Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По изучению раздела «Морфология и структурная

Поиск

Имени Франциска Скорины»

И. И. КОНЦЕВАЯ

МИКРОБИОЛОГИЯ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

По изучению раздела «Морфология и структурная

Организация бактериальной клетки»

для студентов специальности 1-31 01 01-02

«Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


УДК 579 (075.8)

ББК 28.4я73

К653

 

Рецензенты:

Л. Н. Усачева, доцент кафедры зоологии и генетики УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»,

кандидат биологических наук;

кафедра ботаники и физиологии растений учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Концевая, И. И.

К653 Микробиология: практическое руководство по изучению раздела «Морфология и структурная организация бактериальной клетки» для студ. биологич. спец. вузов / И. И. Концевая; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 43 с.

 

Практическое руководство ставит своей целью оптимизировать учебно-познавательную деятельность студентов по усвоению материала раздела «Морфология и структурная организация бактериальной клетки». Последовательно рассматриваются основные программные вопросы микробиологии: методы стерилизации, хранение культур микроорганизмов, приготовление нативных и фиксированных препаратов микроорганизмов, изучение морфологии клеток с использованием методов микроскопии. Даны методические указания по проведению лабораторных занятий, вопросы для самоконтроля.

Адресовано студентам биологического факультета.

 

УДК 579 (075.8)

ББК 28.4я73

© Концевая И. И., 2012

© УО «Гомельский государственный

университет имени Франциска Скорины», 2012


Cодержание

Введение………………………………………………………..............  
Занятие 1 Методы стерилизации. Подержание (хранение) культур микроорганизмов……………………………………………………...  
Занятие 2 Микроскопические методы исследования в микробиологии: устройство микроскопа и основные приемы микроскопирования живых микроорганизмов………………................................    
Занятие 3 Приготовление фиксированных препаратов микроорганизмов и изучение морфологии клеток…………...............................  
Литература……………………………………………………………..  

 

Введение

Микробиология – один из фундаментальных биологических курсов. Знание микробиологии необходимо для формирования мировоззрения об огромной роли микроорганизмов в природе и в жизни человека.

На лабораторных занятиях по разделу «Морфология и структурная организация бактериальной клетки» студенты знакомятся с правилами работы в учебной микробиологической лаборатории, овладевают специальными приемами, необходимыми для практической работы с микроорганизмами. На занятиях студенты получают знания о правилах работы с иммерсионным объективом; используя накопительные культуры бактерий, вырабатывают технические навыки микроскопирования живых микроорганизмов и овладевают техникой приготовления фиксированных препаратов микроорганизмов. Представленный материал позволит студентам закрепить свои знания о морфологии и размерах клеток микроорганизмов, о структурной организации бактерий.

Материал каждого занятия начинается с плана, включает изложение теоретической части и вопросы, которые можно использовать для текущего контроля усвоения знаний студентами, а также для самоконтроля. Далее перечисляются материалы и оборудование, необходимые на занятии, ставится цель занятия, перечисляются задания для самостоятельной работы студентов на лабораторном занятии. Результаты наблюдений морфологических особенностей микроорганизмов студенты оформляют в виде рисунков, к которым следует предъявить строгие требования, считая зарисовку объектов одним из важнейших методов исследования.

Изложение материала построено в соответствии с программой курса. Студенты, отработавшие лабораторные занятия, приобретают достаточную теоретическую подготовку и навыки, необходимые в практической работе и при выполнении экспериментальных исследований.

Целью практического руководства является оказание помощи студентам в овладении теоретическими основами микробиологии и выработке практических навыков работы с культурами микроорганизмов. Материал практического руководства делает процесс обучения более эффективным и способствует повышению его качества.

Практическое руководство адресовано студентам специальности 1–31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».

Занятие 1

Методы стерилизации. Подержание (хранение) культур микроорганизмов

 

1 Правила работы в учебной микробиологической лаборатории

2 Определение понятий асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация

3 Методы стерилизации

4 Методы контроля стерильности

5 Методы хранения культур микроорганизмов

 

 

Правила работы в учебной микробиологической

Лаборатории

Основное правило работы в микробиологической лаборатории – правильная организация работы.

