Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «дикие животные весной»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят). Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. «Звучащий мячик», «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями по числу детей, резиновые или пластиковые фигурки диких животных и их детенышей, игровое поле с предметными картинками и фишки для игры «Не ошибись!», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, воздушные шары двух цветов по числу детей. Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Лесной переполох», чтение сказки «Два жадных медвежонка», рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные». Ход занятия 1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений.] Логопед приветствует детей в дверях кабинета, приглашает их за стол, показывает им «звучащий мячик». 500 Логопед. Садитесь. Вот это «звучащий мячик». Он нужен нам для того, чтобы начать занятие. Тот, к кому прикатится мячик, должен вспомнить слово со звуком [т] и вернуть мячик мне. 1-й ребенок. Тапки. 2-й ребенок. Торт. 3-й ребенок. Кот. 4-й ребенок. Молоток. Логопед. Молодцы! Вы выполнили мое первое задание. Теперь мы можем начать занятие, на котором будем говорить о природе весной, о том, что происходит в это время года в жизни диких животных. 2. Упражнение «Найди и назови». [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Уточнение словаря по теме «Дикие животные».] Логопед ставит перед каждым ребенком «палъчиковый бассейн». Логопед. Опустите руки в «бассейн», найдите то, что я там спрятала. Расскажите, что вы достали. Дети вынимают из «бассейнов» фигурки животных. Логопед убирает «бассейны». 1-й ребенок. Я достал медведя и волка. 2-й ребенок. Ау меня лиса и заяц. 3-й ребенок. Я нашла ежика. 4-й ребенок. А я – белку. Логопед. Поставьте фигурки в ряд на стол. Как можно назвать тех, кого вы нашли? Дети. Это дикие животные. Логопед. Где они живут? Дети. Они живут в лесу. Логопед. Верно. Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Кстати, почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Кроме того, весной дикие животные линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубу на летнюю легкую. Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубку он меняет ее летом. Дети. Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет ее на серую. 3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] 501 Логопед убирает фигурки животных и раздает детям открытые на с. 17 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед. Сейчас вы обведете и раскрасите фигурку зайца, а потом нарисуете травку вокруг него. Какой карандаш нужен вам для того, чтобы раскрасить зайца? Дети. Серый. Логопед. А для того чтобы нарисовать траву? Дети. Зеленый. Логопед. Верно. Начинайте работу. Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если в этом есть необходимость. 4. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи.] Логопед оценивает работу детей, убирает тетради и карандаши. Логопед. А сейчас я прочитаю вам стихотворение о диких животных. Внимательно послушайте его. Весело аукнула Из лесу весна. Ей медведь откликнулся, Проурчав со сна. Поскакали зайки к ней, Подлетел к ней грач, Покатился ежик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, — Дождалась, пушистая, Света и тепла!.. Улыбнулся радостно Весь прозрачный лес. И мороз за елками, Заворчав, исчез. Л. Аграчева О каком времени года это стихотворение? Дети. О весне. 502 Логопед. Правильно. А теперь вы послушайте стихотворение еще раз и постараетесь запомнить, названия каких диких животных в нем прозвучали. (Читает стихотворение еще раз.) Перечислите названия животных, которые вы запомнили. Дети. Медведь, зайки, грач, ежик, белочка. Логопед. Молодцы! Вы перечислили все названия. Как вы думаете, кто в этом ряду лишний и почему? Дети. Лишний грач. Грач — это птица. А все остальные — звери. Логопед. Верно. Похлопайте себе! 5. Подвижная игра «Лесной переполох». [Воспитание правильного речевого дыхания, чувства ритма, развитие интонационной выразительности речи, мимики.] Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг. Педагог произносит текст, а дети произносят междометия и, подражая педагогу, изменяют выражение лица. В весенний ясный, Теплый день На голый лес Упала тень. Охватил зайчонка страх — ах, ах, ах! Страшный коршун В небесах — ах, ах, ах! Убегайте все быстрей — эй, эй, эй! Берегитесь Злых когтей — эй, эй, эй! Там, где коршун,— Там беда — да, да, да! Острый клюв — Не ерунда — да, да, да! Заяц лапой Бьет в чурбан — бан, бан, бан! Как в огромный Барабан — бан, бан, бан! Полетел сигнал Тревоги 503 Над землей: — Уноси Быстрее ноги — ой, ой, ой! А. Вольский Логопед. А теперь покажите, как летает коршун. Дети бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями. Логопед. А сейчас нужно показать, как прыгает зайчик, спасаясь от коршуна. Дети выполняют прыжки по кругу на двух ногах, сделав ушки из ладоней. 6. Упражнение «Разноцветные шары». [Развитие фонематического восприятия.] Логопед раздает детям по два воздушных шара разных цветов. Логопед. Сейчас мы будем играть в уже известную вам игру. Будем различать звуки [т] и [п]. Если вы услышите звук [т], то поднимите синий шар, а если услышите звук [п], то поднимите желтый шар. Услышав другие звуки, вы не будете поднимать шары. А, и, т, м, п, о, п, т. От, ам, ип, ту, но, па. Торт, мак, нос, суп, стук. Дети выполняют задание. Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили условия нашей игры. 7. Игра «Не ошибись!» [Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков в словах. Совершенствование фонематических представлений. Развитие мышления, памяти.] Логопед собирает воздушные шары, предлагает детям сесть по-турецки на ковер, разворачивает перед ними игровое поле, ставит контейнер с фишками (это могут быть детали пластмассового конструктора или крышки от пластиковых бутылок). На игровом поле не менее 12 предметных картинок (сом, сова, сыр, сумка, лиса, заяц, зубы, козы, ваза, замок, медведь, белка). Логопед. Новая игра называется «Не ошибись!» На игровом поле вы видите много картинок. Вы должны назвать и закрыть 504 фишками только те картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [з]. Дети называют картинки и закрывают их фишками. Логопед следит за правильностью произношения. Логопед. Молодцы. Вы закрыли все картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [з]. А теперь скажите, какие картинки вы не закрыли. Дети. Медведя и белку. Логопед. Кто это такие? Дети. Это дикие животные. Логопед. Есть ли картинки с изображениями диких животных под фишками? Дети. Да. Лиса и заяц. Логопед. Молодцы. А можете ли вы вспомнить, как называются детеныши этих животных? 8. Игра «У кого кто?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).] Логопед убирает игровое поле и контейнер с фишками и достает «звучащий мячик». Логопед. Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик. Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне. (Подталкивает мячик первому ребенку.) Медведь. 1-й ребенок. Медвежата. Логопед. Лиса. 2-й ребенок. Лисята. Логопед. Волк. 3-й ребенок. Волчата. Логопед. Еж. 4-й ребенок. Ежата. Логопед. Отлично. Вы очень хорошо выполнили мое последнее задание. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед убирает «звучащий мячик». Логопед. Перечислите задания, которые вы выполняли сегодня. Дети. Мы закрывали фишками картинки со звуками [с] и [з], поднимали шарики, когда слышали звуки [т] и [п], вспоминали 505 названия детенышей животных, раскрашивали зайчика, искали фигурки в «пальчиковом бассейне». Логопед. Вы очень хорошо занимались. Я горжусь вами. Занятие 2 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные весной». Закрепление знания пройденных букв, навыка чтения слогов и слов с ними. