Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 21. Механизм правового регулирования.

Поиск

Правовые средства: понятие, признаки, виды. Правовое регулирование и правовое воздействие (информационно-психологическое, воспитательное, социальное).

Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования (норма права; юридический факт или фактический состав; правоотношения; акты реализации прав и обязанностей; охранительный правоприменительный акт как факультативный элемент). Стадии механизма правового регулирования.

Методы правового регулирования. Способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрещение). Типы правового регулирования (общедозволительный и разрешительный).

Правовые режимы: межотраслевые и отраслевые, материальные и процессуальные, договорные и законные, временные и постоянные.

Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования: понятие, признаки, виды.

Поощрения и наказания: понятие, признаки и виды. Соотношение поощрений и наказаний в праве.

Правовые льготы, привилегии и иммунитеты.

Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы обеспечения. Пути повышения эффективности правового воздействия в современной России.

Тема № 22. Законность, правопорядок, дисциплина.

Основные научные подходы к понятию законности. Принципы (требования) законности (единство, всеобщность, целесообразность, верховенство закона, гарантированность прав и свобод граждан, связь с культурой).

Гарантии законности (общие и специально-юридические).

Укрепление законности – условие формирования правового государства. Деформация законности в государстве: причины, формы, пути преодоления.

Понятие, ценность, объективная необходимость правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

 

 


 

7. Выписка из тематического плана изучения учебной дисциплины

«Теория государства и права».

План изучения дисциплины по видам учебных занятий.