Общие правила работы:

1 К работе в лаборатории допускаются лица после прохождения инструктажа по технике безопасности.

2 Все должны работать в медицинских халатах. Вход без халата воспрещен. Необходимо иметь сменную обувь.

3 Каждый студент имеет в лаборатории постоянное рабочее место и микроскоп для работы.

4 Каждый студент на занятии должен иметь тетрадь протоколов лабораторных работ, простой и цветные карандаши, ластик, линейку.

5 На каждое занятие назначают дежурных.

6 На рабочем столе не должно быть никаких посторонних предметов. Рабочее место должно содержаться в образцовом порядке, а личные вещи храниться в специально отведенных местах.

7 Перед началом работы и после ее окончания следует тщательно вымыть руки, а при необходимости – обработать дезинфицирующим раствором.

8 При попадании биологического материала на стол и т. д., это место необходимо тщательно вытереть дезинфицирующим раствором.

9 Использованные пипетки, предметные и покровные стекла, шпатели, ватные тампоны помещать в сосуд с дезинфицирующим раствором либо специальные кюветы. Пинцеты, бактериальные петли, иглы прожигать в пламени горелки.

10 Отработанные культуры, использованный микробный материал подвергать обеззараживанию в автоклаве.

11 В ходе выполнения работы оформляется отчет – протокол соответствующего лабораторного занятия.

Запрещается:

1 Работать без халатов, выпускать из-под спецодежды шарфики и длинные манжеты, а из прически выпускать волосы.

2 Входить в учебную лабораторию в головных уборах и верхней одежде.

3 В лаборатории запрещается курить и принимать пищу. Не допускать излишних разговоров и ненужных переходов.

4 Класть на столы сумки и пакеты.

5 Включать мобильные телефоны во время занятий.

6 Принимать во время перерыва посетителей в лаборатории.

После окончания работы студенты должны:

1 Привести в порядок рабочее место.

2 Отработанные материал и инструменты, в том числе стекла, поместить в специальный кювет.

3 Привести в порядок микроскоп.

4 Тщательно вымыть руки с мылом.

5 Подать протокол работы преподавателю для подписи.

Работа студентов по подготовке к занятию:

Подготовка к лабораторным занятиям проводится согласно тематическому плану по вопросам методического руководства. В процессе подготовки студент должен изучить прорабатываемую тему по рекомендуемой литературе, конспекту лекций, практическому руководству.

Методы стерилизации

 

Стерилизации подвергаются питательные среды, лабораторная посуда, инструменты, растворы и т. д. Можно условно выделить термическую и холодную стерилизацию.

К методам термической стерилизации (стерилизации высокой температурой) относят: прокаливание и обжигание в пламени спиртовки; кипячение; сухожаровую (горячим паром) стерилизацию; пастеризацию; стерилизацию насыщенным паром под давлением (автоклавирование); дробную стерилизацию (тиндализацию);.

Прокаливание и обжигание в пламени – наиболее быстрые и доступные методы стерилизации. При прокаливании необходимо помнить, что наивысшая температура развивается в верхней и периферической частях пламени (до 1 560 °С), поэтому не следует опускать петлю непосредственно к горелке (рисунок 1.1). При прокаливании происходит сгорание микроорганизмов и их спор. Такими методами стерилизуют бактериологические петли, иглы (рисунок 1.2), шпатели, пинцеты, предметные и покровные стекла, фарфоровые ступки и другие инструменты.

При обжигании бактериологической петли (или иглы) проволоку прокаливают докрасна в пламени горелки и одновременно обжигают примыкающую к петле часть держателя, которая будет вводиться внутрь сосуда, содержащего микроорганизмы. При прокаливании петлю держат в пламени почти вертикально, чтобы вся проволока была равномерна раскалена. Сразу же после стерилизации петлю (иглу) вводят в сосуд с микроорганизмами, не допуская касания стенок сосуда.