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах и существительных с суффиксами -онок, -енок). Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, мышления, зрительного внимания, осазания, обследовательских навыков, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. «Волшебный мешочек» с резиновыми и пластиковыми фигурками диких животных, пластиковые елочка, пенек, дерево, полянка с травкой, фигурки детенышей диких животных, тетрадь №2 по числу детей, цветные карандаши, две корзинки разных цветов, предметные картинки со звуками [т] и [п] в названиях, контейнеры с морскими камушками по числу детей, сумочки с предметными картинками по числу детей. Предварительная работа. Повторение подвижной игры «Заяц Егорка», составление рассказов-описаний о диких животных по образцу и предложенному плану. Ход занятия 1. Организационный момент. [Развитие обследовательских навыков, тактильных ощущений, тонкой моторики, связной речи.] Логопед встречает детей в дверях кабинета с «волшебным мешочком» в руках, организует приветствие и предлагает детям по очереди опустить руку в «волшебный мешочек». 506 Логопед. Сейчас каждый из вас опустит руку в мешочек, нащупает там фигурку, скажет, кого он нашел, и достанет фигурку из мешочка. 1-й ребенок. Я нашел медведя. 2-й ребенок. Ау меня зайчик. 3-й ребенок. Я нашла ежа. 4-й ребенок. У меня белка. Логопед. Молодцы. Вы правильно назвали тех, кого нашли в «волшебном мешочке». А кто это такие? Что вы о них знаете? Дети. Это дикие животные. Они живут в лесу. Они сами о себе заботятся. Весной у них появляются детеныши. Логопед. Верно. Сейчас вы пройдете в кабинет, найдете детеныша того животного, которое у вас в руках, расскажете, где он спрятался. 2. Игра «Найдем детенышей». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падехаж и существительных с суффиксами -онок, -енок). Развитие связной речи.) Дети проходят в кабинет и начинают искать фигурки детенышей. Они расставлены в разных частях кабинета (на нижних полках открытых шкафов, на столике перед зеркалом, на ковре). 1-й ребенок. Я нашел медвежонка. Он спрятался под елочкой. 2-й ребенок. Я вижу зайчонка. Он сидит в травке. 3-й ребенок. Я нашла ежонка. Он сидит за пеньком. 4-й ребенок. Я вижу бельчонка. Он сидит на дереве. Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными, нашли всех детенышей и правильно рассказали о том, где они спрятались. 3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах и существительных с суффиксами -онок, -енок).] Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 18 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. 507 Логопед. А теперь расскажите, каких животных и детенышей вы видите у себя в тетради на странице слева. Дети. Мы видим медведя и лису, медвежонка и лисенка. Логопед. Верно. Возьмите простой карандаш и обведите медведя и лису, а потом раскрасьте животных и их детенышей. Какие карандаши вам для этого нужны? Дети. Нам нужны коричневый и оранжевый карандаши. Медведь и медвежонок коричневые. Лиса и лисенок рыжие. Логопед. Правильно. Выполняйте задание. Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь, следит за правильностью посадки и постановкой руки, а затем предлагает детям оценить работу друг друга, выбрать лучшую работу. 4. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.] Логопед собирает тетради и карандаши. Логопед. А сейчас я проверю, умеете ли вы внимательно слушать. Я перечислю названия детенышей, а вы должны будете решить, кто из них лишний и почему. Медвежонок, котенок, зайчонок, волчонок. Кто лишний? Дети. Лишний котенок. Он живет дома. А медвежонок, зайчонок и волчонок живут в лесу. Логопед. Верно. Слушайте следующий ряд. Волчонок, зайчонок, лисенок, ежонок. Кто лишний? Вспомните о цвете этих детенышей. Дети. Лишний лисенок. Он рыжий. А все остальные — серые. Логопед. Верно! Молодцы! 