Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств



Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения___учебной дисциплины «Основы патологии»___________

В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:

Объекты оценивания (знания) Показатели Критерии Тип задания (№ ТЗ) Форма аттестации (в соответ ствии с учебным планом)
- знание нозологии как основы клинической патологии;   - умение определить этиологический фактор и условия, способствующие или препятствующие развитию заболевания; - дано определение понятия нозологии; - перечислены основные группы этиологических факторов; - перечислены условия, способствующие или препятствующие развитию заболевания; - определена стадия и дано определение заболевания; ТЗ № 1 – 4 экзамен
- знание этиологии типовых патологических процессов; - умение определить этиологический фактор и условия, способствующие развитию заболевания патологического процесса; - дано определение патологического процесса; - перечислены основные этиологические факторы 1; - ответ построен четко, логически обоснованно, кратко; ТЗ № 5 – 45 экзамен
- знание структурно-функциональных закономерностей развития и течения типовых патологических процессов; - умение привлечь информацию одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой; - умение разделить информацию на взаимозависимые части, выявить взаимосвязь между ними, объяснить принципы организации целого2; - перечислены морфологические признаки типовых патологических процессов3; - перечислены стадии развития типовых патологических процессов; - названы благоприятные и неблагоприятные исходы типовых патологических процессов; - критерии могут содержать указание на требуемую полноту информации, точность ее воспроизведения, аргументированность и обоснованность анализа и оценки, а также на допустимые отклонения от эталона; - ответ построен четко, логически обоснованно, кратко. ТЗ № 5 – 45 экзамен

1 (причины патологического процесса, о котором говорится в теоретическом задании);

2 (патологического процесса, складывающегося из взаимосвязанных патологических реакций);

3 (макроскопическая и микроскопическая картина патологического процесса, о котором говорится в теоретическом задании);

3.3.1 Задачи по дисциплине «Основы патологии»

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 1

Текст задания:

При ежегодном медицинском профилактическом осмотре у пациента 28 лет обнаружен вирусный гепатит. Врач утверждает, что пациент болен уже около 6 месяцев. Дополнительное обследование подтвердило поставленный врачом диагноз.

Задание:

1. Назовите стадию болезни? Дайте определение.

2. Объясните, почему пациент не подозревал, что болен и никаких симптомов заболевания у себя не наблюдал?

3. Скажите, может ли отсутствовать эта стадии при развитии заболевания? Обоснуйте свой ответ.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 2

Текст задания:

На приеме у детского врача – стоматолога мама с ребенком 5 лет, жалуется на снижение аппетита у сына, болезненные ощущения в полости рта и не желание чистить зубы. Объективно: внешний вид ребенка без особенностей; в полости рта обнаруживаются пятна темно-красного цвета, а в области жевательных зубов мелкие белые пятна, окруженные красным венчиком. Предположительно врачом поставлен диагноз «Корь» и пациент направлен в инфекционное отделение.

Задание:

  1. Почему врач поставил такой диагноз, ведь у ребенка нет явных клинических симптомов заболевания: высокой температуры, сыпи и кашля.
  2. Назовите стадию болезни? Дайте определение. Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие стадии заболевания вы знаете?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 3

Текст задания:

На приеме у участкового врача пациент 20 лет жалуется на высокую температуру (38,5 – 390С), насморк, кашель, головную боль, потерю аппетита, слабость, ломоту в теле.

Задание:

1. Назовите стадию болезни? Дайте определение.

2. Предположите причину заболевания. Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое этиологический фактор? Назовите этиологические факторы (по происхождению).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 4

Текст задания:

Ребенок 4 лет, после пребывания в детском саду, заболел «ветряной оспой». Родители и старший ребенок (18 лет) находились с ним в одной квартире и ухаживали в период болезни, но ни один из них не заболел.

Задание:

1.Объясните, почему родители и старший ребенок остались здоровы, ведь «ветряная оспа» очень контагиозное заболевание?

  1. Дайте определение реактивности и резистентности. Назовите виды, формы реактивности, их характеристики.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 5

Текст задания:

Пациент, 72 года, жалуется на сильные боли в левой стопе, увеличение левой нижней конечности, высокую температуру тела (выше 39,00 С), недомогание. Из анамнеза: страдает обтурирующим атеросклерозом нижних конечностей. Объективно: левая стопа увеличена в размере, ткани дряблые, черного и сине-фиолетовый цвета, кожные покровы мацерированны, демаркационная зона не выражена.

