Каждому практическому занятию предшествует письменная проверочная работа по пройденному материалу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждому практическому занятию предшествует письменная проверочная работа по пройденному материалу.



Год

Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для того, чтобы действовать; для того, чтобы проверять.»

Р. Дюма

 

 

Пояснительная записка

 

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления националь­ной экономикой. Развитие рыночных отношений в стране поставило перед статистикой новую задачу — реформирование общеметодологических и организа­ционных основ статистической теории и практики.

Улучшение хозяйственного руководства нераз­рывно связано с возрастанием роли статистики и по­вышением научного уровня статистических исследо­ваний.

Главной задачей статистики является исчисление и анализ статистических показателей, благодаря чему органы управления получают всестороннюю характе­ристику управляемых объектов, будь то вся нацио­нальная экономика или отдельные ее отрасли, пред­приятия и их подразделения.

Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики. Она является общепрофессиональной учебной дис­циплиной, формирующей необходимые профессио­нальные знания у экономистов, менеджеров, коммерсантов, руково­дителей предприятий.

Уважаемые студенты! Согласитесь, что практически ни в одной области человеческой деятельности, за исключением, пожалуй, искусства, без цифр не обойтись. Как конкретно различные цифры участвуют в процессе управления и как с ними обращаться, чтобы получить в итоге обоснованные выводы поможет вам эта рабочая тетрадь по статистике.

Рабочая тетрадь состоит из двух частей: 1 часть (стр.1-стр.16) - задания и методические рекомендации к практическим занятиям, 2 часть (стр.17-22) -задания для домашней самостоятельной работы. Каждое практическое занятие относится к определенной теме курса и выполняется в рабочей тетради, домашняя самостоятельная работа выполняется в обычной тетради.

Каждому практическому занятию предшествует письменная проверочная работа по пройденному материалу.

 

Практическое занятие 1 по разделу «Статистическое наблюдение»

Задание 1.

Цель: изучение форм, видов, способов и этапов проведения статистического наблюдения

Нужно знать: классификацию статистического наблюдения

 

Цель данного исследования – изучение форм, видов и способов проведения статистического наблюдения заработной платы работников предприятия. Каждый студент, представив себя конкретным специалистом (главный бухгалтер, начальник кредитного отдела, продавец), сообщает размер предполагаемой заработной платы. Все данные записываются в таблице 1 в виде перечня цифр.

Ваша задача: классифицируйте данное статистическое наблюдение.

Таблица 1

Заработная плата тыс. (руб.):

                             
                             

 

 

Формы статистического наблюдения Виды статистического наблюдения Способы статистического наблюдения
По времени регистрации По охвату единиц совокупности
       

 

Практическое занятие 2 по разделу «Сводка и группировка статистических данных»

Задание 2.

Цель: проведение группировки по количественному признаку

Нужно знать:порядок определения числа групп и интервалов группировки

Нужно произвести группировку данных по заработной плате работников банка по данным задания 1.

Результаты проведенного исследования представляют собой ряд ни о чем не говорящих цифр. Приведение полученных результатов к удобному для анализа виду позволит разделить весь штат сотрудников на группы с разным уровнем заработной платы, что позволит сделать вывод о ее распределении. Полученные данные представьте в таблице 2.

 

Решение:

 

Задание 3.

Цель: построение ряда распределения, анализ полученных результатов.

Нужно знать: правила построения рядов распределения по количественному признаку

Для решения поставленной задачи необходимо подсчитать количество сотрудников, имеющих заработную плату в пределах каждой группы.

 

Таблица2.

  № группы     Заработная плата (тыс.руб)   Число сотрудников
     
     
     
     
     
     

Σ =

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.

Цель: проведение группировки по атрибутивному признаку

Нужно знать:порядок определения числа групп, виды группировок

Всегда очень интересно узнать, что представляет собой учебная группа как целостный коллектив (статистическая совокупность). Кто мы - спортсмены, интеллектуалы, творческие личности или…?Составив сводную характеристику наших увлечений (хобби), мы попробуем ответить на этот вопрос.

Проведение группировки по атрибутивному признаку и графическое отображение результата – наша задача.