5. Подвижная игра «Заяц Егорка». (Повторение, см. с. 331.) [Развитие общей моторики. Координация речи с движением.] Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить упражнение «Заяц Егорка». 6. Игра «Разноцветные корзинки». [Развитие фонематических представлений.] Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер, ставит перед ними две корзинки разных цветов, раскладывает предметные картинки (кот, кит, помидор, палка, торт, попугай, трамвай, погремушка). 508 Логопед. Рассмотрите картинки и разложите их так: в красную корзинку картинки со звуком [т] в назаниях, а в желтую — со звуком [п]. Дети молча выполняют задание. Логопед останавливает игру только тогда, когда кто-то из играющих допускает ошибку, предлагает объяснить, в чем ошибка, и исправить ее. 7. Игра с морскими камушками. [Выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. Развитие тонкой моторики.] Логопед убирает корзинки с картинками и раздает детям контейнеры с морскими камушками. Логопед. А теперь я предлагаю вам стать волшебниками. Будем выкладывать из камушков буквы и превращать их. Выложите букву А. Молодцы! Превратите ее в букву П. Отлично! Теперь выложите букву У. Прочитайте слог. Дети. Пу. Логопед. Молодцы! Таким образом дети выкладывают и читают еще 3—4 слога. 8. Игра «Что в сумке?» [Автоматизация произношения свистящих звуков в предложении.] Логопед предлагает детям сложить камушки в контейнеры и убирает их, просит детей пройти за стол, раздает им сумочки с предметными картинками. Логопед. Достаньте картинки из сумочек и расскажите о том, что лежало в вашей сумке. Вот так: в сумке арбузы, сок и зонт. 1-й ребенок. В сумке носок, совок, салфетка. 2-й ребенок. В сумке сырок, сок, замок. 3-й ребенок. В сумке ваза, сом, бусы. 4-й ребенок. В сумке мимоза, сарафан, сандалии. Логопед. Отлично! Вы очень хорошо выполнили это задание. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям сложить картинки в сумочки и убирает их. Логопед. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что было особенно интересно делать? Дети рассказывают, что им понравилось на занятии. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка. 509 Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -иц, -их, -онок, -енок, образование и употребление предложно-падежных конструкций). Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Плоскостные фигурки диких животных и материалы для игры «В лесу», предметные картинки с изображениями диких животных и их детенышей[5], тетрадь №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, «Волшебные часы», подставка для книг. Предварительная работа. Повторение пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке». Ход занятия 1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает детям взять по одной плоскостной фигурке дикого животного. Дети проходят в кабинет и занимают места за столом. Логопед. Расскажите, фигурки каких животных вы выбрали? 1-й ребенок. У меня волк. 2-й ребенок. У меня медведь. 3-й ребенок. У меня белка. 4-й ребенок. У меня лиса. Логопед. Кто это? 510 Дети. Это дикие животные. Логопед. На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о диких животных. 2. Составление рассказов-описаний о диких животных по образцу и данному плану. [Развитие связной речи.] Логопед выбирает себе фигурку ежа. Логопед. Сейчас мы с вами попробуем рассказать о тех животных, фигурки которых выбрали. Послушайте, как я расскажу о еже. Это еж. Он живет в лесу. Еж колючий, небольшой. У него есть острые иголки, носик-пятачок и круглые ушки. Сначала я назвала животное и сказала, где оно живет. Потом я перечислила то, что отличает ежа от других животных. Попробуйте вы рассказать о своих животных. 1-й ребенок. Это волк. Он живет в лесу. Он большой, серый. У него острые зубы и большая голова. 2-й ребенок. Это медведь. Он тоже живет в лесу. Он очень большой, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. 