Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12 Долго ли, коротко ли. 45/15

Поиск

Вернемся к рабочему дню и к тому, как потратить рабочее время наилучшим образом. Некоторые считают, что восемь часов для работы очень много, другим этого времени всегда мало. Спор этот бесполезен, потому что восемь–девять часов в сутки – оптимальное время для работы и в идеале нужно стремиться к тому, чтобы этого времени всегда было достаточно. После девяти часов концентрация внимания резко снижается, человек начинает все делать медленнее, совершать больше ошибок и, главное, устает. Поэтому, продолжая работать, он наносит ущерб своему здоровью. Если ежедневно трудиться на три–четыре часа больше положенного, обычных семи–восьми часов сна в сутки начнет не хватать, чтобы полноценно отдохнуть.

Поэтому каждый последующий день, отработанный в таком режиме будет все менее плодотворным. К тому же человек, перетрудившийся на работе, не может делать ничего другого и забрасывает все личные дела, из–за чего у него вскоре начинаются неприятности либо его охватывает тоска.

Если же отработать восемь часов и потом взяться за другие дела, смена вида деятельности воспринимается как отдых, и можно сделать много полезных мелочей в разных областях, а на следующее утро будет достаточно сил и желания, чтобы снова включиться в работу. Общеизвестно, что самый большой двигатель, продвигающий человека в делах – мотивация. «Главный якорь» задерживающий нас на одном месте – концентрация. Oтcутствие мотивации называют депрессией.

В тяжелых случаях у человека не хватает мотивации, чтобы встать утром и начать жить, но даже в более легких формах нехватка мотивации приводит к тому, что человек не может начать дело. Часами, а иногда неделями или годами к нему подбирается либо откладывает по веским причинам и с радостью забывает, встретив что угодно более важное.

О нехватке концентрации говорят, когда человек не может дотянуть задачу до конца, бросает начатое на полпути, отвлекается на любые другие занятия. И мотивация, и концентрация в первую очередь страдают от усталости.

На втором месте – обычная скука.

Человек не хочет браться за дело или не может его продолжать, если оно ему надоело. Раздумывая о том, как потратить восемь часов только на работу. я все чаще приходила к выводу, что нужно искать способы от нее не отлынивать. Весь мой рабочий день рассыпался из–за передышек, перерывов и перемен рода деятельности, потому что я использовала каждый случай, чтобы бросить работу и больше к ней не вернуться.

С другой стороны, пообещав себе работать и не отрываться, пока не сделаю, я через некоторое время начинала изнывать. Мне хотелось есть, пить, размяться, отвлечься. Дать отдохнуть руке, если я рисовала, оторваться от мыслей, если над заказом нужно было сосредоточенно думать.

Я вспомнила о школьных и студенческих временах, которые всем запомнились как самые продуктивные. Там нас выгоняли на перемену раз в 45 минут и строго требовали возвращения к делам через 10–15 ми нут. В вузах предметы, которыми мало заниматься час в день, объединяли в пары и проводили за работой над одним предметом до четырех часов подряд, но даже в этом случае раз в 45 минут звенел звонок и все с удовольствием выходили из аудитории – покурить, поесть или просто посмотреть в окно и поболтать.

Откуда взялся этот «академический» час? Почему именно 45 минут – оптимальное время для работы? Я искала ответ в книгах и в интернете, но нашла только очень простой ответ: многочисленные опыты показали, что 40– 50 минут – это то самое время, на которое лучше всего в состоянии сконцентрироваться средний человек. Также у абсолютного большинства способность к концентрации полностью восстанавливается, если переключиться на другое дело или отдохнуть 10–15 минут.

Я обнаружила, что многие системы организации труда и времени основаны на этой истине. Многие очень занятые люди просто сохранили эту привычку из студенческих времен и продолжают работать «от звонка до звонка». Я решила попробовать. Для начала я выяснила, что без настоящего звонка ничего не выйдет. Сколько я ни обещала себе следить за временем и поглядывать на часы, я в большинстве случаев пропускала ответственный момент. Если жe назначенные 45 минут превращались в битый час, а переменки растягивались на полдня, весь эксперимент терял всякий смысл. Поэтому я завела себе простой таймер. который начала ставить на 45 и потом 15 минут. На работе я завела «молчаливый» таймер, который показывал сообщение на экране компьютера, но не мешал своим звоном коллегам, а дома использовала простую копеечную «звенелку» для кухни. Позже появились мобильные телефоны со встроенным секундомером, сигналящие на выбор с помощью звука или вибрации.

