Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческое счастье и алкогольСодержание книги Поиск на нашем сайте
В понятие – человеческое счастье – люди вкладывают различное содержание. Попытаемся раскрыть смысл этого понятия, исходя из особенностей человека как биологического вида. Прежде всего, счастье – это когда человеку хорошо. А хорошо ему лишь в тех условиях, которые ему дают возможность проявляться именно как человеку, как представителю конкретного биологического вида Homo sapiens. Что же нужно человеку, чтобы он чувствовал себя счастливым? Вспомним основные особенности человека, как биологического вида: 1) исключительная способность к переработке больших объёмов информации и к формированию на её основе новой информации, новых знаний, новых форм взаимодействия с природой и людьми; 2) потребность к общению с другими людьми, склонность передавать новую информацию другим членам сообщества. Обе эти особенности закреплены биологически, даже органически. Первая проявляется в необычайном развитии полушарий коры головного мозга, обеспечивающих большой объём памяти и способность к образованию новых ассоциаций; вторая – в сильном развитии лобных долей головного мозга, обеспечивающих высокий уровень социального поведения человека. Ну что ж, пожалуй, мы можем уже назвать две компоненты человеческого счастья: 1) творчество, т.е. постоянные усилия человека по выработке новых для него мыслей, форм поведения, способов осуществления различных видов деятельности; 2) общение, в ходе которого люди делятся тем новым, что им удалось увидеть и придумать. Если к этим двум компонентам счастья добавить ещё одну – любовь, то мы, по-видимому, исчерпаем основное содержание понятия – человеческое счастье. Таким образом, формула счастья: творчество + общение + любовь. Итак, человек счастлив, если он мастерски, творчески делает какое-то дело; если он при этом чувствует себя нужным другим людям; если он любит и любим. Очень не просто человеку выстроить своё счастье, тем более, что основные его компоненты то и дело приходят в противоречие между собой. Так, содержательное общение, удовлетворяющее человека, возможно лишь в том случае, если ему есть что сказать другим. А чтобы было что сказать, надо иметь время и возможность спокойно обдумать имеющуюся информацию, найти свои способы её систематизации, упорядочения, найти свои решения проблем, интересующих как самого человека, так и его окружение. Для всего этого необходимо время для размышления в одиночестве, время для творчества. Таким образом, для содержательного общения, нужно одиночество, т.е. временное исключение общения. Не менее сложны взаимоотношения творчества и любви, любви и общения. И очень не просто найти какое-то динамическое равновесие между всеми тремя компонентами счастья, то неразрывно взаимосвязанными, то исключающими друг друга. Но вернёмся к предмету нашего разговора – алкоголю. Каковы его взаимоотношения с человеческим счастьем? Мы видим, что алкоголь отнимает физическое и психическое здоровье человека, т.е. разрушает основу человеческого счастья. Вызывая нарушения в центральной нервной системе, он снижает творческие возможности человека. Он низводит общение между людьми, в лучшем случае, до стандартных ритуалов застолья, где раз за разом, год за годом повторяются одни и те же слова, поются одни и те же песни, рассказываются одни и те же анекдоты; в худшем случае, до общения «на троих». Наконец, он обедняет эмоции человека, обедняет восприятие мира: зрительные образы, слуховое восприятие, осязательные ощущения. Со всем этим теряется и богатство оттенков любовных переживаний, радостей человеческой любви. Подрывается даже физиологическая основа любви. Итак, алкоголь разрушает счастье человека всесторонне; он отнимает у человека все компоненты счастья: радости творчества и любви, содержательное общение, обогащающее человека и дающее ему возможность самоутверждения. Алкоголь – одна из основных преград на пути к достижению индивидуального счастья, это – один из самых крупных «лежачих камней» (по выражению Евгения Евтушенко), который предстоит убрать на пути к обществу, где каждый человек будет иметь всё необходимое для построения своего счастья (строить, разумеется, всё-таки придется самому; счастье это такая материя, которая создаётся лишь собственными усилиями каждого). ПОДВЕДЁМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
