Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

об административных правонарушениях

Поиск

Производство по делам об административных правонарушениях – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществленная в административно-процессуальной форме. Это производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса.

Следует отметить, что основными элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих:

• цели производства;

• принципы производства;

• круг его участников, их права и обязанности;

• систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства;

• сроки совершения действий;

• виды и условия использования доказательств;

• подведомственность дел, властных действий;

• содержание и порядок оформления процессуальных документов;

• виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения;

• порядок возмещения процессуальных расходов.

Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РСФСР (ст. 199–310). Особенности производства по отдельным категориям административных нарушений устанавливаются специальными нормами. Так, вопросы применения административных взысканий за нарушение таможенных правил очень подробно урегулированы ТК РФ (ст. 289–386, 449–454).

Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих нормы КоАП РСФСР положений, содержащихся в подзаконных актах. Так, в ст. 245 КоАП РСФСР сказано, что лица, которые управляют транспортными средствами, и в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, могут быть направлены на освидетельствование на состояние опьянения в порядке, определенном Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством юстиции. Названные министерства утвердили специальную инструкцию, которая конкретизирует ст. 245 КоАП РСФСР.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к административной ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК РСФСР. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего – производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм административного права.

Статьей 12 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлено, что порядок рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение соответствующих правил «определяется актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг». Следует отметить, что поскольку нормами КоАП РСФСР регулируется только порядок привлечения к ответственности граждан, процедуры наложения взысканий на организации закреплены специальными законами и актами центральных органов федеральных ведомств, органам которых поручено рассмотрение соответствующих дел.

Небольшое число процессуальных норм, развивающих федеральные правила, содержится в законах субъектов Федерации.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное). Примером особого производства является процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве. Для рассмотрения таких дел установлены специальные сроки, разрешен принудительный привод лица, привлекаемого к ответственности, закреплен особый порядок обжалования постановлений судей и их пересмотра.

В производствах по разным категориям дел имеются различия. Поэтому по критерию объекта правонарушений можно различать производства: общее, по таможенным, налоговым и другим делам. Достаточно серьезные основания существуют для того, чтобы по субъекту ответственности различать производства по наложению взысканий на граждан (совершеннолетних, несовершеннолетних) и на организации.

Параграф 4.2. раскрывает взаимосвязь производства по делам об административных правонарушениях с иными производствами (гражданским, арбитражным, уголовным, дисциплинарным и исполнительным). В диссертации представлен анализ статистических данных, свидетельствующий об увеличении количества разрешаемых споров в судебных органах. Диссертант обстоятельно дискутирует о правовой природе иска по делам, возникающим из административно-правовых отношений, на основании чего заключает следующее.

1.Производство по делам об административных нарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны.

2.Для дел, возникающих из административно-правовых отношений, присуще наличие административного спора о праве, подведомственного судам, когда:

• возникает из административных, финансовых или иных властеотношений и весьма тесно связан с взаимообусловленными ими правоотношениями;

• хотя бы один из участников его должен обладать властными полномочиями;

• заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинения административному органу, но иногда безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом (предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;

• важнейшей целью, имеющей самостоятельное значение, является признание незаконным акта (действия) административного органа (должностного лица);

• принятое судебное решение может быть значимо для неопределенного круга лиц, заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного права, и, наконец, административный иск рассматриваться должен специальным административным судом. Основанием для возбуждения рассмотрения административных споров общим судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является жалоба, а для арбитражных судов — иск;

• принятие самостоятельного решения по административному делу всегда будет для суда ограничено определёнными пределами. Так, если суд установит, что штраф наложен без учёта тяжести совершённого проступка, личности виновного, его имущественного положения, и сумма его занижена, он не вправе изменить ситуацию "к худшему". Видимо, и некоторые административные действия могут быть совершены не судом, а только административными органами. В частности, суд, признав незаконным и необоснованным постановление о лишении лица водительских прав, не может возвратить последнему отобранные административным органом указанные документы.

З.Анализ действующего законодательства и сложившейся практики позволяет признать убедительными выводы учёных о необходимости законодательного введения понятия "административный иск", то есть, требование гражданина, возникающее из административных правоотношений. Последний должен рассматриваться по правилам искового производства без каких-либо ограничений и, как нам представляется, в судах административной юстиции независимо от того, коллективный или индивидуальный субъект возбуждает административно-юрисдикционное производство. Следовательно, производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в перспективе должно стать административным судопроизводством и регламентироваться нормами административно-процессуального характера. Федеральный закон РФ "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года[4] может служить важным этапом в формировании в обозримом будущем административной юстиции.

Таким образом, установив взаимопроникновение названных административно-юрисдикционных производств, нельзя не обратить внимание на значительные черты сходства, что и послужило поводом к появлению новой, мало разработанной доктрины единства теории процесса, ибо, по справедливому утверждению профессора В.А. Рязановского, наука процесса едина, а отдельные процессы есть лишь отдельные отрасли единой науки процессуального или судебного права[

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.009 с.)