Кейс: Как устроен бизнес хостелов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кейс: Как устроен бизнес хостелов



КЕЙС: Как устроен бизнес хостелов

Формат хостела — койко-место в центре города за 10–15 евро в сутки — отлично зарекомендовал себя в мире. Стоит ли браться за него в России?

14 августа, 2012 г.

Мария Карнаух

·

·

·

googletag.cmd.push(function() { googletag.display('div-gpt-ad-1359961258842-0'); }); Чтобы открыть гостиницу, не обязательно иметь внушительный список инвесторов или серьезный капитал. Достаточно найти средства на аренду квартиры и покупку необходимой мебели, и перед вами — самый бюджетный вариант размещения: хостел. Ниша почти свободна. Формат хостела — койко-место в центре города за 10–15 евро в сутки — отлично зарекомендовал себя в мире. Желающие сэкономить на проживании есть всегда, поэтому заполняемость хостелов держится на хорошем уровне круглый год. Под нужны хостела обычно арендуется и переоборудуется квартира в центре города. Условия в таких гостиницах скромные: в комнатах двухъярусные кровати (их количество ограничивается только площадью помещения), пара стульев и столов, из удобств — общий душ и туалет на хостел. Загрузку обеспечивают молодые туристы, для которых основной принцип — «дешево и сердито». В большинстве своем это бэгпэкеры (bagpacker) — молодые люди, путешествующие в компании большого рюкзака (отсюда и название) в одиночку или с друзьями.

Первоначальный капитал

Скромные требования по оснащению хостела обеспечивают его главный плюс: минимальные затраты на открытие. Так, по словам Натальи Петровской, чьей семье принадлежат два хостела «3 Пингвина» в Москве, при желании можно уложиться в 500 тыс. руб. «Бюджет складывается из расходов на аренду (нужно иметь запас на арендные платежи на тот период, пока хостел не „раскрутится”, минимум на три-четыре месяца), ремонт, приобретение мебели и оборудования, рекламу»,— говорит она. По ее словам, сметы могут отличаться в несколько раз, в зависимости от запросов и возможностей владельцев. Так, стандартные кровати в большинстве хостелов — 80 х 190 см, а где-то и вовсе армейский вариант — шириной 70 см. «В „3 Пингвинах” исходят из того, что сон гостя — это, собственно, и есть то, зачем он приехал. Поэтому на кроватях экономить нельзя: у нас они с удобными ортопедическими матрасами, размером 90 х 200 см». Стоимость постельного белья, подушек, одеял напрямую зависит от искомого качества и желания владельца сэкономить. «Разница в цене по любой позиции может составить до 200%»,— подчеркивает Петровская.

Перспективный бизнес

Станислав Ивашкевич, замдиректора отдела по развитию индустрии гостеприимства CB Richard Ellis считает, что открыть хостел в крупных городах в регионах на 20–30% дешевле, чем в столице.

С одной стороны, стоимость аренды квартир значительно ниже. С другой — на получение первой прибыли уйдет гораздо больше времени: вне Москвы и Санкт-Петербурга и доход совершенно другой. Если в столице ночь в гостинице стоит от 4–5 тыс. руб. в сутки, то в регионах — 3–3,5 тыс. руб. Таким образом, вместо столичных 600–800 руб. за койко-место в хостеле в регионах придется брать от 300 руб. в сутки. «Кроме того, в регионах загрузка может быть совершенно неоднородной, как на очень низком уровне, так и на высоком, если заполняемость обеспечивают сезонные мероприятия: фестивали, концерты и т. д. Это обстоятельство надо учитывать»,— предупреждает Ивашкевич.

С точки зрения перспективности помимо городов-миллионеров наиболее интересны студенческие и туристические маршруты: Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Однако с популярными среди туристов городами Золотого кольца ситуация сложнее. Там практически нет жилого фонда, пригодного под хостелы,— или одноэтажная старинная застройка, или старые пятиэтажки. Для хостела нужна большая квартира, бывшая коммуналка в центре.