Сначала определяем весь круг наших интересов (например: спорт, музыка, книги, путешествия и туризм и т.д.), при этом не забываем и те увлечения, которые нас не красят (курение, алкоголь и т.п.).Затем путем голосования производим подсчет общего количества студентов, которые имеют то или иное хобби. Главное условие – искренность и честность. Результаты представим в виде атрибутивного ряда распределения:

 

Таблица 4. Атрибутивный ряд распределения «Интересы студентов группы ______»

 

№ п\п     Наши интересы     Количество студентов  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Практическое занятие 3 по разделу «Способы наглядного представления статистических данных»

Задание 5.

Цель: построение графиков на примере столбиковой диаграммы

Нужно знать: виды графиков и принципы их построения

Построим столбиковую диаграмму по данным задания 4: на оси абсцисс через равные промежутки перечислим интересы (хобби), по оси ординат укажем соответствующее количество студентов. Полученные результаты представим в идее вертикальных столбиков (столбиковой диаграммы), где высота каждого столбика равна числу студентов.

 

 

 

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Цель: построение графиков на примере секторной диаграммы

Цель: построение статистических таблиц

Практическое занятие 4 по разделу «Статистические показатели»

Задание 8.

Цель: вычисление среднего уровня изучаемого явления

Нужно знать: значение средних величин, виды степенных средних величин в статистике методы расчета средних показателей.

Средняя величина является абстрактной обобщающей характеристикой совокупности. Математическая модель средней – объем признака/объем совокупности в единицах измерения признака.

Рассмотрим вычисление средних величин на предыдущем примере (таблица 2).

 

Таблица 5. Ряд распределения

 

  № группы     Заработная плата (тыс.руб)   Средняя заработная плата (тыс.руб) Число сотрудников Накопленные частоты
         
         
         
         
         
         

Σ =

 

 

В нашем случае заработная плата – значения признака – хn, число сотрудников – fn, причем значения признака представлены в виде интервалов. Для вычисления средней заработной платы, прежде всего, необходимо определить среднюю заработную плату по каждой группе по формуле средней арифметической простой, а затем среднюю заработную плату по всей совокупности применив формулу средней арифметической взвешенной:

Решение:

 

 

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________

Задание 9.

Цель: оценка степени вариации изучаемого признака

Нужно знать: понятие вариации и ее значение, абсолютные и относительные показатели вариации.

Вариация представляет собой меру колеблемости (изменчивости) отдельных значений признака от средней величины. Вычисление показателей вариации позволяет сделать вывод о том, насколько типична средняя и однородна совокупность в целом, т.е. насколько близки по значению индивидуальные значения признака, и насколько «правдива» вычисленная средняя величина изучаемого явления по совокупности.

Вычислите показатели вариации по данным задания 8.

 

 

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10.

Гистограмма

 

 

 

 

Для определения медианы строится кумулята, то есть линейный график, в котором значения признака в виде интервалов откладываются по оси абсцисс, а по оси ординат откладываются накопленные частоты (таблица 5). Накопленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот интервалов. Из середины суммы накопленных частот (ордината) опускаем перпендикуляр на линию графика, а затем из точки пересечения – перпендикуляр на ось абсцисс. Эта точка на оси и есть медиана.

Кумулята

 

 

‍‍‍

Выводы_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Практическое занятие 5 по разделу «Ряды динамики»

Задание 11.

Метод укрупнения интервалов

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Метод скользящей средней:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 10

Неделя (номер) Количество посетителей (человек) Скользящие трехнедельные суммы Трехнедельные скользящие средние
  yi Σ yi yi)/ n
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Метод аналитического выравнивания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнение прямой имеет вид

t = a 0 + a 1 t, где

t – теоретические уровни;

а 0 и а 1 – параметры прямой;

t – показатель времени (дни, месяцы, годы и т.д.).

а 0 = ∑ у

n

 

а 1 = ∑ у t

t2

t = 0

y – фактические уровни ряда динамики;

n – число уровней.