Кипячение – простейший способ стерилизации. Кипячением в дистиллированной воде стерилизуют мембранные фильтры. Режим стерилизации для мембранных фильтров – 30–60 мин с момента энергичного закипания воды. Металлические инструменты, мелкие стеклянные детали лучше всего кипятить в стерилизаторах. В микробиологической практике таким способом стерилизации пользуются редко, поскольку продолжительное кипячение может повредить обрабатываемый материал, а сокращение времени кипячения может не обеспечить стерильности.

 

1 2
Рисунок 1.1 – Значение температуры (°С) в разных участках пламени газовой горелки Рисунок 1.2 – Бактериологическая петля (1) и бактериологическая игла (2)

 

Дробная стерилизация (тиндализация или стерилизация текучим паром) используется для стерилизации питательных сред и растворов, которые изменяют свойства при применении температур выше 100 °С. К таким объектам относятся витамины, некоторые среды, углеводы, молоко и т.д. Метод разработан в 1877 году Дж. Тиндалем. Согласно этому методу, жидкость доводят до 100 °С и продолжают выдерживать при этой температуре 10 мин. За это время все вегетативные клетки погибают, жизнеспособными остаются только споры. Затем жидкость охлаждают до температуры, оптимальной для прорастания спор (30 °С) и через несколько часов снова пропускают пар. Двух–трех подобных циклов обычно бывает достаточно для уничтожения всех имеющихся спор. При тиндализации резервуар с кипящей водой расположен в нижней части аппарата, над ним расположена сетка с устанавливаемыми стерилизуемыми растворами.

Сухожаровая стерилизация или стерилизация сухим горячим воздухом проводится в сушильных шкафах. Режим стерилизации: 160–170 °С на протяжении 2 часов. При этом предполагается, что погибают как клетки, так и споры. Таким способом стерилизуют стеклянную посуду, инструменты и др., завернутые в бумагу или закрытые ватно-марлевыми пробками для сохранения стерильности после стерилизации (таблица 1.1). Таким способом можно стерилизовать минеральные и растительные масла, жиры, вазелин, воск.

 

Таблица 1.1 – Условия стерилизации стеклянной посуды сухим жаром (горячим воздухом)

 

Температура, °С Время, мин
   
   
   
   

 

Пастеризация заключается в однократном прогреве материала при температурах ниже 100 °С и направлена на уничтожение вегетативных клеток. Этот метод широко используется в пищевой промышленности для обработки продуктов, которые теряют вкусовую и пищевую ценность при кипячении: молока, ягодных и фруктовых сиропов, соков, пива и т. д. В микробиологической практике пастеризацией пользуются для получения накопительных культур спорообразующих бактерий. В лабораторных условиях пастеризацию проводят либо на водяной бане либо в ультратермостате при следующих режимах: 60–70 °С в течение 15–30 мин; 80 °С в течение 10–15 мин.

Стерилизация насыщенным паром под давлением или автоклавирование – один из наиболее эффективных методов стерилизации, так как стерилизуемый объект подвергается одновременному воздействию как высокой температуры, так и повышенному давлению пара. Погибают как вегетативные клетки, так и споры микроорганизмов. Процесс проводится в специальных приборах – автоклавах, закрывающихся герметично. Основные используемые режимы стерилизации следующие: 15–30 мин при избыточном давлении 0,5 атм (температура достигает 110–112 °С); 15–45 мин при избыточном давлении 1,0 атм (температура достигает 121 °С); 10–30 мин при избыточном давлении 1,5 атм (температура достигает 126 °С). Таким способом стерилизуют питательные среды, растворы, посуду, инструменты, фильтры и т. д.

При холодной стерилизации используют химические вещества или проводят воздействие на объект факторами физической природы. Химические методы подавления жизнедеятельности микроорганизмов предполагают использование дезинфектантов и антисептиков, имеющих неспецифический эффект, либо использование антибиотиков и синтетических антимикробных препаратов с избирательным противомикробным действием.

