Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление выразить его внутренний мир.
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
· выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
· первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
· простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
· названия известных центров народных художественных ремесел России.
· творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
· добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивно
№
п/п
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Основные виды учебной деятельности
| Планируемые предметные результаты освоения материала
| Универсальные учебные действия
| |
|
|
|
| Истоки родного искусства (8 часов)
|
| |
|
| Пейзаж родной земли
| Урок введения в новую тему
| Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
| Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
| |
|
| Пейзаж родной земли
| Комбинированный урок
| Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
| Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы гуашью
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
| |
|
| Деревня - деревянный мир
| Урок формирования умений и навыков
| Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей.
| Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы. Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования — конст-
| Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Овладевать навыками коллективной деятельности, ра-
| |
|
|
|
| Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей
| руировать макет избы. Учиться изображать графическими или живописными средствами образ русской избы.
| ботать организованно в команде одноклассников под руководством учителя
| |
|
| Деревня - деревянный мир
| Комбинированный урок
| Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)
| Называть различные виды изб. Объяснять разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Видеть красоту русского деревянного зодчества. Понимать значение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно (объёмный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений
| Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
| |
|
| Красота
человека
| Урок-
дискуссия
| Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека.
| Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы
| |
|
|
|
| Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.)
|
|
| |
|
| Красота
человека
| Комбинированный урок
| Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов,
И Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни
| Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
| |
|
| Народные
праздники
| Комбинированный урок
| Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ)
| Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
| Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
| |
|
| Народные
праздники
(обобщение
темы)
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка
| Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника
| Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционныеработы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
| Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
| |
|
|
|
| Древние города нашей земли (7 часов)
|
|
|
| Родной угол
| Урок введения в новую тему
| Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.).
Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости).
Использовать материалы, бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
| Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Называть картины художников, изображающих древнерусские города. Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Понимать значения слов «вертикаль» и «горизонталь»
| Составлять план и последовательность действии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
|
|
| Древние
соборы
I
| Комбинированный урок
| Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности конст-
| Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или по-
| Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущест-
|
|
|
|
| рукции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.
Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу
| стройка макета здания; изобразительное решение)
| венных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
|
|
| Г орода
Русской земли
| Комбинированный урок
| Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитек- турно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти
| Называть основные структурные части города,сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны
| Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию
|
|
| Древнерусские воины- защитники
| Комбинированный урок
| Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.
Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека.
Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу
| Называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов,
И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры человека
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
|
|
| Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
| Урок-
путешествие
| Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей.
Рассказывать о храмах- памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города.
(Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки
| Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
|
|
| Узорочье
теремов
| Урок-сказка
| Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах.
Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).
Изображать интерьер теремных палат.
Использовать материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти
| Имегпь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Понимать значение слова «изразцы»
| Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
|
|
| Пир в теремных палатах (обобщение темы)
| Урок-
фантазия
| Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей
| Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно
| Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
|
Каждый народ - художник (11 часов)
|
|
| Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
| Урок введения в новую тему
| Рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир.
Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей,
| Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
|
|
|
|
| их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть
| Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Приобретать новые навыки в изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
|
|
|
| Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
| Комбинированный урок
| Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу- объёме бумажной куклы в кимоно)
| Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Приобретать новые навыки в изображении человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
|
|
| Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
| Урок-проект
| Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель,пастель, карандаши, ножницы, клей
| Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира
| Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их
|
|
| Народы гор и степей
| Комбинированный урок
| Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
| Понимать и объяснить разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
| Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их
|
|
| Народы гор и степей
| Комбинированный урок
| Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
| Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
|
|
| Города в пустыне
| Урок-
фантазия
| Рассказывать о городах в пустыне.
Видеть орнаментальный характер культуры.
Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей
| Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики
| Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении
|
|
| Древняя
Эллада
| Комбинированный урок
| Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
| Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах)
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
|
|
| Древняя
Эллада
| Урок-
фантазия
| Рассказывать о повседневной жизни.
Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
| Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
|
|
| Европейские города средневековья
| Урок-беседа
| Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.
Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе,сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья
| Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Понимать значение выражения «готический стиль»
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства з соответствии гармонии человека с окружающим миром
|
|
| Европейские города средневековья
| Урок-проект
| Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей
| Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)
| Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
|
|
| Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
| Комбинированный урок
| Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».
Понимать разности творческой работы в разных культурах
| Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественнотворческой деятельности
| Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
|
Искусство объединяет народы (8 часов)
|
|
| Материнство
| Урок введения в новую тему
| Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
| Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
|
|
| Материнство
| Урок-проект
| Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
| Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
| Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
|
|
| Мудрость
старости
| Комбинированный урок
| Наблюдать проявления духовного м |