Опыт также показал, что внутренний будильник никогда не заменит внешний. Многие экспериментаторы уже через короткое время начинают рассказывать, как они привыкли к этому отрезку в 45 минут, как чувствуют, что время подходит к концу. Все именно так. Но стоит им понадеяться на себя и перестать заводить таймер, как внутренний будильник начинает промахиваться на десятки минут, а вскоре – на часы даже после нескольких лет, прожитых в строгом режиме.

Свой восьмичасовой рабочий день я расписала на восемь частей по 45 минут, выделив это время на большие проекты, между ними расставила перерывы по 15 минут. В этих перерывах я отрабатывала рутинные задания или дела из списка мелочей. Такой подход к работе не только позволяет сосредоточенно работать и вовремя переключаться. Оказалось, что от некоторых больших заданий полезно отрываться. Если на 15 минут отойти от картины, эскиза для дизайна или текста, приходишь после перерыва и смотришь на все свежим взглядом. Вдруг бросаются в глаза ошибки и помарки, которые ранее примелькались и перестали быть заметными, а бывает, погрузишься с головой в очень большое и тяжелое задание и вкалываешь не думая.

Особенно рьяно обычно отрабатываются скучные и обширные части проектов – копирование, отрисовка, создание повторяющихся элементов, чтобы дело шло быстрее, стараешься не думать и не останавливаться, а просто делать. Потом, поливая какой–нибудь цветок в перерыве, я вдруг ловлю себя на том, что впервые за 45 минут решила подумать над процессом. По ходу дела не хотелось останавливаться, а когда перерыв наступает вынужденно, прокручиваешь только что проделанную работу перед мысленным взглядом. В такие моменты вдруг появляются неожиданные мысли. Зачем я это так делаю? Как–то слишком тяжело получается, я не думала, что дело будет продвигаться так медленно. Не попробовать ли сделать это другим способом?

Иногда нужно остановиться в самом разгаре, чтобы увидеть, что дело развивается не совсем так, как хотелось бы, и, возможно, стоит скорректировать свой курс. На этом месте обычно все, кто интересуется моей системой организации собственного труда, приводят два возражения.

Первое: Получается, что за восемь часов ты успеваешь сделать между делом всего восемь мелких заданий! Это мало, ведь в жизни их гораздо больше!

Второе: Ты работаешь не восемь часов, а восемь раз по 45 минут, это всего шесть часов работы!..

На это у меня есть два очень оптимистичных ответа. Во–первых, запишите все свои рутинные задачи и равномерно распределите их на месяц. У очень многих получится не более трех–четырех заданий в день! Так что даже при восьми мелких перерывах, железно потраченных на мелкие дела, можно будет успеть все рутины плюс много мелочей. К тому же восемь рабочих часов – это всего лишь половина нашего времени суток.

Можно спокойно выделить еще пару часов (до или после работы) на то, чтобы отработать остальные мелочи. Например, вечером, когда усталость больше, самое время, чтобы отработать за час четыре шесть простых дел. Во–вторых, шесть часов, плотно отработанных с максимальной концентрацией и без сбоев, – это очень хороший результат!

Как уже упоминалось ранее, опыты показали, что старательный сотрудник в среднем отрабатывает всего от двух до четырех часов в чистом виде. Сотрудник, приносящий пользу шесть часов чистого времени в день, очень выгодно выделяется на фоне коллег!

Примечание: Уже после того, как была написана эта глава, мне подвернулся интересный случай: мы обсуждали книгу с другом, который пытается планировать свое время с помощью этой системы. Он программист, соответственно, для него и ему подобных написаны сотни книг по тайм-менеджменту, но он решил испробовать мой метод – из любопытства. В первое время я получала самые положительные отзывы, но после переезда в новое помещение на работе он вдруг пожаловался, что в экстремальных условиях моя система не работает. На новом месте условия работы стали поистине самурайскими: в комнате много народу, рабочий стол расположен так, что монитор находится в поле зрения сотрудников. Отвлечься от работы невозможно: все время преследует ощущение, что кто–то наблюдает из–за спины за процессом. Работы много, половину времени нужно программировать в бойком темпе, другую половину – тратить на чтение технической литературы. После восьмичасового рабочего дня наш герой приходил домой опустошенным. Не просто усталым от работы, как раньше, а не способным ни к чему. Еще один тревожный симптом: после восьми часов сна ночью он не чувствовал себя отдохнувшим. И даже за выходные ему не удавалось восстановить силы полностью. Моим первым предположением было, что он просто работает восемь часов кряду, не отрываясь, и таким образом переутомляется, но оказалось, что проблема в другом. Встать раз в час и выйти на 15 минут за дверь – не проблема, но что там делать? Миллионный этаж офиса с видом на сотню таких же по соседству.

