зу Тува΄
– долина в Мекке, в которой находится хорошо известный колодец. Во времена Пророка Мухаммада, когда Мекка была всего лишь небольшим поселением, этот колодец располагался за пределами города.
Зу-ль-Ка‘да
– одиннадцатый месяц мусульманского лунного календаря.
Зу-ль-Карнейн΄
– один из величайших правителей древнего мира, власть которого распространялась на всю землю. Он был праведным и набожным человеком и по милости всевышнего Аллаха на некоторое время избавил людей от племен Йаджудж и Маджудж. История этого праведника упоминается в суре “аль-Кахф”.
Зу-ль-Фара΄ид
– лица, имеющие право на определенную часть наследства в соответствии с кораническими предписаниями. Остальные наследники называются ‘асаба.
Зу-ль-Ха΄ласа
– строение, в котором находился идол, обожествляемый племенами Хас‘ам и Баджейла. Арабские язычники называли его йеменской Каабой. Джарир ибн ‘Абдуллах аль-Баджали разрушил его по приказу Пророка Мухаммада.
Зу-ль-Хи΄джжа
– двенадцатый месяц мусульманского лунного календаря.
Зу-ль-Хулей΄фа
– место вступления в ихрам, отведенное для жителей Медины и паломников, прибывающих в Мекку через эту страну. В настоящее время эта местность называется Абйар ‘Али.
Зу-н-Ну΄рейн΄
– прозвище третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана, которое означает “обладатель двух светочей”. Он получил это прозвище за то, что был женат на двух дочерях Пророка Мухаммада – Рукайе и Умм Кульсум, причем на последней он женился только после кончины ее сестры.
Зухр
– полдень. С того момента, как солнце переходит зенит, наступает время обязательного полуденного намаза, которое продолжается до тех пор, пока тень предмета (без учета остаточной тени) не станет равна длине самого предмета.
И΄лийа΄
– одно из названий Иерусалима.
И΄ля΄
– клятва о том, что муж не будет приближаться к своей жене в течение определенного периода времени.
И‘тикаф΄
– уединение в мечети ради поклонения всевышнему Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть и совершать половое сношение с женой.
Иджа΄ра
– (а) арендная плата; (б) сдача в аренду.
Из΄хир
– растение, которое использовалось при плавке металла, а также в качестве настила в домах и могилах.
Изар΄
– кусок материи, которым опоясываются вокруг пояса.
Ика΄ма
– объявление о начале намаза, которое произносится непосредственно перед началом обязательного намаза по распоряжению имама. Оно звучит: «Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Кад кааматис саляях! Кад кааматис саляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах!»
Ика΄мат ас-Салят΄
– совершение намаза. Повеление совершать намаз часто повторяется в священном Коране, однако многие мусульмане не осознают его истинного смысла.
(а) Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны регулярно совершать пять обязательных ежедневных намазов: фаджр (рассветный), зухр (полуденный), ‘аср (послеполуденный), магриб (закатный) и ‘иша (вечерний). Мужчины обязаны совершать групповой намаз, который лучше всего совершать в мечети. Женщинам лучше всего совершать намаз дома. Пророк Мухаммад приказывал родителям приучать детей к регулярному совершению намаза с семи лет, а в десять лет разрешил наказывать детей за небрежное отношение к молитвам. Глава семьи или государства несет ответственность за то, чтобы все мусульмане, находящиеся под его началом, регулярно совершали пять обязательных намазов.
(б) Совершать намаз необходимо строго в соответствии с предписаниями Пророка Мухаммада, который повелел мусульманам молиться так, как это делал он. Поэтому каждый мусульманин обязан изучить правила совершения намаза, опираясь на достоверные хадисы Посланника Аллаха, и руководствоваться этими знаниями в делах.
– вера. Мусульманская вера зиждется на вере в Аллаха, ангелов, священные писания, пророков, Судный день и предопределение с его добром и злом. Составными частями веры являются твердая убежденность, праведные слова и праведные деяния.
Имлас΄
– выкидыш, спровоцированный ударами по животу беременной женщины.
Иснад΄
– цепочка рассказчиков хадиса.
Истаб΄рак
– парча, плотная шелковая ткань.
Истибра΄
– период выжидания, равный одному менструальному циклу, в течение которого хозяин не имеет права вступать в половую связь с только что приобретенной невольницей.
Истиска΄
– групповой намаз, состоящий из двух рак‘атов, в котором молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи.
Истиха΄да
– хроническое кровотечение у женщин, которое продолжается дольше, чем длится менструация.
Истиха΄ра
– намаз, состоящий из двух рак‘атов, в котором молящийся просит всевышнего Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу.
Истихсан΄
– вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали ее.
– траур, который соблюдают женщины при кончине мужа или близкого родственника.
Ихрам΄
– ритуальное состояние, в котором молящемуся и паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время. Молящийся оказывается в таком состоянии после произнесения слов «Аллааху акбар!» в начале намаза, которые называются Такбира аль-Ихрам. А паломник оказывается в состоянии ихрама после надевания ритуальной одежды и произнесения вслух слов о намерении совершить паломничество. Ритуальная одежда паломника состоит из двух кусков непрошитой материи: изара, которой опоясываются вокруг пояса, и риды, которую накидывают на туловище.
Ихсан΄
– совершенное поклонение, когда правоверный поклоняется всевышнему Аллаху так, словно видит Его, и даже если он не в состоянии представить себе подобное, он все равно знает, что всевышний Аллах видит его.
Ихтиба΄
– положение, при котором человек сидит на ягодицах с приподнятыми коленями и обхватывает обеими руками свои ноги.
Ихтикар΄
– запрещенное шариатом хранение товара с целью создать искусственный дефицит на товары первой необходимости.
Иштимал΄ ас-Сама΄
– ношение одежды следующим способом: (а) перекинуть одежду через одно плечо и обнажить другое плечо; (б) укутаться в накидку в сидячем положении так, чтобы она не покрывала участки тела, расположенные ниже пояса.
Йакын΄
– (а) твердая убежденность в вере; (б) смерть.
Йалам΄лам
– место вступления в ихрам, отведенное для жителей Йемена и паломников, прибывающих в Мекку через Йемен.
Йама΄ма
– местность, в которой во время правления первого праведного халифа Абу Бакра произошло крупное сражение между мусульманами и сторонниками лжепророка Мусейлимы.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.017 с.)