Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лист согласования и утверждения рабочей программы↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Автор к.ю.н., доцент _____________ Ж.А. Бажукова
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовно права и процесса. Протокол заседания № __ от "__ " ____________ 2011 г.
Заведующий кафедрой УПиП
д.ю.н., профессор ____________ П.А. Колмаков
СОГЛАСОВАНО: Декан юридического факультета
к.ю.н., доцент _______________ Князев А.Н.
"____" ____________ 2011 г.
Председатель УМК факультета
к.ю.н., доцент________________Иванова О.С.
Пояснительная записка
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством важнейшим назначением уголовного процесса являются защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания (ст. 6 УПК). Решение этих задач должно осуществляться при строгом соблюдении конституционного принципа законности в деятельности органов расследования, прокуратуры и суда. Именно на эти органы возлагается обязанность обеспечения прав и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства, прежде всего потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Каждое процессуальное действие, выполняемое органами следствия или судом, должно быть оформлено в установленном законом порядке путем составления соответствующих документов. Однако характер общественной опасности может быть различным, в связи с чем различаются и допустимые методы защиты. Выяснение того, какие меры воздействия применимы к правонарушителю, зависит от общественных отношений, которым причиняется вред, а также от тяжести самого проступка. Если же лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение, то к нему применяются особые меры правового воздействия. Так, в соответствии с действующим законодательством к лицам, заболевшим психическим расстройством и совершившим уголовно-противоправное общественно опасное деяние, могут применяться иные специфические меры правового воздействия – принудительные меры медицинского характера (далее – ПММХ). Вместе с тем, как показывает практика, расследование дел данной категории вызывает определенные трудности. Для должностных лиц, ведущих предварительное расследование, порой затруднительно определить процессуальный статус лица, нуждающегося в применении ПММХ, установить момент назначения судебно-психиатрической экспертизы, определить ее вид, круг постановочных вопросов. Сложность представляет проведение ряда процессуальных действий, требующих личного участия лица, имеющего психические расстройства и совершившего общественно-опасное деяние. Спорным остается вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного действиями невменяемого: закон обязывает следователя при производстве предварительного следствия устанавливать характер и размер вреда, причиненного деянием (п. 3 ч. 2 ст. 434 УПК), вместе с тем, как свидетельствует практика, в ходе судебного разбирательства вопрос о возмещении материального вреда не рассматривается. Содержание предлагаемых заданий в рекомендованной дисциплине определено требованиями государственного общеобразовательного стандарта, потребностями конкретной практической деятельности органов расследования, прокуратуры и суда, а также деятельности других участников уголовного процесса. Большое значение для глубокого овладения студентами профессиональных знаний в правоприменительной деятельности имеют практические занятия. Формы проведения семинаров по уголовному процессу достаточно разнообразны и определяются в зависимости от темы занятий, уровня подготовленности студентов, характера учебного материала, конкретной цели, стоящей перед данным занятием. Эффективными формами таких занятий является составление уголовно-процессуальных актов на основе учебного материала; критический анализ и обсуждение самостоятельно выявленных ошибок, допущенных должностными лицами в ходе расследования уголовных дел данной категории, при изучении предложенных преподавателем документов; выработка навыков в правильном применении аналогий уголовно-процессуальных норм при производстве о применении ПММХ в ходе проводимых дискуссий; освоение специфической терминологии посредством личного составления ряда документов по делу. Поскольку как практические работники, так и выпускники юридических вузов испытывают серьезные затруднения в расследовании дел о применении принудительных мер медицинского характера, верном составлении процессуальных документов, учебным планом юридического факультета Сыктывкарского госуниверситета с 2009 года в объеме 140часов введен специальный курс “Особенности правового регулирования принудительных мер медицинского характера”, имеющий своей целью закрепить с учетом опыта прохождения студентами производственной практики навыки расследования дел данной категории. Указанный специальный курс ставит своей задачей: а) систематизацию и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний по уголовному процессу; б) выработку у слушателей умения использовать полученные знания на всех этапах производства по уголовным делам по применению принудительных мер медицинского характера; в) приобретение необходимых навыков составления основных уголовно-процессуальных документов; критического анализа документов по уголовному делу. Предполагается, что ко времени начала занятий по данной дисциплине студенты твердо усвоили основной курс российского уголовного процесса, хорошо знают нормы уголовно-процессуального права, а также ведомственные нормативные акты Генеральной Прокуратуры РФ[1], МВД РФ, постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Студенты должны самостоятельно следить за изменениями в законодательстве, за судебной практикой, обращаясь к публикациям в «Российской газете» и «Парламентской газете», в журналах «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», к юридическим справочно-информационным системам – электронным базам данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Законодательство России» и др., а также знакомиться с публикациями по актуальным вопросам уголовного судопроизводства в журналах «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Правоведение», «Уголовное право», «Черные дыры» в Российском законодательстве» и др., а также в различных сборниках, в том числе в «Сборнике научных трудов юридического факультета Сыктывкарского госуниверситета». Лекции и