Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Божье дело – божьими средствами↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
БОЖЬЕ ДЕЛО – БОЖЬИМИ СРЕДСТВАМИ Возможно, пасторы могут чему-то научиться из опыта растущих церквей и успешно развивающихся миссий. Тем не менее, Божье дело должно выполняться Божьими средствами, чтобы стать настоящим благословением. Бог даёт силу, и только Он достоин принять славу, но это произойдёт лишь тогда, когда мы будем следовать Его божественному плану служения. Когда реализуется человеческий проект, зачастую построенный на подражании мирским программам, тогда вдохновительницей становится плоть, и славу получает не Бог, а человек. На протяжении церковной истории проповедники, особенно продолжительное время влиявшие на Церковь, могут быть охарактеризованы словами Майкла Хортона: «Систематическое провозглашение Христа путём глубокого разъяснения Писания гораздо важнее для формирования поклоняющейся и служащей Богу церкви, чем политическая деятельность, морализаторство и развлекательные программы»12. Однако во многих евангельских церквах библейская проповедь отодвигается на второй план. Непонятным образом проповедь о кресте стала юродством не только для мира, но и для современной Церкви. В результате, вся наша земля испытывает голод по библейской проповеди. «Кафедральный голод» на всей земле – признак того, что современные проповедники не уверены в способности Божьего Слова, выполнить своё духовное служение. В то время как одни евангельские верующие отстаивают непогрешимость Божьего Слова, другие уже очевидно распрощались со своей верой в его достаточность для спасения и освящения. Вместо того, чтобы с возрастающей силой разъяснять Слово, многие прибегают к малозначимым действиям в тщетной попытке реанимировать умирающее служение. Но с каждым нововведением прямое провозглашение Священного Писания отодвигается на второй план, а голод в Церкви становится все сильнее. Чтобы выполнять Божье дело Божьими средствами, нужна непоколебимая преданность Божьему Слову и подлинно библейской проповеди.
11Для более подробного ознакомления с этими вопросами см. следующие книги: Alister McGrath, Evangelicalism and the Future of Christianity (Downers Grove, 111.: Inter Varsity, 1995); Mark Noll, The Scandal of the Evangelical Mind (Grand Rapids: Eerdmans, 1994); David Wells, No Place for Truth: Or Whatever Happened to Evangelical Theology? (Grand Rapids: Eerdmans, 1993). 12 Michael Horton, "James Montgomery Boice: Servant of the Word", Modern Reformation 9 (September-October2000): c. 10.
МОДЕЛЬ СЛУЖЕНИЯ Когда множество церквей отказались от здорового питания библейской проповедью, где нам найти эффективную модель, согласно которой проповедь и преподавание Божьего Слова были бы «главным блюдом»? Как же выглядит служение, в котором церкви преподносится твёрдая пища Слова Божьего? Для этого нужно взглянуть – ни больше, ни меньше – на первую церковь в Иерусалиме, рожденную в день Пятидесятницы, и взращенную на благодатной почве новообращённых сердец. Современным церковным лидерам было бы полезно «посетить» это собрание и заново открыть для себя стратегию его первых руководителей – апостолов. После смелой проповеди апостола Петра на праздник Пятидесятницы три тысячи душ обратились и были крещены. В Деян.2:42-47 в сокращённой форме мы видим описание бурлящей жизни новообразованной общины. В этих стихах отражены главные составляющие активной жизни церкви: учение апостолов, общение, поклонение, молитва, служение и благовестие. Посредством этих шести «каналов» Дух Божий действовал через верующих и с поразительной силой влиял на окружавший их мир. Каждое из этих проявлений духовной жизни имеет решающее значение для здоровья любой церкви, желающей прославить Бога. Учение апостолов не случайно идёт в списке первым. О нём и пойдёт речь в следующей главе, где мы постараемся рассмотреть местоположение, форму и сверхъестественную силу учения апостолов в первоапостольской церкви. Без изучения этого текста современной Церкви не обойтись. Библейская проповедь должна, наконец-то, занять в служении центральное место, подобно тому, как это было во времена апостолов. Только тогда на смену теперешнему духовному голоду придёт духовное изобилие. Ранняя Церковь