На что отвлечься на 15 минут некурящему программисту? Восемь раз в день есть? Его единственное хобби – фотография, но ею невозможно заниматься в таком месте каждый день восемь раз по 15 минут. Даже если найти какую-то прелесть в фактурах и структурах близлежащих стен или в виде из окна, все более или менее интересное будет отснято через день. Выйти на улицу и прогуляться невозможно: слишком много времени уйдет на то, чтобы выйти из здания и вернуться назад на свой этаж. За такой короткий перерыв далеко не уйдешь, а все, что находится поблизости, надоест опять же через день.

Поинтересовавшись, что же тогда он делает 15 минут, я услышала невнятный ответ: «Думаю, читаю...» Но чтение – это не смена вида деятельности! Даже если человек меняет книгу по языку программирования на роман – от такой перемены голова не разгрузится. Смотреть в окно и думать – тоже не занятие. Особенно если за окном все та же скукота, а думать, кроме работы, особо не о чем. Я предположила, что нужно найти занятие, сильно отличное от всего, что он делает на работе. Такое, чтобы оно привлекало внимание, втягивало, полностью отвлекало мысли от работы. И чтобы за четверть часа можно было хоть что–то успеть, имея, однако, возможность остановиться в любой момент. И все это должно было умещаться в кармане.

Игра! В любом мобильном телефоне есть игрушки, и для нашей цели годится самая примитивная («стрелялка» или «гонялка» – упражнение на ловкость рук), не требующая ума. Решив предупредить первый шаг программиста, я посоветовала ему не заводить сильно интеллектуальных игр вроде головоломок и упражнений на сообразительность. Я понимала, что первым делом он попытается и тут сделать что–то «умное». И полезное. А нужно было именно бессмысленное, легкое и захватывающее, чтобы на 15 минут забыть обо всем, пусть самым дурацким способом! Эксперимент сработал: переключение с работы на игру «стрелялку» помогло полностью отвлечься от умных мыслей, забыть обо всем и расслабиться. Мой друг перестал погибать от усталости на работе.

Вывод из этого эксперимента: если в режиме 45/15 не удается работать эффективно и возникает ощущение загнанности. возможно, задания, расставленные в ряд, недостаточно разные.

Глава 13. Конкретный пример

Приведу наконец конкретный пример, как это выглядит у меня. Раньше я работала в офисе и должна была находиться там минимум восемь часов в день (а иной раз получалось десять и больше). Я была арт-директором, в мои обязанности входило встречаться и разговаривать с заказчиками, разрабатывать для них эскизы, потом передавать их дизайнерам и обсуждать с ними дальнейшую работу, чтобы они оставались в пределах того, что оговорено и принято. Помимо этого я должна была перезваниваться с менеджерами, оценивать собственный объем работы и загруженность коллег и помогать распределять ресурсы для следующих заданий.

Встречи с заказчиками оказались самой непредсказуемой частью программы: их можно было только записывать и отрабатывать по мере поступления, отодвигая все остальные планы. В среднем получалось, что у меня было два–три собеседования в неделю продолжительностью в один–два часа. И только один раз в два–три месяца на нас сваливалась какая-нибудь «тягомотина» на шесть часов с обсуждением миллионных бюджетов и стратегий. Оставшееся время удавалось распланировать довольно четко и потом без особых изменений действовать по плану всю неделю.

Мой список с вечными большими заданиями выглядел примерно так:

— рисование эскизов для текущих проектов;

— беседы со страждущими сотрудниками;

— работа над текущими проектами: разработка стратегий и планов для новых проектов, распределение работы, работа с менеджерами и техническим отделом).

Больше всего мне нравилось рисовать эскизы, но у арт-директора эта работа занимает не более 30 процентов времени. Поэтому я отвела в своем календаре два часа в день на работу над макетами и графикой. Еще два часа в день я отвела на обсуждение проектов с сотрудниками – этого как раз хватало, чтобы обойти всех, выявить примерно четырех, которым требуется немного больше внимания, и провести с каждым по 15– 20 минут за обсуждением их проблем.

