Южно-российский институт – филиал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Южно-российский институт – филиал



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ростов-на-Дону 2012

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

В.М. Попов

Исследование социально-экономических

И политических процессов

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Попов В.М.

Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИ РАНХиГС, 2012. 44 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Включает в себя общие сведения о курсе, учебно-тематический план, программу учебного курса, список рекомендуемой литературы, тематику курсовых работ, вопросы к зачету и тесты.

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № от мая 2012 г.

Оглавление

Общие сведения о дисциплине…………………………………………………..3

Требования к уровню освоения дисциплины…………………………………..5

Объем дисциплины и виды учебной нагрузки…………………………………7

Содержание дисциплины………………………………………………………...8

Программа дисциплины………………………………………………………….9

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения………..14

Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения……...20

Рекомендуемая литература по специальности………………………………...24

Контрольные вопросы по дисциплине…………………………………………27

 

 

Общие сведения о дисциплине

Современное общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определёнными признаками, структурой, закономерностями развития, проходящего различные этапы.. Её основу составляют три взаимосвязанные между собой подсистемы:

- социальная – представляет собой форму жизнедеятельности людей, основанную на социальном взаимодействии и рудовых актах;

- экономическая – представляет сложное системное образование, включающее в себя производство, распределение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда и т.д.;

- политическая – охватывает всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти и т.д.

В условиях, когда происходит интенсификация процессов общественной жизни, значительно возросла потребность в глубоком, обстоятельном анализе всех аспектов управления этими процессами и системами, включая нахождение оптимальных решений.

Значимость эффективности управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти, нельзя переоценить, а значит, специалисты в области управления должны обладать знаниями, умениями и навыками исследования социально-экономических и политических объектов и процессов.

Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» – одна из основных для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и является необходимой базой для изучения дисциплин: социология, политология, теория организации, теория управления, система государственного и муниципального управления, управление персоналом, других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В основе исследования социально-экономических и политических процессов лежит системный подход. Его существенным преимуществом является то, что он позволяет преодолеть ограниченность, свойственную другим теоретическим подходам, и исследовать любой объект как «открытую систему», постоянно взаимодействующую с внешней средой.

Системный подход реализуется в методологии системного анализа, который является одним из эффективных инструментов исследования социально-экономических и политических процессов. Его следует рассматривать как предпосылку и необходимое теоретическое и практическое введение ко всем дисциплинам управленческого цикла.

Цель изучения учебной дисциплины – раскрыть цели, задачи и содержание процессов исследования управляемых социально-экономических и политических процессов, сущность системного подхода и содержание методологии системного анализа, сформировать у студентов основы знаний, умений и навыков планирования, организации и поведения исследования социально-экономических и политических процессов и систем.

Задачи дисциплины:

- изучить методики планирования и организации проведения исследований и оценки их эффективности;

- раскрыть сущность, принципы и характерные черты системного подхода в исследовании и управлении;

- раскрыть сущность и содержание основ методологии системного анализа;

- изучить структуру научного инструментария системного анализа;

- освоить технологии конкретных методов исследования (экспертных, построения дерева взаимосвязей, сетевых методов планирования и управления, моделирования и др.);

- показать практическую значимость комплексного исследования социально-экономических и политических процессов.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- практическую значимость исследования социально-экономических и политических процессов (ОК-3);

- сущность, основополагающие понятия, принципы и характерные черты системного подхода в исследовании и управлении (ОК-10);

- внутреннюю структуру системы, параметры описания её состояния, закономерности функционирования системы и их свойства (ОК-12);

- сущность и содержание методологии системного анализа, и область её применения (ОК-10);

- современные методы системного анализа (ОК-11);

- содержание научного инструментария системного анализа (ОК-11);

- технологии экспертных методов, используемых в исследования социально-экономических и политических процессов (ОК-10);

- теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности; сущность, структуру, типы и функции организационной культуры (ОК-10);

- методы системного планирования и управления (ОК-7);

- методологические подходы к оценке научной и практической эффективности исследований (ОК-11);

- знать сущность, содержание и принципы управленческой деятельности (ОК-7);

- методы планирования и организации проведения исследований (ОК-10).

