Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аутогенное расслабление (АТ)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На основании своего опыта практической работы я предлагаю блок из 10 формул для самовнушения, расположенных в строго определенном порядке. Формулы таковы: 1. Общее успокоение: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Я отдыхаю… Отдыхает все мое тело. Мое тело приятно расслаблено… Отдыхает каждая клеточка моего организма… Отдыхает каждый нерв… Отдыхает каждый мускул… Все мои мышцы приятно расслаблены… Посторонние звуки перестали меня отвлекать… Перестали тревожить и беспокоить… Я совсем перестал волноваться… Все мои проблемы ушли прочь… Мне хорошо… Я отдыхаю… Я совершенно спокоен… Я внимательно слушаю свое тело… Я чувствую то, что говорю сам себе…» 2. Дыхание: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Я дышу легко и свободно… Дышу без всякого напряжения… Мое дыхание равномерное… Мои вдохи и выдохи неглубокие… Мое дыхание ровное и спокойное…» (затем надо молча проследить за своим дыханием в течение примерно одной-двух минут, как бы прислушиваясь к нему изнутри своего организма). 3. Расслабление мышц лица (особая важность их расслабления связана с тем, что именно эта группа мышц наиболее подвержена напряжению в результате эмоциональных переживаний): «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Я отдыхаю… Мышцы лица вялые и спокойные… Расслаблены мышцы моего лба… моих бровей… моих глаз… моих век… моего носа… щек… губ… рта…» (при этом свой внутренний взор необходимо переводить с одной мышцы лица на другую. Если упражнение выполняется правильно, то нижняя челюсть вскоре должна слегка отвиснуть, а язык – расположиться у края нижнего ряда зубов). 4. Тяжесть рук: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Моя правая рука словно наливается тяжестью… Эта тяжесть идет от кончиков пальцев все выше и выше… (Мысленным взором надо проследить волну тяжести от кончиков пальцев до плеча)… Вся моя правая рука стала тяжелой. Правая рука очень тяжелая… Мне приятна эта тяжесть…» (Затем такая же формула произносится для левой руки. Если человек левша, то внушение тяжести в руках надо начинать с левой руки.) В заключение: «Обе моих руки тяжелые…». 5. Тяжесть ног: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Моя правая нога тяжелеет… Чувствую волну тяжести, идущую по правой ноге от кончиков пальцев все выше и выше… (затем надо проследить волну тяжести от пальцев до бедра)… Вся моя правая нога стала тяжелой… Она словно налилась свинцом… Моя правая нога очень тяжелая… Мне приятна эта тяжесть…» (Затем такая же формула произносится для левой ноги.) В заключение: «Обе моих ноги тяжелые…». 6. Тепло в руках: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Моя правая рука (у левшей – левая) приятно теплеет… Тепло струится через плечо в мою правую руку… Оно идет к локтю… Затем в кисть… В кончики пальцев… (Обратите внимание на то, что ощущение тяжести должно идти от кончиков пальцев к центру, а ощущение тепла – в противоположном направлении)… Тепло волна за волной прокатывается через мою правую руку от плеча до кончиков пальцев… Кончики пальцев приятно покалывает… Вся моя правая рука очень теплая… Мне приятно это ощущение…» (Потом такая же формула повторяется для левой руки)… В заключение: «Обе моих руки очень теплые…». 7. Тепло в ногах: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Моя правая нога теплеет… Тепло струится из моего бедра вниз по ноге… Ощущаю волну тепла, идущую от бедра к колену… затем в голень… в пальцы… Кончики пальцев моей правой ноги приятно покалывает. Вся моя нога теплая… Мне приятно это тепло…» (Аналогичные формулы повторяем для левой ноги; у левшей самовнушение начинается с левой ноги)… В заключение: «Обе моих ноги очень теплые…». 8. Тепло в области живота: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Ощущаю тепло в районе пупка… Мой живот мягкий и теплый… Словно грелка лежит на моем животе… Тепло от нее идет вглубь… Явственно ощущаю это тепло… Оно согревает все внутри живота… Мой живот прогревается глубинным теплом… Мне очень приятно это тепло…». 9. Сердце: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Мое сердце бьется спокойно и ровно… Мое сердце работает ритмично. Мое сердце здоровое. Мне приятно ощущать его сокращения…» (Затем следует примерно полминуты-минуту проследить за работой своего сердца)… 10. Прохлада в области лба: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Кожа моего лба стала чувствительной… Она ощущает едва уловимое движение воздуха в комнате… Словно легкий ветерок овевает мой лоб… Мой лоб приятно прохладен… Я чувствую приятную прохладу в области лба… Мне приятна эта прохлада…» (Можно использовать такой прием для ощущения прохлады: на первом занятии смочите кожу лба водой. Испаряясь, вода вызовет ощущение прохлады. Постарайтесь его запомнить.) Формула выхода: «Я спокоен… Я совершенно спокоен… Я хорошо отдохнул… Все мое тело расслабилось. Приятное ощущение во всем теле. У меня хорошее настроение… Мое дыхание ритмичное и спокойное… С каждым вдохом в меня вливается бодрость… Я улыбаюсь… Свежесть и бодрость наполняют меня… Я собран и внимателен… Я заряжен энергией… Вытягиваю свои руки вперед… Сплетаю пальцы рук между собой… Подымаю их вверх над собой и одновременно делаю глубокий вдох… Сеанс окончен!.. Открыть глаза! Выдох! Руки опустить! Встать!».