Оставалось два–четыре часа на разработку стратегий для новых проектов, проверку того, как развиваются текущие, обработку всех запросов для менеджеров и распределение работы. В моем календаре это выглядело примерно так:

1. Дизайнеры.

2. Менеджеры.

3. Графика.

4. Дизайнеры.

5. Менеджеры.

6. Графика.

7. проекты.

8. Проекты.

Порядок этих пунктов образовался сам собой со временем: оказалось невозможным прийти на работу и сесть рисовать. Пока не обойдешь дизайнеров и менеджеров и не узнаешь все о новых проблемах и катастрофах, покоя не будет. Также оказалось, что все срочное у менеджеров заканчивается где–то в первый послеобеденный час. Они птички ранние, все важные встречи и дела у них происходят утром. Спокойно порисовать можно часик до обеда и потом во второй половине дня, когда менеджеры решили все вопросы, а дизайнеры успокоились и твердо решили, над каким заданием ночевать сегодня. Последний час до обеда оказалось удобно тратить на разговоры с дизайнерами, потому что частенько находился кто-то, кому срочно нужно поговорить по душам. Такого горемыку можно было прихватить на обед и там выслушать и обсудить всю его драму.

Иногда все запланированные дела оказывались сделанными за один–два часа до окончания рабочего дня. Особенно со временем моя продуктивность на работе выросла. и я начала отлично справляться со своей «нормой» за шесть часов, несмотря на то что они и целыми часами–то не являлись. Несколько раз в неделю этот «запас», как раз съедался совещаниями и встречами с клиентами. В другие дни я не могла уйти с работы раньше, потому, что могла понадобиться другим сотрудникам, поэтому я тратила освободившееся время на написание статей о дизайне или придумывание и организацию мероприятий и проектов для сотрудников.

После того как я заболела и бросила работу в агентстве, я стала фрилансером и начала работать дома. С одной стороны. такой режим работы экономит много сил и времени не нужно больше тратить время на дорогу до работы, не обязательно каждое утро одеваться и краситься, как на работу. Когда человек один дома, а сотрудники где–то далеко, труднее оторвать его от дел, нельзя спонтанно подойти или обратиться.

С другой стороны, оказалось, что электронная почта, интернетные «болталки» и телефон могут отвлекать не меньше (а иной раз гораздо больше), а если человек не один дома, иногда бывает нелегко объяснить родным и близким, что на самом деле меня нет:). За некоторые удобства приходится платить усилением дисциплины, но это всегда так.

Оказавшись дома, я сменила сферу деятельности. Теперь я больше рисую и пишу, меньше работаю с людьми, гораздо меньше занимаюсь организацией проектов (обычно только в начале каждого проекта составляю стратегический план). В моей рабочей неделе 40 часов – пять рабочих дней в неделю. Теперь восемь рабочих часов дня заняты следующим образом:

1,2, З, 4 – иллюстрация;

5, 6 – работа над текстом;

7,8 – дизайн/рисование/фото.

Первые четыре часа в день я посвящаю иллюстрации, потом еще два – работе над текстом. Последние два трачу на прочие задания (всегда что–нибудь появляется) – это могут быть мелкие задания по верстке или дизайну, развернутые ответы коллегам, написание планов и описаний проектов, поиск информации или рабочих материалов для моей работы либо для коллег, поиск и чтение текстов, нужных мне для работы, фотографирование мелких объектов для собственных проектов или обработка фотографий, веб–дизайн и прочее.

Во всех моих календарях неделя разбита на столбики, каждый столбик – один день. В среднем каждый день расчерчен на 20-30 строчек (в зависимости от размера и макета тетради). После первых восьми часов, занятых перечисленными выше пунктами, следуют рутинные задачи каждого дня. Когда я работала в офисе, я отделяла рутины, которые нужно делать дома, от тех, которые на работе. Признаться, «рабочих» рутин у меня было очень мало: один раз в день я заполняла task-менеджер, отчитываясь о проделанной работе, раз в неделю – наводила порядок на рабочем месте. Все остальные рутинные задания касались моего хозяйства. Их можно было отработать, только вернувшись с работы домой. Далее следовали мелкие задачи дел. Их список пополнялся по мере поступления заданий. Обычные заметки на будущее: Позвонить по такому–то делу менеджерам, договориться о встрече с детским врачом, написать отчет о проекте, собрать подборку работ для заказчика, заказать печать в типографии и многое другое.