Вид, тема, время и учебные вопросы занятия. Организационно-методические рекомендации по проведению занятия, литература и материально-техническое обеспечение
I семестр
Лекция № 1/1: «Предмет и методология теории государства и права». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как фундаментальной науки юриспруденции и ее структура. 2. Методология теории государства и права. 3. Место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических наук. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Общая характеристика науки «Теория государства и права», ее структура. Понятие и содержание предмета науки теории государства и права. Понятие и содержание методологии теории государства и права. Мировоззренческие подходы и методы, применяемые в ходе изучения теории государства и права (метафизика, диалектика, синергетика, общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы). Соотношение теории государства и права с гуманитарными науками, изучающими государство и право. Место теории государства и права в системе юридических наук. Литература по теме Основная: 1-4[1]. Дополнительная: 31, 37, 48, 67, 68, 72, 85, 94, 127, 142, 145. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя № 1/2: «Предмет и методология теории государства и права». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. 2. Функции теории государства и права. 3. Категории и понятия теории государства и права, их значение для подготовки в/юристов. 4. Теория государства и права как учебная дисциплина и ее значение в подготовке будущих юристов. В ходе занятия обучать курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом, правилам ведения конспектов; вести индивидуальную работу с обучающимися, давать консультации по интересующим проблемам; руководить изучением материала по нижеследующим дидактическим единицам. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Функции теории государства и права. Категории и понятия юриспруденции. Значение теории государства и права для юридической практики, правотворческой и правоприменительной деятельности. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее структура. Значение теории государства и права в подготовке будущих юристов. Литература по теме Основная: 1-4. Дополнительная: 31, 37, 48, 67, 68, 72, 85, 94, 127, 142, 145. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Лекция № 2/1: «Происхождение государства и права». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. «Неолитическая революция». 2. Причины и формы возникновения государства. Основные теории происхождения государства. 3. Возникновение права. 4. Проблемы соотношения государства и права в контексте их происхождения. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества. Кризис первобытнообщинных отношений. Характеристика производящей экономики. Появление классов, собственности, государства, права. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов. Обусловленность процесса возникновения государственности конкретными факторами (историческими, социально-экономическими, военно-политическими, демографическими, экологическими и иными). Разнообразие подходов к проблеме происхождения государства. Характеристики теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксистской, насилия и др. Причины разнообразия теорий о происхождении государства. Закономерности возникновения права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. Функции права в раннеклассовых обществах. Классовое и общесоциальное содержание в праве раннеклассовых обществ. Соотношение государства и права. Литература по теме Основная: 1-4. Дополнительная: 2, 3, 5, 15, 19, 25, 36, 64, 66, 81, 82, 89, 109, 143. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар №2/2: «Происхождение государства. Возникновение права». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Власть и нормы поведения в первобытном обществе. 2. Общее и особенное в происхождении государства у разных народов. 3. Характеристика основных теорий происхождения государства. 4. Причины и формы возникновения права. 5. Соотношение государства и права. В ходе семинарского занятия углубить и систематизировать знания обучающихся по рассматриваемым вопросам с учетом нижеследующих рекомендаций. 1. При ответе на первый вопрос семинара необходимо определить понятие и сущность власти как основополагающей категории государствоведения, уяснить ее необходимость в обществе. Далее охарактеризовать особенности власти и управления, а также социальных норм, присущих первобытному обществу. 2. При ответе на второй вопрос изначальные причины происхождения исторически первых государств следует искать в недрах догосударственной организации общества, анализ развития которой позволит выяснить, как и в силу каких закономерностей возникли государства Древнего Востока, Афинское и Древнеримское государства. Какие объективные и субъективные факторы способствовали образованию государственности в этих регионах? В чем их общность и принципиальное различие? 3. В ходе изучения третьего вопроса необходимо обратить внимание на такие теории происхождения государства, как теологическая (божественная), патриархальная, договорная, теория насилия, материалистическая (классовая), психологическая, органическая, расовая и ирригационная. При этом следует выяснить сильные и слабые стороны каждой из перечисленных теорий, уяснить их познавательную и прогностическую функции для современных юристов. 4. При рассмотрении четвертого вопроса необходимо дать характеристику процесса происхождения права, призванного стать основным средством воздействия возникшего государства на дела общества; рассмотреть три основных пути формирования правовых норм: а) превращение мононорм в нормы обычного права и их санкционирование государством; б) правотворчество государства; в) формирование судебного права. Проблемный вопрос: «Почему государство не избрало самый выгодный для него путь формирования правовых норм – правотворчество?» 5. При ответе на пятый вопрос раскрыть существующие в науке три подхода к проблеме соотношения государства и права в контексте их происхождения: этатистсткий, естественно-правовой и интегрированный. В ходе анализа указанных подходов добиться понимания глубинных связей между государством и правом, которые носят двусторонний характер. Уяснение именно такого рода связей имеет принципиально важное значение как для дальнейшего изучения теории государства и права, так и для всей общественной практики. Тема доклада[2]: 1. Общее и особенное в происхождении государства у разных народов. Темы рефератов[3]: 1. Современные оценки работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 2. Лекция В.