Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-частное партнерство

Поиск

Государственно-частное партнерство

 

Методические указания для практических занятий и самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление"

 

Ростов-на-Дону


УДК 330.101.54

 

 

Государственно-частное партнерство: методические указания для практических занятий и самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление " – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2015. – 28 с.

 

Предназначено для обучающихся, изучающих дисциплину «Государственно-частное партнерство» и «Управление государственной собственности» для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы.

Электронная версия методических указаний находится в библиотеке

УДК 330.101.54

 

Составители: к.э.н., доцент

Е.Н.Сидоренко

 

Редактор М.А.Цыганова

Темплан 2015 г., поз. 84

Подписано в печать 1.04.15 Формат 60X84/16. Бумага писчая. Ризограф.

Уч.-изд.л. 1,2. Тираж 3 экз. Заказ

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162.

 

© Ростовский государственный

строительный университет, 2015


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость модернизации производственной, социальной и инновационной инфраструктуры обуславливает поиск наиболее эффективных форм взаимодействия государства и бизнеса. Одной из таких форм рассматривается государственно-частное партнёрство, которое объединяет ресурсы бизнеса и правительства разных уровней для создания крупных, социально значимых объектов, эффективно распределяя риски. Партнёрство осуществляется на этапе создания какого-либо объекта, на стадии его эксплуатации – всё это создаёт дополнительные конкурентные преимущества государственно-частному партнёрству. Частные структуры отличаются предприимчивостью, стремлением к поиску технологических инноваций. Государство обеспечивает определённую стабильность через предоставление гарантий, использование административных, организационных и финансовых рычагов.

В связи с этим целесообразно готовить специалистов, способных на практике обеспечивать взаимодействия государственного и рыночного сектора в России в области реализации инфраструктурных, социальных и прочих проектов.

В результате изучения магистрант должен:

знать:

- содержание понятия государственно-частного партнерства, его цель и задачи (ПК-1);

- совокупность финансовых отношений и финансовых потоков, возникающих при государственно-частном партнерстве (ПК-6, ПК-19);

- нормативную правовую базу, регулирующую государственно-частное партнерство (ОК-7, ПК-19);

- объект и предмет государственно-частного партнерства, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса (ПК-19);

- принципы реализации проектов государственно-частного партнерства (ПК-6);

- основы организации и функционирования проектов государственно-частного партнерства (ПК-19);

- этапы подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства (ПК-6);

- модели и методы государственно-частного партнерства (ПК-6);

- институты государственно-частного партнерства в зарубежных странах и в Российской Федерации (ПК-19);

- современные мировые тенденции развития отношений в области государственно-частного партнерства (ПК-19);

уметь:

- оценивать эффективность предлагаемых для внедрения проектов государственно-частного партнерства (ОК-7, ОК-2);

- оценивать издержки/выгоды государственно-частного партнерства для населения и хозяйствующих субъектов (ОК-7, ПК-6);

- осуществлять сравнительный анализ расходов на осуществление проектов за счет бюджетных средств и с использованием государственно-частного партнерства (ОК-7, ПК-6);

- выявлять лучшую модель реализации проекта государственно-частного партнерства для каждой конкретной ситуации (ОК-7,ОК-2, ПК-6);

- объективно оценивать положительные и отрицательные стороны проектов государственно-частного партнерства, их социальные последствия (ПК-6, ПК-19);

- находить пути решения проблем при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства (ПК-6, ПК-19);

- организовать работу малого коллектива, рабочей группы по подготовке проекта государственно-частного партнерства (ПК-1);

- представлять общественности, профессиональному сообществу, учащимся информацию о проектах государственно-частного партнерства (ОК-7);

Владеть

- навыками работы с нормативными правовыми актами, расчетов системы показателей проектов государственно-частного партнерства (ПК-1, ПК-6, ПК-19);

- методиками и технологиями подготовки проектов государственно-частного партнерства (ПК-1, ПК-6, ПК-19);

- инструментарием оценки социально-экономической эффективности от осуществления проекта государственно-частного партнерства (ПК-1, ПК-6, ПК-19);

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений в сфере государственно-частного партнерства (ПК-1, ПК-6, ПК-19).