Иногда задание появлялось на горизонте за неделю, иногда за день. Часто список пополнялся прямо в течение дня: кто–то звонил мне, естественно, оторвав от дела, и я извинялась, просила перенести разговор на 15– 20 минут и быстро вписывала в следующую строчку: «Перезвонить такому–то». Либо у меня просили какие–то ссылки и документы, я обещала выдать их в ближайшее время и записывала в тетрадке: отправить такой–то документ менеджерам.

Почти всегда столбика в тетради хватало на все дела дня. Когда моя работа перенеслась домой, появилась возможность отрабатывать домашние рутины между работой. Для меня это оказалось преимуществом, потому что мелких рутин и заданий. связанных с домом, у меня больше всего. Теперь в перерываx между иллюстрацией, написанием книг и прочей работой я успеваю проделать все, что нужно для поддержания порядка в доме. Сам рабочий день выглядит очень просто: я ставлю таймер на 45 минут и берусь за первое задание по списку. По истечении этого времени я переставляю таймер на 15 минут и иду делать первое самое важное дело из списка мелочей либо ближайшее руинное задание по списку. Если задание заняло совсем мало времени (например, надо где то навести порядок, а там еще чисто с прошлого раза), делаю еще одно, следующее по списку. После 15 минут возвращаюсь к следующему большому отрезку работы. Отработав весь список, отрываюсь на пару часов: обедаю, иду в магазин или в спортзал либо просто погулять. Потом трачу еще один–два часа на оставшиеся мелочи дня.

Естественно, нужно следить за мелочами, которые нельзя сделать вечером: например, в некоторые места можно дозвониться только утром, другие (связанные с рисованием и фотографией) можно сделать только при дневном свете. Ради таких дел иногда приходится сдвинуть все планы, но это не страшно. Главное – не давать себе бросить все планы совсем

Глава 14. Стратегический план

Именно на этом месте критики обычно вскрикивают: «Это невозможно! Нельзя ровно час заниматься рисованием, от звонка до звонка! Назначить час для рисования – лучший способ убить вдохновение! Я сяду перед белым листом ровно в назначенный момент и начну думать: "Что теперь делать? Что рисовать?" И наверняка, как назло, ничего не придет в голову. Чем дольше я буду сидеть с такими мыслями перед белым листом, тем больше будет расти беспокойство: время кончается, а я ничего не сделал! И наверняка, когда время истечет (или почти подойдет к концу), наконец появится гениальная идея! Но не успею я начать рисовать (вдохновившись), как отведенное на рисование время кончится, а до следующего раза я забуду, что я там собирался рисовать. И так будет всегда».

Безусловно, если просто сесть за стол и решить рисовать, произойдет именно это. Для избегания подобных ситуаций существует стратегический план. На самом деле я знаю, что мне нужно рисовать, писать или клеить. Все мы это знаем. У нас существуют заказы и собственные проекты. Если я отвожу половину недели на работу с текстами, значит, мне всегда есть о чем написать.

Я читаю новости о том, что происходит в интересующих меня областях, анализирую собственный опыт и регулярно пишу статьи на волнующие меня темы.

Если собираюсь написать книгу, значит, есть идея, о чем она. Если я художник, живущий своим искусством, значит, существует некий план, тема, набор идей, над которыми я сейчас работаю. Даже если это просто период или серия. Написать достаточное количество картин для выставки или проиллюстрировать детскую книгу можно, только если как – то планировать работу, придумать тему, разработать сюжеты.

Естественно, такой план может меняться по ходу дела, но он должен существовать. Если я хочу каждый день рисовать, писать, сочинять, лепить, иллюстрировать или оформлять, у меня должна быть какая–то задумка. Или несколько. Просто у многих творческих личностей есть проблема: белый лист, равно как и тикающий таймер, действуют на них как удав на кролика. Они замирают, не в силах пошевелиться. Все великие дела, которыми хотелось заниматься, вылетают из головы. Они не могут вспомнить, что собирались писать, рисовать или сочинять. К этому страшному моменту можно подготовиться заранее, записав предварительно все возможные варианты. В нужный момент можно будет выйти из гипнотического состояния, посмотрев в этот список. Вот – миллион интересных планов. Какой хочешь выбирай!

