Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Кардиналистская (количественная) теория потребительского выбора

Поиск

1. Теория предельной полезности. Законы Госсена.

2. Принципы кардиналистской концепции. Общая и предельная полезность. Предельная полезность и кривая спроса.

3. Оптимальный выбор потребителя в кардиналистской теории.

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните взаимосвязь кривой спроса и графика предельной полезности.

2. Предельная полезность апельсина для рационального потребителя 40 ютилей, а пачки масла – 120 ютилей. Чему равна цена апельсина в состоянии оптимума, если цена пачки масла –60 руб.?

3. Потребитель в исходной ситуации покупает по 10 ед. блага Х, Y, Z. Предельные полезности благ и их цены представлены в таблице. Является ли выбор покупателя рациональным?

 

 

Блага Q MU P
X      
Y      
Z      
       

Какой из трех товаров предпочтительнее для потребителя и почему?

 

Тема 6. Ординалистская (порядковая) теория потребительского выбора

1. Принципы и специфика ординалистской концепции. Аксиомы ординалистской концепции.

2. Потребительские предпочтения и функция полезности. Кривые безразличия. Карта кривых безразличия, её свойства.

3. MRS, её динамика.

4. Бюджетное ограничение, его экономический смысл. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии.

5. Оптимум потребителя в ординалистской концепции.

6. Комплементы и субституты. Угловое решение.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В какой степени, на Ваш взгляд, аксиомы ординалистской концепции соответствуют реальному поведению потребителя? В каких случаях отказ от них затруднит теоретический анализ потребительского поведения? (Ответ дать, моделируя реальные жизненные ситуации).

2. Справедливо ли следующее утверждение: MRSxy= Px/Py?

3. Бюджет рационального потребителя равен 1200 руб. в неделю. Он покупает только два товара - масло и хлеб. Предельная полезность

(MU) масла для него - 40-5х; MU хлеба - 20-3у; где х - количество масла в кг., у - количество хлеба (набор буханка черного + батон белого) Цена 1 кг масла составляет 150 руб. Цена 1-го набора хлеба - 60 руб. Какое количество хлеба и масла потребляет за неделю потребитель в состоянии потребительского равновесия (оптимального выбора).

 

4. Определить MRSxy в точке А, если доход потребителя = 360 руб.

 

 

 

 

 


5. Сергею нравится смотреть фильмы на DVD и посещать дискотеку, причем для него покупка трех DVD всегда предпочтительнее, чем 7 посещений дискотеки. В месяц он готов тратить на эти развлечения 900 рублей. Каким будет оптимальный выбор Сергея, если цена одного DVD - 450 руб., а посещение дискотеки – 150 руб.? Изменится ли его выбор, если цена DVD составит 500 руб., а посещения дискотеки – 250 руб. (Причем, он готов будет увеличить свои расходы на эти цели)? Дать алгебраическое и графическое решение.

6. Товары X и Y являются субститутами, товары М и Р – комплементами, товары Z и W – независимыми товарами. Есть ли различия в формировании карты кривых безразличия для указанных групп товаров? На графике покажите варианты оптимума потребителя данных товаров.

 

Тема 7. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

1. Модель «цена-потребление». Построение кривых спроса.

2. Модель «доход-потребление». Кривые Энгеля.

3. Эффект дохода и эффект замещения: модели Слуцкого и Хикса.

4. Компенсированные кривые спроса, их экономический смысл.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Построить модель «цена – потребление» и кривые спроса для обычных товаров и товара Гиффена.

2. Функция полезности потребителя U=2х2у. Бюджет потребителя 180 д. ед., Рх0 = 2 д. ед., Руо=3 д. ед. Определите:

а) оптимальный выбор потребителя;

б) ценовой эффект, если Рx1 вырастет до 4 д. ед.;

в) количественное значение эффектов дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу.

Решить задачу при условии, что цена товара Х снижается в 2 раза.

3. Доход потребителя равен 100 д.ед., функция общей полезности имеет вид: U=2х2у, цена товара Х – 5 д.ед., товара Y – 4 д.ед. Определите:

а) оптимальный выбор потребителя;

б) изменение в оптимальном наборе благ при увеличении дохода потребителя на 50 д.ед.;

в) ценовой эффект, если цена товара X вырастет до 8 д. ед.;

г) количественное значение эффектов дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу.

4.В соответствии с условием задачи постройте обычную (маршаллианскую) и компенсированную кривые спроса по Слуцкому и по Хиксу. Объяснить, ситуации, при которых поведение покупателя характеризуется этими кривыми.

 

Литература

Основная:

 

1.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: Норма. 2008

.

 

Дополнительная:

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М.,ЮНИТИ.1997

2. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика.// в 2-х томах. «Экономическая школа». 1994

3. Пиндайк Р.С.,Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: «Экономика». «Дело». 1992

4. Пиндайк Р.С.,Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.:Дело.2000

Характеристика рыночных структур (моделей рынка).

Рыночная структура Количество и размеры* фирм Характер товара Возможность продавца влиять на цену Свобода входа в отрасль и выхода из нее Доступ к информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородный Отсутствует (фирма «принимает цену») Вход и выход свободны Равный доступ к информации всех участников рынка
Монополистическая конкуренция Много мелких и средних фирм Дифференцированный Имеется Вход и выход свободны Ограниченная по доступу; появляется «коммерческая тайна»
Олигополия 2~10 фирм Как однородный, так и дифференцированный Значительна Существуют барьеры входа и выхода Значительные ограничения
Монополия** 1 фирма Уникальный «Монополист устанавливает цену» Полностью отсутствует Очень значительные ограничения

* Имеется ввиду рыночная доля фирмы в %.

** Ситуация, когда на рынке один покупатель, называется монопсонией.

Примечание. В данной классификации предполагается, что на рынке присутствует множество мелких (индивидуальных) покупателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.007 с.)