Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра теории и технологии социальной работы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра теории и технологии социальной работы
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР _______________А.Г. Кажаров «__»_____________20______ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В22 «Гендерология и феминология» Направление 040400.62 – Социальная работа Профиль «Социальная работа в системе социальных служб» Степень «Бакалавр социальной работы» Форма обучения: Очная, заочная Нальчик 2014 Гукетлова Л.Х. Старший преподаватель
Рабочая программа по дисциплине Б3.В22 «Гендерология и феминология», составленный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.62 Социальная работа
Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Изучается на 3 курсе в 6 семестре. Рабочая программа по дисциплине Б3.В22 «Гендерология и феминология», утверждена на заседании кафедры теории и технологии социальной работы Протокол № __ от «______» __09_____ 2014 г. Зав. кафедрой ___________А.М. Кумыков
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и технологии социальной работы СГИ КБГУ
Оглавление 1. Цели и задачи освоения дисциплины 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3. Общая трудоемкость дисциплины 4. Структура и содержание дисциплины Распределение часов по разделам, темам и видам занятий 4.2. Содержание учебной дисциплины Тематика лекций семинарских занятий 5. Учебно-методическое обеспечение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов 5.1.. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 5.2. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 5.2.1.Текущая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений 5.2.3.Самостоятельная работа творческого характера (написание реферата): 5.2.4. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа 5.2.5. Темы и задания для самостоятельной работы студентов. Образовательные технологии 7.Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине 8. Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
. ВВЕДЕНИЕ Изучение гендерологии и феминологии выступает необходимым элементом в подготовке современного специалиста в области социальной работы. Актуальность анализа и управления гендерными отношениями в обществе признана сегодня как на международном (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), так и на национальном уровне (Национальный план действий по улучшения положения женщин и повышению их роли в обществе). Гендерные аспекты социальной работы выступают прямым продолжением гендерных отношений, сложившихся в обществе, поэтому социальный заказ на гендерно-ориентированную социальную работу – это следствие развития в обществе идеологии гендерного равенства. В процессе изучения данного курса студенты получат навыки анализа социальной политики через призму гендерных отношений, сформируется представление о состоянии отечественных и зарубежных исследований. Освоение курса способствует формированию чувствительности при анализе социальных проблем. Учебный курс «Гендерология и феминология» дает общий обзор проблем в гендерных отношениях – занятости, образования, насилия, доступа к принятию решения, прав человека и возможностей для их реализации. Также рассматриваются методические вопросы анализа гендерных проблем и поиска решений - гендерная статистика, гендерный анализ. Особенность данного курса – ярко выраженный междисциплинарный характер. Для его освоения студентам потребуются знания практически из всех областей гуманитарного знания – психологии, социологии, культурологи, демографии, истории и других. 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель курса – дать студентам и слушателям представление об основах гендерного анализа, о гендерных проблемах современного общества и на этой основе развить у них гендерную чувствительность. Это, в свою очередь, будет способствовать ослаблению и изменению у будущих социальных работников традиционных гендерных стереотипов и формированию у них эгалитарных установок в сфере гендерных отношений. Освоение курса «Гендерология и феминология» будет способствовать: - подготовке широко образованных, демократически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных проблем, существующих в сфере гендерных отношений; - приобретению студентами навыков гендерной экспертизы социальных программ и проектов. Задачи курса: - раскрыть специфику предмета и методов гендерных исследований; - дать представление о ключевых проблемах гендерных отношений, существующих в нашей стране; - охарактеризовать феминизм как научную теорию и общественное движение, показать взаимосвязь и взаимообусловленность феминизма и гендерных исследований; - обосновать возможность и необходимость использования гендерного подхода в социальной работе; - показать международные аспекты гендерных проблем, гендерных исследований и гендерно-ориентированных целевых социальных программ.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины - Владеть культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выборе путей ее достижения (ОК-1); - владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18); - быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социо-инженерных и социо-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19); - быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социо-культурного развития общества (ПК-1); - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13); - быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечения благополучия (ПК-23). 2.1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - знать историю становления и современное состояние гендерной теории за рубежом и в России, - уметь анализировать с позиций гендерной теории социальные процессы и явления, происходящие в современном российском обществе; - использовать полученные в области гендерологии и феминологии знания в своей будущей профессиональной деятельности.
