ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТРУДОВОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: 1,2,
Семестры: 1,2,3
Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Москва, 2015
Составитель: Воронов Игорь Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент.
_______________ «__» ________ 201__г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)
Программа обсуждена на заседании кафедры трудового права и права социального обеспечения, протокол № 4 от 15 декабря 2015г.
Зав. кафедрой Е.А. Ершова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
_______________ «__» ________ 201__г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП.
© Российский государственный университет правосудия, 2015
© Воронов И.Ю., 2015
Оглавление
1.
| Цели освоения дисциплины
|
|
2.
| Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
|
|
3.
| Требования к результатам освоения дисциплины
|
|
4.
| Объем дисциплины и виды учебной работы
|
|
5.
| Содержание дисциплины
|
|
6.
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
|
7.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
|
8.
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
|
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирование методологической основы, доктринальных подходов углубленного понимания сущности, форм, направлений правового регулирования трудовых правоотношений и иных непосредственно связанных с ними правоотношений; усвоение основных правотворческих и правоприменительных проблем применения основополагающих принципов и норм трудового права, реализуемых в Российской Федерации; развитие профессионального методологического подхода к анализу теоретических и практических проблем трудового права с целью использования полученных знаний в профессиональной юридической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, является дисциплиной по выбору студента.
Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин общенаучного цикла («Теория государства и права», «Конституционное право») и дисциплин профессионального цикла («Трудовое право»).
Изучение дисциплины обеспечивает успешное освоение программ практик, научно-исследовательской работы.
Для освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
понятие и содержание российского трудового права; юридическую природу основополагающих принципов трудового права и иных форм трудового права, реализуемых в Российской Федерации; основные правовые средства реализации и способы защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда; гарантии государства в сфере регулирования трудовых правоотношений и иных непосредственно связанных с ними правоотношений; основания возникновения трудовых правоотношений, их содержание; основные правотворческие и правоприменительные проблемы применения основополагающих принципов и норм трудового права.
уметь: оперировать юридическими терминами, понятиями и категориями трудового права; анализировать юридические факты; толковать и применять основополагающие принципы и нормы трудового права; анализировать судебную практику по трудовым спорам.
владеть: юридической терминологией трудового права; приемами юридической техники, необходимыми для составления локальных актов работодателя, судебных решений по трудовым спорам, навыками работы с нормативными правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, основополагающих принципов и норм трудового права; навыками анализа трудовых правоотношений; навыками анализа правоприменительной практики, являющихся объектами профессиональной деятельности.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Теоретические и практические вопросы применения основополагающих принципов и норм трудового права» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№
п/п
| Код
| Компетенция
| Формы и методы обучения
|
1.
| ОК-1
| осознать социальную значимость актуальных правотворческих и правоприменительных проблем трудового права, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению в юридической работе
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
|
2.
| ОК-2
| выработать способность к добросовестному и этическому исполнению профессиональных обязанностей в практической юридической работе по защите трудовых прав и правовых интересов в сфере труда
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
|
3.
| ОК-3
| посредством углубленного ознакомления с актуальными правотворческими и правоприменительными проблемами трудового права выработать способность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
Решение ситуационных задач.
|
4.
| ОК-4
| выработать способность применения специальных, юридических терминов русского языка в юридической практике применения основополагающих принципов и норм трудового права
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой.
|
5.
| ОК-5
| компетентно использовать приобретенные знания и умения в юридической работе, в том числе, при участии в трудовых спорах, в организации научно-исследовательской деятельности по вопросам применения основополагающих принципов и норм трудового права
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Решение ситуационных задач.
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
1.
| ПК-1
| способность разрабатывать нормативные правовые акты в области трудового права
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Работа с учебной и справочной литературой, анализ принципов и норм трудового права. Анализ судебной практики по трудовым спорам. Анализ законопроектов в области трудового права.
|
2.
| ПК-2
| способность квалифицированно применять основополагающие принципы и нормы трудового права, реализовывать их в профессиональной деятельности по реализации и защите трудовых прав и правовых интересов в сфере труда
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Решение ситуационных задач.
|
3.
| ПК-4
| способность выявлять и пресекать злоупотребления трудовым правом в сфере правового регулирования трудовых правоотношений и защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
Решение ситуационных задач.
|
4.
| ПК-5
| способность осуществлять предупреждение злоупотреблений трудовым правом в сфере правового регулирования трудовых правоотношений и защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
Решение ситуационных задач.
|
5.
| ПК-7
| способность квалифицированно толковать принципы и нормы трудового права, регламентирующие трудовые правоотношения и иные непосредственно связанные с ними правоотношения
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
Решение ситуационных задач.
|
6.
| ПК-8
| способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере трудового права, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере применения принципов и норм трудового права
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.