Задание:

  1. Предположите диагноз. Обоснуйте свой ответ.
  2. Дайте определение понятия «некроз».
  3. Перечислите стадии некроза и охарактеризуйте их.
  4. Назовите известные вам виды некротических повреждений.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 6

Текст задания:

Какой вид дистрофии возникает в паренхиматозных органах на фоне длительных хронических заболеваний и характеризуется распадом тканей, всасыванием продуктов распада и образованием аномальных белковых соединений? На базальных мембранах слизистых оболочек, сосудах и строме органов образуется очень прочное соединение, состоящее на 96% из белка и на 4% из углеводов.

Задание:

  1. Назовите дистрофию и механизм её развития.
  2. Опишите морфологические, микроскопические изменения в тканях и органах.
  3. Какие неблагоприятные последствия в органах вызывает данный вид дистрофии?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 7

Текст задания:

Кондитер столовой со стажем 15 лет, женщина 45 лет, рост 165 см, большая любительница сладких и мучных блюд, в последнее время заметила, что резко прибавила в весе. Из анамнеза: установлено, что за последние 2 года масса тела увеличилась с 65 кг до 83 кг. Жалуется на одышку, быструю утомляемость, боли в области сердца.

Задание:

  1. Каким видом дистрофии страдает женщина?
  2. Какие изменения сосудов лежат в основе дистрофии? Объясните механизм развития.
  3. Объясните причину и механизм формирования жалоб.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 8

Текст задания:

У мужчины, умершего от хронической сердечной недостаточности, при аутопсии обнаружено «тигровое сердце». Из анамнеза: страдал хронической ишемической болезнью сердца на фоне атеросклероза.

Задание:

  1. Каким видом дистрофии страдал умерший?
  2. Объясните механизм развития дистрофии и причины смерти.
  3. Назовите характерные морфологические и микроскопические признаки, которые будут обнаружены в сердце при вскрытии.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 9

Текст задания:

У новорожденного обнаружена наследственная паренхиматозная липодистрофия – болезнь Гоше.

Задание:

  1. Назовите характерные морфологические и микроскопические признаки, которые будут обнаружены у новорожденного.
  2. Какой прогноз характерен для этой наследственной патологии.
  3. Назовите три формы наследственной паренхиматозной липодистрофии (болезни Гоше), охарактеризуйте.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 10

Текст задания:

Пациент В., 40 лет, летчик по профессии, поступил в госпиталь для определения годности к летной работе. С экспертной целью он подвергся барокамерному испытанию. Через 5 мин после "подъема на высоту" 5000 м пациент стал жаловаться на головокружение, появился цианоз губ и ногтевых фаланг пальцев рук, лицо побледнело. Жизненные показатели: ЧСС 110 в минуту, пульс слабого наполнения, МОС 6 л, АД 102/72 мм рт. ст., ЧДД 25 в мин, ЖЕЛ 3,0 л. В крови: НЬО2 артериальной крови – 75%, НЬО2 венозной крови – 42%, р СО2 26 мм рт. ст.; КЕК (кислородная емкость крови) 35 об.%, ОЦК 5,5 л.

Задание:

  1. Определите тип кислородной недостаточности (гипоксии). Назовите этиологический фактор.
  2. Оцените жизненные показатели пациента, состав крови.
  3. Объясните патогенез гипоксии.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 11

Текст задания:

У пациентки А., 42 лет, приступы удушья в ночное время. Она возбуждена, отмечает чувство страха. Кожные покровы синюшные, положение сидячее вынужденное, в нижних отделах легких выслушиваются влажные хрипы. ЧСС – 100/минуту, МОС – 4,5 л, ОЦК 5 л, ЖЕЛ 2,0 л, КЕК (кислородная емкость крови) 25 об.%. В крови: р О2 78 мм рт. ст., НЬО2 артериальной крови 87%, НЬО2 венозной 40%; р СО2 24 мм рт. ст., количество эритроцитов 5,0×10 12/л, НЬ 125 г/л, лейкоцитов 8×10 9/л, лейкоцитарная формула: Б-0, Э-12, П-4%, С-60%, Л-22%, М-6%.
Задание:

  1. Определите тип кислородной недостаточности (гипоксии). Назовите этиологический фактор.
  2. Оцените жизненные показатели пациента, состав крови и лейкоцитарную формулу.
  3. Предположите диагноз.
  4. Объясните патогенез гипоксии.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 12

Текст задания:

Пациентка М., 20 лет, доставлена в терапевтическую клинику с жалобами на сильную головную боль, тошноту, одышку, сердцебиение, слабость. ЧДД 30/минуту, пульс 100/минуту, слабого наполнения, КЕК (кислородная емкость крови) 13 об.%. В крови: НЬО2 артериальной крови 92%, НЬО2 венозной 53%; количество эритроцитов – 4,3×1012 л, ретикулоцитов – 80/00, содержание гемоглобина – 120 г/л. Из анамнеза: ночью "угорела", закрыв вечером печную трубу до полного прогорания угля.
Задание:

  1. Определите тип кислородной недостаточности (гипоксии). Назовите этиологический фактор.
  2. Оцените жизненные показатели пациентки и состав крови.
  3. Какая форма гемоглобина присутствует в крови пострадавшей?
  4. Объясните патогенез гипоксии.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 13

Текст задания:

Пациентка Н., 27 лет, поступила в хирургическую клинику по поводу сильных болей внизу живота. Объективно: пациентка бледная, ЧСС 120/минуту, пульс слабого наполнения, АД 80/50 мм рт. ст., МОС 2л. Дыхание глубокое, ЧДД 25/минуту, КЕК (кислородная емкость крови) 25 об.%. В связи с подозрением на внутреннее кровотечение срочно произведена лапаротомия. При этом обнаружен разрыв маточной трубы на почве внематочной беременности. Кровотечение остановлено. Из брюшной полости удалено около 1 л крови. В крови: НЬО2 артериальной крови 90%, НЬО2 венозной 38%; количество эритроцитов 3,5×10 12/л, НЬ 115 г/л, ретикулоцитов – 3 0/00.

Задание:

  1. Определите тип кислородной недостаточности (гипоксии). Назовите известные вам причины вызывающие этот вид гипоксии.
  2. Оцените жизненные показатели пациентки и состав крови.
  3. Объясните патогенез гипоксии.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 14

Текст задания:

Пациенту,76 лет, поставлен предположительный диагноз: «Тромбофлебит нижней левой конечности». После проведенного дополнительного исследования (радионуклеидной диагностики) обнаружено: «Замедление выведения радиоизотопа натрий-йод-131 из мышц нижней левой конечности с параллельным ускорением лимфообразования и лимфооттока. При микроскопии сосудов отмечено отсутствие четких границ между клетками крови, их прилипание к стенкам сосудов, наличие вихревого движения форменных элементов, замедление скорости кровотока, возрастание вязкости крови.

Задание:

1. Какой вид нарушения периферического кровообращения, у данного пациента, являлся первопричиной? Дайте определение. Обоснуйте свой ответ.

2. Какой вид нарушения периферического кровообращения является следствием? Обоснуйте патогенез клинических и диагностических проявлений.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 15

Текст задания:

Пациент,23 года, получившего закрытый перелом бедра справа, со смещением, жалуется на сильные боли в грудной клетке справа. Объективно: пульс 120 уд/мин, АД 100/80 мм рт. ст., МОС – 2,5 л, ЦВД резко повышено, вены набухшие, ЧДД – 35 движений в минуту, Экскурсия грудной клетке справа ограничена.

Задание:

1. Какой вид нарушения периферического кровообращения, у данного пациента, наблюдается? Дайте определение. Обоснуйте патогенез клинических проявлений.

2. Что является первопричиной данного состояния?

3. Какие осложнения можно предположить?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 16

Текст задания:

На приеме у врача женщина, 45 лет, работает парикмахером более 15 лет, жалуется на тяжесть и ноющие боли в ногах в конце смены, утренние отеки. Из анамнеза: болезни сердца и почек отрицает.

Задание:

1. Какой вид нарушения периферического кровообращения наблюдается пациентки? Дайте определение.

2. Объясните механизм возникновения отеков.

3. Что является причиной данного состояния?