3-й ребенок. Это белочка. Она живет в лесу. Она маленькая. У нее пушистый хвостик и кисточки на ушках. 4-й ребенок. А это лиса. Она живет в лесу. Лиса рыжая. У нее пушистый хвост. Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с моим заданием. Звери довольны тем, как вы рассказали о них. 3. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи, памяти. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).] Логопед открывает коврограф, на котором закреплены плоскостные изображения деревьев, пенька, берлоги, дорожки. Логопед. Поместите фигурки животных на коврограф и расскажите, где они находятся. Где прячется волк, Ваня? Ваня. Волк прячется за деревом. Логопед. Где спит медведь, Арина? Арина. Медведь спит в берлоге. Логопед. А где сидит белочка, Даша? Даша. Белочка сидит в дупле. Логопед. Где стоит лиса, Настя? Апрель, 1-я неделя 511 Настя. Лиса стоит на дорожке. Логопед. Отлично. Теперь вы закроете глаза, а каждый из зверей в это время выберет себе другое место. Вы откроете глаза и объясните, что изменилось. Дети закрывают глаза, логопед меняет местоположение зверей на коврографе. Логопед. Откройте глаза, посмотрите внимательно и расскажите, где теперь находится тот зверь, которого вы выбрали в начале занятия. 1-й ребенок. Волк прятался за деревом. Теперь он стоит под елкой. 2-й ребенок. Медведь спал в берлоге. Теперь он спит под деревом. 3-й ребенок. Белочка сидела в дупле. Теперь она сидит на пеньке. 4-й ребенок. Лиса стояла на дорожке. Теперь она стоит за деревом. Логопед. Отлично. Вы заметили все изменения на нашей картине и правильно о них рассказали. Похлопайте себе. 4. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -иц, -их, -онок, -енок).] Логопед закрывает коврограф. Логопед. А теперь послушайте стихотворение о диких животных. (Можно сопровождать чтение демонстрацией соответствующих тексту предметных картинок.} Три пушистых рыжих шкурки Дружно вышли на прогулку. Лис, лисица и лисенок, Папа, мама и ребенок. Три колючих колобка Притаились у пенька. Еж, ежиха и ежонок, Папа, мама и ребенок. Волки вышли из-за елки, 512 На охоту вышли волки. Волк, волчица и волчонок, Папа, мама и ребенок. У лесной речушки хатка, В ней бобриха и бобрятки. Папа бобр их охраняет, Возле хатки он ныряет. Названия каких животных и их детенышей прозвучали? 1-й ребенок. Волк, волчица и волчонок. 2-й ребенок. Еж, ежиха и ежонок. 3-й ребенок. Бобр, бобриха и бобренок. 4-й ребенок. Лис, лисица и лисенок. Логопед раздает открытые на с. 19 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами. Логопед. А вот и одна семья из стихотворения. Кого вы видите на странице справа? Дети. Это волк, волчица и волчонок. Логопед. Верно. Какой карандаш вам нужен, чтобы раскрасить этих животных? Дети. Нам нужен серый карандаш. Волки серые. Логопед. Правильно. У волков грубая серая шерсть. Раскрасьте фигурки животных. Дети выполняют задание, логопед контролирует выполнение и оценивает работу детей. Логопед. А елку вы раскрасите после дневного сна. 5. Игра «Волшебные часы». [Развитие артикуляционной моторики, фонематических представлений. Автоматизация и дифференциация звуков [с] и [з] в словах.] Логопед убирает тетради и карандаши и помещает на наборное полотно «волшебные часы». (По краю циферблата в произвольном порядке нарисованы 8 картинок, содержащих в названиях звуки [с] и [з]: фасоль, лиса, косынка, сумка, завод, забор, медуза, пузырек. Стрелки закреплены в центре круга и свободно передвигаются.) Логопед. Посмотрите на часы (рис. 38). Какие картинки вы видите на них? Когда будете перечислять названия картинок, помните о том, что вы должны правильно произносить звуки [с] и [з]. 