Алексей Игнатов, соучредитель портала по аренде коммерческой недвижимости Officelord.ru говорит, что, хотя хостелы в России — явление достаточно новое, потенциальный рынок подобного сервиса у нас огромный.

«Стоимость проживания в гостиницах сегмента low-cost в столице и городах-миллионерах достаточно высока, а спрос на них намного превышает предложение. Этот вид бизнеса можно легко масштабировать, создавая большой региональный бренд из сети хостелов. Наибольший спрос на такие гостиницы будет прежде всего в столичном регионе и ряде крупных городов: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Волгограде, Самаре, Ярославле, Владивостоке».

Реклама — еще одна статья расходов. Как поясняют владельцы столичных хостелов, чтобы создать дружелюбную, уютную атмосферу в гостинице, в которой чувствовать себя комфортно будут как иностранцы, так и придирчивые российские путешественники, хостел не должен превращаться в ночлежку. Именно поэтому массовая реклама — объявления в газетах, на улицах — не подойдет. Прежде всего узнавать о хостелах должны пользователи сети Интернет. «Самый быстрый способ — это реклама в „Яндексе”. Однако, несмотря на ее высокую эффективность, для хостела она дорогая»,— поясняет Петровская. Второй вариант — «сарафанное радио». «Путь долгий, но надежный»,— убеждена она. Прочная репутация среди знакомых дает своих постоянных клиентов, поддерживают эксперты. Однако основной способ рассказать о себе — зарегистрироваться в международных системах бронирования. Как в общих, предоставляющих места в хостелах наряду с другими местами размещения — Booking.com, Venere.com, так и на специальных сайтах для бронирования только хостелов — Hostels.com, Hostelbooking.com. Комиссия за сотрудничество — 10–20% от стоимости номера.

Обязательные знания

Никаких специальных разрешений для открытия хостела не нужно: гостиничная деятельность в России не лицензируется. Достаточно зарегистрировать ООО или ИП, в уставе которых указать соответствующий вид деятельности, купить и зарегистрировать в налоговой инспекции кассовый аппарат и оформить права на помещение. «Выбирая помещение под хостел, необходимо учитывать обязательные правила, установленные действующим законодательством»,— говорит Наталья Петровская. Так, хостел не должен размещаться в подвальном или на цокольном этажах. Должны быть соблюдены требования пожарной безопасности (это и ширина эвакуационных выходов и лестниц, и наличие второго выхода для больших хостелов, рассчитанных на размещение 50 и более человек). Кроме того, потребуется осуществлять миграционный учет иностранных гостей, попросту регистрировать их.

Сюрпризы домов-памятников

Нижегородский предприниматель Дмитрий Кузин имеет богатый опыт ведения собственного дела. После окончания школы в середине 1990-х он уехал из Нижнего Новгорода в Москву и все эти годы с переменным успехом занимался бизнесом. «В Москве я открывал пиццерию, продавал бильярдные столы, вентиляционное оборудование, проектировал инженерные системы зданий, занимался производством деловых аксессуаров ручной работы,— вспоминает Кузин.— Но год назад от давнего приятеля, который занимает большую должность в одной авиакомпании, поступило предложение открыть хостел в Нижнем Новгороде. Меня всегда тянуло в потребительский рынок, и потому я согласился».

В течение года Дмитрий Кузин изучал рынок хостелов: ездил по разным городам России и смотрел, как там устроены отели эконом-класса. «Я просто приезжал в какой-нибудь город и останавливался на ночь в хостеле,— вспоминает Дмитрий.— В некоторые хостелы не хотелось возвращаться никогда. Более того, из некоторых так называемых гостиниц хотелось бежать, только переступив порог». Отмечая положительные и отрицательные стороны недорогих объектов размещения, Кузин вывел свою формулу успешного бизнеса: «Хостелы держатся на трех китах: чистота, безопасность и тишина». Кроме этого, Дмитрий решил, что в его хостеле не будет больших номеров на шесть, восемь, десять и более мест, а также двухъярусных кроватей. «Мне в больших комнатах было неуютно, я не чувствовал себя в безопасности»,— объясняет предприниматель.