оказалась столь жизнеспособной не благодаря привлекательным проектам, а только потому, что была сосредоточена на библейском учении. В Деян.2:42-47 отражается установленная Богом роль апостольского учения в церкви. ГЛАВЕНСТВО АПОСТОЛЬСКОГО УЧЕНИЯ Возглавляя список, учение апостолов, по сути, было главным служением в первой церкви. Прежде всего, апостолы учили. А если конкретно, они преподавали доктрины. Их учение вдыхало жизнь в любую сторону деятельности первой церкви. И в том, что учение занимало первое место, нет ничего необычного13. Оно всегда должно быть на первом месте. В христианской жизни наставление идёт впереди поведения, доктрина предшествует повиновению, а разъяснение – применению. Как утверждал Джон Филлипс, «опыт должен проверяться учением, а не учение опытом»14. Джон Стотт справедливо заметил: «Новообращённые не предавались мистическому опыту, отвергнув разум или презрев учение... Антиинтеллектуализм и полнота Духа – взаимоисключающие понятия, потому что Святой Дух есть Дух истины»15. Нужно сказать, что Святой Дух могущественно действовал в ранней церкви, руководя апостолами в их плодотворном служении наставления. Здравое учение проникло во все сферы жизни той церкви. Их методы, да и всё их служение проистекало из чистого источника библейской истины. Будучи приоритетом, в служении апостолов, учение действовало могущественно, как не устаревающий образец, явленный в служении Христа, переданный и Великом поручении, отражённый в жизни ранней церкви и утверждённый в пасторских посланиях.
13 James Montgomery Boice, Acts: An Expository Commentary (Grand Rapids: Baker, 1997), c. 56. 14 John Phillips, Exploring Acts (Chicago: Moody, 1986), 1:61. 15 John R. W. Stott, The Message of Acts (Downers Grove, 111.: Inter Varsity, 1990), c. 82. ЯВЛЕНО В СЛУЖЕНИИ ХРИСТА Обучая первую церковь, апостолы следовали примеру Иисуса Христа. Более трёх лет они учились у Него и наблюдали за Его служением. Они поняли, что Христос придавал учению первостепенную значимость. С момента призвания апостолов и до вознесения главным занятием Христа было наставление учеников. Вне всякого сомнения, наставническое служение было для Него приоритетом. Главенство учения в служении Иисуса видно из того, что двенадцать апостолов называли Его «Учителем» (Ин.13:13), а Он называл каждого из них «учеником» (Мф.10:24-25; Лк.6:40). Учеником можно назвать всякого, кто слушает учителя и воспринимает его учение16. Эти термины, безусловно, отражают первостепенное место учения в Христовом служении. С начала Своего служения Христос «...пришёл... проповедуя Евангелие Царствия Божья» (Мр.1:14). Вскоре после этого Он вошёл в Назаретскую синагогу и прочитал из Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение...» (Лк.4:18). Тем самым Он заявил, что Его проповедь – исполнение пророчества Исайи. А когда толпы людей пришли к Нему за исцелением, Он удалился от них и сказал Своим ученикам: «...пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл» (Мр.1:38). Ничто, даже сочувствие к больным, не могло отвлечь Его от основного служения – проповеди. Когда к Нему пришло множество народа, Он начал учить их (Мф.5:2). На протяжении всего служения провозглашение Божьей истины оставалось Его первостепенным занятием. Даже в ночь перед распятием Иисус собрал в горнице Своих учеников и наставлял их (Ин.13-16). Не изменились приоритеты Христа, и после воскресения. По дороге в Еммаус Он явился двум ученикам и «...изъяснял им сказанное о Нём во всем Писании» (Лк.24:27). Когда ученики собрались в горнице, Иисус явился посреди них и «отверз им ум к уразумению Писаний» (ст.45), чтобы они поняли всё, написанное о Нём «в законе Моисеевом и в пророках, и псалмах» (ст.44). И до самого вознесения на небо Иисус продолжал наставлять Своих учеников (Деян.1:1-9). Главные элементы Христова служения – проповедь и учение – оставили неизгладимый отпечаток в умах учеников. С самого начала своего пастырского служения, как записано в Деян.2:42, апостолы попросту подражали тому, что видели в служении Иисуса. Приступив к пастырству в первой церкви в Иерусалиме, они немедленно начали учить, поскольку то же самое делал Христос, будучи с ними. Если бы апостолы сделали приоритетом любое другое занятие, они бы не смогли подражать примеру Христа.
