Содержание разделов примерной программы
| Основное содержание
по темам рабочей программы
| Характеристика основных видов деятельности обучающегося
|
Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов
|
Тема 1. Отличие живого от неживого (5 ч)
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами
| Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем
Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами
| Называть основные методы изучения природы.
Работать с рисунками учебника как источником информации.
Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
Отличительные признаки живых организмов
| Различаются ли тела живой и неживой природы?
Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ — обугливания при горении
| Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.
Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.
Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации
|
Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме
| Какие вещества содержатся в живых организмах?
Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов
| Выявлять особенности химического состава живых организмов.
Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме.
Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.
Формировать выводы.
Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни.
Работать с рисунком как источником информации
|
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?
Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом
Опыт в домашних условиях
«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»
| Определять свойства живых организмов.
Объяснять значение науки биологии в жизни человека.
Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.
Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.
Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях
|
| Подведём итоги. Как можно отличить живое от неживого?
| Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком.
Определять методы биологических исследований.
Использовать рисунок как источник информации.
Объяснять значение общебиологичес-ких (системообразующих) понятий: «живой организм», «свойства живого», «биология», формирующих системное мышление.
Обсуждать результаты собственных исследований с одноклассниками.
Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Экскурсия
«Живая и неживая природа»
| Сравнивать объекты живой и неживой природы.
Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого.
Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.
Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии.
Соблюдать правила поведения в природе
|
Тема 2. Клеточное строение организмов (5 ч)
|
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы
| Клеточное строение — общий признак живых организмов
Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов
| Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.
Сравнивать строение растительной и животной клеток.
Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных
|
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Прибор, открывающий невидимое Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1
«Знакомство с микроскопом»
| Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом.
Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.
Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом
Лабораторная работа № 2
«Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения»
| Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.
Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле.
Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клетки, ткани и органы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Клетка одноклеточного организма как самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.
Лабораторная работа № 3
«Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»
Опыт в домашних условиях
«Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей»
| Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.
Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.
Называть признаки живого.
Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования.
Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Аргументировать важность биологических знаний для использования в повседневной жизни.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
| Подведём итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?
| Приводить доказательства того, что клеточное строение — общий признак живых организмов.
Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.
Применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Проверять свои знания в ходе заполнения схем.
Участвовать в обсуждении результатов опыта, проведённого в домашних условиях
|
Тема 3. Жизнедеятельность организмов (18 ч)
|
Рост и развитие организмов. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Как идёт жизнь на Земле? Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта.
Опыт в домашних условиях
«Выращивание плесени на хлебе»
| Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.
Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.
Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Оценивать свою готовность к исследовательской работе в ходе проведения домашнего опыта
|
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение
| Как размножаются живые организмы?
Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении
| Определять понятия: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».
Характеризовать особенности бесполого и полового размножения, приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.
Проверять свои знания с использованием рисунка учебника
|
Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение
| Как размножаются животные? Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродите
| Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры, используя таблицы и рисунки учебника
|
Практическая работа
«Уход за аквариумными рыбками» (эта работа может проводиться при изучении темы «Взаимосвязь организмов со средой обитания» — см. планирование 6 класса)
| Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы
|
Растения. Рост, развитие и размножение. Половое размножение
| Как размножаются растения? Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения
| Объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя.
Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.
Изучение органов цветкового растения
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Лабораторная работа № 4
«Изучение строения семени фасоли (гороха)»
| Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Научиться работать с лупой.
Находить части зародыша семени.
Делать выводы из полученных результатов исследования.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
Растения. Рост, развитие и размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение комнатных растений
| Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
Бесполое размножение растений: частями стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.
Практическая работа
«Уход за комнатными растениями» (эта работа может проводиться при изучении темы «Взаимосвязь организмов со средой обитания» — см. планирование 6 класса)
| Объяснять особенности размножения растений частями тела.
Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.
Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями.
Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян
|
| Подведём итоги. Как живые организмы производят потомство?
| Доказывать, что размножение — общее свойство живого.
Определять понятия: «размножение», «гамета», «зигота».
Строить схему, поясняющую образование зиготы.
Объяснять значение символов ♀ и ♂.
Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных
|
Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды
| Как питаются растения?
Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле
| Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества.
Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.
Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме.
Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов.
Осваивать навык ведения диалога с собеседником, умения учитывать мнение других людей
|
Органы растений. Питание растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Только ли лист кормит растение?
Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.
Лабораторная работа № 5
«Рассматривание корней растений»
| Объяснять значение корней в жизни растения.
Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.
Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа.
Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
Животные. Питание животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Как питаются разные животные? Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.
Практическая работа
«Подкармливание птиц зимой»
(эта работа может проводиться при изучении темы «Взаимосвязь организмов со средой обитания» — см. планирование 6 класса)
| Определять по рисунку, кто чем питается.
Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.
Проводить наблюдение за объектами живой природы.
Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений.
Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.
Соблюдать правила поведения в природе
|
Приспособления живых организмов к различным средам обитания
| Как питаются паразиты? Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов
| Определять понятия «паразит», «паразит — хозяин».
Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов.
Выделять общие признаки паразитов.
Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников
|
| Подведём итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы?
| Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений.
Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.
Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений
|
Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма
| Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм
| Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.
Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды.
Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека
|
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Можно ли жить без воды?
Вода — необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле.
Опыт в домашних условиях
«Изучение испарения воды листьями»
Практическая работа
«Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»
| Доказывать важность воды в жизни организмов.
Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.
Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.
Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.
Участвовать в оценке отчётов одноклассников о проведённых опытах.
Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке
|
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме
| Можно ли жить не питаясь?
Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества, богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии
| Использовать ранее изученные понятия: «хищник», «паразит», «растительноядный».
Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».
Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.
Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни
|
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Как можно добыть энергию для жизни?
Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита.
Опыт в домашних условиях
«Изучение направления роста корня».
Наблюдение за движением домашних животных
| Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».
Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания.
Проводить наблюдение за движением домашних животных.
Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.
Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы
|
Среда — источник веществ и энергии. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Рост и развитие организмов
| Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счёт деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии
| Объяснять значение пищи как источника энергии.
Давать аргументированный ответ с использованием знаний об общих свойствах живых организмов.
Обосновывать необходимость подвижного образа жизни с использованием имеющихся знаний в новой ситуации
|
Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма
| Можно ли жить и не дышать? Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство различия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма
| Определять понятие «газообмен».
Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.
Оценивать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Приводить примеры приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии
|
| Подведём итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?
| Называть общие свойства живых организмов.
Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.
Подтверждать приводимое доказательство рисунками.
Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.
Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов.
Строить модель пищевых связей живых организмов.
Объяснять значение биологического разнообразия на Земле
|
| Задания на лето
Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о проведённой работе.
(По усмотрению учителя задания на лето даются вариативно: в конце курса 5 класса за счёт резервного времени или в 6 классе при завершении всего пропедевтического курса)
| Планировать собственную деятельность.
Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений
|