Как на борту Ryanair

Совладелец нижегородской компании «Бугров Хостел» Юрий Кузьмичев согласен с тем, что 100-процентная наполняемость для объекта туриндустрии — очень плохо. «Это работа на износ, твой бизнес работает на максимуме возможностей. В конечном итоге это приводит к обрушению всей системы»,— считает Кузьмичев. По оценкам предпринимателей, оптимальная загруженность хостела должна быть на уровне 80–90%. В «Бугров Хостел» в среднем занято около 80% мест. По данным компании IDEM, среднегодовая загрузка гостиниц в Нижнем Новгороде оценивается в 40%. Юрий Кузьмичев («Бугров Хостел»): Хостелы — как самолеты низкобюджетных авиакомпаний. Вы платите фиксированную цену за место в самолете, а все остальные услуги — багаж, питание — предоставляются за дополнительную плату

(фото: Олег Зайцев)

«Бугров Хостел» (14 комнат-номеров с возможностью разместить в них до 80 человек в сутки) открылся в апреле 2012 года, фактически став вторым хостелом в Нижнем Новгороде. Отель разместился на собственных площадях в 300 кв. метров — это был вклад в проект одного из совладельцев «Бугров Хостел». Инвестиции в открытие гостиницы эконом-класса составили около 5 млн рублей без учета стоимости недвижимости.

Основные постояльцы нижегородских хостелов — командировочные, их в шесть раз больше, чем обычных туристов

Управляющим «Бугров Хостел» стал Евгений Дронь, в прошлом владелец первого нижегородского хостела Mystery. По мнению Юрия Кузьмичева, опыт Дроня оказался весьма полезен на первых порах — уже в мае «Бугров Хостел» стал приносить прибыль учредителям. Но не только это сыграло на руку владельцам отеля. Во-первых, «Бугров Хостел» открылся в преддверии майских праздников, когда традиционно увеличивается поток приезжих. Во-вторых, на тот момент предложение не удовлетворяло спрос. «Есть много людей, не готовых платить 3500–4000 рублей за ночь в гостинице,— объясняет совладелец „Бугров Хостел” Григорий Рябченко.— У нас минимальная стоимость койки — 400 рублей. За эти деньги гость получает кровать с чистым бельем в чистой комнате, возможность принять душ, поесть, чай-кофе без ограничения, посмотреть телевизор, выйти в интернет и за три минуты пешком дойти до Московского вокзала».

О конкурентах

Дмитрий Кузин: Основной наш конкурент не гостиницы, а квартиры на сутки.

Юрий Кузьмичев: Конечно, с другими хостелами города мы вынуждены бороться за клиента. Но главный конкурент — большие гостиницы, которые могут себе позволить демпинговать и иногда существенно — до 30% — снижают цены. И тогда стоимость размещения у них оказывается сопоставима с ценами на услуги хостелов.

Близость к железнодорожным воротам города тоже оказалось одним из конкурентных преимуществ «Бугров Хостел». «Сотрудники комнаты отдыха вокзала даже отправляют к нам людей, которые к ним обращаются»,— говорит Юрий Кузьмичев. Но уверяет, что к этой инициативе никакого отношения не имеет и работников Московского вокзала его компании финансово не стимулирует. По данным сервиса «Яндекс.Карты», стоимость ночлега в «Бугров Хостел» — одна из самых низких в Нижнем Новгороде: от 450 рублей с человека в шестиместном номере до 1200 рублей за одноместный номер. «Хостелы — как самолеты низкобюджетных авиакомпаний,— объсняет Кузьмичев.— Вы платите фиксированную цену за место в самолете, а все остальные услуги — багаж, питание — предоставляется за дополнительную плату. В хостеле такая же история: все, что хочешь получить сверх койки — постирать вещи, погладить брюки, трансфер, парковка автомобиля, аренда сейфа, заказ завтрака или экскурсии — стоит денег».