3. Общая трудоемкость дисциплины Дисциплина относится к вариативной (профильной) части. Изучается в 6-м семестре. Дисциплина имеет объем 3 зачетные единицы – 144 академических часов. Из них аудиторных – 54: лекции (ЛК) – 18, практические занятия (ПР) – 36, Самостоятельная работа студентов (СРС) – 63, в т. ч. интерактивных -14. Итоговый контроль – экзамен-27ч. Раздел 1. Методологические основы курса. Тема 2:Феминизм: основные этапы развития феминистского движения. Исторический и социально-политический контекст возникновения феминизма в Англии. Эволюция теории феминизма в европейских странах и Америке. Основные направления развития феминизма. Либеральный и радикальный феминизм. Феминистское движение 20 века. Темы рефератов 1. Исторические, экономические и политические предпосылки возникновения феминизма. 2. Олимпия де Гуж о роли женщины в обществе. 3. Сравнительный анализ развития феминистских идей в России и на Западе. 4. Феминистские идеи Н.Г.Чернышевского. 5. Образ женщины в русской литературе 19 века. 6. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин. 7. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения 8. Государственная политика репродуктивного здоровья. 9. Мифы и предрассудки о женщине. 10. Кризис «сильного пола» и особенности психологических проблем мужчин. 11. Женский бизнес в России: трудности развития. 12. Проблемы гендерного воспитания в неполных семьях. 5.2.4.. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР), ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. · Презентация учебного материала на семинарском занятии в вузе. · Выступление на научно-практической конференции в коллективе, учреждении, предприятии, общественной организации. · Вклад в практическую деятельность предприятия, на котором студент проходит практику. · Выступление на научно-теоретическом семинаре (кружке) НСО. · Выступление на научно-практической конференции в вузе. · Участие в НИР вуза. 5.2.5. Темы и задания для самостоятельной работы студентов. Образовательные технологии Предполагается использовать методы и формы организации обучения и приводится описание образовательных технологий, которые обеспечат достижение планируемых результатов освоения модуля (дисциплины). Перечень форм и методов организации обучения может быть расширен. o Проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий. o Обеспечение студентов раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы по усвоению учебного курса.
7.1. Интерактивные образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров социальной работы, в ходе изучения темы предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий составляет 20% общего объема аудиторных занятий (14 ч)
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие методы и формы активизации деятельности: - изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий; - самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet -ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы; - дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения; - опережающая СРС как форма углубленного изучения и закрепления знаний, а также развитие практических умений, заключающаяся в работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме зачетного реферата, выполнении домашних заданий, изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовке к итоговому контролю; - индивидуальный подход как средство мотивации студента к обучению. 7.Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Гендерология и феминология» 1.Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине «Гендерология и феминология»
2. В соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе в КБГУ в течение семестра студенты трижды проходят рубежную аттестацию: соответственно 1-я контрольная точка(5-6 недели семестра), 2-я – 11-12 недели и 3-я 10-17 недели. По итогам контрольных мероприятий студент может получить 7 баллов на семинарских занятиях, 7 баллов на коллоквиуме, 6 баллов на тестировании. Вопросы к коллоквиуму 1-й рейтинговой точки 1. Феминология как наука. Объект и предмет исследования. 2. Основные категории феминологии (феминизм, матриархат, патриархат, маскулинность, феминность). 3. Связь феминологии с другими общественными науками. 4. Истоки феминистской мысли 5. Представительницы раннего феминизма 6. Развитие феминизма в 18 веке. 7. Основные направления феминистской теории в 19 веке. 8. Феминистское движения в начале 20 века. 9. Вторая волна феминистского движения в 60-х гг. 20 века: неофеминизм. 10. Социальный статус женщин в традиционном российском обществе. 11 Возникновение феминистских идей в России. 12. Этапы женского движения в России. 13. Советский вариант «государственного феминизма» 14. Возрождение феминизма в СССР в 60-е гг. 15. Трансформация гендерных отношений в постсоветский период. Вопросы к коллоквиуму 2-й рейтинговой точки 1. История вопроса прав женщин в контексте прав человека. 2.. Международные договоры в области прав женщин и их классификация. 3. Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Международная защита коллективных прав женщин. 4. Международные конвенции по гуманитарному праву. 5. Общее и особенное в процессе социализации мужчин и женщин. 6. Культура пола:маскулинность и феминность. 7. Патриархат как форма гендерного неравенства. 8. Гедер и религия. 9. Теоретические предпосылки мужских исследований. 10. Особенности социальных проблем мужчин в России. 11. Пути решения проблем сильного пола Вопросы к коллоквиуму 3-й рейтинговой точки 1. Гендерная ассиметрия и проблемы гендерной дискриминации в сфере труда. 