16 Dietrich Muller, "Disciple", in New International Dictionary of New Testament Theology. ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1978), 1:487-90. УКОРЕНЕНО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы демонстрирует, насколько широко апостолы опирались в своём учении на ветхозаветные Писания (Деян.2:14-36). Насыщенная библейскими цитатами эта первая христианская проповедь была по своей сути экспозицией ряда ключевых ветхозаветных текстов (Иоил.2:28-32; Пс.15:8-11; 109:1). Позже, когда Пётр стоял перед синедрионом, он также цитировал Ветхий Завет (Деян.4:6-10; ср. Пс.117:22; Ис.28:16). В апостольских наставлениях верующим постоянно использовалось ветхозаветное Писание. К примеру, когда Пётр с Иоанном были отпущены синедрионом, они возвратились к верующим и рассказали о том, что совершил Бог (Деян.4:23). В ответ верующие возвысили свой голос в молитве к Богу (4:24-31), цитируя несколько ветхозаветных текстов (Исх.20:11; Пс.2:1-2; 145:6). Стефан, будучи одним из первых апостольских учеников (Деян.6:3,5), обращаясь к синедриону, также широко цитировал Ветхий Завет (7:2-53). Приведённая ниже таблица отображает некоторые из множества ссылок на Ветхий Завет в проповеди Стефана.
Воспитанный среди иудеев Стефан превосходно знал Ветхий Завет, но он наверняка учился и у апостолов. Будучи христианином, Стефан сказал синедриону о том, что ветхозаветные пророки «предвозвестили пришествие Праведника» (7:52). Филипп, ещё один ученик апостолов (6:3,5), демонстрировал великолепную осведомлённость в Ветхом Завете. Например, когда эфиопский евнух попросил его объяснить текст Ис.53:7-8, Филипп незамедлительно преподал правильное толкование (Деян.8:25-35). Обильное использование Писания, несомненно, говорит об основополагающей роли Ветхого Завета в апостольском учении. Таким образом, в основе их учения лежал Ветхий Завет. СОСРЕДОТОЧЕНО НА ХРИСТЕ Основным содержанием апостольского учения были слова и дела Иисуса Христа. На протяжении более трёх лет они были свидетелями Его совершенной жизни и ревностными последователями Его плодотворного учения. Они настолько сблизились с Ним, что другие «узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян.4:13). Поэтому неудивительно, что их учение говорило о Господе. Его жизни, божественности, изречениях, притчах, обетованиях, беседах, призывах, провозглашениях суда, смерти, воскресении, вознесении и воцарении. Было подмечено, что «апостольская весть... была наполнена словами и делами Христа»21. Проповедь Петра на праздник Пятидесятницы (Деян.2:14-36) была сжатым словесным портретом Господа Иисуса, включавшим описание Его жизни и чудес (ст.22), смерти (ст.23), воскресения (ст.24-32) и превознесения (ст.33-36). Во время последней вечери в горнице Христос обещал ученикам: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Теперь же, в исполнение Его слов, пришёл Святой Дух и сделал их способными вспомнить многие слова Христа. Так что апостолы стали учить (Деян.5:28) и говорить о Его имени (ст.40). Учение апостолов было целиком сосредоточено на жизни, служении и учении Иисуса Христа.
21 William Neil, The Acts of the Apostles, New Century Bible Commentary (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), c. 81. ПИТАНИЕ С КАФЕДРЫ К великому сожалению, то, что сегодня выдается за церковную проповедь, отстоит чрезвычайно далеко от апостольских принципов. Кажется, многие пасторы довольствуются тем, что предлагают пустышки духовным младенцам, вместо того, чтобы возвещать народу всю волю Божью. Во многих евангельских церквах пошла мода на совершенно мирские, мотивационные выступления, нацеленные на удовлетворение насущных нужд потребителей «церковной продукции», или, что ещё хуже, на то, чтобы успокоить растревоженную совесть невозрождённых членов церкви. Вместо разъяснения глубин Божьего Слова во многих общинах, заявляющих о своей вере в Библию, руководство избрало путь наименьшего сопротивления, довольствуясь развлечением мелких душёнок и щекотаньем слуха изнеженных посетителей. В результате, церкви, сами того не подозревая, находятся на голодном пайке, довольствуясь тошнотворной подслащенной «водичкой», совершенно непригодной для духовного питания. Чтобы люди пришли к спасительной вере во Христа и начали возрастать духовно, пасторы обязаны преподавать исчерпывающее библейское учение, основанное как на Ветхом, так и на Новом Завете, сосредоточенное на Христе и наполненное доктринальным содержанием. Остались ли ещё церкви, следующие такому образцу?