Возможно, «стратегический план» – слишком страшное выражение. Услышав его, большинство представляют себе план Куликовской битвы – с большим количеством стрелочек и кружочков, распределением засадных полков, главных сил и резервов. Разумеется, некоторые проекты действительно нужно планировать как переправу русских войск через Дон, но это скорее редкость.

Некоторым вообще не нужен никакой план. Чаще всего это авторы, пишущие беллетристику, композиторы, художники. живущие в основном монументальными проектами. Им не нужно писать список из десяти пунктов, чтобы начать и закончить работу. Многие пишут рассказы и даже романы, не разрабатывая никаких стратегий. Они знают, что у них должно происходить, в каком порядке, и они не могут и не хотят предсказывать, сколько месяцев или лет уйдет на всю работу. Именно у таких людей обычно не возникает вопроса, что делать, когда настанет время писать. Если в их планы входит писать роман с десяти до четырех, эта задача не вызывает дальнейших вопросов, но если, сев работать и увидев абстрактное рисование, человек замер перед белым листом или пустым монитором, это идеальный момент, чтобы порыться в списках с идеями и большими проектами и составить наконец план. Творческие личности, все время работающие над рядом небольших проектов, чаще всего не нуждаются в подробных стратегиях. Статья или картинка, урок со студентами или небольшая музыкальная зарисовка для вечеринки – достаточно простая задача, чтобы не расписывать ее на отдельные шаги. Здесь достаточно перечислить, что в каком порядке отрабатывать.

Например, мне нужно написать статью про тендер в дизайн–агентстве, вторую – про творческий кризис и третью – об определенной технике придумывания сюжетов для картинок. Все эти темы мне либо дали заказчики, и я согласилась, потому мне есть что об этом написать, либо я сама решила опубликовать свои мысли по волнующей меня теме. То же самое с небольшими иллюстрациями: чаще всего имеется техническое задание с коротким перечислением всего, что нужно изобразить. К нему нечего прибавить: я начинаю компоновать на пустом прямоугольнике все что нужно, прямо в процессе придумывая оригинальные идеи и прикидывая как все это расположить и повернуть, чтобы было не совсем скучно. В случае с такими заданиями весь мой план состоит из простого списка. Например:

Иллюстрация:

Картинка с девушкой в ванне ДЛЯ журнала «Севентин».

Иллюстрация к рассказу Васи (обещала прислать до 20–го числа).

Битва двух роботов для моей книги.

Тексты:

Статья про питч.

Статья про творческий кризис.

Статья про технику придумывания идей.

Сев заниматься иллюстрацией на час, я заглядываю в этот список, и вопрос, что рисовать, исчерпывается моментально. Разумеется, не всегда мне достается счастье свободного выбора: иногда я вижу, что 20–е число послезавтра, а вблизи рассказа Васи конь не валялся, книгу ждет типография, а журнал дал мне на картинку четыре дня. Приходится начинать с самого срочного, даже если приятнее было бы делать другое.

С другой стороны, если на горизонте виднеется более интересное задание, это веская причина, чтобы не зависать слишком долго над предыдущим. Чем раньше отвяжешься от одного, тем скорее сможешь взяться за другое. Если же все перечисленные задания не являются срочными либо являются частью собственных проектов, в которых я готова переставлять все, как мне удобнее, я могу браться за то, чего мне больше всего хочется в данный момент. Например, одна картинка еще не начата, и надо искать для нее идеи. Для этого требуется определенное состояние ума, а я не выспалась, и в голову ничего не приходит. Зато в плане есть почти законченная иллюстрация, где все нарисовано и придумано, нужно только аккуратно закрасить последний цветной слой. Для этого не требуется большой фантазии и оригинальных находок, поэтому я скорее возьмусь за нее, оставив более сложную задачу на лучшие времена.

Таким образом, получается, что я не только всегда знаю, что мне делать, но и часто могу выбрать то, что больше нравится. Разумеется, можно разрабатывать стратегии и более детально.

Хотя стратегический план – это всего лишь перечисление шагов, которые нужно сделать на пути к цели, он может быть очень полезным. Например, в ходе планирования могут всплыть многие пункты, без которых невозможно перейти к следующему этапу. Также визуализация проекта часто позволяет осознать объем работы.