Планпрактических занятий

№ тем заня-тий Наименование тем практических занятий Номер соответ-ствую-щей темы лекции Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по видам обучения
очная заочная заочная-ускорен-ная
           
  Становление и развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации.Инвестиционный фонд Российской Федерации: понятие, принципы и механизмы финансирования проектов. Основные проекты, финансируемых за счет денежных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.Роль концессии в развитии экономики Российской Федерации. Крупнейшие проекты, реализуемые на основе концессии.Совершенствование концессионных отношений.Реформирование отношений по управлению акционерным и долевым государственным (муниципальным) имуществом. Значение государственно-частного партнерства в региональном и местном развитии.       -
  Государственный (муниципальный) заказ.Основные принципы (недискриминации, прозрачности и открытости, справедливости, эффективности, подотчетности, оперативности) процесса размещения заказа. Понятия и термины, применяющиеся в российской и международной системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Опыт организации государственных закупок зарубежных стран (США, Германия, Великобритания и др.), международных организаций (Европейского союза, ООН, ВТО), международных финансовых институтов (Всемирного банка, ЕБРР). Действующая российская нормативно-правовая база размещения государственных заказов.Регламентация способов размещения заказа.       -
  Организация проекта государственно-частного партнёрства. Процесс организации проекта государственно-частного партнерства. Участники проектного партнерства.       -
  Модели государственно-частного партнерства.Базовые модели государственно-частного партнерства и их характеристика. Модели государственно-частного партнерства в зарубежных странах Наиболее эффективные бизнес-модели государственно-частного партнерства в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. Опыт реализации ГЧП-проектов в РФ.        
ВСЕГО:       -

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные и инновационные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов-магистрантов.

Аудиторные занятия включают:

- лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

- практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и овладения знаниями и навыками в соответствии с компетенциями дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины.

 

№ п/п Форма работы Объем в часах, отводимый на проведение работ
очная заочная заочная-ускоренная
  Усвоение текущего учебного материала     -
2. Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, работа в библиотеке     -
3. Подготовка к практическим занятиям     -
4. Подготовка домашнего задания     -
5. Подготовка к зачету     -
6. КСР - - -
  ВСЕГО самостоятельная работа     -

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль осуществляется в форме проверки индивидуальных домашних заданий, а также в форме участия в дискуссиях на семинарских занятиях, презентации рефератов, выступлении с научными докладами, работа с кейсами.

Итоговая аттестация складывается по результатам текущего контроля и зачета следующим образом:

1. Работа на семинарских занятиях (участие в дискуссии, презентация статей) – 30%,

2. Домашнее задание – 30%,

3. Зачет – 40%.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / В. Г. Варнавский и другие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010, 285 с.

2. Панкратов А.А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы / М.: Изд-во «Анкил», 2010.

3. Практическое руководство по вопросу эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. Европейская экономическая комиссия ООН; Нью-Йорк – Женева, 2008.

4. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика /М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов А. А. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации М.: Альпина Паблишер, 2010

2. Максимов В. В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов. М.: Альпина Паблишер, 2010.

3. Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2012.

4. Панкратов А.А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы / М.: Изд-во «Анкил», 2010.

5. Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

6. Катасонов В.Ю., Морозов Д.С., Петров М.В. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России. М.: Анкил, 2001.

7. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансовоправовые аспекты / Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов / предисл. д.ю.н., проф. А.Б. Зеленцова. М., 2012.