Дезинфицирующие вещества классифицируются по группам: кислоты, щелочи, галогены, тяжелые металлы, четвертичные аммониевые основания, фенольные соединения, альдегиды, кетоны, спирты, амины и перекиси. Устойчивость микроорганизмов к их действию может существенно меняться в зависимости от таких факторов как концентрация активного компонента, длительность контакта, рН, температура, влажность, присутствие органического вещества. Химические средства неспецифического действия используются для обработки помещений, оборудования, различных предметов. Например, спирты используются в концентрации 60–70 % и эффективны в отношении вегетативных клеток. Фенолы и их производные применяются для дезинфекции помещений.

Среди используемых летучих стерилизующих веществ можно назвать окись этилена, окись пропилена, озон, метилбромид, формальдегид. Указанные вещества могут быть использованы для стерилизации пластмассовых центрифужных пробирок, пластмассовых чашек Петри, оптических инструментов, сыворотки крови и др.

Стерилизация фильтрованием используется для веществ, которые не выдерживают термической обработки (растворов белков, аминокислот, углеводов, витаминов, углеводородов, антибиотиков, сыворотки). Способ заключается в пропускании жидкостей и газов через специальные мелкопористые фильтры, диаметр пор которых не превышает 0,45–0,20 мкм. Для пропускания раствора через фильтр требуется вакуум или давление.

Существуют два основных типа фильтровглубинные и мембранные. Глубинные состоят из волокнистых или гранулированных материалов, которые спрессованы, свиты или связаны в лабиринт проточных каналов. Частицы задерживаются в них в результате адсорбции и механического захвата в матриксе фильтра. Мембранные фильтры имеют непрерывную структуру и захват ими частиц определяется размером пор. Фильтры содержат различные природные (коалин, асбест, целлюлоза) или синтетические (производные целлюлозы) материалы. Различают фильтры: мембранные, получаемые на основе нитроцеллюлозы; асбестовые или фильтры Зейтца, получаемые на основе смеси асбеста и целлюлозы; фарфоровые или свечи Шамберлана, получаемые из смеси кварцевого песка и коалина, сплавленные между собой; стеклянные, полученные из стекла «Пирекс».

Перед употреблением фильтрующее устройство должно быть простерилизовано. Стерилизуют либо длительным кипячением либо автоклавированием. Прибор собирают в асептических условиях непосредственно перед работой. Фильтры Зейтца автоклавируют в собранном виде, предварительно завернув в бумагу.

Стерилизация с использованием облучения пригодна для термолабильных материалов. Ультрафиолетовые (УФ) лучи (250–270 нм) используются для стерилизации центрифужных пробирок, наконечников для пипеток и т.д. Время облучения определяется мощностью лампы, временем воздействия, видовым составом микроорганизмов загрязненного материала. Вегетативные формы более чувствительны к облучению, чем споры, которые в 3–10 раз более устойчивы. От УФ-облучения микроорганизмы могут быть защищены органическими веществами, пылью или другими защитными оболочками.

Недостатком при использовании данного метода стерилизации является низкая проникающая способность УФ-лучей.

Рентгеновское и g-облучение также эффективно для стерилизации пластмасс, пищевых продуктов, но требует строгого соблюдения правил безопасности. Наиболее чувствительны к g-облучению вегетативные клетки бактерий, затем идут плесневые грибы, дрожжи, бактериальные споры и вирусы. В большинстве случаев для надежного уничтожения микроорганизмов достаточно дозы облучения 2,5 Мрад. g-облучение используется для стерилизации больничных принадлежностей, антибиотиков, витаминов, гормонов, стероидов, пластмассового разового оборудования, шовного и перевязочного материала.

Необходим контроль остаточной радиации изделий. Основные преимущества лучевой стерилизации: возможность обработки термолабильных материалов, стерилизации объектов в упакованном виде, включение стерилизации в непрерывный производственный процесс.

Следует отметить, что все большее распространение получают посуда и инструменты одноразового использования.

