Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Банщиков В.М., Мягков И.Ф. Медицинская психология .↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследованиями сотрудников Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) выделены следующие 12 типов отношения к болезни (Л.И. Вассерман и др., 1987): гармоничный, эргопа- тический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастеничес- кий, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический, а также разработана процедура объекти- визации этих типов в практической деятельности врачей и медицинских психологов при помощи психодиагностической методики ТОБОЛ (типу отношения к болезни). В свою очередь и болезнь способна, особенно при хроническом течении, сказаться на характерологических особенностях личности и даже привести к психопатизации, т.е. к состоянию, сходному с той или иной формой психопатии. Например, перенесенная черепно-мозговая травма, нейроинфекция впоследствии могут привести к психопатизации личности по типу возбудимых со склонностью к истерическому реагиро- ванию. Некоторые заболевания настолько своеобразно изменяют лич- ность пациента, что это может быть использовано с диагностической целью (например, эпилептический характер в сочетании с "концентри- ческим слабоумием"). Во всех случаях несомненно,что степень изменения характера под влиянием болезни весьма различна, в высшей степени индивидуальна, и связано это как с особенностями патологического процесса, так и с преморбидными особенностями, возрастом, социальным окружением в период болезни и после нее и т.п. Иногда болезнь оставляет после себя такие "впечатляющие" следы, что человек начинает считать себя неполноценным и приниженным и долгое время не может свыкнуться с новыми коренными изменениями в его организме (например, уродства, в том числе увечья, потеря зрения, слуха, грубые нарушения речи, походки, гиперкинезы, потеря сексуально значимых органов (молочной железы в результате мастэктомии) и т.п.). В специальной и художественной литературе прошлого подчеркивалось, что людям с физическими недостатками в той или иной степени присуши черты озлобленности, зависти к окружающим, вообще человеконенавист- нические качества. Впоследствии якобы развивается подозрительность, появляются злопамятность и мстительность. У некоторых людей формируются астенические черты. Они постоянно переживают свою неполноценность, становятся стыдливыми и застени- чивыми, легко ранимыми, замыкаются в себе. Сужается круг интересов, причем отчуждение способно достигать крайних пределов. Но нередко отмечается и появление противоположных свойств: нарастания стенич- ности, непреодолимой настойчивости, стремления упорно преодолевать самые разнообразные трудности и постоянно находиться как бы в сорев- новании со здоровыми людьми. Конечно, тот или иной физический недостаток, увечье, несомненно сказывается на формировании личности, в частности на характере чело- века, однако огромную, а в подавляющем большинстве случаев несом- ненно ведущую роль в развитии личности, в образовании ее новых качеств и свойств играет социальная среда и взаимоотношения с обще- ством. Как при становлении личностных качеств здорового человека вообще, так и в еще большей степени при перевоспитании характера, подвергшегося некоторым изменениям (или при профилактике этих изменений) невозможно переоценить значение окружающей действи- тельности, общественных взаимоотношений. Особо важную роль при этом будет играть трудовая деятельность. Опытом работы школ для слепоглухонемых в нашей стране целиком и полностью опровергнуты прежние литературные данные о мстительности, неизбежном озлобле- нии, фатальном развитии человеконенавистничества у слепоглухонемых людей. Правильное, рациональное использование способностей, задатков, воспитание интересов, навыков и умений, приобретение знаний и тру- довая деятельность раскрывают возможности развития личности и вклю- чают человека с тем или иным физическим недостатком в социальную среду на равных правах. В этой связи становятся понятными необходи- мость воспитания и формирования положительных черт характера у лиц с физическими дефектами. Свидетельством тому могут служить слепо- глухонемой А. Курбатов, овладевший специальностью скульптора и сле- саря, слепоглухонемая О. Скороходова - писательница, поэтесса и научный работник, и многие другие люди, которые, несмотря на физи- ческие недостатки, сумели воспитать в себе стенические черты характера и занять в соответствии со склонностями и интересами свое собственное, значимое место в обществе. ТАТЬЯНА ПЕТКОВА Невроз белого халата
Доктора и кукушки слышат: "Сколько мне осталось жить?" чаще всех. Задавая этот вопрос лечащему врачу, каждый человек рассчитывает получить один-единственный ответ: что жить ему еще долго и счастливо. Но иногда слышит: 'М-м-м... Трудно сказать, я не Господь Бог. Один пациент пропустит это мимо ушей, а у другого неясный или двусмысленный ответ доктора может спровоцировать развитие серьезного психо-неврологического расстройства.