Уметь:

- проектировать структуру системы социально-экономических и политических объектов и формулировать параметры описания их состояния (ПК-7);

- формулировать основные компоненты логической основы системного анализа: цели – пути достижения целей – потребные ресурсы (ПК-7);

- использовать экспертные методы и методы социологических исследований при принятии решений в социально-экономических и политических сферах (ПК-11);

- построить дерево взаимосвязей по различным признакам декомпозиции (ПК-19);

- разработать сетевой график и рассчитать его временные параметры (ПК-19);

- рассчитать показатели оценки научной и практической эффективности проводимых исследований (ПК-22);

- спланировать и организовать процесс исследования (ПК-22);

 

Демонстрировать способность и готовность:

- участвовать в исследовании социально-экономических и политических процессов и объектов (ПК-1);

- проектировать структуры исследования социально-экономических и политических систем, в необходимой степени соответствующих целям и задачам исследования (ПК-20);

- использовать в своей практической деятельности современные методы исследования (ПК-19);

- участвовать в планировании и организации процессов исследования (ПК-22);

- оказывать консультативные услуги по использованию методологии системного анализа (ПК-15).

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Тема занятий Очная форма обучения Заочная форма обучения
лекции семинары лекции семинары
Общая трудоёмкость дисциплины        
Аудиторные занятия (всего)        
В том числе:        
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе        
Курсовая работа        
Расчётно-графические работы        
Реферат        
И (или) другие самостоятельные работы        
Вид промежуточного контроля (зачёт, экзамен)   зачет   зачет

 

Содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

№№ п/п Тема Очная форма обучения, час. Заочная форма обучения, час.
лекции семинары лекции семинары
11. Социально-экономические и политические процессы как объект системных исследований. Цели, задачи и содержание дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»        
22. Становление системного подхода в науке. Системный анализ как инструмент реализации системного подхода        
33. Система как объект системного анализа        
44. Основы методологии системного анализа        
55. Научный инструментарий системного анализа        
66. Экспертные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов        
77. Инструментарий социологических исследований в системном анализе        
8 8. Метод построения дерева взаимосвязей        
99. Методы сетевого планирования и управления        
110. Моделирование в исследовании и управлении социально-экономическими процессами        
111. Научная и практическая эффективность исследований и принимаемых решений        
112. Планирование и организация проведения исследований        
  Итого        
  Аудиторные занятия    
  Самостоятельная работа (всего)    

Программа дисциплины

 

Тема 1. Социально-экономические и политические процессы как объект системных исследований. Цели, задачи и содержание дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»

Социальные и экономические системы и процессы в обществе, их классификация. Связи и факторы сложности социальных систем и процессов. Социальная организация как основной тип социальной системы в обществе. Функции социальных организаций. Понятие, содержание и классификация экономических систем и процессов. Основные модели рыночной экономики. Социальное рыночное хозяйство.

Место политики в современном обществе. Актуальность научных подходов к исследованию политических систем и процессов. Основные компоненты и функции политических систем. Типология политических систем. Сущность, основные характеристики и классификация политических процессов.

Практическая значимость исследования социально-экономических и политических процессов. Научность и системность в организационных исследованиях. Междисциплинарный характер исследования. Цель, задачи и содержание процесса исследования управляемых социально-экономических и политических объектов и процессов. Признаки типологии исследований. Гипотеза как источник ориентированности исследования. Сценарий, алгоритм и проект исследования.

 

Тема 2. Становление системного подхода в науке. Системный анализ как инструмент реализации системного подхода

Единство предмета и метода в структуре научного знания. Изменение типа научных задач в проблематике исследований. Объективные условия появления системных идей и системного подхода в теории познания. Общая теория систем как научная дисциплина исследования систем любых типов. Сущность, основополагающие понятия, принципы и характерные черты системного подхода в исследовании и управлении.

Системный анализ как метод реализации системного подхода. Сущность системного анализа. Объекты системного анализа в теоретическом и практическом аспектах. Социально-экономические и политические процессы как объекты системного анализа. Место и роль системного анализа в решении социально-экономических проблем.

 

Тема 3. Система как объект системного анализа

Понятие системы в системном анализе. Обязательные компоненты системы: объект, субъект, задача, язык. Внутренняя структура системы: элементы, компоненты, подсистемы, связи, взаимосвязи. Внешняя среда, входы и выходы системы. Закономерности функционирования систем и их свойства. Параметры описания состояния системы.