* * * На выход из СР нужно обратить особое внимание тем, кто отличается постоянным мышечным напряжением. Для некоторых оно бывает настолько приятным, что им не хочется его прерывать. Они не проводят «выхода», а в результате долго потом испытывают вялость, усталость, принимают эти ощущения за болезненный симптом и с тревогой ищут причину. Кроме того, пока мышцы и воля остаются расслабленными, у человека сохраняется повышенная внушаемость, в том числе к случайным воздействиям. Вот почему сеанс АТ можно считать законченным только после того, как вы приведете себя в активное состояние. В повседневной жизни эту роль играет утренняя гимнастика, а в аутотренинге – психическая «гимнастика выхода». При первом предъявлении блока проговаривается полный набор формул. В дальнейшем, от занятия к занятию, объем блока уменьшается, отдельные блоки объединяются, как бы нанизываются на одну нить. Примерно 30-секундные паузы между блоками помогают занимающимся оценить результаты проработки предыдущих формул и настроить себя на последующие. В конце курса самообучения формулы становятся краткими, сводятся буквально к нескольким словам: «Я спокоен, дыхание равномерное, мышцы лица расслабленные, руки тяжелые, ноги тяжелые, руки теплые, ноги теплые, живот теплый, сердце работает равномерно, лоб прохладен», чтобы достичь быстрого успокоения и сброса напряжения. Это позволяет использовать метод АТ в экстренных случаях, для преодоления стресса. Разумеется, формула выхода тоже должна проговариваться – если требуется быть энергичным.
Самопрограммирование Использование магнитофона
При самопрограммировании цель, к которой стремится занимающийся, находится за пределами непосредственно переживаемого расслабления. Это обстоятельство делает данный метод психотренинга сложным. Основная трудность заключается в противоречии. С одной стороны, для усвоения внушаемых формул (пакета команд) человек должен находиться в СР. А с другой стороны, чтобы внушать их самому себе во время сеанса программирования, требуется «выйти» из СР, «вернуться» из дремоты в активный мыслительный процесс. Получается своего рода замкнутый круг. Конечно, если внушением занимается посторонний человек (врач, инструктор, глава секты), то проблемы нет. Но мы говорим о самовнушении, об аутотренинге. Обычно для преодоления указанного противоречия специалисты предлагают научиться искусству «балансирования» на грани между дремотой и бодрствованием. Это доступно очень немногим, лишь тем, у кого есть соответствующие способности (вот почему так редко встречаются люди, добивающиеся значительных успехов в психотренинге). Но даже эти немногие вынуждены тратить достаточно много времени и сил на поддержание достигнутого уровня мастерства. В частности, им требуются регулярные поддерживающие тренировки. Методика самопрограммирования с помощью магнитофона позволяет легко снять данное противоречие (в самом деле, какой толк от технического прогресса, если не пользоваться его плодами? Один экскаватор заменяет сотни землекопов, телефон делает ненужными гонцов-скороходов, и т. д. и т. п.). Основной принцип этой методики можно сформулировать так: «Сам себя погружаю в состояние полного психофизического расслабления и, находясь в нем, сам себя кодирую на то, что мне надо». Сначала требуется подобрать наиболее адекватную формулу для внушения. Затем записать ее текст на магнитофон. Далее возможны два варианта работы с этим техническим устройством: Первый – когда вы прослушиваете весь текст сеанса от начала до конца, включая в его содержание и процедуру достижения СР, подчиняясь тем командам, которые вы сами продиктовали на магнитную пленку. Второй – вы достигаете СР без помощи магнитофона и включаете его лишь для усвоения формулы самопрограммирования. Но