4. Какие осложнения можно предположить?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 17

Текст задания:

У внезапно умершего мужчины при судебно-медицинском вскрытии в тканях головного мозга обнаружены несколько кист с бурыми стенками. Из анамнеза: страдал гипертонической болезнью.

Задание:

  1. Есть ли связь между болезнью, которой он страдал при жизни, и обнаруженным на вскрытии?
  2. Какой патологический процесс объясняет механизм образования кист?
  3. Какой патологический процесс объясняет такую окраску стенок обнаруженных кист.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 18

Текст задания:

Запись в заключение судебно-медицинского эксперта по исследованию трупа пострадавшего от тупой травмы обеих почек, у которого после травмы развилась острая почечная недостаточность: «В обоих мочеточниках обнаружены красные тромбы длиной 10 см, обтурирующие просвет мочеточников».

Задание:

1. Прав ли судебно-медицинский эксперт?

2. Какой вид нарушения периферического кровообращения является причиной смерти? Дайте определение.

3. Объясните патогенез острой почечной недостаточности у умершего.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 19

Текст задания:

Группа студентов 2 курса сразу после осеннего кросса была обследована врачом. При осмотре объективно: у всех обследованных выраженная гиперемия кожи лица, кожа влажная и горячая на ощупь. Частота пульса в группе колебалась от 110 до 150 уд/мин., ЧДД от 40 до 60 в минуту.

Задание:

1. Какой вид нарушения периферического кровообращения наблюдается у студентов? Дайте определение.

2. Назовите местные признаки.

3. Какие основные механизмы лежат в основе развития данного нарушения периферического кровообращения?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 20

Текст задания:

Умершая в течение многих лет страдала ревматическим пороком сердца. Смерть наступила от хронической сердечной недостаточности.

Задание:

1. Какие изменения будут обнаружены в легких и печени при аутопсии?

  1. Какой вид нарушения кровообращения вызвал эти изменения? Дайте определение.
  2. Обоснуйте патогенез.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 21

Текст задания:

У внезапно умершей женщины, на вскрытии обнаружено скопление крови в левой височной доле большого головного мозга, ткань мозга разрушена. Из анамнеза: страдала врожденной аневризмой левой средней мозговой артерии.

Задание:

  1. Какова причина смерти? Дайте определение.
  2. Объясните патогенез.
  3. Что такое кровотечение? Назовите известные вам виды кровотечения.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 22

Текст задания:

У новорожденного обнаружен врожденный порок сердца – дефект межжелудочковой перегородки.

Задание:

  1. Какой вид нарушения кровообращения наблюдается у новорожденного?

2. Назовите признаки.

3. Объясните патогенез.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 23

Текст задания:

Женщина, 30 лет, бухгалтер, в течение последних 3 месяцев отмечает односторонний отек кожи левой стопы, который постепенно стал распространяться на голень. Жалуется на чувство тяжести и распирание влевой голени и стопе. После отдыха с поднятием левой ноги, отек полностью исчезает. Из анамнеза: заболеваниями почек и сердца не страдает. Объективно: Кожа в этой области не изменена, обычной окраски, легко смещается и собирается в складку, после надавливания на нее остаются углубления.

Задание:

  1. Какое заболевание можно заподозрить у женщины? Обоснуйте свой ответ.

2. Что является причиной?

3. Объясните патогенез.

4. Какие осложнения могут наблюдаться при этом состоянии?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 24

Текст задания:

Пациентка, 27 лет, кормящая мать. Через три недели после родов появились боли в области левой молочной железы, кормление этой грудью стало болезненным. На третий день заболевания у неё появился озноб, температура тела повысилась до 39 о С, боль в пораженной железе усилилась. Объективно: в больной железе выявлено плотное болезненное образование с нечеткими контурами. Отмечается покраснение кожи над пораженным участком, расширение подкожных венозных сосудов в области железы, увеличение регионарных лимфатических узлов. В крови: количество лейкоцитов 15,5 × 10 9/л, повышено содержание молодых форм лейкоцитов (палочкоядерных, юных), СОЭ – 35 мм/ч; обнаруживается С-реактивные белок.

Задание:

  1. Какой патологический процесс наблюдается в молочной железе пациентки. Дайте определение.

2. Назовите стадии.