Решение ситуационных задач. Анализ законопроектов в области трудового права.
|
7.
| ПК-11
| способность квалифицированно проводить научные исследования по актуальным проблемам применения основополагающих принципов и норм трудового права
| Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
Групповые дискуссии.
Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.
|
В результате освоения программы дисциплины «Теоретические и практические вопросы применения основополагающих принципов и норм трудового права» студент должен
знать:
¾ юридическую природу основополагающих принципов и норм трудового права;
¾ способы защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда;
¾ специфику рассмотрения трудовых споров;
¾ актуальные правотворческие и правоприменительные вопросы применения основополагающих принципов и норм трудового права.
уметь:
¾ оперировать юридическими понятиями и анализировать правовые факты в сфере применения основополагающих принципов и норм трудового права;
¾ использовать полученные знания при рассмотрении трудовых споров;
¾ анализировать и решать юридические проблемы в трудовых правоотношениях;
¾ принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с основополагающими принципами и нормами трудового права, реализуемыми в Российской Федерации;
¾ работать с научной литературой, вести дискуссию по проблемам изучаемой дисциплины.
владеть:
¾ юридической терминологией и понятийным аппаратом;
¾ обладать навыками анализа основополагающих принципов и норм трудового права, регулирующих трудовые правоотношения и иные, непосредственно связанные с ними правоотношения;
¾ навыками реализации основополагающих принципов и норм трудового права, реализуемых в Российской Федерации;
¾ навыками анализа и обобщения судебной практики в сфере защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда;
¾ приемами работы по разрешению юридических коллизий в правоприменительной практике.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Таблица 2.1
Вид учебной работы
| Трудоемкость
|
зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
|
|
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
|
Аудиторные занятия
| |
| |
Лекции
|
|
|
|
Семинары и практические занятия
|
|
|
|
Самостоятельная работа(СРС)
| |
|
|
Контрольная работа
| |
| -
|
Форма промежуточной аттестации
| |
| зачет
|
Заочная форма обучения
Таблица 2.2
Вид учебной работы
| Трудоемкость
|
зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия
| |
|
|
|
Лекции
|
|
|
| -
|
Семинары и практические занятия
|
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа(СРС)
| |
|
|
|
Контрольная работа
| |
| письменная контрольная работа
| |
Форма промежуточной аттестации
| |
| зачет
|
|
Заочная (ГВД) форма обучения
Таблица 2.3
Вид учебной работы
| Трудоемкость
|
зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
|
|
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
|
Аудиторные занятия
| |
|
|
Лекции
|
|
|
|
Семинары и практические занятия
|
|
|
|
Лабораторная работа
|
|
|
|
Самостоятельная работа(СРС)
| |
|
|
Контрольная работа
| |
| письменная контрольная работа
|
Форма промежуточной аттестации
| |
| зачет
|
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Таблица 3.1
Тематический план для очной формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические и семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Тема 1. Основные направления правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений в России
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
| Тема 2. Теоретические и практические проблемы трудового права с позиций легизма и интегративного понимания права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
| Тема 3. Система форм и источников трудового права, реализуемых в Российской Федерации с позиций легизма и интегративного понимания права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| Тема 4. Юридическая природа и правоприменительное значение основополагающих принципов российского трудового права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| Тема 5. Правотворческие и правоприменительные проблемы квалификации признаков трудового правоотношения.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
6.
| Тема 6. Трудовой договор и фактическое допущение работника к работе как основания возникновения и изменения трудовых правоотношений.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
7.
| Тема 7. Теоретические и практические вопросы заключения трудового договора и оформления приема на работу.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
8.
| Тема 8. Юридическая природа и виды скрытых трудовых правоотношений в России.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
9.
| Тема 9. Проблема заемного труда в России.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
10.
| Тема 10. Правотворческие и правоприменительные проблемы изменения трудовых правоотношений.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
11.
