Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция корпуса русских письменных источниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специальное изучение источниковедческих проблем предлагает также формирование у студентов представлений о процессе формирования и эволюции корпуса отечественных письменных источников. Под эволюцией источникового корпуса в современном источниковедении понимают историю формирования и изменения его видового и внутривидового состава. Ее изучение поможет более глубоко понять происхождение, социальные функции, содержание, представительность и достоверность как отдельных видов, так и корпуса письменных источников в целом. Рассмотрим процесс этой эволюции с теоретической стороны. Главное в ней понять, как функционировавшие в прошлом документы превращались в исторические источники, каким образом происходил их отбор и какие факторы данный процесс определяли. В прошлом разного рода письменные материалы являлись средством социоинформационного обмена. С другой стороны, они были выражением функционирования самих социокультурных систем. Поэтому можно считать, что процесс перехода письменного свидетельства в будущее и превращение его в исторический источник обусловливался информационной и социокультурной функцией документа. Человеческая общность может существовать лишь на основе информационного обмена. Информация собирается, производится, обрабатывается и передается. Операции с информацией возможны только при условии ее хранения и накопления. Часть письменных свидетельств сохранялась с прямым намерением передать их будущим поколениям. К таковым относились завещания, семейные и корпоративные акты владения, родословные, летописи, научные труды, художественные произведения. Однако, основная масса письменных материалов хранилась для обеспечения жизнедеятельности социальных и государственных учреждений. Сыграв свою текущую роль, документы попадали в хранилища учреждений, а затем выборочно - в общие государственные архивы, библиотеки, музеи и частные коллекции. История Отечества есть история его духовной и материальной культуры. Культура накапливается, сохраняется и информационным путем передается будущим поколениям. Передается, прежде всего ценностное ядро культуры, составляющее основу ее воспроизводства и жизнедеятельности. Этот социокультурный процесс, по сути, и есть тот механизм, который обеспечивает производство, сохранение и переход в будущее письменных свидетельств. Эту линию преемственности и изменения социокультурной роли письменных остатков прошлого при их переходе в будущее последовательно можно представить в следующем виде: письменное свидетельство - культурный памятник - исторический источник. На втором этапе данной последовательности письменное свидетельство теряет свои изначальные социальные функции и превращается в памятник культуры. И в этом качестве оно становится звеном, связующим прошлое и современность в единое культурное целое. Памятник передает культурную традицию. Далее он входит в процесс исторического исследования и становится историческим источником. Резюмируя все это, можно сказать, что в основе акта превращения письменного свидетельства прошлого в современный исторический источник лежит смена его социокультурных функций. Осуществляется это, когда письменное свидетельство вместе со своим культурным окружением переходит в иное (временное) состояние или попадает в будущем в другую социокультурную систему. Происходит такое при смене формы государства, изменении социальной структуры и общественного самосознания, во времена культурных революций и т.д. Очень важную роль в обретении памятником значения исторического источника играет также появление исторической науки. Жизнь цивилизации - сложный диалектический процесс. Наряду с накоплением информационных и культурных ценностей происходит потеря информации (ее энтропия). До историка доходят из прошлого только отдельные фрагменты письменного комплекса цивилизации. Значительная его часть утрачивается. В ходе функционирования культуры идет естественный отбор письменных свидетельств. Определенная их доля отбирается намеренно, в расчете на перспективы будущей деятельности. Такой отбор обычно осуществляют государственные, церковные и общественные учреждения. Значительная часть письменных памятников, имеющих общекультурное значение, собирается и отбирается научными учреждениями, архивами, музеями, библиотеками и частными лицами. Но все же, в целом, в формировании корпуса отечественных источников главную роль сыграли случайные исторические факторы. Целые пласты документов уходили из оборота или актуализировались в результате смены форм русского государства, культурных переворотов внутри правящего класса, смут и революций. Массы письменных материалов погибли вследствие стихийных бедствий: пожаров, наводнений и эпидемий. Из-за недолговечности бумаги многие свидетельств прошлого были утрачены в процессе их бытования. Большую роль сыграли иноземные нашествия и войны. Тем не менее, несмотря на естественную убыль документов, российская история в итоге сформировала достаточно представительный корпус письменных источников. Так как, решающую роль в этом процессе, с одной стороны, имели непредусмотренные, случайные факторы, а с другой - российское государство, которое было основой жизнедеятельности нашей цивилизации и осуществляло намеренный отбор свидетельств. Т аковы общие аспекты проблемы. Рассмотрев их, можно попытаться в основных чертах восстановить сам конкретно-исторический процесс формирования российского корпуса письменных источников. Этот процесс шел в русле истории российской цивилизации. Главной движущей силой ее развития было российское государство. Поэтому процесс эволюции источникового корпуса следует рассматривать в рамках периодизации истории московского русского государства. Данная периодизация выделяет этапы Московского царства (XVI-XVII вв.), Всероссийской империи эпохи регулярного государства (XVIII-середины XIX вв.) и Российской империи второй половины XIX начала ХХ вв. Очень важную роль в управлении обществом и жизни государства играл правящий класс России. Исполняя управленческие, идеологические и культурные функции, русские государи, князья, бояре, дворяне, священники, предприниматели и интеллигенты внесли огромный вклад в сокровищницу исторических памятников. Во второй половине XIX начале ХХ вв., с распространением письменной культуры в народные массы, стали откладываться письменные свидетельства крестьянской, мещанской и рабочей культуры. В заключение общей части определимся с основными учреждениями системы сбора, хранения и передачи социальной информации. Эту систему составляют архивы, библиотеки, музеи и личные коллекции. Под термином архив имеют в виду собрание документов, образовавшихся в результате деятельности государственных и муниципальных учреждений, а также общественных и частных лиц. В другом смысле архив это государственное, общественное учреждение или его часть, обеспечивающая сбор, хранение и использование документов. Библиотеки - это культурно-просветительные учреждения, которые специализируются на сборе, хранении и использовании опубликованных, печатных произведений и наиболее значимых рукописных памятников. Несколько иное место в данной системе занимают исторические музеи. Их можно определить как научные и культурно-просветительные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и изучение вещественных памятников прошлого, рукописей, старопечатных изданий, а также ознакомление с ними широких слоев населения. Личные коллекции являются, скорее, одним из социальных способов сбора и хранения памятников. Общее значение они приобретают, лишь влившись в общественные или государственные собрания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.006 с.) |