Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждому практическому занятию предшествует письменная проверочная работа по пройденному материалу.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Год Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для того, чтобы действовать; для того, чтобы проверять.» Р. Дюма
Пояснительная записка
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Развитие рыночных отношений в стране поставило перед статистикой новую задачу — реформирование общеметодологических и организационных основ статистической теории и практики. Улучшение хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли статистики и повышением научного уровня статистических исследований. Главной задачей статистики является исчисление и анализ статистических показателей, благодаря чему органы управления получают всестороннюю характеристику управляемых объектов, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия и их подразделения. Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики. Она является общепрофессиональной учебной дисциплиной, формирующей необходимые профессиональные знания у экономистов, менеджеров, коммерсантов, руководителей предприятий. Уважаемые студенты! Согласитесь, что практически ни в одной области человеческой деятельности, за исключением, пожалуй, искусства, без цифр не обойтись. Как конкретно различные цифры участвуют в процессе управления и как с ними обращаться, чтобы получить в итоге обоснованные выводы поможет вам эта рабочая тетрадь по статистике. Рабочая тетрадь состоит из двух частей: 1 часть (стр.1-стр.16) - задания и методические рекомендации к практическим занятиям, 2 часть (стр.17-22) -задания для домашней самостоятельной работы. Каждое практическое занятие относится к определенной теме курса и выполняется в рабочей тетради, домашняя самостоятельная работа выполняется в обычной тетради. Каждому практическому занятию предшествует письменная проверочная работа по пройденному материалу.
Практическое занятие 1 по разделу «Статистическое наблюдение» Задание 1. Цель: изучение форм, видов, способов и этапов проведения статистического наблюдения Нужно знать: классификацию статистического наблюдения
Цель данного исследования – изучение форм, видов и способов проведения статистического наблюдения заработной платы работников предприятия. Каждый студент, представив себя конкретным специалистом (главный бухгалтер, начальник кредитного отдела, продавец), сообщает размер предполагаемой заработной платы. Все данные записываются в таблице 1 в виде перечня цифр. Ваша задача: классифицируйте данное статистическое наблюдение. Таблица 1 Заработная плата тыс. (руб.):
Практическое занятие 2 по разделу «Сводка и группировка статистических данных» Задание 2. Цель: проведение группировки по количественному признаку Нужно знать:порядок определения числа групп и интервалов группировки Нужно произвести группировку данных по заработной плате работников банка по данным задания 1. Результаты проведенного исследования представляют собой ряд ни о чем не говорящих цифр. Приведение полученных результатов к удобному для анализа виду позволит разделить весь штат сотрудников на группы с разным уровнем заработной платы, что позволит сделать вывод о ее распределении. Полученные данные представьте в таблице 2.
Решение:
Задание 3. Цель: построение ряда распределения, анализ полученных результатов. Нужно знать: правила построения рядов распределения по количественному признаку Для решения поставленной задачи необходимо подсчитать количество сотрудников, имеющих заработную плату в пределах каждой группы.
Таблица2.
Σ = Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Цель: проведение группировки по атрибутивному признаку Нужно знать:порядок определения числа групп, виды группировок Всегда очень интересно узнать, что представляет собой учебная группа как целостный коллектив (статистическая совокупность). Кто мы - спортсмены, интеллектуалы, творческие личности или…?Составив сводную характеристику наших увлечений (хобби), мы попробуем ответить на этот вопрос. Проведение группировки по атрибутивному признаку и графическое отображение результата – наша задача. Сначала определяем весь круг наших интересов (например: спорт, музыка, книги, путешествия и туризм и т.д.), при этом не забываем и те увлечения, которые нас не красят (курение, алкоголь и т.п.).Затем путем голосования производим подсчет общего количества студентов, которые имеют то или иное хобби. Главное условие – искренность и честность. Результаты представим в виде атрибутивного ряда распределения:
Таблица 4. Атрибутивный ряд распределения «Интересы студентов группы ______»
Практическое занятие 3 по разделу «Способы наглядного представления статистических данных» Задание 5. Цель: построение графиков на примере столбиковой диаграммы Нужно знать: виды графиков и принципы их построения Построим столбиковую диаграмму по данным задания 4: на оси абсцисс через равные промежутки перечислим интересы (хобби), по оси ординат укажем соответствующее количество студентов. Полученные результаты представим в идее вертикальных столбиков (столбиковой диаграммы), где высота каждого столбика равна числу студентов.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Цель: построение графиков на примере секторной диаграммы Цель: построение статистических таблиц Практическое занятие 4 по разделу «Статистические показатели» Задание 8. Цель: вычисление среднего уровня изучаемого явления Нужно знать: значение средних величин, виды степенных средних величин в статистике методы расчета средних показателей. Средняя величина является абстрактной обобщающей характеристикой совокупности. Математическая модель средней – объем признака/объем совокупности в единицах измерения признака. Рассмотрим вычисление средних величин на предыдущем примере (таблица 2).