Классификация систем. Признаки классификации: природа элементов, роль человека в создании системы, уровень сложности, степень взаимодействия с внешней средой, характер связей между элементами системы, степень организованности, степень управляемости, целеполагание и др.

Тема 4. Основы методологии системного анализа

Сущность и содержание методологии системного анализа. Понятийный аппарат системного анализа. Основополагающие положения разработки методологии.

Логическая основа системного анализа: цели – пути достижения целей – потребные ресурсы. Понятие цели и требования к её формированию. Моделирование дерева целей. Пути достижения целей и подходы к построению дерева мероприятий. Потребные ресурсы: живой труд, средства и предметы труда. Критерии и их место в проведении системного анализа.

Понятие методики системного анализа. Особенности методик системного анализа. Подходы к поиску методик системного анализа и их адаптации к конкретным условиям практического использования. Сравнительный анализ известных методик.

Тема 5. Научный инструментарий системного анализа

Понятие научного инструментария и метода исследования. Признаки классификации методов системного анализа. Неформальные методы. Графические методы. Количественные методы. Методы моделирования. Методы формализованного представления систем. Методы, направленные на активизацию интуиции и опыта специалистов.

Тема 6. Экспертные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов

Понятие и сущность экспертных методов. Требования, предъявляемые к экспертам. Методы определения компетентности экспертов. Признаки классификации экспертных методов.

Индивидуальные методы экспертизы. Методы без математической обработки результатов: анкетирование, интервью, метод рангов, аналитические экспертные оценки и др. Методы с математической обработкой: попарного сравнения, расстановки приоритетов и др.

Коллективная экспертиза. Методы коллективной экспертизы: круглого стола, «Дэльфи», программного прогнозирования, эвристического прогнозирования и др. Основные этапы проведения коллективной экспертизы.

 

 

Тема 7. Инструментарий социологических исследований в системном анализе

Прикладные социологические исследования. Структура программы социологического исследования План проведения конкретного социологического исследования.

Социальное проектирование как метод исследования. Условия научности социальных проектов. Социальный эксперимент. Этапы организации и проведения эксперимента. Типология социологических экспериментов.

Методы сбора социологической информации. Особенности и признаки классификации социологических наблюдений. Содержание конкретных методов: опрос, интервью, анализ документов и др. Социометрический метод исследования. Этапы процедур социометрического опроса.

Тема 8. Метод построения дерева взаимосвязей

Понятие дерева взаимосвязи. Элементы дерева взаимосвязей. Типы деревьев взаимосвязей. Правила построения дерева взаимосвязей: соподчинённость, сопоставимость, полнота, определённость и др. Признаки декомпозиций деревьев взаимосвязей: предметный, функциональный, этапы воспроизводственного цикла, цели, исполнители и др.

Логика построения деревьев взаимосвязей. Направления использования метода структуризации при исследовании социально-экономических и политических систем.

Тема 9. Методы сетевого планирования и управления

Объективные условия разработки и использования сетевых методов планирования и управления. Этапы развития сетевых методов планирования и управления. Преимущества сетевых методов и область их применения.

Понятие сетевой модели. Элементы сетевой модели. Виды работ и событий в сетевой модели. Понятие пути. Критический путь. Правила построения сетевых моделей.

Временные параметры элементов сетевого графика. Методы определения продолжительности работ. Алгоритмы расчёта временных параметров сетевого графика.

Организация процессов разработки и использования сетевых методов планирования и управления.

 

Тема 10. Моделирование в исследовании и управлении социально-экономическими процессами

Моделирование как метод исследования. Цели моделирования. Преимущества и область применения методов моделирования. Принципы моделирования. Понятие и классификация моделей. Содержание процесса моделирования.

Сущность имитационного моделирования. Место и роль имитационного моделирования в исследовании и управлении. Методика построения и исследования имитационных моделей. Экономико-математическое моделирование социально-экономических систем.

 

Тема 11. Научная и практическая эффективность исследований и принимаемых решений

Общие методологические подходы и принципы оценки эффективности. Основные понятия. Виды и источники эффективности.

Оценка уровня качества исследования. Требования к показателям оценки результативности исследования. Основные показатели, используемые для расчётов эффективности.