8. Сидоренко Е.Н. Государственно-частное партнёрство.\ Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014, 153 с.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской федерации. – http://www.minregion.ru/

2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации – http://www.economy.gov.ru/minec/main

3. EВSCO – Универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний

4. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (нормативно-правовые базы данных) – http://www.consultant.ru/

5. Комитет по государственно-частному партнерству - http://www.tpprf.ru/ru/interaction/committee/komghp/

6. ГЧП в России - http://www.pppinrussia.ru/

7. Государственно-частное партнерство в России - http://www.ppp-russia.ru/

8. Центр развития государственно-частного партнерства - http://www.pppcenter.ru/

9. Министерство экономического развития Российской Федерации - http://economy.gov.ru/minec/main/

10. Агентство по инновационному развитию - http://www.innoros.ru/

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тематика эссе

1. Определение «государственно-частного партнёрства» в современной научной отечественной и зарубежной литературе.

2. Обзор официальной статистики по применению проектов ГЧП в мире (отраслевой и географический аспект).

3. Специфика ГЧП как формы взаимодействия государства и бизнеса, отражённая в Практическом руководстве Европейской экономической комиссии по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства.

4. Модели государственно-частного партнерства: критерии выделения в зарубежной и отечественной практике.

5. Анализ нормативно-законодательной базы в РФ такой формы ГЧП как концессия: проблемы реализации в отечественной практике.

6. Анализ нормативно-законодательной базы в РФ такой формы ГЧП как соглашение о разделе продукции (СРП): проблемы реализации в отечественной практике.

7. Анализ нормативно-законодательной базы ГЧП в Ростовской области: проблемы и перспективы реализации ГЧП-проектов.

8. Перспективы развития в РФ такой формы ГЧП, как контракты жизненного цикла (КЖЦ).

9. Возможности управления рисками при реализации ГЧП-проектов.

10. Оценка финансовых инструментов ГЧП в России на основе отечественной практике.

11. Оценка институциональной среды развития ГЧП в РФ.

12. Оценка перспектив использования ГЧП в инновационной сфере РФ.

13. Оценка перспектив использования ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры России.

14. Оценка перспектив использования ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства России.

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе – свободное изложение собственной позиции на основе изучения материала в научных публикациях.

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе.

Титульный лист.

Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Объемы эссе колеблются от 5до 7 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм.слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5.

 

Следующей формой самостоятельной работы является поиск и обзор научных статей и электронных источников информации в виде подготовки рецензии. Рецензия отражает авторскую интерпретацию содержания выбранной публикации.

Текст рецензии излагается в свободной форме. Сначала формулируется общая цель статьи, обосновывается её актуальность. Затем кратко раскрывается содержание статьи, критические рассматриваются аргументы её автора в защиту своей позиции. В конце оцениваются выводы автора, формулируется собственная позиция в отношении изложенной в статье проблемы.

Рецензия включает титульный лист с названием статьи, её автора и издания, где она была опубликована. А также фамилию и имя магистранта. Рецензия оформляется в соответствии с правилами оформления эссе.

 

Научные статьи:

1. Морозова И.А., Мысин М.Н. Влияние стратегического партнерства государственных вузов и бизнес-структур на уровень инвестиционной привлекательности региона // К реативная экономика». 2014. С 3-11.

2. Наумова О.Н.Формирование образовательного кластера в условиях развития государственно-частного и социального партнерств // Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С. 33-45.

3. Акимова О.Е., Волков С.К. Государственно-частное партнерство как инструмент развития индустрии туризма в Российской Федерации //

Глоссарий

Вклад государственного сектора (Public Contribution) – объем или доля финансирования проекта из государственного и/или муниципального бюджета.

Государственно-частное партнерство – юридически закрепленная форма взаимодействия государства и частного сектора в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями, предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Государственные закупки – приобретение государством за свой счет товаров/работ/услуг у их производителей для целей и нужд публичной стороны. Публичная сторона при проведении конкурса четко определяет вид и объем товаров/работ/услуг, подлежащих поставке/выполнению поставщиком. Таким образом, поставщик (исполнитель) лишь выполняет государственное задание и получает за это заранее согласованное в государственном контракте вознаграждение.