Таблица 1.2 – Время выживания бактерий при различных методах хранения

 

  Род бактерий   Частота пересевов, месяцы Время выживания, годы
Под мине-ральным маслом В стериль-ной почве При за-моражи-вании После лиофи-лизации В жид-ком азоте
Actinomyces   1 – 2 2 – 3 >30 >30
Bacillus 2 – 12   1 – 2 2 – 3 >30 >30
Bifidobacterium Еженед. >30 >30
Clostridium 6 – 12 1 – 2 2 – 3 >30 >30
Escherichia 1 – 4 1 – 2 >30 >30
Erwinia 1 – 4 1 – 2 >30 >30
Neisseria     1 – 2 >30 >30
Nocardia 1 – 4   1 – 2 >30 >30
Pseudomonas 1 – 3   >30 >30
Streptococcus 1 – 2   >30 >30
Streptomyces 1 – 8 1 – 2 2 – 3 1 – 3 >30 >30

Вопросы для самоконтроля

 

1 Перечислите общие правила работы в учебной микробиологической лаборатории.

2 Дайте определения понятий асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация.

3 Перечислите и охарактеризуйте основные методы термической и холодной стерилизации.

3 Перечислите методы поддержания культур микроорганизмов в коллекциях, охарактеризуйте их.

Практическое занятие 1

Цель: ознакомление с методами стерилизации и методами хранения культур микроорганизмов.

Материалы и оборудование: пинцеты, бактериальные петли и шпателя, пробирка со спиртом, колбы и пробирки с ватными пробками, чашки Петри, предметные стекла, пипетки, вата, полоски бумаги, бумага, держатели, спиртовки, спички.

Ход работы

1 Ознакомиться с правилами работы и техникой безопасности в учебной микробиологической лаборатории.

2 Ознакомиться с методами стерилизации.

3 Подготовить к стерилизации сухим жаром: чашки Петри (по 3 шт. в пачке); пипетки; пробирки. Посуду и инструменты простерилизовать в сушильном шкафу при 165–170 °С в течение 3 ч.

4 Приготовить ватно-марлевые пробки для нескольких пробирок и колб разного размера.

5 Отработать приемы прокаливания и обжигания в пламени инструментов (бактериальные петли, шпателя, ножницы, пинцеты).

6 Отработать приемы прокаливания и обжигания в пламени предметных стекол.

7 Охарактеризовать способы стерилизации согласно схеме таблицы 1.3. Записать в рабочую тетрадь.

 

Таблица 1.3 – Способы стерилизации материала

№ п/п   Стерилизуемый материал Метод стерили-зации Примечание (в каком виде, в каких сосудах и т.д.)
  Питательные жидкие среды, не содержащие сахара, разлагающихся при 120 °С и выше    
  Питательные плотные среды, содержащие сахара, разлагающихся при 120 °С    
  Сыпучие среды (жмых, отруби, зерно)    
  Растворы витаминов, антибиотиков    
  Молоко, соки, сиропы, пиво, вино    
  Чашки Петри (стеклянные), пипетки, шпателя    
  Чашки Петри из термолабильной пластмассы    
  Наконечники из термостойкой пластмассы    
  Вазелиновое масло, глицерин, тальк    
  Растительный материал (корни, плоды и др.)    

 

8 Используя сведения п. 5 настоящего практического пособия и данные таблицы 1.2, заполнить таблицу 1.4.

 

Таблица 1.4 – Преимущества и недостатки различных методов

хранения культур микроорганизмов

Методы хранения культур микроорганизмов Преимущества Недостатки Группы микро-организмов Время выжива-ния, годы
Субкультивирование        
Хранение под минеральным маслом        
Высушивание        
Лиофилизация        
Хранение при ультранизких температурах        

Занятие 2

Вопросы для самоконтроля

 

1 Перечислите основные задачи микроскопии.

2 Охарактеризуйте следующие виды микроскопии: светлопольная, фазово-контрастная, темнопольная, люминесцентная, электронная, сканирующая, компъютерная интерференционная.

3 Каково устройство светлопольного микроскопа?

4 В чем сущность иммерсионного метода микроскопирования?

5 Охарактеризуйте способы приготовления препаратов живых клеток микроорганизмов.

 

Практическое занятие 2

Цель: ознакомление с особенностями разных видов микроскопии, изучениеустройства светлопольного микроскопа; овладение методом иммерсионного микроскопирования; ознакомление с приемами микроскопирования живых клеток микроорганизмов.