Глядя в простое оглавление и список иллюстраций я вдруг понимаю, что на книгу мне нужен год. Другое задание как–то аморфно вырисовывается в моих мыслях, а когда я начинаю записывать все на бумаге, вдруг выясняется, что оно состоит всего из пяти картинок и двух страниц текста, больше не получается. Многочисленные детали проекта, представавшие перед моим мысленным взором, оказываются ненужными, повторяющими друг друга или недостаточно конкретными, чтобы стоило включать их в план.

Здесь не будет конкретного рецепта, потому что каждый решает для себя, насколько подробно ему нужно расписывать будущие действия по пунктам. Когда я пишу книгу, я сначала пишу оглавление. Далее я расписываю все основные темы, которые хотела бы затронуть в каждой главе. Это помогает мне избежать повторений (без такого списка я люблю написать об одном и том же в трех местах в книге). Далее я пишу все главы подряд, на одном дыхании. Потом – по порядку перечитываю и редактирую. Во время создания этого оглавления я составляю список иллюстраций. Он пополняется и исправляется в ходе написания текстов, но про многие картинки с самого начала известно, что они нужны, и понятно, какими они будут. Их я записываю в список планируемых иллюстраций. В моем оглавлении со временем выстраиваются два ряда галочек: сначала я отмечаю все написанные главы, потом все отредактированные.

То же самое с иллюстрациями: сначала я делаю эскизы, потом отдельным этапом отрисовываю и раскрашиваю каждую из них. С большими сериями иллюстраций я иногда работаю «конвейерно», делая по четыре–пять эскизов (проще сосредоточиться только на поиске идей), потом так же, «пачками» рисую чистовики. Некоторые коллеги считают, что это уже слишком подробный план, мне же проще так работать, потому что не нужно ничего помнить.

У меня был коллега, добавивший к этому методу еще несколько шагов. Он не ленился расчертить свой план на столбики и ставить рядом с каждой иллюстрацией галочку на всех четырех этапах: эскиз, рисунок, раскраска, спецэффекты. Когда я спросила, зачем ему нужна такая детализация. он сказал, что ему приятно отмечать в плане отдельные этапы как сделанное дело. От этого возникает ощущение, что проделана немалая часть работы, целая задача.

Я знаю авторов, расписывающих темы, которые хотят упомянуть в одной статье. Они тоже временами выслушивают насмешки критиков: «Tы что, не можешь запомнить, о чем собираешься написать? Или ты планируешь роман?» Они отвечают, что им так проще, потому что, собирая информацию о статье, они нашли еще какие–то аспекты, о которых чуть не забыли. К тому же если в тексте автор проходится по пяти темам, иногда бывает полезным перечислить все в одном списке. Иногда такой список помогает разложить все в более правильном порядке, продумать, каким образом лучше всего связать темы между собой. Могут вспомниться мелочи, которые нужно не забыть упомянуть. Результат и является настоящим стратегическим планом: он помогает правильно распределить ресурсы. Рассчитать все наилучшим образом, глядя на карту, прежде чем отправиться в настоящий бой. Когда такая карта есть, в бою человек уже передвигается прямой дорогой от одной точки к другой, прямо к цели.

Кстати, распланировать работу никогда не поздно. Даже сделав половину, можно понять, что без плана дальше ничего не получится. Хотя в начале проекта все могло выглядеть иначе. Я помню, как приехала проводить воркшоп в академию дизайна, и на второй день ко мне подошла студентка. Она рассказала, что затеяла проект, связанный с иллюстрацией, и хотела, чтобы он стал ее дипломной работой, но после трех месяцев работы она испытывает в связи с этим проектом только отчаяние. Оказалось, что она делает совместный проект со своим другом программистом. Он написал игру, а она рисует в ней персонажей. По мере развития игры количество персонажей росло. При этом студентка решила делать их интересными и разными и начала составлять их из различных костюмов, причесок и выражений лица. Хотя головы были размером с копеечную монету, она вырисовывала глаза, смотрящие в разные стороны, у нее было несколько сортов улыбок и десяток разных изгибов бровей, состоящих из четырех–пяти точек.