 

Тема 12. Планирование и организация проведения исследований

Планирование процесса исследования. Принципы разработки планов исследования. Организация процессов исследования социально-экономических и политических объектов. Состав стадий и этапов разработки и реализации исследования. Состав работ на основных стадиях: подготовительная, исследовательско-проектная, реализации (внедрения).

Программа исследования. Элементы программы: постановка, формирование и обоснование проблемы; методологический раздел; методический раздел. Рабочий план исследования: определение этапов исследования; расчет финансовых средств и трудовых ресурсов; определение сроков каждого этапа и исследования в целом; координация взаимодействия различных частей исследования; организация эмпирического исследования.

 

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Семинар 1.

Литература

а) основная

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Н. Данчул. – М., 2010.

2. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

3. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. – М., 2000.

4. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

5. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

6. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М., 2009.

б) дополнительная литература

1. Исследование систем управления: учебное пособие / В.М. Макашева – 2-е изд., стер. – М., 2009.

2. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом района: Учебное пособие. – СПб., 2012.

Семинар 2.

Литература

а) основная литература

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

2. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

3. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

4. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М., 2009.

б) дополнительная литература

1. Исследование систем управления: учебное пособие / Е.В. Фрейдина; под общ. ред. Ю.В. Гусева. – М., 2008.

2. Ковалев А.П. Основы стоимостного анализа: Учебное пособие / А.П. Ковалев, В.В. Рыжова. – М., 2007.

3. Мельник В.В., Титаренко Б.П., Волошенко В.А. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М., 2004.

4. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач: учебное пособие / Под ред. В.В. Рыжовой. – М., 2011.

 

Семинар 3.

Литература

а) основная литература

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Н. Данчул. – М., 2010.

2. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

3. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

4. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

 

Семинар 4.

Литература

а) основная литература

1. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

2. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

3. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

 

Семинар 5.

Методы сетевого планирования и управления

Вопросы для обсуждения

1. Сущность сетевых методов планирования и объективные условия их разработки и применения.

2. Этапы развития сетевых методов планирования и управления.

3. Понятие и виды сетевых моделей планирования и управления. Их структурные элементы.

4. Правила построения сетевых моделей.

5. Временные параметры элементов сетевых графиков.

6. Алгоритмы расчёта временных параметров сетевого графика.

7. Содержание процессов разработки и использования сетевого планирования и управления.

8. Практические занятия по расчёту временных параметров сетевого графика.

Литература

а) основная литература

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

2. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

3. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

б) дополнительная литература

1. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Персианова. – М., 2001.

2. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом района: Учебное пособие. – СПб., 2012.

3. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. док. эк. наук, проф. В.Н. Попова. – М., 2007.

 

Семинар 6.

Литература

а) основная литература

1. Мухин В.М.. Исследование систем управления: Учебник. – 2-е изд. доп. и перераб. – М., 2006.

2. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

3. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

б) дополнительная литература

1. Исследование систем управления: учебное пособие / Е.В. Фрейдина; под общ. ред. Ю.В. Гусева. – М., 2008.

2. Исследование систем управления: учебное пособие / В.М. Макашева – 2-е изд., стер. – М., 2009.

3. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. док. эк. наук, проф. В.Н. Попова. – М., 2007.

 

Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

 

Семинар 1.

Литература

а) основная литература

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

2. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

3. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

4. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М., 2009.

б) дополнительная литература

1. Исследование систем управления: учебное пособие / Е.В. Фрейдина; под общ. ред. Ю.В. Гусева. – М., 2008.

2. Ковалев А.П. Основы стоимостного анализа: Учебное пособие / А.П. Ковалев, В.В. Рыжова. – М., 2007.

3. Мельник В.В., Титаренко Б.П., Волошенко В.А. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М., 2004.

4. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач: учебное пособие / Под ред. В.В. Рыжовой. – М., 2011.

 

Семинар 2.

Литература

а) основная литература

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Н. Данчул. – М., 2010.

2. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

3. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

4. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

 

Семинар 3.

Литература

1. Исследование систем управления: учебное пособие / Е.В. Фрейдина; под общ. ред. Ю.В. Гусева. – М., 2008.