 

Материалы и оборудование: микроскопы биологические, предметные и покровные стекла, спиртовки, спички, бактериальные петли, иммерсионное масло, стерильные медицинские пипетки, пинцеты, палочки ватные гигиенические, фильтровальная бумага, пенициллиновые бутылочки со стерильной водопроводной водой, ванночки, мостики, немытые фрукты или овощи, суспензия гороха (либо настои мяса, рыбы, овощей и др.).

 

Ход работы

 

1 Ознакомиться с основными задачами микроскопии.

2 Используя материал, представленный в п. 2 данного руководства, ознакомиться с различными видами микроскопии. Выяснить их особенности по схеме таблицы 2.1, записать в рабочую тетрадь.

 

Таблица 2.1 – Особенности различных видов микроскопии

 

Виды микроскопии Источник света, принцип получения изображения Максимальная(ое) Область применения
разрешающая способ-ность увели-чение микро-скопа
1 Светлопольная        
2 Темнопольная        
3 Фазово-контрастная        
4Люминесцентная        
5 Электронная        
6 Сканирующая световая        
7 Сканирующая электронная        
8 Компъютерная интерференционная        
9 Лазерная конфокальная        

 

3 Изучить устройство светлопольного микроскопа, используя описание в п. 3 методического руководства и рассматривая микроскоп.

4 Ознакомиться с сущностью иммерсионного метода микроскопирования, его преимуществом при работе с микроорганизмами, правилами пользования иммерсионным объективом.

5 Охарактеризовать светлопольный микроскоп по схеме таблицы 2.2. Записать в рабочую тетрадь.

 

Таблица 2.2 – Устройство микроскопа биологического

Параметры, свойства Характеристика микроскопа
Микроскоп биологический состоит из следующих двух частей:  
Увеличение окуляров  
Увеличение объективов  
Увеличение микроскопа: а) минимальное; б) максимальное  
Оформление оправы иммерсионного масляного объектива  
Увеличение иммерсионного объектива  
Сущность иммерсионного метода микроскопирования  
Правила ухода за иммерсионным объективом  

 

6 Ознакомиться с различными приемами микроскопирования живых микроорганизмов.

7 Приготовить препараты по методу «раздавленная капля» из различных объектов: смыва фруктов, стола, рук, различных настоев, пользуясь описанием методики, изложенной в п. 5 данного руководства.

8 Препараты микроскопировать с объективами 10х и 100х. Определить форму и сочетание клеток, подвижность.

9 Все наблюдения и рисунки отметить в таблице 2.3. Под рисунком указать увеличение микроскопа.

10 Указать в выводах степень наблюдаемого разнообразия прокариот; преимущества и недостатки использования в работе прижизненных препаратов.

 

Таблица 2.3 – Особенности морфологии клеток микроорганизмов

Параметры Характеристика
Состав среды, объект исследования  
Возраст культуры  
Форма клеток  
Сочетание клеток  
Подвижность  
Рисунок клеток  
Выводы:

Занятие 3

Подготовка к выполнению работы

1 Перед началом работы кювету с мостиком для окрашивания препарата размещают перед собой на столе ближе к правой руке.

2 Спиртовку располагают напротив себя на расстоянии предплечья. Проверяют наличие спирта в спиртовке, оправляют фитиль.

3 На мостик укладывают предметные стекла. Внимание! Стекла должны быть обезжиренными и их можно держать только за ребра. При необходимости быстро обезжирить предметное стекло можно в результате прогревания в пламени спиртовки.

4 Если предстоит брать микробный материал с плотной среды, на стекло наносят каплю водопроводной воды или физиологического раствора (изотонический раствор NaCl).

5 Зажигают спиртовку. Внимание! Горящую спиртовку нельзя переносить. ТБ! Нельзя низко наклоняться над спиртовкой, чтобы не поджечь волосы.

Вопросы для самоконтроля

 

1 Перечислите основные морфологические типы клеток микроорганизмов.

2 Охарактеризуйте схематичное строение бактериальной клетки.