22 Klaus Wegenast, "didache", New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1986), 3:769. 23 Там же, с. 770. 24 Everett F. Harrison, Acts: the Expanding Church (Chicago: Moody, 1975), c. 65. ЧИСТОТА АПОСТОЛЬСКОГО УЧЕНИЯ
Апостолы не отстаивали собственные выдумки или предположения – в их учении звучала авторитетная весть от Самого Бога. Как таковое, учение апостолов было высшим стандартом Церкви, мерилом, по которому оценивалось всё остальное. Что касается авторитетности их учения, заслуживают внимания три факта: во-первых, учение апостолов названо Божьей истиной, во-вторых, оно удостоверено Божьей силой, и, в-третьих, оно записано в Слове Божьем. НАЗВАНО БОЖЬЕЙ ИСТИНОЙ Будучи избранными глашатаями Божьими, апостолы служили каналом передачи божественной истины. А раз их слова исходили от Бога, а не от них самих, то они пользовались божественным авторитетом. «Перед Своим вознесением Христос передал власть апостолам, говорившим от Его имени», - замечает толкователь Саймон Кистемейкер25. Само греческое слово «апостол» (апостолос) означает «посланник или дипломат»26. А согласно Богословскому словарю Нового Завета, оно «всегда обозначает посланника, облеченного полнотой власти»27. Таким образом, апостолос был официальным послом, имевшим полное право говорить от имени своего господина. В Новом Завете это слово, в основном, применяется к двенадцати ученикам, которых Христос избрал в качестве Своих представителей для передачи Его учения миру и Церкви. Этих избранных представителей Христос уполномочил говорить Его слова с Его властью. Ф. Ф. Брюс удачно подметил: «Учение апостолов... было авторитетным, потому что оно являлось учением Господа, переданным через них»28. Важность апостольского звания просматривается в том, каким образом был избран преемник на место отпавшего Иуды (Деян.1:21-26). Для того, чтобы претендовать на звание апостола, нужно было соответствовать определённым требованиям. Во-первых, апостол должен был находиться со Христом с самого начала Его служения и быть свидетелем Его воскресения (ст.21-22). Это условие подразумевало полное и глубокое понимание жизни Господа, Его учения и воскресения. Во-вторых, апостолом мог быть только тот, кого Сам Господь назначил на эту «должность» (ст.24-25). Несмотря на то, что многие слышали учение Христа из Его уст и были свидетелями Его явления после воскресения, Господь не всем позволил стать Его апостолами. На это служение было избрано весьма ограниченное число учеников, обладающих уникальными качествами и специально отобранных по воле Господа. Роль апостолов заключалась в том, чтобы передавать Церкви божественное откровение. Поэтому и служение любой поместной церкви должно быть «[утверждено] на основании апостолов и пророков» (Еф.2:20). Апостольское учение стало неизменным фундаментом Церкви. Как написал Павел: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Учение апостолов указывает на Иисуса Христа как на единственное истинное основание для любой новозаветной церкви29. Так как фундамент закладывается всего один раз – в самом начале строительства – учение апостолов преподано раз и навсегда, на все века и для всех поколений. Во все последующие периоды церковной истории, включая и наши дни, служение должно выстраиваться на основании той же самой неизменной истины – апостольского учения, веры, «однажды [переданной] святым» (Иуд.1:3).