Государственный (муниципальный) заем (заимствование) (Public (Municipal) Loan) – передача в собственность Российской Федерации, субъектаРоссийской Федерации или муниципального образования денежных средств,которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации илимуниципальное образование обязуются возвратить в той же сумме с уплатойпроцента (платы) на сумму займа.

Инвестиции финансовые – приобретение ценных бумаг, процентных облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов, долей в уставном капитале юридических лиц, займы другим юридическим лицам.

Инвестиционная политика государства – система мер государственного регулирования экономики, направленная на формирование благоприятного

инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов.

Инвестиционная стратегия – формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных методов их достижения.

Инвестиционный проект – комплексный план мероприятий, направленных на создание нового и модернизацию действующего производства товаров и (или) услуг и обеспечивающих достижение целей участников проекта.

Коммерциализация инноваций – привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшества.

Контракты жизненного цикла – согласно условиям данного контракта одна сторона – исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), другая сторона – государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по

предоставлению объекта в пользование.

Концендент (публичный партнер) – это сторона ГЧП, в качестве которой выступает государство, передающее частному партнеру (концессионеру) право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования в обмен на вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей и принимающее на себя часть расходов, гарантирующее сохранность вложенного капитала.

Концессионер (частный партнер) – это сторона ГЧП, в качестве которой выступает частный бизнес (индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо), вкладывающий средства в проект по концессионному договору, получающий объект договора в управление и большую часть прибыли.

Концессионное соглашение/договор – соглашение или договор, заключаемый между правительством (муниципалитетом) и ведущей проект компанией или спонсором в целях строительства, развития, эксплуатации определенного объекта. Посредством такого соглашения правительство «передает» свою монополию или другие специфические права частному сектору. По российскому законодательству «концессионное соглашение» – договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

Концессионный период – период времени, в течение которого частный сектор осуществляет предоставление услуги/эксплуатацию имущества по концессионному соглашению. Имущество переходит снова в собственность

государства на прежних условиях по истечении срока концессионного договора.

Концессия – система отношений между государством или муниципальным

образованием (концедентом), с одной стороны, и юридическим или физическим лицом (концессионером), с другой стороны, возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительным правом государства или муниципального образования.

Концессия теневая – концессия, при которой затраты концессионера, понесенные им при создании и эксплуатации концессионного объекта, возмещаются не непосредственными пользователями, а государством.

Лизинг – аренда на определенный срок (как правило, от нескольких месяцев до нескольких лет) технических средств и сооружений производственного назначения. В период действия договора право собственности на лизинговое

имущество принадлежит лизингодателю, а право на пользование – лизингополучателю.

Лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует

особый режим ведения предпринимательской деятельности.

Партнерские отношения государственных и предпринимательских структур – совместное участие государственных и частных структур вудовлетворении общественных потребностей на долгосрочной, правовой и

взаимовыгодной основе путем объединения материальных и нематериальных

ресурсов при разделении полномочий, ответственности и рисков между

сторонами.

 

 

Материалы для самостоятельной работы при подготовке к сдаче зачёта

На основе методических материалов и предлагаемой литературы магистранты заочного отделения должны к зачёту выполнить следующие задания: из комплекта разноуровневых заданий сделать по 1 заданию каждого уровня. Также нужно 1 творческое задание. (Это допуск к зачёту) Задания распределить между магистрантами и отразить в таблице.

ФИО Задания 1 блока Задания 2 блока Задания 3 блока
       
       
       
       
       
       
       

 

Задания базового уровня

Задание 1. Выяснить факторы успеха, заложенные в механизмах реализации ГЧП, способные обеспечить единство интересов правительства, бизнеса и общества.

Задание 2. Показать различия в определении понятия ГЧП.

Всемирный банк: «ГЧП — это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования».

Зеленая книга ЕС «Государственно-частное партнерство и законодательство сообщества по государственным контрактам и концессиям»: «Термин “государственно- частное партнерство” не определен на уровне Сообщества. В общем плане под ним понимаются формы кооперации между общественными властями и бизнесом, которые служат цели обеспечения финансирования, строительства, модернизации, управления, эксплуатации инфраструктуры или оказания услуг».