| Тема 11. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работника.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
12.
| Тема 12. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
13.
| Тема 13. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора с руководителем организации.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
14.
| Тема 14. Теоретические и практические вопросы применения к работнику норм о дисциплинарной ответственности.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
15.
| Тема 15. Правотворческие и правоприменительные проблемы материальной ответственности работника и работодателя.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
16.
| Тема 16. Правотворческие и правоприменительные проблемы компенсации морального вреда, причиненного работнику.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
17.
| Тема 17. Правотворческие и правоприменительные проблемы способов защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| ВСЕГО
|
|
|
| -
|
|
| Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
|
| -
|
|
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Таблица 3.2
Тематический план для заочной формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические и семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Тема 1. Основные направления правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений в России
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
| Тема 2. Теоретические и практические проблемы трудового права с позиций легизма и интегративного понимания права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
| Тема 3. Система форм и источников трудового права, реализуемых в Российской Федерации с позиций легизма и интегративного понимания права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| Тема 4. Юридическая природа и правоприменительное значение основополагающих принципов российского трудового права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| Тема 5. Правотворческие и правоприменительные проблемы квалификации признаков трудового правоотношения.
|
|
|
|
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
6.
| Тема 6. Трудовой договор и фактическое допущение работника к работе как основания возникновения и изменения трудовых правоотношений.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
7.
| Тема 7. Теоретические и практические вопросы заключения трудового договора и оформления приема на работу.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
8.
| Тема 8. Юридическая природа и виды скрытых трудовых правоотношений в России.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
9.
| Тема 9. Проблема заемного труда в России.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
10.
| Тема 10. Правотворческие и правоприменительные проблемы изменения трудовых правоотношений.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
11.
| Тема 11. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работника.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
12.
| Тема 12. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
13.
| Тема 13. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора с руководителем организации.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
14.
| Тема 14. Теоретические и практические вопросы применения к работнику норм о дисциплинарной ответственности.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
15.
| Тема 15. Правотворческие и правоприменительные проблемы материальной ответственности работника и работодателя.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
16.
| Тема 16. Правотворческие и правоприменительные проблемы компенсации морального вреда, причиненного работнику.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
17.
| Тема 17. Правотворческие и правоприменительные проблемы способов защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда.
|
|
| -
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
| Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
|
|
|
|
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Таблица 3.3
Тематический план для заочной формы обучения (гвд)
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические и семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Тема 1. Основные направления правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений в России
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
| Тема 2. Теоретические и практические проблемы трудового права с позиций легизма и интегративного понимания права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
| Тема 3. Система форм и источников трудового права, реализуемых в Российской Федерации с позиций легизма и интегративного понимания права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| Тема 4. Юридическая природа и правоприменительное значение основополагающих принципов российского трудового права.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| Тема 5. Правотворческие и правоприменительные проблемы квалификации признаков трудового правоотношения.
|
|
|
|
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
6.
| Тема 6. Трудовой договор и фактическое допущение работника к работе как основания возникновения и изменения трудовых правоотношений.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
7.
| Тема 7. Теоретические и практические вопросы заключения трудового договора и оформления приема на работу.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
8.
| Тема 8. Юридическая природа и виды скрытых трудовых правоотношений в России.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
9.
| Тема 9. Проблема заемного труда в России.
|
|
|
| -
| проведение групповых дискуссий
|
10.
| Тема 10. Правотворческие и правоприменительные проблемы изменения трудовых правоотношений.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
11.
| Тема 11. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работника.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
12.
| Тема 12. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
13.
| Тема 13. Теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора с руководителем организации.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
14.
| Тема 14. Теоретические и практические вопросы применения к работнику норм о дисциплинарной ответственности.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
15.
| Тема 15. Правотворческие и правоприменительные проблемы материальной ответственности работника и работодателя.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
16.
| Тема 16. Правотворческие и правоприменительные проблемы компенсации морального вреда, причиненного работнику.
|
|
|
| -
| решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
|
17.
| Тема 17. Правотворческие и правоприменительные проблемы способов защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда.
|
|
| -
| -
| проведение групповых дискуссий,
анализ и обобщение судебной практики
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
| Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
|
|
|
|
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами
Очной формы обучения
разделов дисциплины
Таблица 5