25 Simon Kistemaker, Exposition of the Acts of the Apostles, New Testament Commentary (Grand Rapids: Baker, 1990), c. 110. 26 G. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament (Edinburg: Т &Т Clark, 1994), c. 55. 27 Karl Heinrich Rengstorf, "apostolos", в книге Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel, trans, and ed. Geoffrey W. Bromiley (Grand Rapids: Eerdmans, 1964), 1:421. 28 F. F. Bruce, The Book of Acts, New International Commentary of the New Testament (Grand Rapids; Baker, 1984), c. 73. ПОДТВЕРЖДЕНО БОЖЬЕЙ СИЛОЙ Каким образом в ранней Церкви могли с полной уверенностью распознать истинных апостолов? Как верующие могли быть уверенны в божественном авторитете их проповедей? «Много чудес и знамений совершилось через апостолов» (Деян.2:43). Бог засвидетельствовал право апостолов быть Его представителями, даровав им силу совершать чудеса (Мф.10:1; 2Кор.12:12). Каждое совершенное ими чудо говорило о том, что они – Божьи люди, провозглашающие Божью истину. Слово «чудеса» указывает на изумление, которое испытывали люди, оказавшиеся свидетелями Божьих чудес, совершаемых через апостолов. Слово «знамения» указывает на стоявшую за чудесами Божью силу, которая удостоверяла людей в том, что апостолы действительно были Божьими вестниками, несущими Его вечную истину, Слово Божье. Святой Дух совершал через апостолов (Деян.2:43; 5:12-16) и их сотрудников (6:8) великие дела для подтверждения божественного происхождения их вести. Подобные знамения ушли со сцены истории к концу первого века, но изменяющая жизнь Божья сила и сегодня свидетельствует о божественном авторитете христианской проповеди.
29 Boice, Acts: An Expositional Commentary, с. 56. ЗАПИСАНО В БОЖЬЕМ СЛОВЕ К концу первого века апостольское учение было запечатлено в двадцати семи книгах Нового Завета. Каждая каноническая книга была написана либо непосредственно апостолом, либо под апостольским руководством. Большинство посланий Павла и оба послания Петра начинаются с указания на апостольский статус автора. Сохраненное на страницах Нового Завета апостольское учение по-прежнему остается высшим авторитетом и единственным источником вероучения для современной Церкви. Церковь обязана целиком и полностью подчиняться авторитету Нового Завета. Решения, цели, практика, служение, отношение к тем или иным вопросам и стоящие за всем этим мотивы должны соответствовать апостольскому учению. Живое Слово, Иисус Христос, по сей день управляет Своей Церковью через записанное Слово, т.е. Писание. Таким образом, все должно проверяться Словом Божьим. ВЗЫСКАНО ЖАЖДУЩИМИ СЕРДЦАМИ Обратите внимание, что верующие ранней Церкви «постоянно пребывали в учении апостолов». Греческий глагол проскартерео, переведённый как «пребывали», означает «стойкую и непоколебимую приверженность определённому образу действий»31. Это слово произошло от глагола картерео и эмфатической приставки прос-. Картерео означает «быть упорным и стойким, совершать что-либо настойчиво, несмотря на препятствия»32, а приставка прос- означает «вблизи, около, у». Производный глагол, таким образом, выражает усиленное желание или энергичное стремление к желаемому предмету. Этим же словом описывается единодушное пребывание в молитве ста двадцати человек, собравшихся в горнице после Христова вознесения (1:14). Позднее это же слово используется для характеристики апостольского посвящения молитве и служению Слова (6:4). В Деян.2:42 этим словом обозначается непоколебимое желание новообращённых насыщаться Божьим Словом от апостолов. Жадное стремление к Слову – это «одна из главных причин силы и живучести раннего христианства»33. По поводу такой духовной жажды пастор и писатель Кент Хьюз заметил: «Там, где царствует Дух Святой, царствует любовь к Слову Божьему... Там, где царствует Дух Святой, Божий народ постоянно пребывает в изучении Его Слова»34. Мартин Ллойд-Джонс писал о стремлении верующего к Божьему Слову: «У того, кто родился свыше, не может не быть желания слышать Слово Божье. Младенец... инстинктивно стремится к молоку. Без молока ему не обойтись!... Живой младенец не может не нуждаться в молоке. Вывод ясен. Невозможно быть христианином, не имея желания к познанию истины!»35. Ранняя Церковь страстно жаждала апостольского учения, потому что она состояла из возрожденных людей. Это – настоящее христианство. ОЖИВЛЕННОЕ ОБЩЕНИЕ По мере того, как новообращенные возрастали в истине, они росли в Господе, и как следствие, возрастала их близость друг ко другу. Прошедшие через горнило Божьей истины, их взаимоотношения во Христе были выкованы и отточены на наковальне апостольского учения. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении...» (Деян.2:42). Эти два вида деятельности – учение апостолов и общение – очень тесно между собой связаны. Можно сделать вывод, что апостольская проповедь напрямую воздействовала на отношения новообращённых друг с другом. Греческое слово койнония, переведённое как «общение», означает «объединение, общность, общение, близкие отношения»37. Это свидетельствует о «том, что Дух Святой даровал тем верующим единство и согласие»38 Новообращённые христиане, принявшие спасительную веру в Иисуса Христа, увидели друг в друге братьев и сестёр. Чем больше они узнавали о своих новых взаимоотношениях с Христом, тем ближе, глубже и богаче становилось их общение в Нм. По мере того, как Божье Слово обновляло и очищало их сердца, их любовь друг ко другу становилась всё сильнее. Таким образом, учение апостолов укрепило и обогатило их общение друг с другом. Так же будет и сегодня: питаемая Словом церковь будет церковью общительной.
37 Walter Bauer, William F. Arndt, and F. Wilbur Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 2nd ed., rev. F. Wilbur Gingrich and Frederick W. Danker(Chicago: University of Chicago, 1979), c. 439. 38 Johannes Schattenmann, "Fellowship", in New International Dictionary of New Testament Theology, 1:439. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ «Постоянно [пребывая] в учении апостолов», члены иерусалимской общины также совершали и «преломление хлеба» (2:42). Комментируя этот стих, Ф. Ф. Брюс пишет: «Преломление хлеба, по-видимому, здесь означает не просто совместный прием пищи. Вероятно, речь идет о том, что впоследствии будет названо Вечерей Господней»39. Чем больше они постигали великие истины о крестном подвиге Господа, тем более глубоким и осмысленным становилось их поклонение Ему во время причастия. Чем глубже они погружались в Слово, тем выше возносились их сердца в пламенном поклонении. Подлинное прославление и поклонение никогда не зарождается в интеллектуальном вакууме, но всегда является искренним ответом на библейскую истину. Когда Иисус сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24), Он имел в виду, что истинное поклонение происходит тогда, когда верующий внутренне реагирует на Божью истину. Другими словами, богословие ведёт к славословию. Библейская истина возжигает сердца и воспламеняет жизнь горячей и страстной любовью к Богу. Чем больше мы узнаём и применяем истину Божью, тем яснее мы видим Его, тем более мы подчиняемся и поклоняемся Ему. Сознавая эту зависимость, Павел писал: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16). Питаемая, Словом церковь будет церковью поклоняющейся. УСИЛЕННАЯ МОЛИТВА Те, кто «постоянно пребывали в учении апостолов», также были преданны молитве (Деян.2:42). Брюс объясняет: «Прежде всего, необходимо отметить, что речь идёт, скорее всего, о совместных молитвах христиан, хотя, как мы знаем, апостолы также участвовали в иудейских молитвенных служениях в храме (см. Деян.3:1)»40. Таким образом, апостольское учение побуждало к молитве. Такова сила истинного учения. Чем больше верующие узнавали о Боге, тем более они в молитве признавали свою зависимость от Него. Христос дал подробные указания о верном подходе, богоугодных целях и правильном отношении к молитве (Мф.6:1-14). Уча апостолов быть усердными в молитве, Иисус говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...» (7:7-11). Он учил их молиться подобно настойчивому другу (Лк.11:5-10), голодному сыну (11:11-13) и усердной вдове (18:1-8), принося свои прошения к Богу во имя Иисуса Христа (Ин.14:13-14). Несомненно, апостольское учение содержало наставления Христа о молитве, потому что оно возжигало в первых христианах желание ходатайствовать о неверующих (Деян.3:1; 4:24-31; 12г5, 12). То же самое истинно и сегодня. Библейская проповедь должна всегда вести к дерзновенной молитве. Проповедь и молитва всегда идут рука об руку. Когда проповедуется Слово, возрастает желание молиться. Проповедующая церковь будет церковью молящейся.