  1. Укажите общие и местные признаки. Охарактеризуйте изменения, наблюдаемые в крови.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 25

Текст задания:

Пациент, 11 лет, обратился с жалобами на боль в горле, затрудненное глотание, головную боль, недомогание и слабость. Объективно: внешний вид – кожные покровы бледные, кожа щек гиперемирована, температура тела выше 390 С, пальпируются увеличенные болезненные поднижнечелюстные и зачелюстные лимфатические узлы. В полости рта: зев гиперемирован, отечен, небные миндалины покрыты плотным белым налетом, после снятия, которого остаются кровоточащие язвы. В крови:17×109/л лейкоцитов, Б – 0%, Э – 0%, Мл – 0%, Ю – 2%, П – 8%, С – 65%, Л – 20%, М – 5%, СОЭ - 20 мм/ч.

Задание:

  1. Какой патологический процесс протекает у пациента? Дайте определение.
  2. Назовите стадии.
  3. Назовите общие и местные признаки.
  4. Охарактеризуйте изменения лейкоцитарной крови.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 26

Текст задания:

Пациент, 64 года, обратился с жалобами на одышку при незначительной нагрузке, кашель с мокротой желто-зеленого цвета, с неприятным запахом, слабость и недомогание. Объективно: внешний вид – на лице страдание, кожные покровы бледные, регионарные лимфатические узлы увеличены и болезненны. В крови:14×109/л лейкоцитов, Б – 3%, Э – 1%, Мл – 0%, Ю – 0%, П – 5%, С – 80%, Л – 10%, М – 1%, СОЭ - 36 мм/ч; обнаруживается С-реактивный белок. На рентгенограмме: в средней доле левого легкого затемнение округлой формы.

Задание:

  1. Какой патологический процесс протекает у пациента? Дайте определение.
  2. Определите форму.
  3. Какие другие формы вы знаете? Дайте определение.
  4. Охарактеризуйте изменения лейкоцитарной формулы.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 27

Текст задания:

У пациента, после пункции коленного сустава была обнаружена жидкость следующее состава: содержание белка – более 0,4 г/л; количества лейкоцитов – 5,5 × 10 9/л; удельный вес – 1,050; рН 6,5.

Задание:

  1. Дайте определение понятиям «транссудат» и «экссудат». Опишите их основные отличительные характеристики.

2. Что представляет собой исследуемая жидкость (экссудат, транссудат)?

3. Обоснуйте свой ответ.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 28

Текст задания:

Пациентка Т., 26 лет, отметила, что после подкожной инъекции в области правого плеча на 3-й сутки появилась боль, краснота, припухлость. На 7-е сутки припухлость и болезненность увеличились. При пальпации на этом участке определялась флюктуация. В крови: лейкоцитов – 20×109 г/л. Лейкоцитарная формула: Б - 1%, Э - 3%, Ю - 5%, П - 12%, С - 60%, Л - 15%, М - 5%, СОЭ - 20 мм/ч. Произведен разрез. Выделилось 10 мл желто-зеленоватой жидкости. При ее лабораторном исследовании отмечено: высокая плотность, содержание белка - 0,7 г/л, рН - 5,39, при микроскопии обнаружено преобладание нейтрофильных лейкоцитов.
Задание:

  1. Какой патологический процесс протекает у пациентки? Дайте определение.
  2. Определите форму. Дайте определение.
  3. Охарактеризуйте изменения лейкоцитарной формулы.
  4. Что представляет собой исследуемая жидкость (экссудат, транссудат)?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 29

Текст задания:

Верно ли утверждение, что при фибринозном воспалении плевры оно будет носить характер крупозного воспаления?

Задание:

  1. Назовите известные вам виды фибринозного воспаления, их характеристики.
  2. Обоснуйте ответ на основной вопрос задачи.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 30

Текст задания:

При аутопсии умершего, обнаружено сердце, увеличенное в размере за счет гипертрофии левого желудочка. После раскрытия сердца обнаружено: дилатация левого желудочка и стеноз аортального клапана. Из анамнеза: умерший, страдал хронической сердечной недостаточностью.

Задание:

  1. Охарактеризуйте стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций.
  2. Дайте определение понятий: «гипертрофия» и «гиперплазия».
  3. Назовите причину гипертрофии сердца. Объясните механизм развития.
  4. Верно ли утверждение, что при гипертрофии кардиомиоцитов, митохондрии в них подвергаются гиперплазии? Обоснуйте свой ответ.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 31

Текст задания:

Пациенту М., длительно страдающему хронической почечной недостаточностью удалили одну из почек.