И. Ленина «О государстве»: ее современные оценки. 3. Происхождение государства и права: современные взгляды на проблему. 4. Общесоциальное и классовое содержание в праве раннефеодальных обществ (на примере «Саллической правды» и «Русской правды»). Литература по теме Основная: 1-4. Дополнительная: 2, 3, 5, 15, 19, 25, 36, 64, 66, 81, 82, 89, 109, 143. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Лекция № 3/1: «Сущность и типы государства». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 2. Плюрализм в понимании государства. Признаки государства. 3. Сущность государства. Эволюция сущности и социального назначения государства. 4. Понятие типа государства. Факторы, определяющие типологию государств (формационный и цивилизованный). В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Понятие государственной власти и ее основные черты. Формы и способы осуществления государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Плюрализм в понимании государства. Сущность государства. Основные подходы к сущности государства. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное в сущности государства. Признаки государства. Понятие типа государства. Теоретические основы типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный и цивилизационный подходы. Литература по теме Основная: 1-4. Дополнительная: 9, 17, 25, 37, 46, 48, 56, 81, 82, 89, 92. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар № 3/2: «Сущностная и содержательная стороны категории «государство». Типология государств». Время – 4 часа. Учебные вопросы: 1. Государственная власть в системе социальной власти. Соотношение политической и государственной власти. 2. Определение понятия «государство», его признаки. 3. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства. Эволюция сущности и социального назначения государства. 4. Факторы, определяющие типологию государств. 5. Формационный подход к типологии государств: его достоинства и недостатки. Характеристика типов государств в рамках данного подхода: - Общая характеристика рабовладельческого государства. - Общая характеристика феодального государства. - Общая характеристика буржуазного государства. - Социалистическое государство: концепция и реальность. - Государства переходного типа. 6. Цивилизационный подход к типологии государств: его сильные и слабые стороны. В ходе семинарского занятия углубить и систематизировать знания обучающихся по рассматриваемым вопросам с учетом нижеследующих рекомендаций. 1. При изучении первого вопроса семинара о месте и роли государственной власти в системе социальной власти следует исходить из того, что данные категории соотносятся как частное и общее, в силу чего изначально необходимо раскрыть понятие социальной власти, выделить ее признаки и основные виды. После этого перечислить и охарактеризовать те отличительные черты, которые позволяют государственной власти занимать особое место в данной системе. В конце ответа следует особо подчеркнуть роль государственной власти в жизни общества на современном этапе его развития, соотнести понятия «государственная власть» и «политическая власть». 2. В начале ответа на второй вопрос отметить, с одной стороны, сложность и многогранность самого государства как явления (объективный фактор), а с другой – неодинаковый подход разных людей к восприятию одних и тех же государственно-правовых явлений (субъективные факторы). Привести высказывания известных мыслителей различных исторических эпох о государстве, проанализировать их направленность. Вычленить основополагающие признаки государства, дать их краткую характеристику, на основании чего сформулировать определение государства в современном понимании. 3. В ходе ответа на третий вопрос проанализировать философское понятие «сущность» того или иного явления, перенеся его затем на категорию «государство». Отметить многоаспектность сущности государства, представить различные подходы к данной категории. Путем приведения различных исторических примеров проследить тенденции в эволюции сущности и социальной роли государства в жизни общества. 4. При ответе на четвертый вопрос в ходе рассмотрения различных факторов типологизации государств необходимо обратить внимание на их конкретно-исторический и национальный характер. При этом уяснить, какие общие закономерности социального предназначения государства в них прослеживаются. 5. В ответе на пятый вопрос при общей характеристике формационного подхода следует основательно рассмотреть такие понятия, как «общественно-экономическая формация», «производительные силы общества», «средства производства», «производственные отношения», «базис», «надстройка», их соотношение и взаимодействие. Выявить те общие закономерности, которые и определяют основные направления эволюции государства согласно учению об общественно-экономической формации. Далее перейти к последовательному рассмотрению каждого типа государства в рамках данной классификации. 6. В ходе ответа на шестой вопрос основное внимание при рассмотрении цивилизационного подхода к типологии государств уделить анализу тех критериев, которые положены в его основу, их необходимости для более глубокого понимания сути государства и права. Особо остановиться на проблеме: «человеческое измерение» как критерий прогресса государственности». Темы докладов: 1. Формационный подход к типологии государств: его достоинства и недостатки. 2. Общая характеристика рабовладельческого государства. 3. Общая характеристика феодального государства. 4. Общая характеристика буржуазного государства. 5. Социалистическое государство: концепция и реальность. 6. Государства переходного типа. 7. Цивилизационный подход к типологии государств: его сильные и слабые стороны. Темы рефератов: 1. Многообразие подходов к пониманию государства в политико-правовых учениях и их причины. 2. Преемственность и обновление в развитии государства. 3. Проблема легальности и легитимности государственной власти. 