Информационное неравенство партий перед выборами в Госдуму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное неравенство партий перед выборами в Госдуму



Информационное неравенство партий перед выборами в Госдуму

Одним из главных принципов свободных и конкурентных выборов является равное представительство политических сил в средствах массовой информации в период избирательной кампании. Несмотря на то, что данная норма закреплена в законодательстве Российской Федерации, принцип равноправия участия политических партий в медиа-повестке систематически нарушается в ходе выборов всех уровней в России. В первую очередь, это касается прямой и скрытой агитации посредством традиционных аудиовизуальных СМИ – телевидения и радио, совокупная доля которых среди всех медиа-инструментов, по оценкам экспертов, достигает 80%.

Не являются исключением и текущие выборы депутатов Государственной Думы, где в информационной повестке наблюдается явный перекос в сторону партии власти, как в количественном, так и в качественном содержании. В первую очередь, это заметно на примере телевидения – основного канала получения информации гражданами РФ.

Влияние власти на информационную политику основных телеканалов позволяет нивелировать значение гарантированного государством официального времени на ролики с предвыборной агитацией, работая с «основным» эфирным временем каналов. Модерирование эфира дает возможность включать выгодные для лояльных власти политических партий сюжеты в новостные блоки (являющиеся наиболее рейтинговыми передачами на ТВ), приглашать в аналитические передачи «нужных» представителей партий и т.д. В результате достигается подавляющее доминирование в телевизионной повестке событий и персоналий, в первую очередь, «Единой России», а также близких к власти политических сил.

Одновременно против оппозиции применяются технологии т.н. «черного пиара» – на телевидении, в прессе регулярно появляются материалы, порочащие честь и репутацию представителей как системных, так и несистемных политических сил. В рамках текущей избирательной кампании многочисленным атакам подверглись и представители КПРФ.

При этом выстраивание выгодной для власти «информационной политики» происходит за счет налогоплательщиков, так как основные федеральные телеканалы получают крупную господдержку из бюджета РФ. Так холдинг ВГТРК, в состав которого входят телеканалы «Россия-1», «Россия-24» и др., получит за 2016 год свыше 24 млрд. рублей бюджетных средств[1].

 

Упоминаемость политических партий в федеральных СМИ

Одним из инструментов оценки информационной политики власти в отношении политических сил страны является статистика по упоминаемости партий в основном массиве федеральных средств массовой информации. В значительной степени показатели медиа-цитирования зависят от информационной активности самой партии и ее представителей. Однако существенно различающиеся значения цитирования партий одной категории (сравнение между собой только парламентских партий, только непарламентских партий, имеющих федеральную квалификацию, и пр.) позволяют диагностировать влияние власти на информационное освещение их деятельности.

Согласно данным системы мониторинга СМИ «Медиалогия», в период с 22 июля по 18 августа в индексируемых системой федеральных СМИ [2] зафиксировано следующее количество упоминаний основных политических партий:

График 1

Согласно полученным данным, упоминаемость партии «Единая Россия» более чем вдвое превышает показатель КПРФ, почти втрое – «Справедливой России», почти в четверо – ЛДПР.

На существенно более низком уровне находится упоминаемость непарламентских партий – их цитируемость не сопоставима с показателями «Единой России». Некое промежуточное положение между парламентскими и остальными партиями занимает лишь «Партия Роста», более лояльная к власти, нежели другие игроки. Одним из факторов высокой цитируемости партии является активность ее лидера – бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

На т.н. «право-либеральном» фланге примерно на одном уровне находятся «Яблоко» и ПАРНАС. Несмотря на относительно высокие показатели цитируемости ПАРНАС, необходимо учитывать, что масса публикаций о партии носит негативный, дискредитирующий характер.

Аутсайдерами выглядят партии «Зеленые», «Патриоты России» и «Родина». Закономерно низкие показатели медиа-цитирования получила и испытавшая давление со стороны власти «Российская партия пенсионеров за справедливость» (список кандидатов по одномандатным округам партии был в полном составе снят с выборов).

Таким образом, упоминаемость партии «Единая Россия» в период с 22 июля по 18 августа в федеральных СМИ в разы превышает аналогичные показатели остальных парламентских партий, в том числе КПРФ. Результаты непарламентских политических сил не сопоставимы с показателями единороссов. Цитируемость «Единой России» в десять и более раз превышает показатели большинства непарламентских партий.

 

Информационное неравенство партий перед выборами в Госдуму

Одним из главных принципов свободных и конкурентных выборов является равное представительство политических сил в средствах массовой информации в период избирательной кампании. Несмотря на то, что данная норма закреплена в законодательстве Российской Федерации, принцип равноправия участия политических партий в медиа-повестке систематически нарушается в ходе выборов всех уровней в России. В первую очередь, это касается прямой и скрытой агитации посредством традиционных аудиовизуальных СМИ – телевидения и радио, совокупная доля которых среди всех медиа-инструментов, по оценкам экспертов, достигает 80%.

Не являются исключением и текущие выборы депутатов Государственной Думы, где в информационной повестке наблюдается явный перекос в сторону партии власти, как в количественном, так и в качественном содержании. В первую очередь, это заметно на примере телевидения – основного канала получения информации гражданами РФ.

Влияние власти на информационную политику основных телеканалов позволяет нивелировать значение гарантированного государством официального времени на ролики с предвыборной агитацией, работая с «основным» эфирным временем каналов. Модерирование эфира дает возможность включать выгодные для лояльных власти политических партий сюжеты в новостные блоки (являющиеся наиболее рейтинговыми передачами на ТВ), приглашать в аналитические передачи «нужных» представителей партий и т.д. В результате достигается подавляющее доминирование в телевизионной повестке событий и персоналий, в первую очередь, «Единой России», а также близких к власти политических сил.

Одновременно против оппозиции применяются технологии т.н. «черного пиара» – на телевидении, в прессе регулярно появляются материалы, порочащие честь и репутацию представителей как системных, так и несистемных политических сил. В рамках текущей избирательной кампании многочисленным атакам подверглись и представители КПРФ.

При этом выстраивание выгодной для власти «информационной политики» происходит за счет налогоплательщиков, так как основные федеральные телеканалы получают крупную господдержку из бюджета РФ. Так холдинг ВГТРК, в состав которого входят телеканалы «Россия-1», «Россия-24» и др., получит за 2016 год свыше 24 млрд. рублей бюджетных средств[1].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.005 с.)