Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
№
п/п
| Тема урока
| Содержание урока
| Тип
урока, обучающие технологии.
| Планируемые результаты
| Виды
контроля
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
I четверть
|
История Отечества (7 часов)
|
1.
| Древние славяне.
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.
Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Текущий. Самоконтроль.
|
2.
| Древняя Русь.
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.
Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче.
| Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Текущий. Самоконтроль.
|
3.
| Крещение Руси.
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать,во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.
Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым.
| Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Текущий. Самоконтроль.
|
4.
| Борьба Руси с западными завоевателями.
| Ледовое побоище
Битва на Неве
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать военные победы Александра Невского.
Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище.
| Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Текущий. Самоконтроль.
|
5.
| Возникновение Москвы. Первые московские князья.
| Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.
Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты
| Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Взаимоконтроль.
|
6.
| Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости
Обобщение по теме «Древние славяне».
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представленияо мировых религиях.
Уметьотвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.
Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
| Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Взаимоконтроль.
|
Тематический.
Взаимоконтроль.
|
7.
| Входной мониторинг
|
| Контрольный урок, здоровьесберегающие технологии.
|
| Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.
|
| Итоговый.
|
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
|
8.
| Солнечная система.
| Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.
Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план.
Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу.
| Мотивация учебной деятельности.
| Текущий. Самоконтроль.
|
9.
| Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.
| Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.
Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.
| Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.
| Мотивация учебной деятельности.
| Взаимоконтроль.
|
10.
| Природные зоны нашей страны.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.
| Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Мотивация учебной деятельности.
| Текущий. Самоконтроль.
|
11.
| Обобщение
по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)
| Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок применения предметных ЗУН.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.
| Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.
Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Мотивация учебной деятельности.
| Тематический.
Взаимоконтроль.
|
Путешествие по природным зонам Росии (13 часов)
|
12.
| Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
13.
| Животные ледяной зоны. Арктика и человек.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
| Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
14.
| Тундра.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.
| Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль
|
15.
| Тундра и человек.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
16.
| Зона лесов. Растения зоны лесов.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
17.
| Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
18.
| Зона степей.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
II четверть
|
19.
| Степь и человек.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
20.
| Зона пустынь.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
21.
| Жизнь человека в пустыне.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.
| Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
22.
| Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Текущий. Самоконтроль.
|
23.
| Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок применения
предметных ЗУН.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
|
|
24.
| Обобщение
по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к олимпиаде.
| Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.
| Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Взаимоконтроль.
|
Родной край – часть великой России (11 часов)
|
25.
| Твой родной край.
| Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности
| Урок применения
предметных ЗУН.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Знать название родного края.
Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.
| Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Текущий. Самоконтроль.
|
26.
| Московское время.
| Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология работы с тексте, технология проблемно-диалогического обучения, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
.
| Иметь представление о часовых поясах.
Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».
| Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Текущий. Самоконтроль.
|
27.
| Карта твоего края.
Поверхность и водоемы твоего края.
| Элементарные приемы чтения плана, карты..
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Технология развития к |