Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Права абитуриентов(1 ч.)

Поиск

Пояснительная записка

 

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.

Программа элективного курса «Практическое право» адресована учащимся 9 класса. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает уча­щимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержа­ния данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Про­блемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса заключается:

1. Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм;

2. Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями;

2. Он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности;

3. Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.

4. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие;

- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений

в области защиты своих прав.

Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.

Содержание курса

Курс состоит из 11 разделов, 17 занятий, в которых раскрываются основные права граждан в области образования, здравоохранения, жилищных отношений, призыва на военную службу, контактов с милицией, судебного процесса, потребительской культуры.

Ожидаемый результат

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

– самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;

– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;

– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;

– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;

– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;

– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

– создавать и защищать свой проект;

 

 

Содержание занятий элективного курса

Раздел I. Образовательное право (2 часа).

Тема 1. Право на образование. Организация работы школы (1 ч.)

Закон РФ «Об образовании». Возможность получения образования. Государственный образовательный стандарт. Формы получения образования. Семейное образование. Экстернат.

Правила приема в школу. Прием ученика в 10-й класс. Управление школой. Формы самоуправления в школе.

Некоторые принципы деятельности школы. Организация военной подготовки в школе. Труд в школе. Школа и досуг. Дисциплина в школе. Физическое и психическое насилие в школе.

Учебный год. Каникулы.

Ступени образования и образовательные программы. Содержание образования.

Перевод учащихся в следующий класс. Окончание школы. Оставление учеником школы до получения им основного образования. Исключение учеников из школы.

Платные образовательные услуги.

Права и обязанности учащихся.

Тема 2. Права абитуриентов(1 ч.)

Абитуриент. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени (уровни) системы высшего образования в России: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Приемная комиссия. Вступительные экзамены. Льготы при поступлении в вузы. Апелляция. Правила подачи заявления в апелляционную комиссию.

Негосударственные вузы. Критерии благонадежности негосударственных вузов. Договор между студентом и негосударственным вузом. Обязательные положения договора. Оплата обучения в вузе.

Налоговый вычет на оплату обучения: условия, размер, порядок его предоставления. Документы, необходимые для предоставления налогового вычета.

Раздел II. Здоровье и право (1 час).

Тема 1. Основы оказания медицинской помощи в РФ (1 ч.)

Основные правовые документы, регулирующие сферу здравоохранения и оказания медицинской помощи населению. Право граждан РФ на бесплатную мед. помощь в рамках обязательного мед. страхования.

Право на уважительное и гуманное отношение. Право на выбор мед. учреждения. Критерии для лучшего выбора среди отделений одного профиля больниц города. Право на выбор врача. Критерии оценки квалифицированности лечащего врача.

Право на нормальные условия пребывания в мед. учреждении. Право на облегчение боли. Право на тайну личной жизни. Врачебная тайна. Ответственность медработника за разглашение врачебной тайны.

Право на информированное согласие на мед. вмешательство. Информация, которую врач должен предоставить пациенту до получения согласия на мед. вмешательство. Право на отказ от мед. вмешательства. Право на получение информации.

Итоговое занятие (1 час).

ТематическОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса

«Практическое право»