и в первом и во втором вариантах построения занятий удается, благодаря магнитофону, фактически совмещать два состояния сознания: активное бодрствование (записанные на пленку команды) и расслабление (частичный сон). Принципиальное отличие этой методики от гипноза состоит в том, что вы не являетесь объектом манипулирования со стороны гипнотизера. Вы подчиняетесь самому себе, своему собственному «Я», отображенному на магнитной пленке. Поэтому полностью снимается неосознанное внутреннее сопротивление, которое оказывают многие люди попыткам что-то внушать им. Благодаря магнитофону самопрограммирование доступно каждому. Если вы будете серьезно заниматься им хотя бы несколько месяцев подряд, то обязательно ощутите, что стали другим человеком. Сама же методика программирования бессознательной сферы основана на идее, согласно которой все многообразие циркулирующей там информации подчиняется некоему программному обеспечению. Следовательно, путем введения в психику тех или иных программ можно сознательно изменять свои привычки, корректировать черты характера, стереотипы поведения в различных ситуациях. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы она работает уже независимо от сознания. Иными словами, заданный программой алгоритм действия реализуется как бы самостоятельно, без вмешательства вашей воли и без всякого насилия над собой. Но было бы обманом утверждать, что степень успеха в самопрограммировании одинакова для всех людей. Мы все различаемся между собой индивидуальными особенностями центральной нервной системы, своеобразием психического содержания, окружающими нас условиями повседневной жизни, характером переживаемых экстремальных ситуаций. Поэтому одни будут идти указанным путем легко и быстро, другие – медленно и трудно. Однако и те, и другие будут идти к желанной цели. А это – главное!
• Формулы самовнушения
Формулы для внушения самому себе (пакет команд) составляются в лаконичной форме положительных утверждений (без частицы «не», без слов «нет», «никогда», «нельзя»). Во время одного сеанса можно использовать только одну формулу, включающую в себя не более 5–7 команд. Обычно первые результаты внушения этой формулы, при ежедневных занятиях 2–3 раза в день, становятся заметны через 10–15 дней. Затем в течение 3–5 дней данную формулу закрепляют и только после этого можно добавить новую формулу (именно добавить, а не отменить предыдущую). Это означает, что во время очередных занятий вы сначала повторяете текст прежней формулы (поддерживающий тренинг), после чего усваиваете новый текст (обучающий тренинг). Как я уже говорил раньше, примерно через один месяц такой практики (некоторые уже через 2 недели, другие только через 2–3 месяца) вы заметите существенные перемены в своем поведении. Текст формулы вы составляете сами. Для этого надо глубоко продумать тот вопрос, на который хотите найти ответ. Что, собственно говоря, вас мучает? Серьезный анализ приведет к правильному выводу и к твердому убеждению в его правильности. Вот этот полученный результат и надо сформулировать в нескольких кратких, четких, ясных фразах положительного содержания (общим числом не более 5–7). При этом формула должна отражать конкретную ситуацию и желаемое поведение в ней. У нас с вами речь идет о ситуациях рукопашного боя. Приведу для примера две составленные мной формулы. Одну в прозаическом варианте, другую – в стихотворном (я не поэт, так что к качеству моего четверостишия прошу не придираться):
Я всегда готов к бою! Любого противника встречаю с радостью! В бою действую уверенно и быстро! Я наслаждаюсь процессом боя! Я преодолеваю любую опасность!
Второй вариант:
Я всегда готовый к бою, В радость мне – бить врагов. Бить ногою и рукою, Бить жестоко – я готов!