Итак, современное состояние медицины даёт хорошие естественно-научные основы для решения вопроса о дальнейших взаимоотношениях человека и алкоголя. Мы знаем сейчас, что: 1. Алкоголь нарушает обмен веществ в тканях всех органов и систем человеческого организма. 2. Алкоголь – нервный яд. Он нарушает химизм нейронов, затрудняя проведение нервных импульсов. 3.Алкоголь поражает кровеносную систему человека, вызывая склеивание красных кровяных клеток – эритроцитов и, как следствие, тромбоз мелких сосудов, а также разрывы их стенок. Алкоголь не сосудорасширяющее, а сосудозакупоривающее средство. 4.Лишая ткани кислорода в результате тромбоза сосудов, алкоголь вызывает гибель клеток всех органов и систем человеческого организма, уменьшается объём мозга и число нервных клеток ЦНС, атрофируется печень, половые железы, слабеет сердечная мышца и т.д. Нет такого органа, который не испытывал бы дегенеративных изменений под действием алкоголя. 5.Каждая доза алкоголя, принятая человеком, оставляет в его организме необратимые повреждения, которые накапливаются с увеличением суммарного количества выпитого в течение всей его жизни. 6.Безвредной дозы алкоголя не существует! 7.Алкоголь не стимулятор, как нередко думают, он – депрессант. Он угнетает все функции человеческого организма. 8.Алкоголь снижает творческий потенциал человека, лишает его радости творчества, делает его "алкогольным автоматом". 9.Под воздействием алкоголя человеческое общение теряет содержательность, принимает примитивные формы. 10. Алкоголь нарушает структуру ДНК, нередко необратимо. Он вносит свои зловещие поправки в развитие нового человека, запрограммированное генетически. Степень развития мозга и интеллектуальные возможности человека, его рост и вес, черты лица и характера определяются алкоголем не в меньшей степени, чем генами. 11. В облике и поведении ребёнка, рождённого пьющего женщиной, всегда присутствуют отклонения от нормы типа «алкогольного синдрома плода». 12. «Пьяное» зачатие всегда приводит к дефектам развития ребёнка, часто весьма тяжёлым. 13. Таким образом, к двум обычно обсуждаемым факторам формирования человека – среда и наследственность – необходимо добавить третий – алкоголь, который нередко оказывается решающим. 14. Алкогольные нарушения генофонда накапливаются, увеличивая число детей, страдающих врождёнными болезнями. Мы уже не упоминаем здесь о тех сотнях тысяч и миллионах несчастных людей, которые стали хроническими алкоголиками, утратив человеческий облик. О них много говорится и пишется. Достаточно уже того, что этими людьми занимаются (подумать только) тысячи медицинских работников и даже учёных; для них разрабатываются специальные диеты и курсы лечения. Очень дорого обходятся они обществу! Но ещё ужаснее то, что алкоголь крадёт у этих людей самих себя, этим людям так и не довелось узнать, что это такое – быть человеком. Всё это мы должны учесть, решая вопрос о том, какое место алкоголь должен занять в жизни каждого из нас, в жизни наших детей, наконец, в жизни детей и внуков наших детей. При этом будем постоянно помнить, что, решая этот вопрос для себя, мы решаем одновременно судьбу многих людей будущего, наших отдалённых потомков. И если взвесить всё это, становится ясным, что решение наше может быть только одним – тем, которое записано в Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР: борьба за "полное искоренение… употребления алкоголя"[3], т.е. борьба за трезвость мысли, за ясный, незамутнённый взгляд на мир, за спасение наших детей и будущих поколений от разрушительных последствий варварских алкогольных ритуалов и обычаев, дошедших до наших дней. Выбора здесь нет, наука диктует единственное решение. При подготовке настоящих материалов к лекциям и беседам со студентами использована следующая литература.
1. Научно-популярная литература
1. Федотов Д.Д. Алкоголь и психическое здоровье. - М.: Знание, 1974. 2. Энтин Г.Т. Когда человек себе враг. - М.: Знание, 1973, 3. Лубоцкая-Россельс Е.М. Алкоголь и дети. - М.: Медицина, 1973. 4.Curtis L.R. Alcohol: fun or folly? Library of Congress Card № 65-27483. Published Navy Department (For government use only), 1966. 5. Сытинский И.А. Алкоголь и мозг (нейрохимия алкоголизма). - М.: Знание, 1978. 6. Капустин А.В. Алкоголь – враг здоровья. - М.: Медицина, 1978. 7. Углов Ф.Г. Человек среди людей // Наш современник. М. 1978. №8, 9. 8. Носов Н. Об употреблении спиртных напитков // Иронические юморески. М.: Советская Россия. 1969.