Распятые на красном кресте В переводе с греческого "ятрогения " значит "порожденная лекарем". Неосторожное слово, оброненное врачом, косой взгляд, брошенный им на рентгеновский снимок, хмурая гримаса при виде пациента - эти, казалось бы, незначительные детали могут вызвать тяжелейший невроз. Десятеро из десяти человек, услышавших что-либо нелестное в адрес своего здоровья, расстроятся. Но семеро найдут способ прояснить ситуацию (расспросить врача, проконсультироваться еще у одного-двух специалистов и сравнить впечатления), а трое в панике убегут из кабинета, закрыв глаза и зажав уши. Эти 30% - потенциальные клиенты психиатров и психологов, так как встали на первую ступеньку, ведущую к ятрогении. Развивается это расстройство стремительно: сначала портится настроение, затем возникает непреодолимый страх перед врачами и медицинскими заведениями. Позже появляется ипохондрия: человек находит у себя симптомы всех мыслимых и немыслимых заболеваний, впадает в депрессию. Нередко в голову лезут мысли о самоубийстве. Классический случай ятрогении - известный фильм "Зайчик" с Леонидом Быковым в главной роли: подслушав разговор врачей и ошибочно решив, что жить осталось пару недель, герой посвящает остаток дней своих исключительно добрым делам. Картина смешная и легкая. Но в реальности темных красок больше. 26-летняя Оксана пришла к маммологу на профилактический осмотр. Ощупывая грудь пациентки, врач протянул: "Надо бы сделать еще одну маммограмму". Оксана насторожилась: "Что-то не так?" "Да как вам сказать, - врач был полностью погружен в свои мысли. - В нашей профессии, дорогуша, никогда и ни в чем не можешь быть уверен..." Женщина пыталась справиться с нарастающей тревогой, а доктор продолжал: "О, а это что у вас - родинка? Странная какая. Не кровит, не болит? Вы бы сходили на консультацию к онкологу, мало ли что!" Домой женщина вернулась в невменяемом состоянии. Ни на какую консультацию она больше не пошла. Спустя две недели домашние заметили, что Оксана изменилась: стала вялой, заторможенной, потеряла интерес к работе и ребенку, на расспросы не отвечала. Через месяц ее почти насильно отвели к психиатру: румяную и жизнерадостную женщину было трудно узнать, настолько она исхудала и почернела. Психиатру стоило больших трудов отвлечь Оксану от мыслей о самоубийстве: она считала, что доктор намекнул ей на обнаруженное онкологическое заболевание. "Медикам порой трудно предугадать, какую реакцию вызовет то или иное их слово, - говорит Николай Папач, психолог клиники психосоматических заболеваний городской больницы №8 г. Киева. - Понятно, что врач вряд ли преследует цель напугать пациента, довести его до невроза. Наоборот, часто доктор пытается оградить человека от ненужной информации, дабы не травмировать его психику. А пациент, видя, что врач не расположен к обстоятельной беседе, пугается еще больше: "Раз от меня что-то скрывают, значит дела совсем плохи". Получается замкнутый круг: с одной стороны, чем больше информации, тем больше поводов для расстройства, а с другой - тактика умолчания и уклонения тоже ведет к ятрогении". Еще пример. В клинику психосоматических заболеваний поступил 37-летний мужчина. Пациент панически боялся заболеть чем-то серьезным и с ходу заявил докторам: "Знаю, что мой организм полностью разрушен, не пытайтесь меня успокоить, скажите правду!" Была назначена лекарственная терапия, длительное время с мужчиной работали психотерапевты. Само собой, молодого человека тщательно обследовали с ног до головы и не нашли никаких серьезных нарушений. Клиент радоваться не спешил, в результаты обследований не верил и просил: "Покажите мне анализы, я сам посмотрю". Надо сказать, что ипохондрики обожают рассматривать собственные кардиограммы, рентгеновские снимки и прочие показатели состояния организма. И, естественно, они "находят" симптомы ужасных заболеваний, "не замеченные" врачами. Зная об этом, сотрудники клиники не выдавали пациентам на руки никаких результатов. Когда пришло время выписываться, мужчина сдал необходимые анализы. Поскольку он успешно прошел терапию и вылечился от своих страхов, медики утратили бдительность и дали на руки пациенту бумажку с результатом. Черным по белому там было написано: "Эпителий - умер, ("умеренно" то есть). Взрослый мужик заорал: "Как умер?! Мой эпителий умер, а я еще жив? Ну я же говорил, что меня обманывают!" И снова рухнул в жестокую депрессию.