Теперь перейдем к рассмотрению ПРОЦЕДУР ПСИХОТРЕНИНГА БЛОКА Б. Основным инструментом для их отработки является медитация. Что такое медитация? Это слово ныне настолько затаскано, что многие уже не понимают его истинного смысла. А он достаточно прост: предельное сосредоточение всех мыслительных процессов на каком-то объекте, неважно, материальный он или воображаемый, с целью слияния с ним. Строго обязательным условием медитации является устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет, запах и пр.), так и внутренних (физическое, эмоциональное и любое другое напряжение). Понятно, что объектом медитации в нашем случае выступает не какой-то случайный предмет, а тот образ, с которым мы желаем себя отождествить. Например, киборг, цветное изображение которого находится на обложке этой книги. Разумеется, вы свободны выбрать себе любой другой объект. Только запомните: сделав однажды выбор, больше никогда не меняйте его. Иначе ничего путного из ваших медитаций не выйдет. Как узнать о том, чей образ вам ближе всего? Спросите у своего Внутреннего Наставника!
Техника медитации Чтобы лучше понять суть процесса вхождения в образ идеального бойца (и подготовить себя к нему), можно воспользоваться двумя подготовительными упражнениями. ТОЧКА. Повесьте на стене, на уровне своих глаз, листок белой бумаги с изображением черной точки диаметром 2–3 миллиметра. Станьте или сядьте лицом к ней так, чтобы расстояние от вашего лица до листка составляло примерно 25 сантиметров. Неотрывно смотрите на эту точку. Через 2–3 минуты такого вглядывания начните представлять себе (и старайтесь ощутить это всем своим естеством), будто вы погружаетесь в точку все глубже и глубже, как бы растворяетесь в ней. А также что точка «дышит», что ваши вдохи и выдохи – это и ее дыхание, что ее «вдохи-выдохи» идут через вас. Спустя 10–15 минут, если сосредоточение внимания на точке было сильным, подобные ощущения придут. Тогда вернитесь из точки назад и на этом закончите упражнение. КРУГ. Нарисуйте циркулем небольшой круг на листке белой бумаги (диаметром не более 5–7 сантиметров). В центре его изобразите черную точку. Потом повесьте листок на стене на уровне своих глаз и встаньте (либо сядьте) лицом к нему на расстоянии одного метра. Сконцентрируйте внимание на этом круге. Ваши глаза сначала должны быть полуприкрыты. Представляйте себе, что некая энергия исходит из точки между бровями (это место восточные мистики называют «третьим глазом») и устремляется сквозь круг в стену. Через 2–3 минуты полностью откройте глаза и попытайтесь вообразить, как весь вы уменьшаетесь в своих размерах и погружаетесь в точку внутри круга. Когда вы полностью войдете внутрь точки, изнутри ее обернитесь и посмотрите назад, на оставшееся позади тело. Если это удастся, значит ваша медитация успешна, в ней слились воедино реальность и иллюзия. Реально вы по-прежнему стоите перед стеной, но в то же время как наяву смотрите из стены (или даже из-за нее) на собственное тело. Оккультисты сразу же начали бы рассуждать о «тонком теле», отделившемся от физического, но я заявляю вам со всей ответственностью, что ничего подобного не происходит. Просто это восприятие иллюзорного образа, порожденного замыканием нейронных цепей мозга по определенной схеме. Видит ведь не глаз, видит мозг! И вся сила психотренинга как раз в том, что иллюзорные образы могут быть не менее убедительны, чем реальные! А иной раз даже убедительнее. Попутно надо объяснить, почему главный акцент делается на визуальной (т. е. зрительной) медитации. Ведь можно концентрироваться и на звуках, и на телесных (кинестетических) ощущениях, на определенных эмоциональных состояниях, на чем угодно. Все дело в том, что механизм человеческого восприятия за двадцать или тридцать миллионов лет эволюции приматов сложился так, что 80–85 процентов всей информации мы воспринимаем через зрение. Не зря ведь говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Причем визуальная информация на те же 80–85 процентов неосознаваема. То есть, мы воспринимаем глазами абсолютно все, но осознаем (т. е. видим) очень немногое из того, что воспринимает зрение. Данная проблема слишком сложна для того, чтобы подробно ее здесь рассматривать. Поэтому ограничусь всего