Таблица 5. Ряд распределения
Σ =
В нашем случае заработная плата – значения признака – хn, число сотрудников – fn, причем значения признака представлены в виде интервалов. Для вычисления средней заработной платы, прежде всего, необходимо определить среднюю заработную плату по каждой группе по формуле средней арифметической простой, а затем среднюю заработную плату по всей совокупности применив формулу средней арифметической взвешенной: Решение:
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________ Задание 9. Цель: оценка степени вариации изучаемого признака Нужно знать: понятие вариации и ее значение, абсолютные и относительные показатели вариации. Вариация представляет собой меру колеблемости (изменчивости) отдельных значений признака от средней величины. Вычисление показателей вариации позволяет сделать вывод о том, насколько типична средняя и однородна совокупность в целом, т.е. насколько близки по значению индивидуальные значения признака, и насколько «правдива» вычисленная средняя величина изучаемого явления по совокупности. Вычислите показатели вариации по данным задания 8.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Гистограмма
Для определения медианы строится кумулята, то есть линейный график, в котором значения признака в виде интервалов откладываются по оси абсцисс, а по оси ординат откладываются накопленные частоты (таблица 5). Накопленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот интервалов. Из середины суммы накопленных частот (ордината) опускаем перпендикуляр на линию графика, а затем из точки пересечения – перпендикуляр на ось абсцисс. Эта точка на оси и есть медиана. Кумулята
Выводы_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Практическое занятие 5 по разделу «Ряды динамики» Задание 11. Метод укрупнения интервалов Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Метод скользящей средней:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Таблица 10
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Метод аналитического выравнивания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уравнение прямой имеет вид t = a 0 + a 1 t, где t – теоретические уровни; а 0 и а 1 – параметры прямой; t – показатель времени (дни, месяцы, годы и т.д.). а 0 = ∑ у n
а 1 = ∑ у t ∑ t2 ∑ t = 0 y – фактические уровни ряда динамики; n – число уровней. Таблица 11. Расчетные данные для определения параметров системы нормальных уравнений и выравненных теоретических значений
4. Графическое изображение тренда представить в виде линейного графика, на котором отобразить фактические и теоретические уровни явления:
Динамика количества посетителей магазина «Успех» за исследуемый период (2 месяца)
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нужно знать: виды индексов
Для того, чтобы изучить область применения индексного метода, рассмотрим следующую ситуацию: Имеются данные об объемах продаж и ценах на товары за сентябрь и октябрь текущего года по двум магазинам (таблица 1 и 2). Необходимо заполнить таблицу и сделать анализ работы данных магазинов. Таблица 12. Магазин «Камелия»
Таблица 13. Магазин «Успех»
Решение:
Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существует еще один способ вычисления общих индексов - общие индексы как средние из индивидуальных индексов. К ним относятся среднеарифметический индекс физического объема и среднегармонический индекс цены. Эти индексы вычисляются в тех случаях, когда в условии задач отсутствуют некоторые данные. Задание 14. Используя знание формул общих индексов как средних из индивидуальных, решим следующие задачи: (таблица 14 и таблица 15) Таблица 14 Магазин «Камелия»
Решение:
Таблица15. Магазин «Успех»
Решение:
Таблица 16 Формулы расчета средних ошибок выборочной доли И выборочной средней
Таблица 17 Формулы расчета объема выборки
Задание 15. Для определения скорости расчетов с кредиторами предприятий корпорации в коммерческом банке была проведена случайная выборка 100 платежных документов, по которым средний срок перечисления и получения денег оказался равным 22 дням (х= 22) со стандартным отклонением 6 дней (S = 6). Необходимо с вероятностью Р = 0,954 определить предельную ошибку выборочной средней и доверительные пределы средней продолжительности расчетов предприятий данной корпорации.
Решение:
Задание 16. В городе А проживает 10 тыс.семей. С помощью механической выборки предполагается определить долю семей с тремя детьми и более. Какова должна быть численность выборки. чтобы с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превышала 0,02. если на основе предыдущих обследований известно, что дисперсия равна 0,2?
Решение:
Самостоятельная работа 1 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Задача 1 Составьте анкету опроса студентов в целях выяснения: а) их возрастного и полового состава, семейного положения, б) их оценки качества преподавания отдельных дисциплин и мастерства преподавателей; в) бюджета их времени и использования свободного времени; г) их бытовых условий и материального положения. д) успеваемости, научных интересов; е) их владения навыками самостоятельной работы.
Самостоятельная работа 2
СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Задача № 2 Произведите анализ работы 30 магазинов одного из регионов применяя метод группировок. Имеются следующие данные о работе продовольственных магазинов за отчетный период (цифры условные, млн. руб.).