Знание умножает скорбь Таких случаев очень много. Стоматолог, удалив зуб, задумчиво комментирует: "Губку у нас на сторону потянуло, асимметрия получилась..." - и женщина год(!) после этого лечится у психиатра. Она смотрит на себя в зеркало и видит обезображенное лицо, хотя на самом деле губа вернулась на место, как только прекратилось действие наркоза. Другая дама, забеременев, не может заставить себя посетить гинеколога. Для того чтобы без истерики выдержать прием у этого специалиста, ей нужно выпить граммов 150 коньяка, чего в ее положении делать нельзя. А идти на трезвую голову - ноги не несут. Начинался этот невроз с диагноза "эрозия шейки матки". Лечиться 33-летняя Наташа пришла в частную клинику, решив: за комфорт и вежливость стоит платить. Эрозия оказалась запущенной, плохо поддавалась лечению, и Наталья потихоньку теряла оптимизм. В очередной раз придя к гинекологу, улыбчивому здоровяку, измученная женщина услышала раздраженное: "Господи, как мне надоела твоя эрозия, кто бы знал!" Тот факт, что доктор вдруг перешел на "ты" и позволил себе выброс эмоций, напугал женщину. Наталья в расстроенных чувствах обратилась к другому гинекологу (из государственной поликлиники), выбрав женщину (подсознательно она надеялась, что та ее поймет и утешит) и предварительно выпив рюмку для храбрости. Первое, что услышала Наташа от врача, было: "А вы пеленку с собой принесли? Нет? Тут у нас не элитная клиника, на хлорку и то денег не хватает!" Закончив осмотр, гинеколог швырнула Наташе медицинскую карту со словами: "Вы столько денег угрохали - и все впустую! Все очень плохо, не знаю, что с вами делать!" После этого Наташа перестала ходить по врачам. Сегодня беременная женщина панически боится заходить в любое медицинское учреждение и собирается рожать дома, под присмотром знакомой акушерки. "Слова о том, что врач должен быть внимательным, тонким, чутким психологом, слышат на протяжении учебы все студенты медицинских вузов, но не всегда и не у всех получается быть такими, - рассуждает Николай Папач. - Что поделать, врачи - тоже люди, со своими проблемами, болячками и перепадами настроения, а часто и с маленькой зарплатой. Своим пациентам, страдающим от ятрогении, я советую: прежде чем расстроиться от сказанных врачом слов, вспомните, что перед вами не робот, не непогрешимый суперчеловек, а обычный уставший мужчина (или женщина), у которого, может быть, не все в жизни ладится". Данный совет комуто поможет справиться с неприятными ощущениями во врачебном кабинете, а кому-то, напротив, помешает. Дело вот в чем. Человек в белом халате априори вызывает симпатию и доверие. Психологами давно доказано: даже самые здравомыслящие люди, войдя в кабинет врача, резко теряют критичность и становятся внушаемыми. Что уж говорить о людях, от природы мнительных и боязливых? Доктор со сверкающими инструментами в руках воспринимается как божество, наделенное особыми знаниями и умениями. Кстати, именно поэтому "Закон о рекламе" запрещает использовать в рекламных роликах врачей или людей в белых халатах, играющих роли медиков: эффективность такой рекламы очень высока, зрители безоговорочно верят всему, сказанному с экрана. "Безграничное доверие врачу - это палка о двух концах, - считает Александр Бурчун, психотерапевт. - С одной стороны, сверхценность человека в белом халате помогает пациенту вылечиться, так как это усиливает его веру в исцеление. Человек свято верит в правильность действий врача, выполняет все его предписания, лечится, если можно так выразиться, с вдохновением, и болезнь отступает. Темная же сторона этого явления заключает-ся в том, что, услышав от врача: "Что-то вы сегодня бледноваты" или "Не нравится мне ваше сердце", человек подчиняется "диагнозу" и его состояние послушно ухудшается. Опускаются руки, пропадает желание лечиться, наступает апатия. Особенно это касается тех, кто страдает хроническими заболеваниями. У людей, долгие годы пытающихся вылечить свою болячку, меняется характер: они становятся мнительными, издерганными, плаксивыми. Любой намек на то, что их трудно или невозможно вылечить, может вызвать бурную невротическую реакцию". Количество ятрогении растет на 2% в год. При этом 60% ятрогений вообще не распознается, а 25% этого невроза не подлежит излечению даже с помощью психотерапии. Нередко ятрогения приводит к так называемому "поклонению аптекам": не желая посещать врачей,человек начинает самостоятельно лечиться, бесконтрольно пробуя все рекламируе-мые способы излечения.
