Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сдвиг управленческой парадигмы

Поиск

Под влиянием изменений в окружающем мире произошла гуманизация управления, которая внесла существенные изменения в поведение менеджеров и объектов их управления, что отразилось на мировосприятии людей и соответственно новой парадигме менеджмента. Сменились культура и ведущие ценности менеджмента. Проблемы решаются в изменяющихся и неопределенных ситуациях; технологии из механистических (физических) превратились в электронные; функции, выполняемые сотрудниками, стали носить личностный, ментальный характер; структуры теряют иерархический вид и становятся плоскими. Власть и контроль все чаще передаются на нижние уровни организации, а люди стремятся к карьере, которая открывает пути для индивидуального роста и обретения мастерства в решении сложных задач. При этом лидерство менеджеров приобретает черты власти и стремления к преобразованиям; квалификация исполнителей отличается многообразием и универсальностью; задачи решаются скорее командами, а не индивидами. Более того, новый мир характеризуется заинтересованностью в глобальных рынках и поставщиках, ориентацией не столько на прибыль, сколько на потребителей, подходом к информации как к главному ресурсу, отношением к наивысшему качеству как к норме. Управление, казалось бы, потеряло смысл, так как контроль за происходящими изменениями недоступен ни отдельным людям, ни компаниям. Поэтому становится востребованным новый тип работника ¾ самореализующегося универсального подготовленного индивида.

 

В настоящее время вперед вырвался менеджмент знаний, обладающий большим потенциалом: огромные ресурсы управления скрываются в неиспользованных человеческих возможностях, которые раскрываются при обучении управлению. Знания стали производительной силой, что принципиально изменяет содержание парадигмы управления в сторону усложнения отношений и одновременного упрощения методов за счет освоения социальных и управленческих технологий.

 

Дальнейшее повышение степени неопределенности, неустойчивости рыночной среды, связанное с глобализацией мировых отношений, всеобщей доступностью к базам данных в Интернете, открытостью границ и интенсивностью миграционных потоков, взаимопроникновением мировых культур, вызывает необходимость в непрерывной самоорганизации для настройки по «ситуации» подразделений предприятий, фирм, их персонала, а не только менеджмента. Командная работа и ее обеспечение становятся главным содержанием менеджмента организаций. Поэтому управление приобретает форму обучения, т. е. передача менеджерами и усвоение персоналом знаний, технологий, ценностей деловой, организационной, трудовой, инновационной и других видов культуры. Изменяется не только поведение людей в организации, но и их стиль мышления. Обучающиеся организации в настоящее время ¾ высший тип менеджмента, освоившего культуру двух предыдущих парадигм управления.

 

 

Виды корпоративных культур. Подходы к анализу корпоративной культуры.

Абрамова С.Г. и Костенчук И.А. предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры:

По степени взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные (высокая степень адекватности) и нестабильные (низкая степень адекватности) культуры. Стабильная культура характеризуется отчетливо заданными нормами поведения и традициями. Нестабильная — отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также колебаниями социально-психологического статуса работников.

 

По степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются интегративные (высокая степень соответствия) и дезинтегративные (низкая степень соответствия) культуры. Интегративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная — отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.

По содержанию доминирующих в организации ценностей выделяют личностно-ориентированную и функционально-ориентированную культуры. Личностно-ориентированная культура фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности. Функционально-ориентированная культура поддерживает ценность реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и моделей поведения, определяемых статусом работника.

В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют позитивную и негативную корпоративную культуру.

При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.

5) четыре типа корпоративных культур:

Иерархическая (бюрократическая). Культура армии, университетов, промышленных предприятий. Цель такой компании — поддержание стабильности и формализация отношений. В рабочем процессе высока роль процедур.

Рыночная. Организация ориентирована на результат, стремление побеждать. В таких компаниях поощряется внутренне соперничество. Хороша на этапе бурного развития, захвата рынков.

Клановая. Организация похожа на большую семью, связывающая всех сотрудников преданностью, дружбой и традицией. При чрезмерном развитии превращается в «безответственный загородный клуб».

Адхократическая. Предпринимательское и творческое место работы. Сотрудниками движет новаторство, готовность идти на риск. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

Любая организация содержит элементы каждого типа культуры в определенной пропорции, что определяет индивидуальный профиль КК. Чем больше она сконцентрирована на формальных правилах, тем меньше внимания уделяется взаимной поддержке и генерированию нового. «Чтобы сделать „бюрократическую“ организацию более гибкой, — отмечает консультант из США Надя Крылов, — можно создавать сквозные команды для работы над одним проектом, имеющим конкретную цель без четко расписанных процедур ее достижения (команда сама находит нужные пути). Люди одновременно работают в своих отделах, где занимают определенную должность, и в команде, где у них другой статус. Команда перестает существовать, когда цель достигнута. Такой прием может также развить навыки взаимовыручки и доверия внутри коллектива».

 

 

Проблема национальных моделей менеджмента. Специфичность российского менеджмента.

 

Проблемы.

В каждой стране менеджмент имеет отличитель­ные особенности, во многом продиктованные психо­логией народа и его национальными традициями.

Интеграция России с мировой экономикой обуслов­ливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран.

Японская модель сформировалась под влиянием

двух факторов:

• творческого освоения зарубежного опыта в обла­сти организации и управления;

• последовательного сохранения национальных традиций.

Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера:

• трудолюбие;

• эмоциональная сдержанность;

• дипломатичность;

• бережливость;

• восприимчивость к новому;

• коллективизм (работа группами);

• патернализм.

Американская модель определяется национальны­ми особенностями американцев:

• способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

• подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;

• борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;

• энергичность, активность;

• индивидуализм.

Однако при всем различии как одна, так и другая модели основываются на таких принципах, которые позволяют и японским, и американским фирмам пре­успевать. Это:

• предприимчивость;

• гибкость, чутье на потребности рынка;

• железная дисциплина;

• стремление к высокому качеству в работе;

• детальное знание своего дела и служение ему;

• умение привлекать хороших сотрудников;

• строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью;

стремление всегда быть лучше своих конкурентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.218 (0.01 с.)