2. Научная литература
1. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М. 1955. - Т. 2. - С. З36-337. 2. Езриелев Г.И. Новые аспекты патогенеза алкоголизма. - Л., 1975. 3. Гукасян А.Г. Хронический алкоголизм и состояние внутренних органов. - М., 1966. 4. Сидорова Б.Ф. Возраст и восстановительная способность органов у млекопитающих, - М.: Медицина, 1976. 5. Бак В. Химическая передача нервного импульса. - М.: Мир, 1977. 6. Асратян Э.А. Иван Петрович Павлов. - М.: Наука, 1974. 7. Черкес В.А. Передний мозг и элементы поведения. - Киев: Наукова думка, 1978. 8. Естественно-научные основы психологии / под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. - М.: Педагогика, 1976. 9. Проблемы генетической психофизиологии человека, - М.: Наука, 1978. 10. Сентаготтан Ж., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. - М.: Мир, 1976. 11. Сытинский И.А. Гамма-аминомасляная кислота – медиатор торможения. - Л., 1977. 12. Явлин А.П. Состояние периферического и мозгового кровообращения при хроническом алкоголизме // Журн. невропатологии и психиатрии. 1977. №3. 13. Miglioli M., Butehel H., Campanini T., De Risio C “Boll. Sec. ital. biol. Spep.” 1978, №12, 1059-1062. РЖ "Токсикология", реф. 3.75.431, 1979. "К проблеме выявления: полушария головного мозга, наиболее поражаемого алкоголем". 14. Сытинский И.А., Солдатенков А.Т. Строение и лечебные эффекты гамма-аминомасляной кислоты // Природа. М. 1979. 15. Hayashi T., Ito Z., Hass J. Proc. Int Med. Symp. Alcohol and Drug Depend” Tokyo and Kioto, 1977, Abstr., Kioto, 1978, 131. РЖ "Токсикология'', реф. 11.75.289, 1978. "Поражения слизистой оболочки крыс, вызванные алкогольно-иммобилизационным стрессом". 16. Alcohol and alcohol problems: new thinking and new direction. Ed. By William J. Filstead, Cambridge (Mass), Ballinger publ., 1976. 17. Alcohol abuse and alcoholism programs. A techn. Assistance; manual for health system agencies. U.S. Bureau of health planning and resource development, 1978. 18. Arhtar M. Sexual disorders in male alcoholies. “Alcohol and Drug. Depend.” New York – London, 1973, 3-13. 19. Tarnowska-Dziduszko E. Markiewich D. “Newropatol. Pol.”, 16, 3, 399-412, 1978. РЖ «Токсикология» реф. 1.75.624, 1978. «Функции обоняния и вкуса у больных алкоголизмом с корсаковским психозом». 20. Першкова Г.Е., Белоусова Т.А., Брагин М.А., «Кардиология», №5, 150-156, 1978, РЖ «Токсикология», 1978, реф. 10.75.333 «Алкогольные кардиомиопатии». 21. Kin Kono, Kunidjo Kodjima, “Proc. Int. Med., Symp. Alcohol and Drug Depend”, Tokyo and Kyoto, 1977, Abstr. Kyoto, 128, 1978. РЖ «Токсикология», 1, 1979, реф. 1.75.616. «Паталогоанатомическое изучение головного мозга больных хроническим алкоголизмом в Японии». 22. Коваль А.З. «Врачебное дело», №5, 145-147, 1978. РЖ «Токсикология», 1978, реф. 10.75.354. «Клинические особенности течения инфарктов мозга у больных с алкогольной интоксикацией». 23. Blam S., Iant R., Mecham M., “J. Slud Alc. 39, №3 548-551, 1978. 24. Tarnowska-Dziduszko E. Markiewich D. “Newropatol. Pol.”, 16, 3, 399-412, 1978. РЖ «Токсикология», реф. 1.75.629. 1979, «Морфология базальных ганглиев кровеносных сосудов мозга при хроническом алкоголизме». 25.Athen D., Beckmann N., Ackenheil M., Markianes E. “Arzneimittel-Forsch.” 28, №9, 1527-1528, 1978. РЖ «Токсикология», реф. 1.75.626. 1978. «Биохимические исследования при белой горячке». 26. Cala Z., Jones B., Mastaglia I., Wiley B., РЖ «Токсикология», реф. 10.75.351. 1978, «Токсикология», Атрофия мозга, интеллектуальные нарушения у больного алкоголизмом». 27. Hamill O., Adams D., Zage I., “Clin. And Exp. Pharmaceutical and Phisics”. 5, №3, 275, 1978. РЖ «Токсикология», реф. 12.75.272, 1978 «Влияние эталона на глутаматный синапс». 28. Kucek I., “Stud. Psychol.” 20, №1, 46-54, 1978. РЖ «Токсикология», реф. 10.75.353. 