Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Педагогическая технология – один из видов антропологических технологий

Поиск

Педагогическая технология – один из видов антропологических технологий, базирующихся на теориях педагогики, психологии, кибернетики и менеджмента. Эволюция понятия «педагогическая технология». Понятие и сущность педагогической технологии. Образовательные технологические модели обучения в мировой практике. Современная педагогическая технология как система способов, методов и приемов, последовательное применение которых обеспечивает решение задач обучения, воспитания и развития личности учащегося с заранее заданным, гарантированным результатом. Критерии педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Классификация педагогических технологий: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к учащемуся, по преобладающему (доминирующему) методу. Методологические подходы отечественных ученых к разработке и реализации современных педагогических технологий: деятельностный / личностно-деятельностный подходы. Особенности и структура педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности: диагностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная. Профессионально-педагогическая культура как важная составная часть общей культуры учителя (преподавателя), которая проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Основные компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Практическое занятие

«Модели обучения и современные педагогические технологии»

(форма обучения: заочная 2часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о модели обучения. Основные модели обучения в современном профессиональном образовании.

2. Понятие о педагогической технологии. Основные свойства и признаки педагогических технологий.

3. Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий. Современные педагогические технологии.

4. Виды современных педагогических технологий, их назначение и особенности.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте научный доклад (с мультимедийной презентацией) на тему «Педагогические технологии, структура, свойства».

2. Составьте схему (с мультимедийной презентацией), отражающую структуру и классификацию педагогических технологий.

3. Подготовить эссе «Плюсы и минусы информационных технологий».

4. Выполните контрольное задание на тему: «Нормативные документы, определяющие формальный порядок обучения в вузе».

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Прежде чем ответить на вопросы задания, следует составить словарь терминов по теме. При ответе на вопросы необходимо соблюдать следующие требования к ответу: дать оценку значимости и сложности вопроса в рамках темы; отметить основные работы и их авторов, которые рассматривают данный вопрос; привести наиболее важные аргументы авторов, подтверждаю­щие их идеи; выделить спорные, неочевидные положения; определить свое отношение к обсуждаемому вопросу.

При ответе на вопросы задания для самостоятельной работы от обучающегося требуются не только знания рассматриваемых проблем, но и самостоятельность мышления, творчество, поскольку ответы на задания следует искать не только в учебной, научной и специальной литературе, но и опираясь на собственное мнение и самостоятельный подход к сформулированным заданиям. Это позволит всесторонне подготовиться к обсуждению проблем практического занятия, разработать требуемую мультимедийную презентацию, выполнить контрольное задание, подготовить научное сообщение и эссе на заданную тему.

При подготовке к обсуждению первого вопроса практического занятия следует обратить внимание на различные подходы к моделям современного обучения.

Сложной проблемой практического занятия является рассмотрение 4 вопроса – Виды современных педагогических технологий, их назначение и особенности. Важно выработать собственную точку зрения к указанным проблемам и аргументировано представить ее в своем выступлении на занятии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое модель обучения, какова ее цель и задачи?

2. Что такое технология обучения, какова ее цель и задачи?

3. В чем специфика современных технологий обучения?

4. Каковы изменения в содержании обучения в контексте информационных технологий?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Основная литература:

1. Грязнова, Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе формирования профессиональной подготовки работников таможенных органов/ Е. Д. Грязнова. - Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2011. – 160 с.

2. Применение инновационных образовательных технологий в учебном процессе: учеб. пособие / Н. Н. Алексеева [и др.]. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011. - 104 с.

Дополнительная литература:

1. Лобачев, С. Л. Основы разработки электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / С. Л. Лобачев. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2013. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/173013/read.

2. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — М.: Дашков и К, 2012. — 308 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10924.

3. Днепровская, Н. В. Открытые образовательные ресурсы / Н. В. Днепровская, Н. В. Комлева. – М.: ИНТУИТ, 2013. - 179 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172991/read.

4. Головятенко, Т. А. Подготовка педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий [Электронный ресурс]: монография / Т.А. Головятенко. — М.: Российский новый университет, 2013. — 192 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21295