40 J Bruce, The Book of Acts, с. 73. САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ Слушавшие апостольское учение «верующие были вместе и имели всё общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44-45). По поводу их любви друг ко другу Барретт заметил: «Иметь всё общим означало, что владельцы продавали своё имущество.... Лука описывает состояние, просуществовавшее в церкви некоторое время»41. Библейская проповедь породила в их сердцах заботу друг о друге, сострадание и преданность друг другу. Иисус учил Своих учеников делиться имуществом с нуждающимися (Мф.5:42). Он учил их, что они не могут одновременно служить Богу и богатству, ибо жизнь человека не зависит от его собственности (Мф.6:19-34). В притче о милосердном самарянине Иисус повелел им любить своих ближних, заботясь об их нуждах (Лк.10:30-37). Апостольская проповедь, несомненно, разъясняла слова Иисуса о любви и служении друг другу. И в результате этого истинная любовь незамедлительно изливалась из сердец верующих друг на друга. Истина призывала их к взаимной любви, которой они с радостью делились. Сегодня ничего не изменилось. Учащаяся церковь будет церковью любящей.
41 С. К. Barrett, A Critical and Exegetical Commentary on the Acts of the Apostles, International Critical Commentary (Edinburgh: Clark, 1998), c. 169. СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ Учение апостолов порождало атмосферу радости и ликования. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46). Об их радостном общении Барретт написал: «Преломление хлеба здесь означает... не еженедельное воспоминание о воскресении Христовом, а просто совместный прием пищи»42. Апостольская проповедь, возвеличивавшая благодать Господа Иисуса Христа, возжигала необыкновенную радость, передававшуюся всем во время домашних собраний. Принятое верой, Слово Божье всегда производит радость и наполняет сердца весельем. Иисус сказал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11). Когда Слово Божье возвещается и принимается так, как должно, оно не только не бывает скучным, но и создает ощущение праздника. Наполненная Словом церковь будет наполнена и радостью.
42 С. К. Barrett, A Critical and Exegetical Commentary on the Acts of the Apostles, International Critical Commentary (Edinburgh: Clark, 1998), c. 170. ВДОХНОВЕННОЕ БЛАГОВЕСТИЕ Результатом апостольского учения было массовое обращение людей к Господу. По мере своего укрепления в вере христиане распространяли Евангелие. Они жили, «находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). Наполнив сердца этих новообращённых, Божье Слово достигало и тех, кто был далёк от Христа, в результате чего ежедневно к Господу обращались всё новые души. Подобно неудержимому потоку воды апостольское учение проникало в сердца верующих и затем через них устремлялось к другим людям. Верующие преуспевали в свидетельстве, потому что были хорошо наставлены в Писании. Всё более и более уверенно они делились со своими ближними Благой Вестью. Объяснение Писания апостолами привело к вспышке благовестия. Церковь, сосредоточенная на Слове, будет церковью свидетельствующей. КАК ЖЕ НАМ ПРОПОВЕДОВАТЬ?