513 (Вполне возможно, что это задание окажется очень сложным для детей. Тогда картинки сначала называет логопед, а дети повторяют их названия.) Дети. Фасоль, косынку, лису, сумку, забор, завод, медузу, пузырек. Логопед. Правильно. А теперь каждый из вас будет подходить к часам, показывать одной стрелкой картинку со звуком [с], а другой стрелкой — картинку со звуком [з] и называть их. 1-й ребенок. Фасоль и завод. 2-й ребенок. Лиса и пузырек. 3-й ребенок. Косынка и медуза. Рис. 38 514 4-й ребенок. Сумка и забор. Логопед. Чудесно! Похлопайте себе! 6. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». (Повторение, см. с. 317.) [Развитие тонкой моторики, чувства ритма.] Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить пальчиковую гимнастику, а после этого попрыгать по кругу, как прыгают белочки. 1.Игра «Повтори за мной». [Работа над слоговой структурой двусложных слов.] Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер. Логопед. Давайте прохлопаем слова-названия диких животных. (Ставит на подставку для книг, стоящую на ковре, предметные картинки и прохлопывает слова вместе с детьми.) Логопед и дети. Ли-са, мед-ведь, бел-ка. Логопед. А теперь повторяйте за мной. Лиса живет в норе. Дети. Лиса живет в норе. Логопед. Медведь сосет лапу. Дети. Медведь сосет лапу. Логопед. Белка грызет орех. Дети. Белка грызет орех. Логопед. Молодцы! Очень хорошо. 8. Игра «Эхо». [Развитие силы голоса.] Логопед предлагает детям встать и разделиться на две команды по два человека. Команды встают у противоположных стен кабинета лицом друг к другу. Логопед. Давайте представим, что мы с вами гуляли в лесу, встретили там ежа и понаблюдали за ним, потом видели, как белочка скачет с ветки на ветку, а потом обнаружили, что заблудились. Что мы будем кричать? Дети. Ау! Логопед. Одна команда будет кричать, а другая будет тихонько ей отвечать, как эхо. Команды в ходе игры обязательно меняются ролями. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям подвести итог занятия, вспомнить, чем они занимались, и оценить работу друг друга. Для поощрения деятельности детей дарит им наклейки. 515 Занятие 4 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные весной». Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов). Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Мяч, пазлы «Дикие животные», тетрадь №2 по числу детей, цветные карандаши, два грузовика разных цветов, фигурки животных со звуками [с] и [з] в названиях, плоскостные изображения медвежат, карточки с буквами, схема слова «волк», морские камушки, мяч. Предварительная работа. Чтение рассказов В. Зотова о диких животных из книги «Лесная мозаика». Ход занятия 1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).] Логопед встречает детей в дверях кабинета с мячом в руках, организует приветствие, приглашает детей на ковер. Логопед. Сегодня мы снова будем говорить о диких животных. А сейчас поиграем в мяч. Тот, кому я брошу мяч, должен будет вспомнить слово из одной семейки со словом «лиса» — похожее на это слово. 1-й ребенок. Лисенок. 2-й ребенок. Лиса. 3-й ребенок. Лисица. 4-й ребенок. Лисичка. 1-й ребенок. Лисята. 2-й ребенок. Лисы. 3-й ребенок. Лисятки. 4-й ребенок. Лисички. 516 Логопед. Молодцы. Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь пройдите за стол. 2. Пазлы «Дикие животные». [Развитие зрительного восприятия и внимания, связной речи.] Перед каждым ребенком лежит пазл с изображением дикого животного. При сборке пазла умышленно допущена ошибка. Логопед. Посмотрите на картинки, которые я собрала для вас. Они нравятся вам? Дети. Не нравятся. Они неправильные. Логопед. Почему? Расскажите все по очереди. 1-й ребенок. У волка хвост лисы. 2-й ребенок. Ау медведя голова волка. 3-й ребенок. У лисы хвост волка. 4-й ребенок. Ау волка голова медведя. Логопед. Исправьте ошибки. Дети выполняют задание. 3. Упражнение «Узнай слово». [Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.] Логопед убирает паты и помещает на магнитную доску схему (рис. 39). Кружки синего цвета, а квадраты с буквами — белые.