2. Российская женщина в бизнесе. 3. Гендерный подход как фактор политической культуры. 4. Гендерная ассиметрия в сфере политики и государственной власти. 5. Женское движение в современной России как фактор политической жизни. 6. Репродуктивные и сексуальные права женщин как объект гендерного исследования. 7. Репродуктивные установки современных российских женщин 8. Современная Российская семья: жизненные стратегии мужчин и женщин 9. Семейное насилие как социальная проблема 10. Женщины, мужчины и дети как объекты жестокого обращения 11. Особенности социальной работы с гендерными группами, испытывающими жестокое обращение в семье. 12. Гендерный аспект социальной работы с пожилыми. 13. Гендерный подход в социальной работе с подростками и молодежью. 14. Гендерные аспекты инвалидности. 7.1. Контроль знаний студентов Формы текущего контроля Текущий контроль знаний осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и проверки отчетов студентов после каждого занятия. 7.1.2 Формы промежуточного контроля по дисциплине Промежуточный контроль знаний по дисциплине – в конце 1 семестра в форме экзамена для очной формы обучения. 8. Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины 8.1. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу
1. Феминология как наука. Объект и предмет исследования. 2. Основные категории феминологии (феминизм, матриархат, патриархат, маскулинность, феминность). 3. Связь феминологии с другими общественными науками. 4. Истоки феминистской мысли 5. Представительницы раннего феминизма 6. Развитие феминизма в 18 веке. 7. Основные направления феминистской теории в 19 веке. 8. Феминистское движения в начале 20 века. 9. Вторая волна феминистского движения в 60-х гг. 20 века: неофеминизм. 10. Социальный статус женщин в традиционном российском обществе. 11 Возникновение феминистских идей в России. 12. Этапы женского движения в России. 13. Советский вариант «государственного феминизма» 14. Возрождение феминизма в СССР в 60-е гг. 15. Трансформация гендерных отношений в постсоветский период. 16. История вопроса. 17. Международные договоры в области прав женщин и их классификация. 18. Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Международная защита коллективных прав женщин. 19. Международные конвенции по гуманитарному праву. 20. Общее и особенное в процессе социализации мужчин и женщин. 21. Культура пола:маскулинность и феминность. 22. Патриархат как форма гендерного неравенства. 23. Гедер и религия. 24. Теоретические предпосылки мужских исследований. 25. Особенности социальных проблем мужчин в России. 26. Пути решения проблем сильного пола 27. Гендерная ассиметрия и проблемы гендерной дискриминации в сфере труда. 28. Российская женщина в бизнесе. 29. Гендерный подход как фактор политической культуры. 30. Гендерная ассиметрия в сфере политики и государственной власти. 31. Женское движение в современной России как фактор политической жизни. 32.Репродуктивные и сексуальные права женщин как объект гендерного исследования. 33. Репродуктивные установки современных российских женщин 34. Современная Российская семья: жизненные стратегии мужчин и женщин 35. Семейное насилие как социальная проблема 36. Женщины, мужчины и дети как объекты жестокого обращения 37.Особенности социальной работы с гендерными группами, испытывающими жестокое обращение в семье. 38. Гендерный аспект социальной работы с пожилыми. 39. Гендерный подход в социальной работе с подростками и молодежью. 40. Гендерные аспекты инвалидности. 8.2. Критерии оценки знаний студентов на экзамене Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ и руководящих документов обучения. «ОТЛИЧНО» ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и рекомендованную литературу, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы. «ХОРОШО» ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов и разбирается в рекомендованной литературе. «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в рекомендованной литературе, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно. «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы и не знает рекомендованной литературы. Требования к оценке: o оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого; o оценка должна выполнять стимулирующую функцию; o оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: o объем, степень систематизации и глубины знаний; o понимание материала, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом; o действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебноепособие. М. 2011.. /URL/ support/knigafund 2. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник Изд.: Дашков и К, 2009 г. 3. Петрова Р.Г.Гендерология и феминология: Учебное пособие. Изд.: Дашков и К, 2009 г 4. Социальная политика и социальная работа: гендерный аспект. Учебное пособие. М. 2010 Дополнительная литература Журналы 1. Социологические исследования. 2. Отечественный журнал социальной работы. 3. Работник социальной службы. 4. Социология и социальная политика 5. Женщина- плюс. Интернет-ресурсы 1. Электронная библиотека «Книгафонд»/ htth://www/ support/knigafund 2. Каталогэлектронных библиотекhtth://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html/ 3. Электронная библиотека Ихтикаhtth:// ihtika.net/ 4. Электронная библиотека Российской государственной библиотека (РГБ)htth://elibrary.rsi.ru/ 5. htth://www.gumer.info/ 6. Электронная библиотека учебниковhtth://studentam.net/ 7. Европейская электронная библиотека Europianahtth://www.europiana/eu/portal/ 8. Портал «Женщины и общество» - http://www.owl.ru