Задание:

  1. Дайте определение понятий: «гипертрофия» и «гиперплазия».
  2. Какой вид гипертрофии, со временем будет наблюдаться у пациента, и будет ли она носить компенсаторный характер? Обоснуйте свой ответ.
  3. Назовите все известные вам виды гипертрофий. Приведите примеры.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 32

Текст задания:

Пациент Т., 15 лет, обратился с жалобами на затруднение дыхания, жгучую боль, покраснение и припухлость левой щеки. Из анамнеза: жалобы появились через 20 минут после укуса пчелы. Объективно: положение вынужденное (наклон вперед), дыхание шумное, ассиметрия лица за счет отека мягких тканей левой щеки, разлитая гиперемия кожи с белой точкой в центре, местно повысилась температура, нарушилась мимика.

Задание:

  1. О каком патологическом процессе идет речь? Дайте определение.
  2. Определите этологический фактор. Назовите две группы известных вам антигенов (аллергенов). Приведите примеры.
  3. Определите тип. Опишите стадии характерные для этого типа.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 33

Текст задания:

У новорожденного ребенка после вакцинации БЦЖ, температура тела 39,30 С, состояние тяжелое. На рентгенограмме органов грудной клетки: инфильтрация и усиление рисунка легочной ткани, отсутствует тень вилочковой железы.

В крови: эритроцитов – 5,6×1012//л, гемоглобин – 180 г/л; СОЭ 15 мм/ч; лейкоцитов 12,0×109/л, лейкоцитарная формула: Б – 0%, Э – 0%, П – 10%, С – 78%, Л – 6%, М – 6%.Лимфоцитов Т – 31%, В - 4%. Содержание иммуноглобулинов: Ig А 0,09 г/л, Ig М 0,05 г/л,Ig G 4,0 г/л.

Задание:

  1. Охарактеризуйте состояние иммунологической реактивности организма. Дайте определение.
  2. Определите вид и этиологию патологического процесса.
  3. Опишите изменения лабораторных данных обнаруженных в крови.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 34

Текст задания:

Пациент М., 15 лет, поступил в хирургическое отделение с сильно загрязненной раной левого бедра. Произведена первичная хирургическая обработка раны и наложены первичные швы. Внутримышечно в верхний наружный квадрант ягодицы введено 1500 АЕ противостолбнячной сыворотки. В связи с тем, что заживление раны осложнилось нагноением, введение противостолбнячной сыворотки повторяли через каждые 6 дней. После третьей инъекции на месте введения сыворотки появилась отечность, сформировался большой инфильтрат. Кожа над инфильтратом местами некротизировалась, в результате чего образовалась язва, которая долго не заживала.
Задание:

  1. О каком патологическом процессе идет речь? Дайте определение.
  2. Определите этологический фактор. Назовите группы известных вам аллергенов (по механизму проникновения). Приведите примеры.
  3. Определите тип. Опишите стадии характерные для этого типа.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 35

Текст задания:

У пациента после внутрикожного введения туберкулина в области внутренней поверхности левого предплечья чрез 72 часа отмечается гиперемия, отечность участка кожи и инфильтрат размером 12 мм в диаметре. В крови: лейкоцитов 10,0×109/л, лейкоцитарная формула: Б – 0%, Э – 2%, Мл – 0%, Ю – 0%, П – 1%, С – 30%, Л – 58%, М – 9%.Лимфоцитов Т – 72%, В - 10%.

Содержание иммуноглобулинов: Ig А 1,8 г/л, Ig М 1,0 г/л, Ig G 10,2 г/л. Задание:

1. Охарактеризуйте состояние иммунологической реактивности организма.

2. Определите этологический фактор. Назовите группы известных вам аллергенов (по механизму проникновения). Приведите примеры.

3. Определите тип. Опишите стадии характерные для этого типа.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 36

Текст задания:

У пациента через 2 недели после пересадки костного мозга на коже по всему телу появилась пятнисто-папулезная сыпь, беспокоят рвота, жидкий стул, боли в животе. В крови: эритроцитов 3,0×1012/л, Нb 90 г/л, ретикулоцитов – 7 0/00, тромбоцитов 120×109 г/л; лейкоцитов 2,8×109/л, лейкоцитарная формула: Б – 0%, Э – 0%, Мл – 0%, Ю – 0%, П – 3%, С – 80%, Л – 10%, М – 7%.Лимфоцитов: Т – 33%, В – 10%, О – 57%.