одним тезисом: визуальная медитация устраняет барьер сознания (в самом деле, какой человек в нормальном состоянии почувствует, что он вошел внутрь точки и смотрит оттуда сам на себя?!). С ее помощью мы можем войти в любой желаемый объект, в том числе в образ киборга, хищного зверя, великого мастера из кинофильма – во что угодно. А для того, чтобы этот процесс отождествления был более эффективным (во всех смыслах слова «эффективность») надо подключать к визуальной медитации также и свои кинестетические ощущения (пресловутое мышечное чувство, чувство холодной ярости, восприятие «врагов»). Это значит не только видеть себя кем-то, но и чувствовать! Возьмемся теперь за основное упражнение визуальной медитации – «пропитывание» себя образом идеального бойца. Если вы не в состоянии найти что-нибудь подходящее самостоятельно, возьмите в качестве объекта сосредоточения цветное изображение киборга с обложки этой книги. Итак, поставьте книгу перед собой на расстоянии одного метра от себя, на уровне своих глаз. Затем постарайтесь предельно внимательно в течение 2–3 минут рассмотреть облик биоробота, не упуская из виду ни одной, даже самой мелкой его детали, ни одного оттенка цвета. Потом закройте глаза и мысленно воссоздайте в своем воображении данное изображение. После 2–3 минут мысленного созерцания снова откройте глаза, взгляните на объект медитации и начните «втягивать» в себя его энергию (а она, как я уже говорил выше, суть «холодная ярость» – в вашем понимании этого термина). Если процедура втягивания энергии вам не удается (провели пять-десять сеансов и ничего не вышло), можете поступить так, как в упражнениях «точка и круг» – проникать внутрь изображения и становиться им. В том и другом случае упражнение должно занимать в период обучения не более 10–15 минут. Постепенно время удержания состояния «я – это он, он – это я» можно увеличить до 30 минут. Некоторые практики утверждают, будто втягивание энергии (или образа в целом) происходит путем раскручивания исходного изображения по спирали и закручивания его внутри себя, но я не столь категоричен. Психотренинг – процесс весьма субъективный, у каждого человека он имеет свои неповторимые черты, присущие только ему и никому другому. ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЦЕДУР БЛОКА Б заключается в том, чтобы мысленно «прокручивать» сцены рукопашных схваток в облике того, кем вы стали.[30] Именно этот этап дает веру в свою способность эффективно сражаться с любыми противниками. Повторяя сеанс за сеансом эти представления, вы все больше и больше будете верить, что так все и произойдет. А в результате этой установки сознания вы в экстремальной ситуации на самом деле станете действовать должным образом. Чтобы увидеть и почувствовать себя – киборга (киногероя, зверя или кого-то еще) – в действии, нужен соответствующий «строительный» материал. Мозг не может конструировать из ничего. Вернее сказать, он может, но тогда получается нечто совершенно фантастическое, не имеющее прямого отношения к реальности. Поэтому чем больше ваш двигательный и зрительный багаж впечатлений о рукопашном бое, тем лучше. Но если вам не удалось «увидеть» нужный образ, а вы его лишь «ощутили» или как-то иначе представили себе, не волнуйтесь. Просто большинство людей ориентировано на зрительное восприятие, однако есть и такие, у которых ведущим каналом получения информации является слух либо кинестетика (я, кстати говоря, принадлежу к последним). Так что не насилуйте себя, не заставляйте «видеть» то, что вам не удается. Лучше придерживайтесь более привычного и удобного для вас способа представления информации на экране сознания. Ведь все способы мышления (а оно суть процесс переработки информации) переплетаются, и человек, мыслящий зрительными образами, постепенно начинает их «чувствовать». А тот, кто склонен создавать чувственные образы, постепенно начинает видеть их. Другая трудность, с которой приходится сталкиваться в процессе медитации (и вообще психотренинга) состоит в том, что мысли начинают отвлекаться, блуждать где-то далеко от происходящего. Обычно это связано с неумением концентрировать внимание, осложняемое, вдобавок, страхом («ой, вдруг получится что-то нехорошее?»), сомнением («ой, я знаю, ничего у