10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины В целях освоения курса дисциплины используются следующие технические средства обеспечения учебного процесса: · компьютерное оборудование; · мультимедийное оборудование; · прикладные обучающие программы (тестовые задания); · учебные видеофильмы; · электронная библиотека университета; · интернет-ресурсы. Приложение. Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?» Преподаватель просит студентов представить и описать общество, свободное от гендерных стереотипов. Обсуждаются преимущества нового гендерного порядка для женщин и для мужчин, для развития индивидуальности каждого члена общества. Цель этого задания – побудить участников занятия к социальному проектированию, неизбежным этапом которого является гендерная экспертиза, развитие критического мышления. Описывая идеальные представления гендерно сбалансированного общества, студенты выходят за рамки традиционных полоролевых представлений, делают следующий шаг на пути расшатывания собственных стереотипов Итогом этого упражнения должно быть предположение, что в новом обществе будут созданы лучшие условия для самореализации каждого человека, что проблематика гендерного равенства важна как для женщин, так и для мужчин. Мозговой штурм «Кто формирует и поддерживает гендерные стереотипы» Цель этого задания – сформировать представления об институтах гендерной социализации и гендерных технологиях. Первый этап – дать определение понятий «институт гендерной социализации», «гендерные технологии», «субъекты и факторы гендерной социализации», «гендерная индентичность». Второй этап – обсудить вышеперечисленные понятия. Третий этап -Предложить студентам определить факторы гендерной социализации. Как правило студенты легко устанавливают список факторов гендерной социализации: традиции, культура, религия, Семейное воспитание, образование и различные образовательные учреждения, «улица», сверстники, значимые взрослые, СМИ, поп-музыка, искусство и литература и пр. Тема «Семейное насилие» Дискуссия Цель занятия – научить студентов распознавать манифестное и структурное насилие, понимать их взаимосвязь, видеть культурный и гендерный аспект проблемы. Оснащение. 1. Текст для анализа 2. Текст опросника 3. Схемы Порядок работы. Этап 1. Работа над вопросами в мини-группах 1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «Насилие»? 2. Как часто насилие встречается в повседневной жизни? 3. Кто чаще становится жертвой насилия? 4. В чем проявляется гендерный аспект насилия? 5. В чем проблема правовой и психологической защиты от насилия? Этап 2. Анализ текста Предлагается текст письма жены, которую бьет муж. Вопросы для анализа. 1. Какие виды насилия представлены в тексте? 2. Рассмотрите стратегии каждого действующего лица. Что лежит в основе их поведения? 3. Проанализируйте взаимосвязь физического, психологического и структурного насилия. Этап 3. Проведение опроса и анализ результатов. С целью выявления у студентов уровня насильственного мышления, студентам предлагается ответить на вопросы с помощью вариантов «да» и «нет». Дискриминирующие ответы оцениваются в 1 балл, недискриминирующие – 0 баллов. В итоге каждый студент индивидуально иожет оценить свой тип мышления, наличие стереотипов и осмыслить свои результаты. Круглый стол «Причины маргинальности женщин в политике и власти» Цель занятия: проанализировать представительство женщин в органах власти и факторы препятствующие общественной активности женщин. Целевая установка «круглого стола» соответствует аксиологическим императивам и нацелена на воспитание гражданственности, патриотизма, уважение гуманистических и демократических принципов общественной жизни. В ходе проведения «круглого стола» вырабатываются информационно-коммуникативные компетентности и умения работать с различными периодическими изданиями и источниками социально-политической и социально-экономической информации, формируются аналитические навыки рассмотрения социальных процессов в их взаимосвязи и обусловленности. Тема занятия сформулирована открыто ко всем возможным версиям и не нацелена на поиск «правильного мнения». Ключевой вопрос, концентрирующий главную аксиологическую проблему учебной темы, подчиняющий себе все компоненты занятия и определяющий содержание и направленность обобщающей дискуссии, резюмирующих выводов, заключается в ответе на вопрос «Какие субъективные и объективные факторы препятствуют гендерному равенству в политике Этапы проведения круглого стола 2. Основной доклад, подготовленный студентом (экспертом). 3. Обсужение доклада. Предполагает активное участие всех членов академической группы. В ходе обсуждения необходимо обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; · все участники круглого стола выступают в роли оппонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); · все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Примерные направления обсуждения: - анализ статистики представительства женщин в органах власти; -анализ представительства женщин в партиях; - анализ деятельности женских общественных организаций; - степень освещенности деятельности женщин политиков; - выработка СМИ определенных стереотипов восприятия женщин политиков.
Кафедра теории и технологии социальной работы
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР _______________А.Г. Кажаров «__»_____________20______ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.017 с.) |