Здоровые циники Исследовав явление ятрогении, психологи пришли к выводу, что чаще всего этот невроз поражает особый тип личности: чувствительных, ранимых, меланхоличных людей, склонных многое принимать на веру, идеализировать жизнь, создавать себе кумиров. Такие больные, услышав от врача что-то неприятное, расстраиваются до слез и заламывают руки: "Врач не может быть таким черствым, он же миссионер, несущий исцеление..." Все правильно. Но, согласно другим психологическим исследованиям, посвященным влиянию профессии на личность, у медиков завышен порог так называемого "здорового цинизма". Не потому, что в медицину идут сплошь бездушные чурбаны. Цинизм для врачей - защита от каждодневных боли, крови, стонов, жалоб, которыми наполнена их работа. Им легче выживать, подняв планку "болевого порога" сочувствия.
Как избежать ятрогении: 1. Собираясь посетить врача, скажите себе: "У него сегодня может быть плохое настроение (болит зуб, поссорился с тещей). К моему состоянию здоровья это не имеет никакого отношения". 2. Если в ответ на ваш вопрос доктор дал невнятный ответ, который вас насторожил, не уходите в себя, а тут же проясните ситуацию: "Правильно ли я понял, что..." 3. Все, что вам кажется, озвучивайте доктору. Например: "Мне показалось, вы недовольны показаниями моей кардиограммы", "Кажется, результаты рентгенографии не такие, как вы рассчитывали". 4. В беседе с врачом не задавайте риторических или общих вопросов типа: "Я еще не умираю?", "С этим долго живут?" и т. д. 5. Дайте понять врачу, что он может рассчитывать на вашу выдержку и благоразумие, не паникуйте, не суетитесь, не становитесь в позу: "Вы обязаны меня вылечить, это ваша работа!". Подобное поведение вряд ли поможет наладить конструктивные отношения. 6. Если на протяжении длительного времени в вашем самочувствии нет изменений к лучшему - проконсультируйтесь у другого врача. Возможно, ваш диагноз ошибочен или же стоит применить другие методы. Более того, известны случаи, когда другой специалист, поставивший аналогичный диагноз и применивший абсолютно такую же терапию, сразу добивался результата. Все-таки человеческий фактор тоже важен. 7. Не пытайтесь самостоятельно составить картину своего заболевания с помощью Интернета и специальной литературы: не будучи врачом, вы не сумеете этого сделать. Растет число случаев ятрогении, полученной в результате долгого сидения в Сети: прочитав о возможных осложнениях и побочных явлениях заболевания, человек становится законченным невротиком. Особенно это касается уточнений типа: "Данное заболе-вание относится к предраковым" (всевозможные эрозии, язвы, дисплазии и т. д.). Многие заболевания этой категории доброкачественны и имеют низкий процент вероятности перерождения. Самостоятельно разобраться в ситуации вы не в силах. 8. Некоторые врачи специально выбирают суровый " стиль поведения, чтобы пациент проникся серьезностью момента и не увиливал от лечения. Помните об этом. 9. Если вы вбили себе в голову: "Мои дела плохи", и ваши знакомые стали интересоваться, почему вы так плохо выглядите, не торопитесь окончательно убеждаться в страшной болезни. Дело в том, что любой невроз, что называется, не красит человека: беспокойство, мрачные мысли и переживания рано или поздно не лучшим образом сказываются на внешности. 10. Не забывайте, что паника и смятение - лучшие друзья болезни. Относитесь к врачам и больницам как к неприятному, но необходимому явлению в жизни. Скажите: "Это случается со всеми, просто сейчас подошла моя очередь. Я не могу отменить этот период, но я могу его сократить, если брошу все силы на выздоровление".
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989. 2. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988. 3. Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990. 4. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985. 5. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. 6. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983 7. Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978. 8. Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976. 9. Неврозы и пограничные состояния /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. – Л., 1972. 10. Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990. 11. Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975. 12. Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982. 13. Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988. 14. Слуцкий А. С. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984. 15. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. 16. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986. 17. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981. 18. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959. 19. Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960. 20. Якубик А. Истерия. – М., 1982.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Что относится к психосоматическим заболеваниям? Какие виды неврозов выделяются? Что вызывает ятрогении?
[2][2] Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. [3][3] Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972. [4][4] Там же.
[6][6] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. -Л., 1983. [7][7] Там же. [8][8] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. -Л., 1983. [9][9] Там же. [10][10] Там же. [11][11] Там же. [12][12] Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990. [13][13] Там же. [14][14] Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990. [15][15] Там же. [16][16] Там же. [17][17] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991. [18][18] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.01 с.) |