Задание 3. Оценить следующее высказывание “…не всякое взаимодействие государства и частного капитала в смешанной экономике можно отнести к категории ГЧП. (Клинова М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматического взаимодействия. – М., 2009). Какие формы взаимодействия правительства и предпринимательства существуют в мировой практике, кроме ГЧП?

Задание 4. Доказать выгодность для государства применения форм ГЧП, используя теорию государственного регулирования.

Задание 5. Сформулировать определение ГЧП на базе институционального подхода.

Задание 6. Охарактеризовать институциональные и финансовые инструменты ГЧП. Ответ представить в виде таблицы.

Задание 7. Почему в ГЧП, несмотря на использование принципа равенства сторон, роль государства всё равно более значительна? Ответ подтвердить конкретными фактами отечественной практики.

Задание 8. Пояснить, как в деятельности ГЧП реализуются принципы:

- невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера;

- создание стимулов и гарантий для бизнеса;

- возмездность отношений с бизнесом.

Не противоречат ли принципы друг другу?

Задание 9. Дать определения организационным моделям ГЧП и моделям финансирования и кооперации. Ответ представить в виде таблицы.

Задание 10. Сравнить такие формы ГЧП, используемые в отечественной практике как, аренда государственного имущества и концессионные соглашения.

 

Задания среднего уровня

Задание 1. На основании соответствующих статей Гражданского кодекса РФ (ГК РФ; гл. 34) составить типовой договор аренды государственного (муниципального) имущества в рамках государственно-частного партнёрства.

Задание 2. На основании Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. составить типовой договор о концессии в рамках государственно-частного партнёрства.

Задание 3. На основании Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 г. составить типовой договор о государственном заказе на выполнение бизнесом работ в сфере ЖКХ в рамках государственно-частного партнёрства.

Задание 4. Охарактеризовать контракты (на реализацию чего-либо), как формы ГЧП, при реализации проектов транспортной инфраструктуры в РФ.

Задание 5. На основе опыта развитых стран построить схемы организации управления, регулированию и контролю деятельности ГЧП в разных странах.

Задание 6. Оценить эффективность функционирования Внешэкономбанка как основного координатора и регулятора ГЧП-деятельности в России.

Задание 7. Охарактеризовать состав и функции участников крупных инвестиционных проектов на федеральном (региональном) уровне в РФ. Ответ изобразить в виде схемы.

Задание 8. Сравнить варианты государственного и корпоративного финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства. Ответ изобразить в виде соответствующих схем взаимодействия участников.

Задание 9. Раскрыть механизм проектного финансирования в рамках государственно-частного партнёрства. Определить, чем проектное финансирование отличается от долгового и долевого?

Задание 10. Выяснить, как распределяются риски в условиях долгового и долевого финансирования в рамках ГЧП?

 

Задания высшего уровня

Задание 1. Оценить законодательно-нормативную базу ГЧП Ростовской области, сравнив её с нормативными основами других регионов.

Задание 2. Представить процедуру отбора инвестиционного проекта, который получит финансирование из Инвестиционного фонда РФ.

Задание 3. Показать схему управления проектно-строительными рисками при разработке и реализации проектов-ГЧП.

Задание 4. Показать схему управления финансовыми рисками при разработке и реализации проектов-ГЧП.

Задание 5. Показать схему управления управленческим рисками при разработке и реализации проектов-ГЧП.

Задание 6. Определить, как распределяются специфические риски между участниками ГЧП, в каких сферах и отраслях они чаще всего возникают? Ответ оформить в виде таблицы.

Задание 7. Изобразить возможную организационную структуру ГЧП, созданную для функционирования в сфере дорожного строительства и эксплуатации на региональном уровне. Какие при этом возможны варианты финансирования?

Задание 8. Оценить необходимость создания специализированной проектной компании (СПК), аккумулирующей финансовые ресурсы для реализации крупных ГЧП-проектов.