1978. «К вопросу о субъективных предпосылках толерантности больных алкоголизмом к нагрузке». 29. Atlas M., Hamley H., Stulz D., Jones M., McAllisker R., “Circulation” 58, №3, part 1, 566-572., 1978. 30. Joliequist S., Carlsson A., “J. Pharm. And Pharmacol” 30, №11, 728, 1978. РЖ «Токсикология», реф. 3.75.400., 1979 «Изменение центрального метаболизма катехоламинов после однократного введения алкоголя». 31. Santolayo J., Martinez C., Zorostiza E., “Jac. Med. Billac” 75, №4, 285-292, 1978. РЖ «Токсикология», реф. 1.75.68, 1979. «Алкогольный синдром плода». 32. Buckalew Z., “Res. Commen. Psychol, Psychiat. and Behaviour” 3, №4, 353-358. РЖ «Токсикология», реф. 3.75.438. 1979. «Влияние потребления алкоголя в период вскармливания на активность потомства».
Томск, Москва, 1979 г. К ЧИТАТЕЛЮ
Содержание разделов 1-9 этой брошюры сложилось в течение 12 лет (1967-1979 годы) и является результатом многих встреч лектора – её составителя – с различными аудиториями. Слушателями были рабочие предприятий г. Томска, колхозники и рабочие совхозов, лесозаготовители, школьники, учащиеся ПТУ, студенты, учителя, преподаватели ВУЗов и техникумов, врачи, пропагандисты сети политического просвещения, учёные, инженеры и техники предприятий, работники милиции. Лекции проходили в цехах заводов, школьных классах, вузовских, заводских и сельских клубах. В каждой лекции или беседе слушатели принимали самое активное и непосредственное участие своими острыми вопросами, заинтересованным обсуждением, которое иной раз затягивалось на много часов. Иногда с лекции, начавшейся после рабочего дня в пять или семь часов вечера, мы расходились в двенадцатом часу ночи (по просьбе вахтёра). Был и такой случай в сельском клубе, когда лекция (перед киносеансом!) закончилась чем-то вроде митинга. До сих пор я чувствую вину перед жителями Новой Бурки (Бакчарский район), которые десять лет тому назад попросили меня передать областным руководителям свои предложения по ограничению продажи спиртных напитков, за то, что я не выполнил их просьбу. Сначала не сообразил, куда следует обратиться, а потом забыл за текущими делами. За 12 лет выступлений с лекциями по тематике трезвеннической ориентации не помню ни одной лекции, которую можно было бы назвать не удавшейся. Любая аудитория принимала мой рассказ близко к сердцу, с тревогой за растраченные силы и здоровье миллионов людей, за искалеченные и не состоявшиеся человеческие судьбы. Навсегда остались в памяти тяжёлое молчание могочинских лесозаготовителей (куда девались шуточки, которыми они обменивались в начале беседы), потрясённые взгляды школьников Новой Бурки, Богашёва, Томска. Невозможно забыть рыдания женщины во время лекции в швейном цехе комбината бытового обслуживания в Бакчаре. Между тем, я никогда не был не только блестящим оратором, но и просто хорошим лектором. Просто я рассказывал всю известную мне правду об алкоголе. Рассказывал всё то, что узнавал, проводя недели в библиотеке им. Ленина над реферативными журналами, монографиями, ежеквартальниками, над биофизической и медицинской научной периодикой. Рассказывал всё, что мог почерпнуть из бесед с биофизиками, изучающими механизмы действия алкоголя на организм животного и человека. Старался рассказывать обстоятельно, стремился осветить именно научную сторону проблемы, уделять особое внимание тем фактам и представлениям, которые уже складываются в концепции, позволяют вскрывать взаимосвязи явлений и, следовательно, дают слушателям пищу для дальнейших размышлений и самостоятельных выводов. Убеждённость в необходимости утверждения трезвого образа жизни в советском обществе мы, томские лекторы, черпали тогда не только из истории страны, из партийных документов, но и из выступлений на собраниях партийного актива Е.