Таблица 11. Расчетные данные для определения параметров системы нормальных уравнений и выравненных теоретических значений

Неделя (номер) Количество посетителей (человек) y t t2 yt
         
           
           
           
           
           
           
           
Σ          

 

 

4. Графическое изображение тренда представить в виде линейного графика, на котором отобразить фактические и теоретические уровни явления:

 

Динамика количества посетителей магазина «Успех»

за исследуемый период (2 месяца)

 

 

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Нужно знать: виды индексов

 

Для того, чтобы изучить область применения индексного метода, рассмотрим следующую ситуацию:

Имеются данные об объемах продаж и ценах на товары за сентябрь и октябрь текущего года по двум магазинам (таблица 1 и 2).

Необходимо заполнить таблицу и сделать анализ работы данных магазинов.

Таблица 12.

Магазин «Камелия»

Вид продукции Единицы измерения Объем продаж     Цена за единицу продукции (руб) Динамика Стоимость продукции (руб)
сентябрь     октябрь сентябрь октябрь объем цена сентябрь октябрь  
нитки для вязания моток                  
ножницы штука                    
тесьма метр                    
набор для вышивания комплект                  
Итого                      

 

 

Таблица 13.

Магазин «Успех»

Вид продукции Единицы измерения Объем продаж     Цена за единицу продукции (руб) Динамика Стоимость продукции (руб)
сентябрь     октябрь сентябрь октябрь объем цена сентябрь октябрь  
печенье пачка                  
конфеты килограмм                  
пирожное штука                  
сок бутылка                  
Итого                    

 

 

Решение:

 

Выводы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Существует еще один способ вычисления общих индексов - общие индексы как средние из индивидуальных индексов. К ним относятся среднеарифметический индекс физического объема и среднегармонический индекс цены. Эти индексы вычисляются в тех случаях, когда в условии задач отсутствуют некоторые данные.

Задание 14. Используя знание формул общих индексов как средних из индивидуальных, решим следующие задачи: (таблица 14 и таблица 15)

Таблица 14

Магазин «Камелия»

Вид продукции Единицы измерения Изменение объема продаж в октябре по сравнению с октябрем (%) Стоимость продукции (руб) в сентябре  
нитки для вязания моток    
ножницы штука      
тесьма метр      
набор для вышивания комплект    
Итого        

 

Решение:

 

Таблица15.

Магазин «Успех»

Вид продукции Единицы измерения Объем продаж (руб.) в октябре   Изменение цены на продукцию в октябре по сравнению с сентябрем (%)  
 
печенье пачка   без изменений  
конфеты килограмм   +4  
пирожное штука   +10  
сок бутылка   без изменений  
Итого        

 

Решение:

 

Таблица 16 Формулы расчета средних ошибок выборочной доли

И выборочной средней

Метод отбора выборки Средняя ошибка
  выборочной доли выборочной средней
Механический и собственно–случайный повторный      
  Механический и собственно–случайный бесповторный      
Серийный при бесповторном отборе серий  
Типический при повторном случайном отборе внутри групп      
Типический при бесповторном случайном отборе внутри групп    

 

 

Таблица 17 Формулы расчета объема выборки

  Метод отбора выборки   Объем выборки или число серий для определения
    выборочной доли   выборочной средней
  Механический и собственно–случайный повторный      
Механический и собственно–случайный бесповторный      
  Серийный при бесповторном отборе серий    
Типический при повторном случайном отборе внутри групп
Типический при бесповторном случайном отборе внутри групп    

 

Задание 15.

Для определения скорости расчетов с креди­торами предприятий корпорации в коммерческом банке бы­ла проведена случайная выборка 100 платежных документов, по которым средний срок перечисления и получения денег оказался равным 22 дням (х= 22) со стандартным отклоне­нием 6 дней (S = 6). Необходимо с вероятностью Р = 0,954 определить пре­дельную ошибку выборочной средней и доверительные пределы средней продолжительности расчетов предприятий данной корпорации.

 

Решение:

 

 

Задание 16.

В городе А проживает 10 тыс.семей. С помощью механической выборки предполагается определить долю семей с тремя детьми и более. Какова должна быть численность выборки. чтобы с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превышала 0,02. если на основе предыдущих обследований известно, что дисперсия равна 0,2?

 

Решение:

 

 

Самостоятельная работа 1

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

 

 

Задача 1

Составьте анкету опроса студентов в целях выяснения:

а) их возрастного и полового состава, семейного положения,

б) их оценки качества преподавания отдельных дисциплин и мастерства преподавателей;

в) бюджета их времени и использования свободного времени;

г) их бытовых условий и материального положения.