Когда я посмотрела на все это, я очень удивилась. Проект невозможно было закончить – количество вариаций, которые предстояло нарисовать несчастной девочке, стремилось к бесконечности. И мне стало ясно, что она ни разу не попыталась все это подсчитать. Когда мы сели и начали перечислять на бумаге все головы, глаза, брови и прически, она упиралась и говорила: «Мне не нужен список, я и так помню, сколько там чего». Процесс сбора персонажей казался ей отлично продуманным: нужно было нарисовать совсем немного деталей и потом собрать их в разные комбинации методом копирования и вставления. Когда мы с помощью калькулятора попытались подсчитать все нужные операции, у нас получилось космическое число. Какие–то несколько сотен тысяч копипастов. Студентка втянула голову в плечи и сказала: «Ой!». Возражение, что операция занимает полсекунды, тоже не помогло. Мы попытались прикинуть, сколько секунд ей нужно, чтобы открыть одну картинку, маркировать изображение, вставить в другую картинку, поставить на место и сохранить в нужном месте. Умножив все на количество необходимых операций, получилось около трех лет работы. И то все это с учетом, что она никогда не останавливается, ни разу не собьется со счета, не запутается и не скопирует целую папку чего–то не туда от усталости. Посмотрев на все это, мы решили, что нужно писать скрипты, чтобы эту задачу выполнила программа, но и это оказалось не так просто! Шаги были похожи, но неодинаковы. В одном месте нужно было вставлять глазки в лица со смещением в две точки, в другом месте подгонять что–то к конкретному краю и тан далее. Через 15 минут мы выяснили, что и тут вариантов так много, что мы будем полгода только писать эти скрипты, а потом она непременно запутается, пытаясь отработать их в нужном порядке. Все это показала студентке, что она затеяла невозможное.

Мы поговорили о том, что половину ее вариантов будет практически не видно, потому что фигурки слишком маленькие. Вычеркнули из плана большинство вариаций и оставили совсем простую схему – комбинации из пяти сортов причесок и костюмов для мальчиков и девочек и три выражения лица. Мы придумали совсем новую схему рисования всего этого и подсчитали, сколько определенных операций она может проделать за вечер (она работала над проектом каждый день по четыре часа). Даже при таком четком плане получалось, что на все понадобится десять недель, а ведь нужно было еще описать проект и сделать его презентацию. Мы подсчитали, к какому сроку нужно заказать очередь в типографии, чтобы презентацию вовремя напечатали, когда нужно закончить рисование персонажей и остальные этапы работы. Между всеми этапами мы оставили по семь дней на возможные неожиданности и катастрофы. И они все понадобились! На одном этапе нашу героиню сразила на неделю страшная простуда, на втором она нарисовала все фоны для игры, а потом решила половину переделывать, потому что они ужасны. В типографии, естественно, все напечатали правильно только с третьей попытки: сначала взяли не ту бумагу, потом не так открыли файл.

Все это, конечно же, экстремальный пример. Здесь описан опыт студентки, которая в первый раз в жизни взялась за столь большой проект. Однако эта история наглядно описывает, как можно ошибаться в оценке задачи. Некоторые операции размножаются в геометрической прогрессии: вначале мы видим безобидный список из 20 вариантов, через месяц они превращаются в 200 миллионов одинаковых движений, которые нужно сделать по порядку. Даже если задача гораздо более простая, иногда стоит просто попытаться подсчитать, сколько бы это могло занять времени. Иногда может оказаться, что нас ждут великие сюрпризы.

Глава 15. Если план не лезет ни в какие ворота

Иногда оценка всей задачи может привести к настолько удивительным результатам, что приходится обдумать, возможно ли вообще реализовать план. Например, когда я собралась писать книгу об иллюстрации, я составила оглавление из 34 глав и решила, что у меня должно получиться около 250 иллюстраций. Я назвала эту цифру сама себе, не подумав, просто потому, что столько иллюстраций было в прошлой книге с похожим объемом текста.

Однако уже при расписывании тем стало ясно, что иллюстраций будет гораздо больше. Когда был готов план, в нем было указано более 500 картинок. Если бы я не увидела это в начале работы, я бы не закончила книгу никогда.

Обычно на законченную иллюстрацию мне нужно от двух до четырех дней.

Если четко планировать и рисовать их сериями, можно напрячься и сделать одну за день. С учетом того, что над книгой нельзя работать годами без выходных, у меня получилось, что только на картинки мне понадобится 25 месяцев!

Тут вступает в силу так называемое планирование по возможностям. Я уже подсчитала, что мой первоначальный план займет время, которого нет. Теперь я должна исходить из того, сколько времени есть. П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.013 с.)