2. Исследование систем управления: учебное пособие / В.М. Макашева – 2-е изд., стер. – М., 2009.

3. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. док. эк. наук, проф. В.Н. Попова. – М., 2007.

 

 

Рекомендуемая литература по специальности

а) основная литература

1. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование: Учебное пособие / А.В. Катернюк. – Ростов н/Д, 2009.

2. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Н. Данчул. – М., 2010.

3. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

4. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. – М., 2000.

5. Мухин В.М.. Исследование систем управления: Учебник. – 2-е изд. доп. и перераб. – М., 2006.

6. Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. – Ростов н/Д, 2002.

7. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. – М., 2010.

8. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

9. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М., 2009.

б) дополнительная литература

1. Баконов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник /Под ред. М.И. Баконова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

2. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Персианова. – М., 2001.

3. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д, 2001.

4. Игнатова А.В., Максимцев М.М. Исследование систем управления. Изд. 3-е, исправл. – М., 2008.

5. Исследование систем управления: учебное пособие / Е.В. Фрейдина; под общ. ред. Ю.В. Гусева. – М., 2008.

6. Исследование систем управления: учебное пособие / В.М. Макашева – 2-е изд., стер. – М., 2009.

7. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом района: Учебное пособие. – СПб., 2012.

8. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М., 2007.

9. Ковалев А.П. Основы стоимостного анализа: Учебное пособие / А.П. Ковалев, В.В. Рыжова. – М., 2007.

10. Мельник В.В., Титаренко Б.П., Волошенко В.А. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М., 2004.

11. Павленюк П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.. 2007.

12. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач: учебное пособие / Под ред. В.В. Рыжовой. – М., 2011.

13. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. док. эк. наук, проф. В.Н. Попова. – М., 2007.

14. Федулов Ю.Т. Основы автоматизированного организационного управления: Учебное пособие. – М., 1997.

15. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика: Учебник для вузов. – М.. 1999.

 

Контрольные вопросы по дисциплине

1. Социальные и экономические системы в обществе, их классификация.

2. Основные компоне7нты и функции политических систем. Типология политических систем.

3. Практическая значимость исследования социально-экономических и политических объектов и процессов.

4. Цели, задачи и содержание процесса исследования социально-экономических и политических процессов.

5. Сущность, принципы и характерные черты системного подхода.

6. Понятие и сущность системного анализа.

7. Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем.

8. Понятие и внутренняя структура системы.

9. Закономерности функционирования систем и их свойства.

10. Классификация систем.

11. Сущность и содержание методологии системного анализа.

12. Логическая основа системного анализа.

13. Понятие цели и требования к её формированию.

14. Критерии и их место в поведении системного анализа.

15. Понятие и особенности методик системного анализа.

16. Классификация методов системного анализа..

17. Неформальные методы системного анализа.

18. Графические методы системного анализа.

19. Понятие и сущность экспертных методов.

20. Индивидуальные методы экспертных оценок.

21. Методы коллективной экспертизы

22. Социальное проектирование как метод исследования.

23. Методы сбора социологической информации.

24. Метод построения дерева взаимосвязей.

25. Правила и логика построения деревьев взаимосвязи.

26. Объективные условия разработки и использования сетевых методов планирования и управления.

27. Этапы развития сетевых методов планирования и управления.

28. Преимущества сетевых методов планирования и управления.

29. Понятие и виды сетевых моделей планирования и управления

30. Правила построения сетевых моделей.

31. Временные параметры элементов сетевых графиков.

32. Алгоритмы расчёта временных параметров сетевого графика.

33. Организация процессов разработки и использования сетевого планирования и управления.

34. Моделирование как метод исследования. Принципы моделирования.

35. Понятие и классификация моделей.

36. Содержание процесса моделирования.

37. Имитационное моделирование, его роль и место в исследовании и управлении.

38. Экономико-математическое моделирование социально-экономических систем.

39. Общие методологические подходы и принципы оценки эффективности.

40. Показатели оценки результативности и эффективности исследований.

41. Планирование процесса исследования. состав стадий и этапов разработки и реализации исследования.

42. Программа исследования. Элементы программы. Рабочий план исследования.

 

Тесты

по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ростов-на-Дону 2012

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

В.М. Попов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.164 с.)