К. Лигачёва, тогда первого секретаря Томского обкома КПСС. На общий настрой лекций и бесед, на форму изложения фактического материала оказывал, несомненно, влияние гражданский пафос публицистических и научно-популярных работ озабоченных советских людей: писателя Н.Н. Носова (1969), врача-педиатра Е.М. Лубоцкой-Росселье (1973), психиатров Г.М. Энтина (1973), Д.Д. Федотова (1974), хирурга академика АМН СССР Ф.Г. Углова (1977), выдающегося земледельца почётного академика ВАСХНИЛ Г.С. Мальцева и других. И аудитория отзывалась на правдивый и неравнодушный рассказ. Люди не могли удержаться от взволнованных реплик, помогали найти точное слово, помогали лектору, ушедшему в сторону, вернуться к основной нити рассказа. Я никогда не проводил анкетирования, но общее настроение каждой аудитории чётко проявлялось в характере вопросов, реплик, споров. Главный вывод для большинства слушателей был всегда одним и тем же: необходимо делать всё, чтобы изгнать алкоголь из жизни нашего общества как можно скорее, полностью и навсегда. Текст этой брошюры складывался не столько в те недели и месяцы, которые были проведены в библиотеках за лекторской обработкой имеющейся научной информации, за адаптацией её к будущим слушателям – людям самых разных возрастов и профессий, одним словом, не столько во время работы, которую называют подготовкой к лекции, сколько во время самих лекций и последующего общения со слушателями. Фактически содержание брошюры является результатом коллективных раздумий слушателей и лектора, причём, слушателей – в первую очередь. Эта брошюра была подготовлена в 70-е годы и отражает своё время. Между тем, важные результаты, относящиеся к детальному описанию закономерностей и выявлению механизмов воздействия алкоголя на центральную нервную систему и на организм в целом, были получены в последние 15-20 лет. В этом легко убедиться, посмотрев списки литературы, цитируемой в последних монографиях по проблеме (например, «Мозг и алкоголь» Э.Н. Поповой с сотрудниками, 1984 г.; «Этиловый алкоголь» Н.П. Скакуна с сотрудниками, 1985 г.; «Профилактика алкоголизма» Н.Я. Копыта и П.И. Сидорова, 1986 г.; «Алкоголизм и организация наркологической помощи» Е.Д. Красика с сотрудниками, 1985 г.). За время, прошедшее после появления брошюры в качестве методического указания для кураторов студенческих групп, в медицине и биологии получена обширная информация о характере и природе воздействия алкоголя на человека и животных: в перечисленных монографиях от 25 до 70 % всех ссылок на литературные источники приходится на 80-е годы. Однако перерабатывать текст брошюры с тем, чтобы учесть новые данные сейчас, пожалуй, не имеет смысла. Он представляет интерес именно как отражение коллективного мнения широкого круга томичей по поводу проблем, связанных с алкоголем, которое сложилось в конце 60-х и в 70-х годах. Необходимо указать наиболее крупные пробелы в тексте разделов 1-9. Во-первых, не рассмотрено нарушение под воздействием всепроникающего алкоголя так называемых гистогематических барьеров (Г.Н. Кассиль, 1983; Я.А. Росин, 1984 и др.), обеспечивающих каждому органу, каждой ткани ту среду, которая необходима для их нормальной жизнедеятельности. Наиболее надёжно защищены от многочисленных веществ, циркулирующих в крови, мозг (гематоэнцефалитический барьер, открытый Л.С. Штерн, 1938, 1960) и мужские половые железы (гематотестикулярный барьер, обнаруженный независимо С.С. Райциной, 1964; Манчини, 1964 и Чиквоиным, 1964). Упомянем также плацентарный барьер, отделяющий организм плода от кровеносной системы матери (Л.С. Штерн, 1927; И.А. Аршавский, 1982; Я.