Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика исходного уровня мотивации. (констатирующий эксперимент)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе. Опытно- экспериментальная работа проводилась в течение педагогической практики 2002-2003 и 2003-2004 учебных годов в СШ № 49 г. Ростова - на - Дону, и в Лысогорской СШ с. Лысогорка Куйбышевского р-на. В исследовании были задействованы школьники 7, 8, 9 и 10 классов, которые начали изучать английский язык с 5-го класса. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и ее конкретного проявления в виде мотивации изучения английского языка. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи; 1. Определить, какой мотив является ведущим. 2. Чем учащиеся руководствуются (т. е. каковы мотивы) при изучении английского языка. 3. Выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка. 4. Определить степень готовности (потребности) в работе с компьютером, который составляет основу в новых информационных технологиях. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: · педагогическое наблюдение; · анализ ряда уроков английского языка; · анкетирование учащихся и интервью учителей. Констатирующий эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический. На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка. На прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых информационных технологий. На первом этапе было проанализировано около 60 уроков у 8 учителей. Для анализа были выделены следующие критерии: · Использование на уроке различных педагогических технологий. · Психологический климат урока, стиль общения школьниками. · Приемы поддержания интереса на уроке
Диаграмма 1 Вместе с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей. Для интервью был выделен следующий круг опросов 1. Какие педагогические технологии Вы преимущественно используете на уроках? 2. Способствует ли использование названной технологии полной реализации задач урока? 3. Назовите ведущий мотив посещения школьниками Ваших уроков? 4. Какие средства необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку. 5. Владеете ли вы компьютером? 6. Как часто Вы используете компьютер на уроке? На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные пед. Технологии превалирует, на что указывают 53% учителей, затем следует игровые технологии-36%, и только 11% учителей используют информационные технологии. В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными пед. технологиями, т е они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока. Ответы учителей английского языка на предложение проанализировать мотивы посещения учащимися уроков английского языка можно группировать в шесть основных групп во- первых, все учителя (100°о) считают, что на урок учащихся приводит желание получить оценку, во-вторых, по 56,5 % получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в- третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ- так считают 20% учителей, и, наконец, в- четвертых 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 13% учителей. Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2. Диаграмма 2 При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 87,5% учителей считает, что укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 37,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т е применение новых технологий обучения. Ответы на пятый вопрос были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования новых информационных технологий, потому, что как нами отмечалось в Главе 1, компьютер лежит в основе данных технологий, при этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют компьютером (50%),(как правило, это относится к сельским школам), либо владеют компьютером, но очень слабо и не способны применять его в обучающем процессе (30%),и только 20% учителей заявили, что владеют компьютером и могут использовать его в обучающем процессе. При изучении исходного уровня мотивации учащихся использовались следующие методики «Направленность на отметку», «Направленность на получение знаний», разработанные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г. Н. Казанцевой.[12, 13.14] На основании данных методик, нами была проведена беседа с учащимися. Проанализируем данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников с 5-го по 10-й класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась - она значительно возрастала в 5-м и 9-м классах. Возрастание в 5-м классе можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено, желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению Диаграмма 3 Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители» б интерпретации учеников являются более весомыми. Различие точки зрения учеников и учителей можно увидеть на Диаграмме 4. Диаграмма 4
На основании анализа фактов, полученных в ходе констатирующего этапа, можно сделать следующие выводы: 1) исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения; 2) мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний; 3) среди факторов, способных изменить отношение к предмету ИЯ учащиеся назвали изменение содержания, применение новых ТСО, изменение форм работы на уроке. Эти данные позволяют говорить о необходимости разработки модели процесса обучения, целью которой будет повышение заинтересованности учащихся путем использования новых информационных технологии; 4) анализ уроков учителей ростовских школ и школ Ростовской области, а также анализ интервью с учителями показали, что новые информационные технологии используются недостаточно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.) |