Задание 9. Определить форму ГЧП на основе данных:

• Инвестпроект - строительство нового платного моста через Волгу с подъездными путями.

• Стоимость проекта – 70 млрд. рублей (сам мост – 40 млрд.)

• Ширина моста – 4 полосы.

• Срок соглашения – 30 лет (строительство – 5 лет, эксплуатация – 25 лет).

Предложить механизм компенсации государством выпадающих доходов Инвестора в случае снижения трафика.

Задание 10. Выяснить причины отсутствия заинтересованности бизнеса к проекту «Северный тоннель» (Ростов-на-Дону) на основе данных:

• Планируемый к строительству платный автомобильный тоннель, соединяющий центр города и Северный жилой массив.

• Ориентировочная длина – 3 км (1-я очередь).

• Ширина тоннеля – 4 полосы.

• Пропускная способность – 60 000 автомобилей в сутки.

• Стоимость проекта – 12 млрд. рублей.

• Форма ГЧП – «концессия».

• Срок концессии – 30 лет (строительство - 5 лет, эксплуатация - 25 лет).

Какие формы финансирования целесообразно было бы использовать? Что собой должна была бы представлять структура капитала в данном проекте?

 

Также магистранты должны выполнить 1 творческое задание.

ФИО № задания
   
   
   

 

Темы творческих заданий по дисциплине «Государственно-частное партнёрство»

 

1. Обзор официальной статистики по применению проектов ГЧП в мире (отраслевой и региональный аспект).

Название ГЧП-проекта Отрасль Регион Результаты применения
       
       
       

 

2. Специфика ГЧП как формы взаимодействия государства и бизнеса, отражённая в Практическом руководстве Европейской экономической комиссии по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства.

 

3. Модели государственно-частного партнерства: критерии выделения в зарубежной и отечественной практике.

Модели ГЧП Критерии классификации
   
   

 

4. Дать анализ нормативно-законодательной базы в РФ форм ГЧП.

Концессионные соглашения Инструменты государственной поддержки
   
   

 

Соглашение о государственно-частном партнерстве Инструменты государственной поддержки
   

 

Соглашение о разделе продукции Инструменты государственной поддержки
   

 

Инвестиционный договор Инструменты государственной поддержки
   

 

Контракты жизненного цикла Инструменты государственной поддержки
   

 

5. Дать анализ институциональным основам ГЧП в Ростовской области.

Институты ГЧП в Ростовской области  
Нормативно-законодательная база  
Государственные регулирующие органы  
Финансовые инструменты ГЧП  

6. Оценить результаты ГЧП-проектов в практике российских регионов.

Название ГЧП-проекта Сфера реализации Источники финансирования Органы управления
       
       

 

 

7. Выделить риски при реализации ГЧП-проектов и способы управления ими

Виды рисков Способы управления
   
   

 

8. Заполнить матрицу рисков ГЧП-проектов

Виды рисков Описание рисков Последствия Меры по снижению Предпочтительное распределение
         

 

9. Оценка перспектив использования ГЧП в инновационной сфере РФ. Составить типовой договор ГЧП в инновационной сфере.

10. Оценка перспектив использования ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры России. Составить типовой договор ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры.

11. Оценка перспектив использования ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Составить типовой договор ГЧП в сфере ЖКХ.

12. Оценка перспектив использования ГЧП в сфере дорожного строительства. Составить типовой договор ГЧП.

 

 

Самостоятельная работа магистрантов оформляется письменно шрифтом 14-кегль, единичный интервал, шрифт Times New Roman. Отступы 2 см сверху-слева-снизу, 1 см справа. 1 стр. – титульный лист с данными задания и магистранта.

Успешное выполнение и защита самостоятельных заданий может стать основанием для сдачи зачёта.

 

Типовое зачётное задание

Направление подготовки (специальности) 081100.68 - Государственное и муниципальное управление

Форма промежуточной аттестации: зачёт.

 

Билет № 1

Решите тесты

1. В России термин «государс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.013 с.)