А. Росин, 1984). Повреждение гистогематических барьеров под воздействием алкоголя приводит к проникновению в межтканевую жидкость каждого органа веществ, несвойственных их нормальному химическому составу, отравление каждого органа продуктами обмена других органов. Происходит как бы общее самоотравление всего организма и, вследствие этого, нарушение функций всех его органов. Во-вторых, лишь мимоходом затронут генетический аспект проблемы, исключительная важность которого не требует пояснений. В-третьих, не рассмотрен один из центральных вопросов – воздействие алкоголя на сложную связь нейромедиаторов, нейромодуляторов, нейрогормонов, которое и заставляет большинство исследователей считать алкоголь, несмотря на его широкое – системное – действие на организм, прежде всего специфическим нервным ядом. Рассмотрение всех этих вопросов было бы интересно само по себе даже с чисто познавательной точки зрения, но оно ни в коей мере не изменило бы выводы, сформулированные в разделе 9, как и категорически отрицательное общее отношение к алкоголю любого здравомыслящего человека. Однако, новые результаты, полученные биофизиками, физиологами, психологами в последние годы, позволяют значительно продвинуться в понимании биологической и социальной природы homo sapiens[4]. В частности, установлено как естественно-научный факт, что поисковая деятельность, творческая активность человека является его биологической потребностью, одним из необходимых условий его физического и психического здоровья (В.А. Ротенберг, В.В. Аршавский, 1985). В связи с этим всё чаще лекции о здоровом образе жизни приходится начинать с рассказа о закономерностях и механизмах творческого мышления. Поэтому при подготовке настоящих материалов к новому изданию мы сочли необходимым включить дополнительный материал, посвящённый творческому мышлению, динамике интеллектуального развития, а также оценке влияния алкоголя и других повреждающих факторов на творческий потенциал человека (разделы 11-13). Дополнение подготовлено совместно с доцентом кафедры высшей математики Томского архитектурно-строительного университета Л.И. Лесняк.
ИЗ ОТЗЫВОВ
Главной особенностью рецензируемых дополнительных глав [11-13] брошюры Л.Е. Попова "Алкоголь и человек " является их острая социальная направленность. Автор, используя в качестве модели творческую активность человека, анализирует пути индивидуального развития интеллекта, показывает негативные последствия действия этанола на мозг. Важным следствием работы является вывод о том, что люди пьющие "культурно" являются той средой, "которая порождает и поддерживает такие явления, как безынициативность, инертность мышления, ведомственную и профессиональную узость взглядов, бюрократизм". Материалы, представленные Л.Е. Поповым, имеют систему убедительных доказательств, хорошо аргументированы. Работа заслуживает публикации и может быть рекомендована к широкому использованию в системе пропаганды научных знаний и трезвого образа жизни.
Действительный член Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки РФ Г.Ф. Плеханов.
Разделы 11-13 брошюры посвящены закономерностям творческого мышления. Автором сделана попытка оценить влияние алкоголя на творческий потенциал человека. В качестве аргументов, свидетельствующих о пагубном влиянии спиртных напитков на мыслительные способности и в целом интеллект человека, широко используются данные нейроморфологических исследований, проведенных, в основном, на животных. Отмечаются такие явления, как гибель и деградация нервных клеток, гипотрофия мозга. Автор ссылается и на работы по изучению высшей нервной деятельности алкоголизированных животных: выработка условного рефлекса у последних замедлена в 10-20 раз, причём возможно только пассивное, принудительное обучение. Эти данные однозначно свидетельствуют об отрицательном влиянии этанола на мозг. В целом, рассматриваемые разделы брошюры (точнее, морфологические данные в них) основаны на достоверных, современных, серьёзных научных исследованиях ведущих учёных и свидетельствуют о разрушительном влиянии алкоголя на мозг.
Действительный член Российской академии медицинских наук В.Я. Семке.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.184 (0.012 с.) |