№ п/п Разделы, темы Кол-во часов
Раздел 1. Образовательное право(2 часа).
  Право на образование. Образовательный процесс в школе.  
  Права абитуриентов. Поступление в негосударственные вузы.  
Раздел 2. Здоровье и право (1 час).
  Основы оказания медицинской помощи в РФ. Права пациента.  
Раздел 3. Жилищное право (1 час)/
  Право собственности на жилье. Жилищные права несовершеннолетних.  
Раздел 4. Права потребителей (2 часа).
  Право на информацию, безопасность и качество.  
  Нарушения прав потребителей.  
Раздел 5. Права водителей автотранспорта (1 час).
  Приобретение и регистрация автомобиля. Страхование автогражданской ответственности. Дорожно-транспортное происшествие  
Раздел 6. Права призывников (2 часа).
  Военная служба.  
  Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу.  
Раздел 7. Контакты с милицией (2 часа).
  Проверка документов и досмотр. Вызов в милицию и допрос.  
  Задержание гражданина милиционером. Жестокое обращение со стороны милиции.  
Раздел 8. Судебный процесс (1 час).
  Обращение в суд. Подача иска и порядок судопроизводства.  
Раздел 9. Уголовное право (1 час).
  Уголовное законодательство.  
Раздел 10. Семейное право (1 час).
  Семейное законодательство.  
Раздел XI. Трудовое право (1час).
  Трудовое законодательство.  
Раздел 11. Составление юридических документов(2 часа).
  Договор. Доверенность. Завещание. Жалоба. Заявление в милицию. Судебный иск.  
  Итоговое занятие.  

 

 

СПИСОК литературы

1. Административный кодекс РФ

2. Алексеев С.С. Право: Закон, правосудие, юриспруденция и жизни людей: На чальный курс. - М, 1998

3. Гражданский кодекс РФ

4. Закон РФ «О защите прав потребителей»

5. Заморенова Н.Г., Маслов М.Ю. Откройте, милиция!: Как правильно вести себя при общении с сотрудниками милиции. – М.: Юриспруденция, 2004

6. Заморенова Н.Г., Яковлев А.П. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению конфликтных ситуаций. – М.: Юриспруденция, 2004

7. Защита прав призывника. – М.: Эксмо, 2004

8. Конституция РФ.

9. Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007.

10. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005

11. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. – М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 1997

12. Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004

13. Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, - 2001

14. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. – М.: Владос, 2001.

15. Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004

Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001

16. Семейный кодекс РФ.

17. Солдатова Т.А. Справочник призывника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

18. Трудовой кодекс РФ.

19. Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007

20. Уголовный кодекс РФ.

Пояснительная записка

 

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.

Программа элективного курса «Практическое право» адресована учащимся 9 класса. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает уча­щимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержа­ния данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Про­блемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса заключается:

1. Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм;

2. Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями;

2. Он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности;

3. Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.

4. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие;

- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений

в области защиты своих прав.

Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.

Содержание курса

Курс состоит из 11 разделов, 17 занятий, в которых раскрываются основные права граждан в области образования, здравоохранения, жилищных отношений, призыва на военную службу, контактов с милицией, судебного процесса, потребительской культуры.

Ожидаемый результат

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

– самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;

– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;

– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;

– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;

– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;

– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

– создавать и защищать свой проект;

 

 

Содержание занятий элективного курса

Раздел I. Образовательное право (2 часа).

Тема 1. Право на образование. Организация работы школы (1 ч.)

Закон РФ «Об образовании». Возможность получения образования. Государственный образовательный стандарт. Формы получения образования. Семейное образование. Экстернат.

Правила приема в школу. Прием ученика в 10-й класс. Управление школой. Формы самоуправления в школе.

Некоторые принципы деятельности школы. Организация военной подготовки в школе. Труд в школе. Школа и досуг. Дисциплина в школе. Физическое и психическое насилие в школе.

Учебный год. Каникулы.

Ступени образования и образовательные программы. Содержание образования.

Перевод учащихся в следующий класс. Окончание школы. Оставление учеником школы до получения им основного образования. Исключение учеников из школы.

Платные образовательные услуги.

Права и обязанности учащихся.

Тема 2. Права абитуриентов(1 ч.)

Абитуриент. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени (уровни) системы высшего образования в России: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Приемная комиссия. Вступительные экзамены. Льготы при поступлении в вузы. Апелляция. Правила подачи заявления в апелляционную комиссию.

Негосударственные вузы. Критерии благонадежности негосударственных вузов. Договор между студентом и негосударственным вузом. Обязательные положения договора. Оплата обучения в вузе.

Налоговый вычет на оплату обучения: условия, размер, порядок его предоставления. Документы, необходимые для предоставления налогового вычета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.012 с.)