3 Перечислите этапы приготовления фиксированных препаратов микроорганизмов, охарактеризуйте их.

5 Классифицируйте используемые в микробиологии красители, охарактеризуйте их.

Практическое занятие 3

Цель: ознакомление сметодикой приготовления фиксированных препаратов, простыми и сложными методами окраски; ознакомление с морфологией и цитологией различных микроорганизмов.

Материалы и оборудование: микроскопы биологические, предметные и покровные стекла, спиртовки, бактериальные петли, иммерсионное масло, стерильные пипетки, пинцеты, фильтровальная бумага, спички, палочки ватные гигиенические, маркеры, стерильные чашки Петри, на группу – в 50 мл колбе стерильная водопроводная вода, дистиллированная вода для промывки, промывалки, кюветы, мостики, набор готовых растворов красок в штативе, спирт 960, пипетки, настои из естественных материалов: мяса, гороха и т.д.

Ход работы

 

1 Рассмотреть разнообразие форм прокариот на рисунке 3.2. Описать морфологию всех представленных форм согласно схеме таблицы 4.1. Оформить таблицу в тетради.

Рисунок 3.2 – Разнообразие форм прокариот

 

Таблица 3.1 – Морфология клеток микроорганизмов

 

№ п/п Рисунок микроорганизма Форма клетки, сочетание
     

 

2 Рассмотреть рисунок 4.1. Определить указанные под номерами структуры бактериальной клетки. Зарисовать схему в рабочей тетради, сделать соответствующие записи названий.

3 Ознакомиться с этапами и техникой приготовления фиксированных препаратов микроорганизмов.

4 Составить схему простого метода окрашивания.

5 Составить схему окрашивания препаратов по методу Грама.

6 Приготовить фиксированный препарат с использованием простых методов окраски.

7 Приготовить фиксированный препарат по методу Грама.

8 Препараты микроскопировать с объективами 10х и 100х.

9 Охарактеризовать особенности морфологии клеток микроорганизмов согласно схеме таблицы 3.2, записать в рабочую тетрадь. Выполнить рисунки, под рисунком указать увеличение микроскопа.

 

Таблица 3.2 – Некоторые особенности морфологии клеток

микроорганизмов

 

Параметры Характеристика
Состав среды, объект исследования  
Возраст культуры  
Форма клеток  
Сочетание клеток  
Окраска по Граму  
Рисунок клеток  
Выводы:

10 Указать в выводах наблюдаемое разнообразие прокариот; преимущества использования в работе фиксированных препаратов.

Литература

1 Борисов, Л. Б. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Л. Б. Борисов [и др.]. – М.: Медицина, 1984. – 256 с.

Выделение и идентификация микроорганизмов; учебно-методическое пособие / Р. А. Желдакова. – Мн.: БГУ, 2003. – 36 с.

3 Микробиология: методические рекомендации к лабораторным занятиям и контроль самостоятельной работы студентов / В. В. Лысак, Р. А. Желдакова. – Мн.: БГУ, 2002. – 100 с.

4 Павлович, С.А. Микробиология с вирусологией и иммунологией / С.А. Павлович. – Мн.: Вышэйшая школа. 2008. – 799 с.

5 Практикум по микробиологии /А. И. Нетрусов [и др.]. – М.: Академия, 2005. – 604 с.

6 Теппер, Е. З. Практикум по микробиологии / Е. З. Теппер [и др.]. – М.: Колос, 1979. – 216 с.

Учебное издание

КОНЦЕВАЯ Ирина Ильинична

МИКРОБИОЛОГИЯ:

Практическое руководство

по изучению раздела «Морфология и структурная

организация бактериальной клетки»

для студентов специальности 1–31 01 01-02

«Биология (научно-педагогическая деятельность)»

 

 

Подписано в печать. Формат 64х80 1/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл.-печ.л.

Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждения образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 
ул. Советская, 104, 246019, г. Гомель

Имени Франциска Скорины»

И. И. КОНЦЕВАЯ

МИКРОБИОЛОГИЯ

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по изучению раздела «Морфология и структурная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.013 с.)