меня не получится»), ожиданием сразу получить невероятный результат (задумался однажды на пять минут и тут же стал суперменом). В таких случаях надо остановиться и спросить самого себя: «Почему мне трудно сосредоточиться?». Уделите несколько минут размышлениям на эту тему, а потом снова вернитесь к своему упражнению и постарайтесь выполнить его со всем старанием, которое вам доступно. Еще одно важное указание относительно мысленного проигрывания поведения в ситуациях рукопашного боя: как только наступает такой момент, когда вы не можете представить себе конкретные действия на каком-то отрезке боя, сразу необходимо восполнить этот пробел. Мысленные пробелы надо заполнять на физическом уровне, моделируя необходимые действия теми или иными движениями тела и конечностей. Или хотя бы путем зрительного восприятия подходящих действий, при наблюдении за сценами из кинофильмов, на соревнованиях, тренировках или во время уличных драк. Заполнив обнаруженную брешь, можно продолжить процесс мысленного конструирования, с обязательным достижением в процессе его своей победы. В уме, в воображении, вы должны всегда всех побеждать. В этом иллюзорном мире нет места сомнениям, нет и выбора: если не победитель, то побежденный. А зачем тогда весь психотренинг?! ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МЕДИТАЦИИ сводится к соблюдению ряда условий (они по существу идентичны условиям НМР и АТ): 1. Обеспечить спокойную обстановку (исключить громкие или резкие звуки, вторжение посторонних людей, яркий свет, сильные запахи и т. д. 2. Принять удобную позу (идеальная для медитации – «лотос»). Это значит – спина выпрямлена, голова на одной линии с позвоночником, мышцы лица и тела максимально расслаблены, кроме тех, что обеспечивают саму позу. 3. Дышать надо только через нос, плотно сомкнув губы, но без всякого напряжения, без форсирования. Тип дыхания во время медитации – легкий, поверхностный («как будто дыхания нет, хотя оно есть»). Если вы все делаете правильно, то иногда наступает удивительное ощущение, как будто дыхание в самом деле исчезло. Не пугайтесь, вы дышите! 4. Во всем теле должно ощущаться тепло, кожа может увлажняться от пота, лицо розоветь, руки (или одни только пальцы) могут подергиваться. Опять-таки, не пугайтесь, эти признаки указывают, что все идет так, как надо. 5. Наилучшее время для медитации – между тремя и пятью часами утра. Это период, который индусы называют «час Бога», а китайцы – «час тигра». Понятно, что человек, не ложащийся в постель раньше полуночи, не сможет медитировать в столь раннее время. Но в любом случае утренняя медитация не должна происходить позже семи часов. Заниматься вечером трудно, так как целый день вы находились в сутолоке жизни. Настроиться на соответствующую волну вам помогут холодный душ, полчаса в одиночестве, прослушивание спокойной музыки (никаких песен!). 6. Для выработки соответствующего стереотипа надо медитировать всегда в одно и то же время. Допустим, это 5.30 утра. Значит, чтобы вокруг ни происходило, менять это время нельзя. Лучше уж пропустить один сеанс, чем менять время. Если вы пропустили свою сегодняшнюю медитацию, то не делайте из пропуска трагедию. И не пытайтесь восполнить пропущенное двойным или тройным увеличением длительности следующего сеанса. Это не приведет ни к чему хорошему, так же, как и обжорство. 7. Если вы медитируете неправильно либо слишком долго, то у вас скорее всего разболится голова, или же вы ощутите внутреннее напряжение, беспокойство, страх, может быть, даже впадете в депрессию. Любые неприятные последствия говорят о том, что вы что-то делаете неправильно. Надо остановиться, подумать и посоветоваться, чтобы не идти дальше ошибочным путем. 8. Рост психической тренированности можно сравнить с накачкой мускулатуры. Сегодня вы поднимали гантели десять минут и уже устали. А через два-три месяца те же самые гантели сможете поднимать час или больше, потому что мускулы окрепли. Точно так и медитация. Начните с 10–15 минут и прибавляйте не более 5 минут в течение одного месяца ежедневных занятий. А вообще верхним пределом медитации (для людей с опытом нескольких лет занятий) являются 2 часа. Нельзя весь день тратить только на нее. Она нужна нам для жизни, не наоборот.