д) успеваемости, научных интересов;

е) их владения навыками самостоятельной работы.

 

Самостоятельная работа 2

 

СВОДКА И ГРУППИРОВКА

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

 

Задача № 2

Произведите анализ работы 30 магазинов одного из регионов применяя метод группировок.

Имеются следующие данные о работе продовольственных магазинов за отчетный период (цифры условные, млн. руб.).

№ магазина Среднесписочная численность, чел. Товарооборот
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Самостоятельная работа 3

 

Задача 3

Имеются данные по 30 предприятиям одной из отраслей промышленности за год:

№ пред-прия-тия Выпуск продукции, млн. руб. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. Численность работающих, чел. Потери рабочего времени, тыс. чел.-дн. Прибыль млн. руб.
  65,0 54,6   66,0 15,7
  78,0 73,6   44,0 18,0
  41,0 42,0   91,0 12,1
  54,0 46,0   78,0 13,8
  66,0 62,0   57,4 15,5
  80,0 68,4   42,0 17,9
  45,0 36,0   100,0 12,8
  57,0 49,6   79,8 14,2
  67,0 62,4   57,0 15,9
  81,0 71,2   38,0 17,6
  92,0 78,8   23,1 18,2
  48,0 51,0   112,0 13,0
  59,0 60,8   72,0 16,5
  68,0 69,0   55,7 16,2
  83,0 70,4   36,0 16,7
  52,0 50,0   85,2 14,6
  62,0 55,0   72,8 14,8
  69,0 58,4   54,6 16,1
  85,0 83,2   37,0 16,7
  70,0 75,2   56,4 15,8
  71,0 67,2   56,0 16,4
  64,0 64,2   70,4 15,0
  72,0 65,0   53,6 16,5
  88,0 76,2   34,9 18,5
  73,0 68,0   55,4 16,4
  74,0 65,6   52,0 16,0
  96,0 87,2   20,4 19,1
  75,0 71,8   53,1 16,3
  101,0 96,0   12,0 19,6
  76,0 69,2   46,0 17,2

 

Постройте ряды распределения предприятий по:

1 вариант: выпуску продукции;

2 вариант: численности работающих;

3 вариант: потерям рабочего времени;

4 вариант: прибыли.

По ряду распределения постройте графики: полигон распределения, гистограмму. Сделайте выводы.

Самостоятельная работа 4

 

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

 

Задача 4

При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные по населению одного из регионов России, млн. чел.

 

Годы Население
Всего из них:
Городское Сельское
  34,9 24,9 10,0
  34,5 24,4 10,1
  35,5 25,1 10,4
  25,6 18,3 7,3
  27,8 19,8 8,0
  24,5 17,8 6,7

 

Задача 5

По данным о численности работников научных организаций (тыс. чел.) в России за 1993-1996 гг. постройте столбиковые и секторные диаграммы:

Годы Все работники основной деятельности В том числе
специалисты, выполнявшие научные исследования и разработки вспомогательный персонал прочие
  1315,0 778,8 379,4 156,8
  1106,3 640,8 291,3 174,2
  990,7 572,6 260,0 158,2

 

 

Самостоятельная работа 5

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Задача 6

 

Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ:

         
Произведено бумаги, млн. т.        

 

Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь.

 

Задача 7

Торговая фирма планировала в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличить оборот на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите относительный показатель динамики оборота.

 

Задача 8

Имеются следующие данные о внешнеторговом обороте России со странами дальнего зарубежья и СНГ, млн. дол.:

  IV квартал 1995 г. I квартал 1996 г.
Экспорт    
Импорт    

 

Вычислите относительные показатели структуры и координации.

 

Самостоятельная работа 6

 

 

Средние величины в статистике.

Задача 9

Имеются данные страховых организаций области о числе заключенных договоров по личному добровольному страхованию.