Самостоятельная работа 3
Задача 3 Имеются данные по 30 предприятиям одной из отраслей промышленности за год:
Постройте ряды распределения предприятий по: 1 вариант: выпуску продукции; 2 вариант: численности работающих; 3 вариант: потерям рабочего времени; 4 вариант: прибыли. По ряду распределения постройте графики: полигон распределения, гистограмму. Сделайте выводы. Самостоятельная работа 4
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Задача 4 При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные по населению одного из регионов России, млн. чел.
Задача 5 По данным о численности работников научных организаций (тыс. чел.) в России за 1993-1996 гг. постройте столбиковые и секторные диаграммы:
Самостоятельная работа 5 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Задача 6
Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ:
Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь.
Задача 7 Торговая фирма планировала в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличить оборот на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите относительный показатель динамики оборота.
Задача 8 Имеются следующие данные о внешнеторговом обороте России со странами дальнего зарубежья и СНГ, млн. дол.:
Вычислите относительные показатели структуры и координации.
Самостоятельная работа 6
Средние величины в статистике. Задача 9 Имеются данные страховых организаций области о числе заключенных договоров по личному добровольному страхованию.
Определить среднее число заключенных договоров в расчете на одну страховую организацию области и показатели вариации Задача 10 По данным выборочного наблюдения имеется следующее распределение фермерских хозяйств района по размерам угодий:
Определить средний размер угодья на одно фермерское хозяйство по району и показатели вариации Самостоятельная работа 7 РЯДЫ ДИНАМИКИ В СТАТИСТИКЕ Задача 11 Имеются следующие данные о производстве продукции предприятия за 1992-1997 гг. (в сопоставимых ценах), млн. руб.
Определить аналитические показатели ряда динамики производства продукции предприятия за 1992-1997 гг.: 1) абсолютные приросты; 2) темпы роста; 3) темпы прироста; 4) абсолютное значение одного процента прироста, а также средние обобщающие показатели ряда динамики. Задача 12 По исходным данным задачи 1 исчислить среднегодовой темп роста и прироста производства продукции за исследуемый период.
Самостоятельная работа 8 Задача 13 Имеются данные о потреблении овощей по области за 1989-1997 гг. на одного члена домохозяйства в месяц, кг.
Выявить основную тенденцию потребления овощей за 1989-1997 гг.: 1) методом скользящей средней; 2) методом аналитического выравнивания. Самостоятельная работа 9
ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ Задача 14 Имеются следующие данные о проданных товарах:
Определить: 1) индивидуальные индексы объемов продаж в натуральном выражении, цен и товарооборота; 2) агрегатные индексы физического объема; 3) агрегатные индексы цен по формулам Пааше и Ласпейреса; 4) общий индекс товарооборота; 5) абсолютные приросты товарооборота за счет изменения объемов продаж, цен и за счет совместного действия обоих факторов. Показать взаимосвязь между общими индексами и между абсолютными приростами товарооборота.
Задача 15 Имеются следующие производственные показатели по предприятию:
Определить: 1) на сколько процентов изменился выпуск продукции по двум видам; 2) как изменилась трудоемкость продукции, если общие затраты времени на ее производство в III квартале снизились на 10%; 3) экономию рабочего времени в результате среднего снижения трудоемкости.
Самостоятельная работа 10
Задача 16 Среди выборочно обследованных 1000 семей региона по уровню душевого дохода (выборка 2%-ная, механическая) малообеспеченных оказалось 300 семей. Требуется с вероятностью 0,997 определить долю малообеспеченных семей во всем регионе.
Литература Основная литература 1. Общая теория статистики Учебное пособие для Вузов Под ред. Башиной О.Э..- М.: Финансы и статистика,2000-440 с. 2. Гусаров В.М. Теория статистики Учебное пособие для Вузов.- М: Аудит ЮНИТИ, 1998-247 с. 3. Елисеева И.И. Общая теория статистики Учебное пособие для Вузов.- М.: Финансы и статистика, 2001-480 с. 4. Общая теория статистики Учебное пособие для Вузов Под ред. Башиной О.Э..- М.: Финансы и статистика,2000-440 с. 5. Толстик Н.В. Статистика-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000-480 с. 6. Теория статистики Учебное пособие для Вузов.- М.: Финансы и статистика, 1999-560 с.
Дополнительная литература 1. Громыко Г.Л. Общая теория статистики Практикум. – М.: ИНФОРМ, 1999-89 с. 2. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит банка.- Ростов-на-Дона: Феникс, 2000-448 с. 3. Практикум по статистике Уч. пособие для Вузов Под ред. С.М. Симчеры.- М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999-259 с. 4. Статистика. Чусова Т.О. Учебное пособие для студентов СПО, г.Пермь, 2005
Год Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для т
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.014 с.) |