В случае затруднения обращайтесь к словарю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В случае затруднения обращайтесь к словарю.



Литература:

Употребление слов-паронимов [Электронный ресурс]. – путь доступа: russkiy-na-5.ru/articles/261


Самостоятельная работа № 3

Чередующиеся гласные в корне слова

Форма: изучение теоретического материала, выполнение упражнения.

.

Цели: усвоение правил написания чередующихся гласных в корне слова, применение правила на практике.

Задание 1.

Изучите правило правописания чередующихся гласных в корне слова.

 

Гласные в корне слова

Проверяемые непроверяемые чередующиеся

Корни с чередованием гласных

Выбор буквы в безударной позиции зависит:

от ударения:

• -гар- — -гор-: без уда­рения — О (загОрелый, пригОрать).

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь;

 

• -клан- – -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, покло­ниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);

 

• -твар- – -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОре-

ние), под ударением — что слышится (творчество, твАрь).

Исключение: утварь;

 

• зap- — -зор-: без ударения пишется А (зАрница, озАрить), под ударением — что слышится (зОръка, зАрево).

Исключение: зоревать;

 

• -плав- / -плов- / -плыв-: без ударения пишется А(плАвучесть, поплАвок).

Исключение: пловец, пловчиха, плывуны.

 

от последующих букв или сочетаний букв:

• -кас-– -кос-, если за корнем следует согласная Н, то пишется

О (кОснуться, прикосновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАтъся);

 

• -лаг- – -лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгатель-

ное), перед Ж пишется О (приложение, предложить),

Исключение: полог;

 

· -раст- (-ращ-) – -рос-: перед СТ и Щ пишется А (рАсти. нарАщивагь); перед С пишется О (зарОсль, вырОсший).

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

• -скак- – -скоч-: перед К пишется А (скАкать), перед Ч пишется

О (выскОчить).

Исключения: скачок, скачи, скачу;

от наличия или отсутствия после корня суффикса -А-:

-бер/бир-, -дер/дир-, -мер-/мир-, -пер- /-пир-, -тер/тир-, -блест- / -блист-, -жег- / -жиг-, -стел- / -стил-, -чет- / -чит-: перед суффиксом -А- пишется И

(собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е(блЕстеть, зажЕчь).

Исключения: сочЕтать, сочЕтание;

 

NB! корни с чередованиема(я) — им(ин): перед суффиксом -А- пи­шется им(ин) (замИнАть, зажИмАть), в остальных случаях пи­шется а(я) (замять, зажать);

от значения:

• -мак- /-мок: -мак- используется в значении «погружать в жид­кость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);

 

• -равн-/-ровн: -равн- используется в значении «равный, одина­ковый, наравне» {поравняться), -роен- в значении «ровный, пря­мой, гладкий» (уровень, заровнять). Следует запомнить равнение, равняться, выравняться (при построении).

Задание 2. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

 

Задание 3. Вставьте пропущенные гласные в корне слова, определяя тип орфограммы: 1) проверяемая безударная гласная, 2) непроверяемая безударная гласная, 3) гласная в чередую­щемся корне.

К...леблется на ветру, отв...чать тем же, разд..рали противоречия, не сож...леющий ни о чем, м...ченые яблоки, притв...рился больным, точно рассч..тать, к...лышется под дугой, воспитать недор...сля, какое-то нав..ждение, благотв..рительный вечер, разг..ревшееся желание, тертый к...лач, ск...чу домой, драматический т...атр, медных пл...стинок, чем-то экз...тическим, решить ур..внение, оставшиеся к...нфеты, переб...рал монеты, акулий пл...вник, нест...рпимое солнце, к...зался простым, наши пл..вцы, вым...кнуть под дождем, к...мпанейский человек, выстраданное уб...ждение, зам...рев от ужаса, тесная к...морка, к...снулся лбом, ок...льцованный голубь, выр...стить сажецы, неподр...жаемый голос, театральное предст...вление, г...рюющий ребенок, безобл...чное небо, обл...живший кирпичом, ун...кальный дар, напыщенный дил...тант, гр...чишная мука, местный ст...рожил, з...ревать в лесу, сг...рел в камине, ст...снен в средствах, пот...рял веру, св...ла гнездо, зеркальная в...трина, заснеженная р...внина, измятая пром...кашка.