практические занятия по указанной дисциплине призваны не только способствовать выработке у слушателей старших курсов необходимых навыков составления уголовно-процессуальных актов, но также являются одним из важных средств подготовки к государственным аттестационным экзаменам. Практические занятия проводятся на основе плана, ряд занятий сопровождается составление каждым студентом важных уголовно-процессуальных документов. В большинстве занятий эти данные предложены в виде сквозной фабулы, и слушатель получает возможность отследить ключевые моменты расследования уголовных дел о применении ПММХ с момента его возбуждения до принятия судебного решения. Следует сразу же сделать оговорку, что предложенные учебные материалы содержат не все сведения, необходимые для обоснования конкретного вида решений. Означенная условность объясняется тем, что студенты вступают в “игру”, где каждый из них входит в роль определенного заданием должностного лица, ведущего расследование либо осуществляющего прокурорский надзор, судебное следствие, при этом ими выполняются только те действия, которые запрограммированы преподавателем. Документы составляются от имени должностных лиц с присвоением им фамилии, имени и отчества слушателя, выполняющего данное задание. Даты составления учебных документов должны соответствовать срокам, указанным в фабуле учебного материала. Непосредственному написанию каждого процессуального документа должно предшествовать изучение студентом рекомендуемой литературы, соответствующих норм уголовно-процессуального закона, других законодательных актов и внимательное изучение исходных данных задания. В связи с узкой специализацией предложенного курса и недостаточной освещенностью правовых аспектов производства о применении ПММХ в учебной литературе для упрощения поиска источников студентам предлагается изучить имеющиеся на факультете в электронном варианте отсканированные учебные пособия и статьи, представляющие интерес при изучении данного курса и позволяющие глубже освоить предлагаемые в качестве самостоятельной работы темы докладов (см. приложение № 1). После составления каждого учебного документа проводится его обсуждение в группе. С учетом замечаний, высказанных преподавателем, слушатели должны составить окончательный вариант данного акта и представить его на следующем занятии. Все составленные по дисциплине учебные документы должны храниться у каждого слушателя в отдельной папке. Качество их составления будет учтено во время сдачи зачета. В ходе изучения курса каждый студент на основе изученных научных публикаций по проблемным вопросам производства о применении ПММХ должен написать контрольную работу. В целях повышения качества освоения терминологии изучаемой дисциплины основные моменты работы студент излагает на практическом занятии в форме доклада. Тема контрольной работы (доклада) предварительно согласуется с преподавателем. В ходе самостоятельной подготовки студенту предлагается изучить основополагающие нормативно-правовые акты, действующие в сфере применения ПММХ, и представить преподавателю конспект 1 научной статьи; изучить статистические данные по отдельным темам дисциплины (см. электронное приложение № 2), лично составить диаграммы по полученным из различных источников данным; законспектировать материал по темам занятий, которые согласно тематическому плану необходимо изучить в рамках самостоятельной работы. Итоговой формой определения полученных знаний будет устный зачет после проверки преподавателем контрольной работы, всех составленных в ходе занятий учебных материалов, конспектов тем, предложенных для самостоятельной работы, конспекта научной статьи, а также устного доклада студента на практическом занятии. Цели освоения учебной дисциплины 1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере уголовно-процессуальных отношений, регулируемых нормативными актами различного уровня: правоприменительная; правоохранительная. 1.2. Целью дисциплины «Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: - осуществления правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти; - обеспечения охраны и защиты прав и законных интересов человека, общества, государства; - осуществления правоприменительной профессиональной деятельности в правоохранительных органах и судах. 1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: - обосновывать и принимать в пределах своих должностных обязанностей обоснованные, юридически грамотные решения, а также совершать действия, связанные с правоприменительной деятельностью; - осуществлять правозащитную деятельность, обжаловать незаконные действий (бездействия), незаконные правовые акты следователя, дознавателя, судьи; - консультировать граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод, связанных с реализацией основных задач и функций правоохранительных структур государства; - составлять юридические документы в части, касающейся деятельности правоохранительных органов, судов; - обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства; - обеспечивать охрану общественного порядка; - обнаруживать правовое воспитание в части уважительного отношения к охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера» базируется на юридической дисциплине «Уголовный процесс». Учебный курс позволяет повысить эффективность усвоения теоретических знаний, полученных студентами при изучении данной дисциплины, практически освоить правовые нормы, регламентирующие расследование данной категории уголовных дел. Кроме того, учебный курс связан с дисциплинами «Прокурорский надзор», «Судебная медицина», при изучении которых также рассматриваются вопросы, касающиеся производства принудительных мер медицинского характера. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); - способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). В процессе изучения курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1). В правоприменительной деятельности: - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); - владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7). В правоохранительной деятельности: - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способен расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); - способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); - способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.01 с.) |