Проповедуют ли сегодня евангельские верующие Божье Слово с такой же убеждённостью, чтобы можно было ожидать подобных результатов? В первой церкви такие неотъемлемые качества духовного здоровья, как общение, поклонение, молитва, служение, радость и благовестие, были порождены апостольским учением. Так должно быть и в наши дни. Божье Слово, провозглашённое в силе Святого Духа, по-прежнему способно приводить к столь же замечательным результатам. Во второй главе Деяний (ст.42-47) утверждается первостепенная важность библейской проповеди. Апостольское учение оживило иерусалимскую церковь. То же самое возможно и сегодня, если только церковь отведёт объяснению Писания достойное место. Поставленное во главе списка разнообразных служений в первой общине апостольское учение явилось движущей силой этой церкви и катализатором её духовного роста. Однажды Дуайта Пентекоста, заслуженного профессора библейской экспозиции в Далласской богословской семинарии, попросили произнести напутствие выпускникам, выходящим на пасторское служение. Его слова заслуживают самого пристального внимания не только начинающих служителей, но и опытных проповедников и учителей: Ни в чём евангельский мир не нуждается так сильно, как в экспозиции Писания. Налицо отступление от этого принципа даже среди наших собственных выпускников, которые развлекают людей, угождают людским прихотям, тогда как их призвание – преподавать Слово. Это Слово есть сила Божья к спасению, это Слово даёт силу для христианской жизни, и я хотел бы, чтобы Слово Божье стало центром их служения. Быть может, это не популярно, быть может, это не приведёт к появлению огромных церквей, но это будет исполнением того, к чему их призвал Сам Бог43. Современные церкви должны вернуться к тому, чтобы признать приоритет проповеди Божьего Слова. Да взрастит Бог новое поколение проповедников Писания, которые будут полностью преданы безукоризненному провозглашению апостольского учения. Сегодня слова, сказанные апостолом Павлом Тимофею, актуальны, как никогда раньше: проповедуй Слово! «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: "ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!" И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от.икни пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Иона 3:1-10 «Мы не имеем права играть в проповедь. От нашей проповеди зависят судьбы людей». Чарльз Хаддон Сперджен
43 Kelley M. Mathews, "An Interview with Dr. J. Dwight Pentecost", Dallas Connection, winter НАСУЩНАЯ НУЖДА ПОТЕНЦИАЛ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
В основной своей массе евангельские проповеди слабы и беспомощны, и, к сожалению, не многие это понимают. Подобно Самсону, который не заметил, как лишился Духа, многие пасторы, по-видимому, мало осведомлены о том, что Божья сила покинула их некогда «живую» кафедру. Вместо того чтобы проповедовать с новой силой, они заняты тем, что тратят энергию на дела второстепенные: гоняясь за новейшими программами церковного роста, внедряя новые стили прославления или пытаясь применить законы рыночной торговли в деле созидания Церкви. Хотя некоторые из этих действий могли бы иметь своё место в церкви, вопиющей нуждой современности является возвращение «божественной силы евангельским кафедрам».44 Корень этого кризиса – утрата уверенности в Божьей силе, действующей через провозглашение Его Слова. Хотя многие всё ещё придерживаются доктрины непогрешимости Писания, некоторые пасторы, похоже, усомнились в его достаточности для достижения богоугодных результатов посредством проповеди. Они утверждают, что библейская проповедь устарела и неуместна. В некоторых церквях спектакли, диалоги, показы фильмов и другие подобные мероприятия заняли место основательного разъяснения библейской истины. В лучшем случае эти альтернативные средства подчинены библейской проповеди, а в худшем – представляют для неё угрозу. Все эти второстепенные средства передачи библейской истины всегда должны занимать второе место после экспозиционной проповеди, которая и по сей день остаётся, по Божьему замыслу, важнейшим способом донесения Его Слова. Пасторам было бы полезно заново взглянуть на служение Божьих слуг в Писании и внимательно присмотреться к тому, как они провозглашали Слово Божье. Один из таких людей, заслуживающих самого пристального внимания, - это пророк Иона.
44 На тему упадочного состояния проповеди в евангельской церкви см. Mark Dever, Nine Marks of a Healthy Church (Wheaton, III.: Crossway, 2000), c. 21-42; John H. Armstrong, ed., The Compromised Church (Wheaton, III.: Crossway, 1998); и Alistair Begg, Preaching for God's Glory (Wheaton, III.: Crossway, 1999). ОДИН ЧЕЛОВЕК, ОДНА ВЕСТЬ, ОДИН МЕТОД
Выдающийся результат проповеди Ионы был исключительным в его дни, но манера его проповеди – нет. Иона пришёл в общество, в котором процветала языческая культура, где люди были мало знакомы или совсем не знакомы с библейской истиной, и завладел вниманием массы неверующих, что сегодня многим кажется недостижимым. Результатом его служения было пробуждение таких масштабов, о которых нигде больше в Библии не упоминается. Без зрелищных и развлекательных представлений, не имея бизнес-плана и не проводя рекламной кампании, Иона просто проповедовал. Божьей стратегией для покорения всего этого народа была проповедь Его служителя. Книга Ионы – это замечательный пример того, как один человек (Иона), вооружённый одной вестью (Б
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.012 с.) |