Рис. 39 Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте, какое название дикого животного спрятано в схеме. Какие буквы вы видите на схеме? Дети. Буквы О, К. 517 Логопед. Остальные буквы слова спрятаны под кружками. Как вы думаете, гласные или согласные буквы спрятались под кружками? Дети. Согласные, потому что кружки синего цвета. Логопед. Какой звук обозначает первый кружок? Дети. Звук [в]. Логопед. А какой звук обозначает второй кружок? Дети. Звук [л]. (Должен ответить ребенок, который правильно произносит этот звук, или сам логопед). Логопед. Какое же слово обозначает схема? Дети. Волк. Логопед. Давайте проверим. Переверните схему. Дети. Мы отгадали. На картинке нарисован волк. Логопед. Верно! Молодцы! Сколько гласных звуков в этом слове? Дети. Один гласный звук. 4. Игра «Веселые медвежата». [Совершенствование навыка чтения.] Логопед убирает схему слова и помещает на магнитную доску изображения двух медвежат. Медвежата держат в лапах карточки с буквами. Логопед. Прочитайте слог, который составили медвежата. Дети. Па. Логопед. Посмотрите, прибежали еще два медвежонка и принесли еще один слог. Прочитайте его. Дети. Па. Логопед. Какое слово составили медвежата? Дети. Папа. Логопед. Верно. Медвежата рады, что вы прочитали слово. Аналогично составляется и читается слово «Тото». 5. Подвижная игра «Заяц Егорка». (Повторение, см. с. 331.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.] 6. Игра «Кто больше?» [Развитие фонематических представлений. Подбор слов с заданными согласными звуками.] Логопед предлагает детям сесть на ковер. Логопед. А теперь давайте проведем соревнование. Мальчики будут вспоминать слова со звуком [п], а девочки — со звуком 518 [т]. За каждое слово я буду давать вам камушек. Посмотрим, кто наберет больше камушков. Лучше организовать игру таким образом, чтобы количество камушков у команд было одинаковым. Если это не удастся, детям нужно показать, как поддержать проигравших. 7. Игра «Узнай по описанию». [Развитие речевого слуха, расширение пассивного словаря прилагательных.] Логопед убирает камушки. Логопед. Сейчас мы поиграем в новую игру. Я буду рассказывать вам о животном, какое оно, а вы будете отгадывать. Он колючий, маленький, серый. Кто это? Дети. Это еж. Логопед. Она рыжая, пушистая, хитрая. Кто это? Дети. Это лиса. Логопед. Он серый, длинноухий, быстроногий. Кто это? Дети. Это заяц. Логопед. Он коричневый, большой, неуклюжий, косолапый. Кто это? Дети. Это медведь. Логопед. Вы отгадали все мои загадки. Похлопайте себе. 8. Игра «Разноцветные грузовики». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация свистящих звуков в словах.] Логопед расставляет перед детьми фигурки зверей и птиц и называет их. Логопед. Коза, лиса, сова, слон, зайка, киска, свинка, сорока. Сейчас они поедут кататься. Те животные, в названиях которых есть звук [с], поедут в желтом грузовике. Те животные, в названиях которых есть звук [з], поедут в зеленом грузовике. Сажайте их в машины и называйте. Следите за звуками [с] и [з]. Дети сажают животных в грузовики и называют их. Логопед. Давайте проверим, кто едет в желтом грузовике. Дети. Лиса, сова, слон, свинка, киска, сорока. Логопед. А кто едет в зеленом грузовике? Дети. Коза, зайка. Логопед. Молодцы! Звери вас благодарят. 519 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед убирает грузовики и предлагает детям подвести итог занятия. Логопед. Мы заканчиваем разговор о диких животных. Что вы знаете о них? Дети. Дикие животные живут в лесу. Они сами добывают еду. Сами строят себе дом. Весной у них появляются детеныши. Если увидишь в лесу ежика, не надо трогать его руками, можно только понаблюдать. Логопед. Молодцы. Вы запомнили, о чем мы говорили на занятиях. Похлопайте себе. В понедельник мы будем говорить о том, что происходит в жизни домашних животных весной. Апрель, 2-я неделя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.01 с.) |