№ группы Число договоров, тыс. Число страховых организаций
  x f
I    
II    
III    
IV    
V    
Итого  

 

Определить среднее число заключенных договоров в расчете на одну страховую организацию области и показатели вариации

Задача 10

По данным выборочного наблюдения имеется следующее распределение фермерских хозяйств района по размерам угодий:

 

№ группы Хозяйства по размерам угодий, га Число хозяйств
  x f
I До 40  
II 40 – 50  
III 50 – 60  
IV 60 – 70  
V Свыше 70  
Итого  

Определить средний размер угодья на одно фермерское хозяйство по району и показатели вариации

Самостоятельная работа 7

РЯДЫ ДИНАМИКИ В СТАТИСТИКЕ

Задача 11

Имеются следующие данные о производстве продукции предприятия за 1992-1997 гг. (в сопоставимых ценах), млн. руб.

 

1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
           

 

Определить аналитические показатели ряда динамики производства продукции предприятия за 1992-1997 гг.:

1) абсолютные приросты;

2) темпы роста;

3) темпы прироста;

4) абсолютное значение одного процента прироста, а также средние обобщающие показатели ряда динамики.

Задача 12

По исходным данным задачи 1 исчислить среднегодовой темп роста и прироста производства продукции за исследуемый период.

 

 

Самостоятельная работа 8

Задача 13

Имеются данные о потреблении овощей по области за 1989-1997 гг. на одного члена домохозяйства в месяц, кг.

1989 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
10,0 10,7 12,0 10,3 12,9 16,3 15,6 17,8 18,0

 

Выявить основную тенденцию потребления овощей за 1989-1997 гг.:

1) методом скользящей средней;

2) методом аналитического выравнивания.

Самостоятельная работа 9

 

 

ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ

Задача 14

Имеются следующие данные о проданных товарах:

 

Товары Единица измерения Количество, тыс. ед. Цена, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А Кг        
Б Л        

Определить:

1) индивидуальные индексы объемов продаж в натуральном выражении, цен и товарооборота;

2) агрегатные индексы физического объема;

3) агрегатные индексы цен по формулам Пааше и Ласпейреса;

4) общий индекс товарооборота;

5) абсолютные приросты товарооборота за счет изменения объемов продаж, цен и за счет совместного действия обоих факторов.

Показать взаимосвязь между общими индексами и между абсолютными приростами товарооборота.

 

Задача 15

Имеются следующие производственные показатели по предприятию:

 

Вид продукции Изменение объема выпуска продукции в III квартале по сравнению с I кварталом, % Общие затраты рабочего времени на производство продукции в I квартале, тыс. чел.-час.
КЛ-1 -8  
МН-6 +2  

 

Определить:

1) на сколько процентов изменился выпуск продукции по двум видам;

2) как изменилась трудоемкость продукции, если общие затраты времени на ее производство в III квартале снизились на 10%;

3) экономию рабочего времени в результате среднего снижения трудоемкости.

 

Самостоятельная работа 10

 

Задача 16

Среди выборочно обследованных 1000 семей региона по уровню душевого дохода (выборка 2%-ная, механическая) малообеспеченных оказалось 300 семей.

Требуется с вероятностью 0,997 определить долю малообеспеченных семей во всем регионе.

 

 

 

 

Литература

Основная литература

1. Общая теория статистики Учебное пособие для Вузов

Под ред. Башиной О.Э..- М.: Финансы и статистика,2000-440 с.

2. Гусаров В.М. Теория статистики

Учебное пособие для Вузов.- М: Аудит ЮНИТИ, 1998-247 с.

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики

Учебное пособие для Вузов.- М.: Финансы и статистика, 2001-480 с.

4. Общая теория статистики Учебное пособие для Вузов

Под ред. Башиной О.Э..- М.: Финансы и статистика,2000-440 с.

5. Толстик Н.В. Статистика-Ростов-на-Дону:

Изд-во «Феникс», 2000-480 с.

6. Теория статистики Учебное пособие для Вузов.- М.:

Финансы и статистика, 1999-560 с.

 

Дополнительная литература

1. Громыко Г.Л. Общая теория статистики Практикум. – М.: ИНФОРМ, 1999-89 с.

2. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит банка.- Ростов-на-Дона:

Феникс, 2000-448 с.

3. Практикум по статистике Уч. пособие для Вузов Под ред. С.М. Симчеры.- М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999-259 с.

4. Статистика. Чусова Т.О. Учебное пособие для студентов СПО, г.Пермь, 2005

 

 

Год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.823 с.)