Вхождение в боевой транс
Есть упоение в бою, У мрачной бездны на краю. Михаил Лермонтов
Ранее было сказано, что процедуры блока «В» сводятся к выработке пускового механизма для вхождения в боевой транс. Прежде, чем раскрыть этот механизм, необходимо объяснить смысл терминов «транс» и «пусковой механизм». Транс – это измененное состояние сознания. Имеется в виду тот факт, что в своем обычном (повседневном) состоянии мы ощущаем самих себя, воспринимаем других людей и совершаем разнообразные действия в соответствии с устоявшимися привычками, вкусами, убеждениями, на которые накладываются колебания настроения и всякого рода случайности. Но в ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ нас не узнать: психологически и поведенчески мы становимся совершенно другими людьми. Самым простым аналогом трансоподобного состояния бывает та стадия опьянения, когда человеку кажется, что ему «море по колено», и он совершает такие поступки, которых на трезвую голову никогда бы не допустил. Одним из видов транса является гипноз. С точки зрения научной психологии, гипнозом считают «временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения (или самовнушения)… В состоянии гипноза у человека могут возникать психические и физиологические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания» (Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 64). Говоря о гипнозе, люди часто имеют в виду что-то почти сверхъестественное. И уж практически всегда связывают с тяжелым взглядом гипнотизера, движениями его рук, командой «спать!», прочими внешними атрибутами. Между тем, суть гипноза – это разница в тонусе всей массы нейронов головного мозга и какого-то одного их участка. Академик Иван Павлов (1849–1936) представлял гипноз как бодрствование изолированного очага на фоне сна всей остальной коры полушарий человеческого мозга. Выдающийся современный психолог Милтон Эриксон (1901–1980) доказал существование и другого вида гипноза, не связанного со сном. В этом случае люди не спят, а бодрствуют, но один участок мозга перевозбужден, как бы «сверхбодрствует». Именно вторая теория хорошо объясняет множество случаев непонятного подчинения чужой воле, а также – что важно для нас – дает ключи к технике самогипноза. Следуя разработкам Эриксона и его последователей, любой нормальный человек может научиться входить в транс (т. е. в измененное состояние сознания) самостоятельно, притом не прибегая к наркотикам, аскетизму, ритмическим движениям, особому типу дыхания и прочим традиционным средствам. Поскольку речь идет о конкретной разновидности измененного сознания – БОЕВОМ ТРАНСЕ, перечислю главные отличительные черты такового:
• господствующей эмоцией у человека, подавляющей или вытесняющей на какое-то время любые другие эмоции, становится ярость; • исчезают всякие сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях; • значительно снижается чувствительность к боли, вплоть до ее полного исчезновения; • намного возрастают энергетические возможности организма за счет мобилизации всех его ресурсов; • заметно ускоряется быстрота реагирования на изменения окружающей обстановки.
В связи с этими характеристиками необходимо прояснить смысл термина «ярость», так как его нередко путают с гневом, ненавистью и другими эмоциональными состояниями. Содержание терминов обычно раскрывают через их синонимы. В данном случае словарь русского языка называет такие, как «безудержность, бешенство, буйство, исступление, неистовство, неукротимость, остервенение». Все это различные оттенки ярости. А гнев – это «возмущение, злость, негодование», т. е. совсем иное психическое состояние. Прекрасное описание ярости боя дал поэт:
И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный зол и дик. Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я – и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык…
(М. Ю. Лермонтов)
* * * Теперь займемся пусковым механизмом. Это та волшебная кнопка, щелчком которой человек мгновенно вызывает у себя желаемое психическое состояние. А оно, в свою очередь, обеспечивает желаемое поведение в тех ситуациях, на которые рассчитан пусковой механизм. Говоря словами профессиональных психологов, он представляет «физическое действие, звук или событие, которое вызывает, стимулирует либо активизирует соответствующее действие, эмоцию, обусловленную реакцию» (Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. СПб, 1996, с. 41). Выражаясь немного по-другому, можно сказать, что пусковой механизм – это конкретный стимул, включающий сформированный условный рефлекс. Например, в опытах И. П. Павлова таким стимулом для бедных собачек служил звонок, на звук которого они реагировали так же, как на вид пищи (слюноотделением и секрецией желудочного сока). У Эриксона стимул для запуска условного рефлекса (т. е. пусковой