4. Проблемы развития современного Российского государства. Литература по теме Основная: 1-4. Дополнительная: 9, 17, 25, 37, 46, 48, 56, 81, 82, 89, 92. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Лекция № 4/1: «Функции государства». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства. 2. Классификация функций государства, их характеристика. 3. Функции Российского Государства на современном этапе развития. 4. Формы и методы осуществления функций государства. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Соотношение функций государства с целями и задачами государства. Классификация функций государства по различным основаниям. Динамика функций государства. Связь и взаимодействие функций государства. Характеристика основных внутренних и внешних функций Российского Государства. Государство и экономика. Формы и методы реализации функций государства. Литература по теме Основная: 1-4. НПА: 1-5, 17, 27-28. Дополнительная: 12, 30, 52, 81, 82, 100, 107, 125. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар № 4/2:«Функции и задачи государства. Роль и место функции обороны страны в современных условиях». Время – 4 часа. Учебные вопросы: 1. Сущностная и содержательная стороны категории «функция государства». Соотношение функций государства с его целями и задачами, функциями государственных органов. 2. Классификация функций государства: основания и виды. 3. Характеристика внутренних функций Российского государства. 4. Характеристика внешних функций Российского государства. 5. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. 6. Характеристика форм и методов осуществления функций государства. В ходе семинарского занятия углубить и систематизировать знания обучающихся по рассматриваемым вопросам с учетом нижеследующих рекомендаций. 1. Ответ на первый вопрос изначально предполагает проведение анализа категории «функция», рассматриваемого современной философией, с дальнейшим переходом к раскрытию понятия «функция государства» применительно к теории государства и права. Затем следует выделить основные черты функций государства, особо подчеркнув их объективный характер. Это, в конечном итоге, позволит правильно ответить на вопрос о соотношении функций государства с его целями и задачами, а также функциями государственных органов. 2. Ответ на второй вопрос должен содержать анализ учебной, монографической и научной литературы, на основании которого сделать выводы о существующих классификациях функций государства. Выяснить их теоретическую и практическую ценность. 3. В начале ответа на третий вопрос должна быть подчеркнута и обоснована позиция, в соответствии с которой функции государства (как внутренние, так и внешние) носят конкретно-исторический и национальный характер. Далее, в плоскости современной действительности, перейти к характеристике внутренних функций Российского государства. 4. При ответе на четвертый вопрос для правильной характеристики внешних функций Российского государства необходимо уяснить необходимость межгосударственного сотрудничества по различным направлениям – экономическому, политическому, культурному, научно-техническому, военному, экологическому и др. Кроме того, попытаться проанализировать те изменения во внешних функциях государства, которые вызваны особенностями происходящих в современном мире процессов (как положительных, так и негативных). 5. В ходе ответа на пятый вопрос необходимо выявить те общие закономерности, которые определяют необходимость осуществления государством данной функции во все периоды его существования. Затем остановиться на особенностях осуществления данной функции Российским государством в современных условиях, для чего использовать не только учебную и научную литературу, но и такие политико-правовые документы как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537); «Военная доктрина Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146); ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и др. 6. Ответ на шестой вопрос семинара предполагает раскрытие таких понятий как «форма» и «метод» осуществления функций государства, проведение их классификации и характеристику соответствующих их видов. Темы докладов: 1. Характеристика внутренних функций Российского государства. 2. Характеристика внешних функций Российского государства. 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. Темы рефератов: 1. Содержание и эволюция функций Российского государства в современных условиях. 2. Борьба с терроризмом как комплексная функция современных государств. 3. Роль и место органов военной юстиции в осуществлении функций Российского государства. а также по международным организациям[4]: 4. Организация объединенных наций (ООН). 5. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 6. Всемирная торговая организация (ВТО). 7. Европейский союз (ЕС). 8. Региональная межправительственная политико-экономическая организация в юго-восточной Азии (АСЕАН). 9. Организация Североатлантического договора (НАТО). 10. Интерпол и др. Литература по теме Основная: 1-4. НПА: 1-5, 17, 27-28. Дополнительная: 12, 30, 52, 81, 82, 100, 107, 125. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Лекция № 5/1:«Формы государства». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Понятие и элементы формы государства. 2. Формы государственного правления: понятие и виды. 3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды. 4. Политический (государственный) режим: понятие и виды. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Понятие и элементы формы государства. Понятие, содержание и виды формы правления. Монархия как форма правления, ее признаки и основные виды. Характеристика абсолютной, дуалистической и парламентарной монархий. Современные тенденции в развитии монархических форм правления. Республика как форма правления, ее признаки и основные разновидности (президентская, парламентская, смешанная и социалистическая). Форма государственного правления современной России. Понятие, содержание и виды формы государственного устройства. Понятие и основные признаки унитарного, федеративного и конфедеративного государства. Федеративное устройство современной России. Понятие, содержание и виды формы политического (государственного) режима. Понятие и основные признаки демократического и антидемократического режимов. Политический (государственный) режим современного Российского государства. Литература по теме Основная: 1-4. НПА:5, 7. Дополнительная: 6, 24, 49, 60, 71, 75, 78, 87, 138. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар № 5/2:«Формы государства». Время – 4 часа. Учебные вопросы: 1. Понятие и элементы формы государства. Соотношение сущности и формы государства. 2. Понятие и содержание формы правления. 3. Монархия, ее признаки и основные разновидности. 4. Характеристика абсолютной монархии. 5. Характеристика дуалистической монархии. 6. Характеристика парламентарной монархии. 7. Республика, ее признаки и основные разновидности. 8. Характеристика президентской республики. 9. Характеристика парламентарной республики. 10. Характеристика смешанной республики. 11. Форма государственного правления России и ее развитие на современном этапе. 12. Соотношение типа и формы государства. Многообразие форм правления в пределах одного и того типа государства. 13. Понятие и содержание формы государственного устройства. 14. Понятие и основные признаки унитарного государства. 15. Понятие и основные признаки федеративного государства. Виды федераций. 16. Понятие и основные признаки конфедеративного государства. 17. Характеристика федеративного устройства России. 18. Понятие и содержание формы политического (государственного) режима. 19. Понятие и основные признаки демократического режима. 20. Понятие, признаки и основные разновидности антидемократических режимов. 21. Политический (государственный) режим современного российского государства. Проведение семинара по данной теме ставит своей целью более твердое и глубокое усвоение вопросов темы. Занятие проходит в форме беседы между преподавателем и студентами по 2-3 вопросам из предлагаемого списка. Эта форма занятия позволяет выяснить преподавателю объем знаний у каждого обучающегося, его способность ориентироваться в проблематике темы, уточнить наиболее слабо проработанные вопросы и дать рекомендации по их изучению в целях улучшения подготовки. В рамках данной темы особое внимание уделить взаимосвязи теории государства и права и историко-правовых наук, в частности, истории государства и права зарубежных стран, а также конституционного права Российской Федерации и зарубежных стран. Литература по теме Основная: 1-4. НПА:5, 7. Дополнительная: 6, 24, 49, 60, 71, 75, 78, 87, 138. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.  
Лекция № 6/1: «Механизм (аппарат) государства». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Понятие механизма государства и его роль в функционировании государства. 2. Характеристика основных принципов организации и деятельности государственного аппарата. 3. Органы государства: понятие, признаки и их классификация. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Понятие механизма (аппарата) государства и его роль в осуществлении функций и задач государства. Структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного органа. Признаки, характеризующие орган государства. Классификация государственных органов. Литература по теме Основная: 1-4. НПА: 5, 9-15, 17, 24-26. Дополнительная: 6, 21, 29, 45, 47, 50, 106, 108, 115, 139. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар № 6/2: «Роль и место механизма государства в осуществлении функций и задач государства». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Механизм государства: понятие, признаки, структура. Соотношение категорий «механизм государства» и «аппарат государства». 2. Характеристика принципов организации и деятельности государственного аппарата. 3. Понятие и признаки органов государства, их классификация. 4. Характеристика основных видов государственных органов: - Законодательные органы. - Исполнительно-распорядительные органы. - Судебные органы. - Правоохранительные органы. В ходе семинарского занятия углубить и систематизировать знания обучающихся по рассматриваемым вопросам с учетом нижеследующих рекомендаций. 1. Ответ на первый вопрос семинара строить на основе анализа таких философских категорий, как «содержание» и «сущность», что позволит более полно выявить суть категории «механизм государства» применительно к теории государства и права. Кроме того, чтобы раскрыть понятие механизма (аппарата) государства, следует усвоить его наиболее общие и существенные признаки, имеющие постоянный характер и выступающие в виде основных закономерностей его функционирования и развития, а также его структуру. В конце ответа провести соотношение таких понятий, как «механизм государства» и «государственный аппарат». 2. При ответе на второй вопрос необходимо перечислить те принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые присущи, прежде всего, Российскому Государству. Охарактеризовать каждый из них с использованием, по-возможности, выдержек из соответствующих нормативных правовых актов. В завершение ответа попытаться изложить свою собственную точку зрения по вопросу о направленности эволюции принципов организации и деятельности государственного аппарата. 3. Ответ на третий вопрос предполагает рассмотрение главного элемента в механизме государства – органа государства. Сформулировав его определение и проанализировав основные признаки, перечислить существующие классификации государственных органов, выделенные на основе различных критериев. Ответ сопровождать соответствующими примерами. 4. Рассмотрение четвертого вопроса ставит целью глубокое усвоение обучающимися одного из основополагающих принципов построения современных государств – принципа разделения властей. Для этого необходимо не только изучить современное состояние проблемы, но обязательно обратиться к истокам его формирования, используя для этого учебники по истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений. При изучении вопроса особо рассмотреть систему сдержек и противовесов, как одну из гарантий функционирования государства на основе права. Темы докладов: 1. Законодательные органы. 2. Исполнительно-распорядительные органы. 3. Судебные органы. 4. Правоохранительные органы. Темы рефератов: 1. Проблема единства государственной власти и теория разделения властей. 2. Аппарат Российского государства в современный период. 3. Судебная система РФ. 4. Органы власти субъектов РФ. Литература по теме Основная: 1-4. НПА: 5, 9-15, 17, 24-26. Дополнительная: 6, 21, 29, 45, 47, 50, 106, 108, 115, 139. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Лекция № 7/1: «Политическая система общества». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Функции политической системы общества. Типологии политических систем. 3. Роль и место государства в политической организации общества. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Понятие и структура политической системы общества. Политическое сознание. Политические отношения и политическая практика. Понятие и структура политической организации общества. Место и роль государства в политической системе и политической организации общества. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества. Функции и типы политической системы общества. Литература по теме Основная: 1-4. НПА: 5, 18-21. Дополнительная: 5, 12, 17, 57, 111, 129. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар № 7/2: «Государство в политической системе общества». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Политическая система общества: понятие, структура и функции. 2. Типологии политических систем. 3. Государство в политической организации общества. 4. Государство и основные элементы политической организации общества: - Государство и политические партии. - Государство и церковь. - Государство и органы местного самоуправления. - Государство и общественно-политические движения. - Государство и группы давления. В ходе семинарского занятия углубить и систематизировать знания обучающихся по рассматриваемым вопросам с учетом нижеследующих рекомендаций. 1. При ответе на первый вопрос необходимо дать краткую характеристику таким философским категориям, как «система», «структура», что позволит более полно и глубоко выявить суть категории «политическая система общества» применительно к данной теме в курсе теории государства и права. Рассмотрев определение политической системы общества и охарактеризовав ее основные элементы, отметить, что системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть». При рассмотрении функций политической системы следует особо подчеркнуть мысль о том, что в них наиболее ярко проявляется сущность последней. 2. При рассмотрении второго вопроса отметить, что типология (классификация) политических систем общества проводится по различным критериям; перечислить данные критерии и соответствующие им виды политических систем; сопоставить названные классификации с рядом вопросов изученных тем (типология государства, политические режимы и др.). 3. Рассмотрение третьего вопроса предполагает исследовать государство не столько с точки зрения его сущности, содержания и пр., сколько со стороны его общих взаимосвязей и взаимодействий с иными элементами политической организации общества. 4. В ответе на четвертый вопрос отразить особенности взаимосвязей и взаимодействия государства с политическими партиями, выступающими в качестве своеобразного посредника между последним и различными слоями общества, от имени которых они действуют; органами местного самоуправления; общественными движениями; церковью и иными элементами политической организации общества. Анализ природы и характера взаимоотношений с ними государства в конечном итоге позволит глубже и разностороннее познать само государство, исследовать его в новом измерении. Темы докладов: 1. Государство и политические партии. 2. Государство и церковь. 3. Государство и органы местного самоуправления. 4. Государство и общественно-политические движения. 5. Государство и группы давления. Литература по теме Основная: 1-4. НПА: 5, 18-21. Дополнительная: 5, 12, 17, 57, 111, 129. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Лекция № 8/1:«Сущность, принципы и функции права». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Понятие, признаки и сущность права. Право в объективном и субъективном смысле. 2. Принципы права и их классификация. 3. Роль (функции) права в общественной жизни. 4. Основные учения о праве. В ходе лекции методом устного изложения учебного материала последовательно раскрыть нижеследующие дидактические единицы. Основные методологические подходы к понятию права и его сущности (естественно-правовой, исторический, позитивистский, психологический, социологический и др.). Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права как государственного регулятора общественных отношений (системность, нормативность, общеобязательность, формальная определенность, волевой характер, обеспеченность государством). Сущность и социальное назначение права. Понятие и классификация принципов права (общеправовые, межотраслевые, отраслевые). Функции права: понятие и классификация. Роль и место права в деятельности государства. Литература по теме Основная: 1-3. НПА: 5. Дополнительная: 1, 3, 10, 20, 26, 29, 67, 80, 85, 116, 1130, 142. Материально-техническое обеспечение Слайды мультимедиа по теме.
Семинар № 8/2: «Роль и место права в общественной жизни». Время – 2 часа. Учебные вопросы: 1. Основные учения о праве. 2. Определение права, его основные признаки. Объективное и субъективное право. Сущность права. 3. Принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. 4. Понятие и виды функций права. Соотношение убеждения и принуждения в праве. 5. Соотношение экономики, политики и права. В ходе семинарского занятия углубить и систематизировать знания обучающихся по рассматриваемым вопросам с учетом нижеследующих рекомендаций. 1. Необходимо, чтобы при ответе на первый вопрос семинара была дана не просто характеристика различных подходов к правопониманию, но и сделан вывод о тех причинах, которые обусловили наличие такого большого спектра мнений. После этого более подробно остановиться на современных подходах к определению права. При этом подчеркнуть и пояснить, что от того, как определяется право, во многом зависит понимание всех иных, имеющих отношение к нему, вопросов. 2. При ответе на второй вопрос, имея в виду отсутствие в научной литературе единого представления о понятии права и единого подхода к его определению, отметить, что в процессе исследования правовой материи наиболее целесообразным представляется сосредоточить внимание на выявлении и рассмотрении его наиболее важных признаков: нормативности, системности, общеобязательности, формальной определенности и др. Далее рассмотреть соотношение объективного и субъективного п


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.59 (0.011 с.)