 

 


Самостоятельная работа № 4

Иноязычные приставки и их значение

Форма: работа со словарем, выполнение упражнения

Цели: выяснить значение основных иноязычных приставок, уметь формулировать лексическое значение слова с обозначенными приставками.

Задание 1.

Выясните значение иноязычных приставок.

 

анти-, архи-, де-, дез-, интер-, контр-, ре-, суб-, транс-, экс-.

 

Литература:

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Любое издание.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Путь доступа: http://ozhegov-online.ru/

Грамота.ру. – Путь доступа www.gramota.ru

 

Задание 2. Образуйте новые слова с помощью указанных приставок, запишите. С тремя слова, имеющими иноязычную приставку составьте предложения, запишите.

Анти- (фашизм, тезис), архи- (епископ, важный, плут), без- (аварийный, ядерный) в- (ехать), двух- (аршинный, ярусный), де- (монтаж, мобилизация), дез-( активация, ориентация ), из- (обличить, являть), интер- (вокальный, лингвистика), контр- (агент, октава), меж- (американский, европейский, элементный), об- (ездить, устроить), от- (утюжить, юлить, экзаменовать), под- (есаул, ельник), пред- (упредить, юбилейный) сверх- (обтекаемый, ёмкий, экономный), с- (ехидничать, ябедничать) суб- (арктический, ядерный), транс -(атлантические, европейский, японский), экс -(территориальный)

 

Задание 3.

Запишите предложения. Поясните значения слов с иноязычными приставками.

Наряду с процессами объединения в современном мире сильны тенденции дез_нтеграции. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_нтересное. Вот тот пиджак, что вы раз_скиваете, посмотрите, он даже не помялся. Б ыла дез_нфекция, приезжали санитары. Посему письма сии показались мне не совсем без_нтересными. Они как-то очень странно видо_зменили раму и украшения… Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_нициативным. Новая компания занимается только интер_ндийскими рейсами. Противники ведут свою конт_гру. Энергетикам запрещено вз_мать штрафы за перерасход электроэнергии. На самом деле ничего супер_нтересного внутри не обнаружилось. С проверкой пожаловал суб..нспектр. Харьковский завод "Спорт_нвентарь" был основан в 1948 году. Транс_орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.


Самостоятельная работа № 5

Непостоянные грамматические признаки существительных

Форма: составление таблицы, выполнение упражнения.

Цели: сформировать представление о непостоянных грамматических признаках существительного, уметь давать грамматическую характеристику именам существительным.

 

Заданияе 1.

1.Прочитайте § 17 учебника «Русский язык»А.И. Власенко, Т.В. Потемкиной, кратко запишите, какие признаки существительных являются непостоянными (изменяемыми). Укажите, все ли существительные способны изменяться по этим категориям.

 

Литература:

Власенков, А.И. Русский язык: учебник для студ. учрежд. СПО / А.И. Власенков, Т.В. Потемкина. – М.:Дрофа, 2007. – С. 62.

 

Задание 2.

Изучите предложенный материал. Заполните таблицу в тетради. Укажите, какие существительные относятся к названным типам склонения. Ниже обозначьте, какая буква – Е или И − пишется в окончании названной формы.

 

  1 склонение 2 склонение 3 склонение Существительные на -ия, -ие, - ий Разносклоняемые существительные
           
Р.п.          
Д.п.          
Пр. п.          

 

Литература:

Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 1987. – С. 84.

Или

Литневская, Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс]. − Путь доступа http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm. − Р аздел «Склонение существительных».

 

Задание 3. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания. Подчеркните имена собственные. Укажите способ образования выделенных слов.

 

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия), указать в (комментарий), идти по (аллея), присутствовать на (заседание), заботиться о (благосостояние), сообщить о (метель), отправить письмо (Анастасия), свидетельство о (рождение), окна в (иней), конфликт в (Закавказье), обратиться к (Наталья Петровна), обратиться к (Наталия Петровна), протекал в (ущелье), стоять на (выход).

Самостоятельная работа № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.012 с.)