Тема 1.2. Модели обучения и современные педагогические технологии

Понятие о модели обучения. Основные модели обучения в современном профессиональном образовании. Основные свойства и признаки педагогических технологий. Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий. Современные педагогические технологии. Виды современных педагогических технологий, их назначение и особенности. Традиционные и инновационные педагогические технологии. Отличия педагогических технологий от методик преподавания и воспитания. Место педагогической технологии в целостной системе деятельности педагога. Выбор технологии обучения в зависимости от целей и задач, содержания учебного материала, уровня интеллектуально-личностного развития и базовой подготовки обучающихся, возможностей и предпочтений преподавателя, наличия дидактических средств и учебного оборудования, лимита времени. Критерии оценивания технологии обучения на этапах проектирования и реализации, критерии эффективности результатов обучения. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач (по времени реализации; по ведущим целям и содержанию педагогической деятельности и педагогического взаимодействия; по основным компонентам содержания образования, воспитания и развития личности). Стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи, их характеристика. Постановка личностно ориентированных задач. Этапы решения педагогических задач. Технология построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образования. Технология оценки достижений учащихся. Установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Создание образовательной среды и использование ее возможностей. Проектирование и осуществление профессионального самоопределения. Оценивание решения педагогических задач

Практическое занятие

«Технологии проектирования педагогических систем, педагогического процесса, педагогических ситуаций».

(форма обучения: заочная 2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность технологии педагогического проектирования. Этапы педагогического проектирования: моделирование, создание проекта, конструирование.

2. Порядок действий при педагогическом проектировании. Содержание этапов подготовительной работы, разработки проекта и проверки его качества.

3. Учебно-методическая документация как формы педагогического проектирования.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте научный доклад (с мультимедийной презентацией) на тему: «Сущность технологии педагогического проектирования».

2. Составьте схему (с мультимедийной презентацией), отражающую ло­гику построения этапов педагогического проектирования.

3. Подготовить эссе «Педагогическое проектирование в преподавании экономических дисциплин».

4. Составьте схему (с мультимедийной презентацией), отражающую специфику традиционных и инновационных педагогических технологий.

5. Проведите постановку личностно ориентированных задач.

6. Подготовьте сообщение (с мультимедийной презентацией) о выборе технологии обучения в зависимости от целей и задач, содержания учебного материала,.

7. Подготовьте сообщение (с мультимедийной презентацией) о возможностях преподавателя при наличии определенных дидактических средств и учебного оборудования, лимита времени.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При ответе на вопросы необходимо учитывать следующие требования: дать оценку значимости и сложности вопроса в рамках темы; определить спорные, неочевидные положения; выделить наиболее существенные и значимые аспекты методологии, методики и метода научного исследования; сформировать свое понимание рассматриваемых на практическом занятии вопросов; определить задания, которые могут вызвать затруднения в процессе их выполнения.

При рассмотрении вопросов практического занятия необходимо дать определение педагогического проектирования, раскрыть его сущность и содержание. Также необходимо понять суть этапов педагогического проектирования. Важное значение имеет понимание связи между созданием проекта и его конструированием.

Необходимо проанализировать порядок действий при педагогическом проектировании. Так же необходимо соотнести творческие и алгоритмизированные элементы этапов подготовительной работы, разработки проекта и проверки его качества.

Необходимо выявить сущность работы с учебно-методической документацией как формой педагогического проектирования.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое модель обучения?.

2. Назовите основные критерии моделей обучения в современном профессиональном образовании?.

3. Каковы функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий?

4. Каковы принципы педагогических технологий?

5. Каковы структурные компоненты педагогических технологий?

6. Чем определяется выбор технологии обучения в зависимости от целей и задач?

7. Чем определяется выбор технологии обучения в зависимости от содержания учебного материала?

8. Чем определяется выбор технологии обучения в зависимости от уровня интеллектуально-личностного развития и базовой подготовки обучающихся?

9. Чем определяется выбор технологии обучения в зависимости от возможностей и предпочтений преподавателя?

10. Чем определяется выбор технологии обучения в зависимости от наличия дидактических средств и учебного оборудования, лимита времени?

11. Назовите стратегические педагогические задачи и их характеристику?

12. Назовите тактические педагогические задачи и их характеристику?

13. Назовите оперативные педагогические задачи и их характеристику?

14. В чем суть технологии построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образования?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Основная литература:

1. Грязнова, Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе формирования профессиональной подготовки работников таможенных органов/ Е. Д. Грязнова. - Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2011. – 160 с.

2. Применение инновационных образовательных технологий в учебном процессе: учеб. пособие / Н. Н. Алексеева [и др.]. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011. - 104 с.

Дополнительная литература:

1. Лобачев, С. Л. Основы разработки электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / С. Л. Лобачев. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2013. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/173013/read.

2. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — М.: Дашков и К, 2012. — 308 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10924.

3. Днепровская, Н. В. Открытые образовательные ресурсы / Н. В. Днепровская, Н. В. Комлева. – М.: ИНТУИТ, 2013. - 179 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172991/read.

4. Головятенко, Т. А. Подготовка педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий [Электронный ресурс]: монография / Т.А. Головятенко. — М.: Российский новый университет, 2013. — 192 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21295



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.14 (0.009 с.)