Содержание иммуноглобулинов: Ig А 1,8 г/л, Ig М 1,0 г/л, Ig G 10,4 г/л.

Задание:

1. Охарактеризуйте состояние иммунологической реактивности организма.

2. Определите этологический фактор.

2. Назовите другие причины, приводящие к этому состоянию.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 37

Текст задания:

У пациентки после введения жаропонижающих препаратов на фоне крупозной пневмонии кожные покровы гиперемированы, влажные. Температура тела 36,80 С, ЧСС 90 в мин, АД 80/30 мм рт. ст., ЧДД 32 в мин, основной обмен (1600 ккал/сут).

Задание:

1. Что такое лихорадка? Назовите стадии.

2. О какой стадии лихорадки говорится в задаче? Обоснуйте свой ответ.

3. Оцените состояние теплопродукции и теплоотдачи.

4. Оцените функции органов, систем органов и обмен веществ.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 38

Текст задания:

У отдыхающего на пляже сознание спутано, кожные покровы гиперемированы, влажные. Температура тела 40,00 С, ЧСС 140 в мин, АД 80/50 мм рт. ст., ЧДД 30 в мин, основной обмен (1700 ккал/сут).

Задание:

1. Какое патологическое состояние наблюдается у отдыхающего?

2. Объясните патогенез.

3. Назовите стадию. Обоснуйте свой ответ.

4. Оцените состояние теплопродукции и теплоотдачи.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 39

Текст задания:

У пациента, обратившегося за медицинской помощью в период эпидемии, наблюдается: слабость, бледные, сухие кожные покровы, «гусиная кожа», выраженная мышечная дрожь. Температура тела 36,30 С ЧСС 88 в мин, АД 140/70 мм рт. ст., ЧДД 12 в мин, основной обмен (2000 ккал/сут).

Задание:

1. Какое патологическое состояние наблюдается у пациента?

2. Назовите стадию. Обоснуйте свой ответ.

3. Оцените состояние теплопродукции и теплоотдачи.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 40

Текст задания:

Пациент Ю., 16 лет, доставлен в больницу в тяжелом состоянии с термическим ожогом II степени (площадь ожога достигает 30 % поверхности тела). Сознание помрачено, АД - 80/50 мм рт. ст., пульс 120/минуту, слабого наполнения, дыхание частое и поверхностное, температура тела - 37,7°С. Анализ крови: эритроциты - 5,5×1012 /л, НЬ - 170 г/л, лейкоциты - 20×109 /л.
Задание:

1. Какое патологическое состояние наблюдается у пациента? Дайте

определение.

    1. Назовите стадию. Обоснуйте свой ответ.
    2. Каковы механизмы выявленных нарушений?
    3. Каково значение сгущения крови у пациента?


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 41

Текст задания:

Пострадавшая Т., 45 лет, доставлена в приемный покой больницы с размозжением обеих голеней через 20 минут после того, как попала под трамвай. Больная резко возбуждена, громко жалуется на боль, АД 150/100 мм рт. ст., пульс 90/минуту. Ещё через 20 минут, состояние больной стало быстро ухудшаться, развилась депрессия, кожные покровы стали бледными, появился холодный липкий пот, АД снизилось до 70/40 мм рт. ст., пульс стал 110 в минуту, дыхание частое и поверхностное. Через 50 мин, несмотря на переливание крови, АД снизилось до 50/0 мм рт. ст., пульс участился до 120 в минуту.

Задание:

    1. Какое патологическое состояние наблюдается у пациента? Дайте

определение.

2. Какие стадии патологического состояния наблюдались у пострадавшей?

3. Обоснуйте патогенез.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 42

Текст задания:

Выйдя из дома, человек потерял сознание. Врач "скорой помощи" нашел в кармане книжку больного сахарным диабетом. Объективно: мышечный тонус повышен, кожные покровы влажные, пульс частый, напряженный. Периодически возникают судороги. Тонус глазных яблок повышен. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120/минуту, слабого наполнения.
Задание:

1. Признаки, какого экстремального состояния наблюдаются у пациента? Дайте определение.