механизм) называется «якорь». В роли «якоря» может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, какое-то изображение и т. п.); то, что мы слышим (голос, слово, музыка, шумы); то, что мы чувствуем (мышечное напряжение или расслабление, боль, тепло, холод, прикосновение и т. д.). Соответственно, в терминах эриксоновского гипноза «якоря» подразделяются на визуальные (воздействующие через зрение), аудиальные (воздействующие через слух) и кинестетические (воздействующие через физические ощущения). Человек отличается от других животных, в частности от собак, тем, что у него условный рефлекс часто формируется сразу после первой встречи с какой-то последовательностью событий. Например, человек, которого избили либо ограбили на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой конкретной улице. Отрицательным якорем для большинства людей является похоронная музыка. Стоит ее услышать, и настроение понижается, так как когда-то похороны вызвали тягостные переживания и неизбежные мысли о своей собственной кончине. Короче говоря, мы в своей жизни постоянно имеем дело с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов, срабатывающих от разнообразных якорей, которые тоже не осознаем. (Смысл всех этих рассуждений заключается в том, что я пытаюсь объяснить, как данный феномен поставить себе на службу.) Тут может возникнуть вопрос: почему нам требуется именно гипнотический транс, а не какой-то другой, скажем, наркотический? Ответ содержится в приведенном выше определении сущности гипноза. Надо, чтобы вступив в бой, мы действовали в ходе его на «автопилоте», не испытывая при этом никаких других эмоций, кроме ярости. Такое возможно лишь в том случае, если нами начинает управлять преимущественно правое полушарие головного мозга (обеспечивающее наглядно-образное и наглядно-действенное мышление), тогда как работа левого (логическое, оценочное мышление) подавляется. А это, в свою очередь, возможно лишь при условии «значительного сужения объема сознания» (условно говоря, «экран сознания» должен померкнуть) и одновременной с таким угасанием «резкой фокусировкой на содержании внушения». В нашем случае содержание представлено образом идеального бойца (киборга, хищного зверя, легендарного персонажа, киногероя или кого-то еще). Если размышления прекратятся, образ же, напротив, «вспыхнет» в мозгу ярчайшей живой картиной, то последуют «психические и физиологические реакции, не свойственные человеку при обычном состоянии сознания». И тогда сражаться с врагами будем уже не мы, какими все нас знают в обыденной жизни, а кто-то другой, чей образ «сидит» в бессознательной сфере психики, потому что мы «посадили» его туда в процессе самопрограммирования и медитаций. Кое-кто захочет спросить: известны ли в боевых искусствах методы подобной трансформации на основе психотренинга? Конечно, да. Первыми приходят на ум знаменитые ниндзя. Позволю себе процитировать два небольших отрывка из собственной книги: «Ниндзя мог на какое-то время становиться сверхчеловеком, произнося магические заклинания (дзюмон), сплетая пальцы в замысловатые комбинации (кудзи-ин) и мысленно отождествляя себя с одним из девяти мифических существ: вороном-оборотнем Тэнгу небесным воином Мариси-тэн, повелителем ночи Гарудой, великаном Фудо-ме и другими. В результате он обретал те психические и физические качества, которые требовались в данный момент: силу, быстроту движений, нечувствительность к боли и ранениям, прилив энергии и так далее… Он, говоря современным языком, запускал определенную программу в своем биокомпьютере. Все остальное происходило как бы само собой» (Тарас А. Е. Воины-тени: ниндзя и ниндзюцу. Минск, 1996, с. 224, 219). Сегодня мы можем сказать, что ниндзя использовали самогипноз на основе «якорной» техники. Совершенно по Эриксону, который объяснил методы такого рода лет через 500 или 600 после их изобретения. Ниндзя задействовали сразу три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонансная формула) и визуальный (зрительный образ). Тем самым они обеспечивали надежность пускового механизма для вхождения в боевой транс. Нам остается последовать их примеру. В самом деле, зачем «изобретать велосипед», если его давно уже придумали.
* * * Специалисты отмечают, что искусство применения «якорей» для вхождения в транс основывается на удачном выборе моментов для их постановки, удачном выборе типов «якорей» и удачном воспроизведении уже поставленных.[31] Самыми надежными являются кинестетические якоря, так как телесные ощущения ВСЕГДА легко воспроизвести и они легко воспринимаются подсознанием. Вряд ли можно надеяться, что для решения такой сложной задачи, как безотказное вхождение в боевой транс достаточно одного якоря и одной попытки его использования. Нет, это довольно длител
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.018 с.) |