По словам бизнес-партнеров, инвестиции в «Бугров Хостел» им уже удалось вернуть. Поэтому в ближайших планах — расширение отеля в два раза, до 170 мест. «Сейчас часть заявок мы вынуждены отклонять, так иногда не можем разместить всех желающих»,— поясняет Юрий Кузьмичев.

Основная аудитория нижегородских гостиниц эконом-класса — люди, которые приезжают сюда с деловыми целями. «Соотношение командировочных и туристов у нас примерно 6:1,— говорит Георгий Рябченко.— В Нижний едут в первую очередь в командировку, по учебе, по делам, и уже потом это одиночные туристы, групповые заезды. Нижний Новгород пока не является центром притяжения туристов». С коллегой соглашается Дмитрий Кузин: «Летом приезжало много студентов на практику. Есть люди, которые приезжают в Нижний, проводят одну-две встречи, а все остальное время проводят на территории хостела. Ведь у нас есть все условия и для работы, и для свободного времяпрепровождения — большое количество розеток, бесплатный интернет по Wi-Fi, на кухне можно попить чай или разогреть еду в микроволновке». Традиционных туристов не так много, и это в основном люди из Москвы и соседних с Нижегородской областью регионов.

Согласно требованиям ФИФА, номерной фонд гостиниц Нижнего Новгорода должен увеличиться в 2,5 раза. Но «подстраивание» того или иного бизнеса под разовое мероприятие чревато значительными рисками в долгосрочной перспективе

Генеральный директор компании «Нижегородский дом путешествий» Наталья Черемхина считает открытие хостела перспективным делом и говорит, что сама присматривалась к этому рынку. «Такой недорогой и при этом весьма комфортный вариант размещения очень востребован в мире и в нашей стране, он набирает популярность в Нижнем Новгороде,— говорит Черемхина.— Мы привозим в Нижний много групп школьников и студентов, но разместить их порой удается с трудом. Хостел для таких групп — отличное решение».

Перспективы рынка

По официальным данным, в Нижегородской области продолжается рост рынка гостиничных услуг. Его объем в 2012 году составил около 1,75 млрд рублей, что на 10% больше, чем в 2011-м. Номерной фонд увеличился почти на 800 мест — в основном в связи с открытием мини-гостиниц и хостелов. «Яндекс.Картам» известно о 20 хостелах в Нижнем Новгороде —год назад их было всего три. Пик появления недорогих гостиниц пришелся на весну-лето 2013-го. «Новые хостелы открывались буквально каждые две недели. Правда, большая часть — это небольшие отели, организованные на базе многокомнатных квартир или помещений площадью до 100 кв.м»,— знает Юрий Кузьмичев.

Одна из главных причин популярности хостелов в Нижнем Новгороде — «накачка» со стороны местных властей, прогнозирующих рост туристического потока в регион и нехватку мест размещения. Эти заявления подкрепляются ожиданием того, что в 2018 году Нижний Новгород примет матчи Чемпионата мира по футболу. «Тенденция открытия хостелов в Нижнем объясняется отсутствием гостиниц туристического класса в преддверии грядущего футбольного чемпионата. Хостелы могут занять эту нишу»,— подтверждает директор нижегородского филиала ФГ БКС Михаил Рызлейцев. Генеральный директор компании IDEM Екатерина Гресс отмечает, что по требованию ФИФА, номерной фонд гостиниц города должен увеличиться в 2,5 раза. «Но «подстраивание» того или иного бизнеса под разовое мероприятие подразумевает значительные риски в долгосрочной перспективе»,— отмечает она.

 

КЕЙС: Как устроен бизнес хостелов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.015 с.)