2. Какие исследования необходимы для уточнения диагноза?

3. Обоснуйте патогенез.

4. Какие лечебные мероприятия должны быть проведены в данном случае?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 43

Текст задания:

Пациентка П., 30 лет, поступила в приемное отделение без сознания. В течение двух предшествующих дней у нее отмечалась значительная слабость, вялость, сонливость, тошнота, рвота, сухость во рту, сильная жажда, обильное отделение мочи, одышка.

Объективно: дыхание Куссмауля, выраженная гипотония глазных яблок, запах ацетона изо рта, язык сухой, обложен. Глюкоза крови - 35 ммоль/л, остаточный азот крови - 32 ммоль/л. Анализ мочи (моча взята с помощью катетера) - плотность 1040, сахар - 250 ммоль/л, белок - 25 г/л, ацетон.
Задание:

  1. Признаки, какого экстремального состояния наблюдаются у пациента? Дайте определение.
  2. О каком заболевании следует думать? Объясните патогенез имеющихся клинико-лабораторных проявлений.
  3. Какие лечебные мероприятия должны быть проведены в данном случае?

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 44

Текст задания:

Студент на экзамене утверждает, что «сancer in situ» является неинвазивным раком, потому что при этой форме опухоль не прорастает за пределы базальной мембраны.

Задание:

1. Дайте определения понятия «опухоль».

2. Прав ли студент? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие виды роста опухолевого процесса вы знаете?

4. Назовите основные характерные морфологические признаки злокачественного опухолевого процесса.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 45

Текст задания:

В порядке личной просьбы знакомые принесли патологоанатому для гистологического обследования удаленное ветеринаром поверхностно располагавшееся на бедре у собаки образование диаметром 1 см. Микроскопически обнаружено: скопление, растительных клеток, окруженных валом разнокалиберных, в том числе гигантских с фрагментарными ядрами, без митозов. Вокруг этих клеток - разрастание фибробластов и лимфогистиоцитарная инфильтрация.

Задание:

1. Дайте определения понятия «опухоль».

2. Назовите основные характерные морфологические признаки доброкачественного опухолевого процесса.

3. Какой патологический процесс обнаружил врач у собаки?

4. Определите прогноз для жизни собаки?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 46

Текст задания:

Пациет 3., 62 лет, в прошлом кочегар, поступил в клинику с жалобами на общую слабость, резкое похудание, осиплость голоса, затрудненное дыхание, неприятный запах изо рта, сухой кашель. При ларингоскопии в гортани обнаруживается бугристая изъязвленная опухоль, захватывающая более половины гортани. Опухоль прорастает голосовые связки и надгортанник. Шейные лимфатические узлы увеличены, плотны на ощупь, безболезненны. При анализе крови обнаружена выраженная анемия.
Задание:

1. Дайте определения понятия «опухоль».

2. Назовите клинические признаки злокачественного опухолевого процесса.

3. Дайте определения понятия «метастазирование». Назовите виды метастазирования.

 

4. Перечень литературы для подготовки к экзамену по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

4.1.Основная литература

1. СмольянниковаН.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А.. Анатомия и физиология: учебник. –

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 576с.:ил.

2. Гайворонский И.В. и др. Анатомия и физиология человека: учебник – 4-е изд., - М.:

Издательский центр «Академия», 2008. – 496с.

3. Атлас анатомии человека: Учебное пособие для студентов /Р. П. Самусев, В.Я. Липченко.-

М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2004. – 544 с.

4. Федюкович Н. И., ‘Анатомия и физиология человека’, Р-н/Д.: ’Феникс’, 1999г.

5. Пауков В.С., Хитров Н.К. Патология. – М.: Медицина, 1989.

«Патологическая анатомия. Патологическая физиология», В.С.Пауков, П.Ф. Литвицкий,

ГЭОТАР-Медиа.

6. «Патофизиология», В.В.Новицкий, Е.Д.Гольберг, учебник в 2-х томах, I том 4-е издание, ГЕОТАР-Медиа.

7. «Основы патологии», Ремизов И.В., Дорошенко В.А., Феникс 2005.

4.2.Дополнительная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л.. Анатомия человека: Учебник. Средн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.212 с.)