Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности пожаров на автоцистернах

Поиск

Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ (или ГЖ), связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством легковоспламеняющихся жидкостей является их способность при утечке разливаться на больших площадях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой горючей жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.

Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».

При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12-24-й мин после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести к разрушению близлежащих зданий и сооружений, разлетом осколков и фрагментов разрушенной конструкции. Кроме того, подобное развитие аварийной ситуации приводит к быстрому распространению пожара, площадь которого зависит от состояния покрытия дороги и рельефа местности.

Причинами аварийных ситуаций (пожаров) на автоцистернах при перевозке ЛВЖ и ГЖ являются следующие:

- нарушение технологического регламента процесса перевозки ЛВЖ и ГЖ;

- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования автомобиля;

- нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых, керосиновых и других устройств;

- неосторожное обращение с огнем (в т.ч. при курении);

- нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ;

- грозовые разряды;

- разгерметизация автоцистерны при дорожно-транспортном происшествии.

Опыт эксплуатации автоцистерн при перевозке нефтепродуктов свидетельствует, что до 80 % аварий происходит во время проведения сливоналивных операций. Главными причинами этих аварий являются следующие: несоблюдение правил эксплуатации технологического оборудования (в соответствии с их технологическими схемами); правил техники безопасности при работе с нефтепродуктами; использование неисправных устройств по отводу статического электричества (либо неиспользование таковых); использование нештатного (неомедненного) инструмента при монтаже (демонтаже) оборудования; проведение сливоналивных работ во время грозы; подача нефтепродукта в цистерну «падающей» струей; пользование электрофонарями не во взрывозащищенном исполнении, отсутствие искрогасителей на автоцистернах при въезде на территорию объектов с хранением нефтепродуктов и т.п.

 

ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

В табл. 4 приведены размеры зон поражения тепловым излучением при пожаре пролива для некоторых типичных аварийных ситуаций. Расстояния, приведенные в табл. 4, должны быть отсчитаны от края пролива. Под ХНКПР понимается радиус, а под ZНКПР - высота взрывоопасной зоны. Предполагается, что вещества при расчетной температуре ниже температуры вспышки (37 °С) взрывоопасных смесей не образуют (например, дизельное топливо). В этом случае размеры взрывоопасных зон и избыточное давление взрыва принимаются равными нулю.

В табл. 4 приведены численные значения, полученные при следующих допущениях:

- за площадь пожара принята площадь пролива топлива;

- температура окружающей среды принимается равной 37 °С (максимально возможная температура для г. Москвы) [7];

- подвижность воздуха отсутствует, при этом размеры образующихся при поступлении паров в атмосферу взрывоопасных зон максимальны;

- время испарения принято равным 1 ч.

Таблица 4

Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ

Вид и масса вещества, вышедшего в окружающую среду, кг Площадь пролива, м2 Масса пара в паровоздушном облаке, кг Размеры взрывоопасных зон, м Зона воздействия высоко- температурных продуктов сгорания при «пожаре-вспышке», м Интенсивность теплового излучения, кВт·м2 Расстояние, на котором реализуется интенсивность теплового излучения, м
ХНКПР ZНКПР
Бензин;   9,6   0,9 44 (14) 17,0 < 2,0
  (2,4) (7,4) (0,3)   12,9 < 2,0
          10,5 < 2,0
          7,0 2,1
          4,2 2,8
          1,4 5,0
Бензин;   2,8   1,3 63 (19) 17,0 2,8
  (6,9) (10) (0,4)   12,9 3,0
          10,5 3,3
          7,0 4,1
          4,2 5,5
          1,4 9,1
Бензин;       1,6 77 (23) 17,0 3,6
  (12) (12) (0,5)   12,9 4,1
          10,5 4,6
          7,0 5,7
          4,2 7,4
          1,4 12,1
Бензин;       1,7 81 (25) 17,0 4,0
  (14) (13) (0,5)   12,9 4,6
          10,5 5,1
          7,0 6,4
          4,2 8,2
          1,4 13,4
Бензин;       3,8 186 (60) 17,0  
  (175) (31) (12)   12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Дизельное топливо;   14,5       17,0  
          12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Бензин;       4,8 236 (75) 17,0  
  (350) (39) (1,5)   12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Дизельное топливо; 5526           17,0  
          12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Бензин;       5,7 278 (88) 17,0  
  (583) (46) (1,8)   12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Дизельное топливо;           17,0  
          12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Бензин;       3,8 186 (58) 17,0  
  (171) (30) (1,2)   12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Дизельное топливо;           17,0  
          12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Пары бензина; 11,7   11,7   **   * *
             
             
Пары бензина; 16,1   16,1   **   * *
             
             
Пары бензина; 21,9   21,9   **   * *
Бензин;       3,6 177 (56) 17,0  
  (146) (29) (1,1)   12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  
Дизельное топливо;           17,0  
          12,9  
          10,5  
          7,0  
          4,2  
          1,4  

Примечание. В скобках представлены данные для времени испарения, равного 15 мин.

* При выходе в атмосферу горючего пара (например, через дыхательный трубопровод) тепловое излучение при сгорании паровоздушной смеси действует весьма кратковременно, и вследствие этого его воздействие на окружающие объекты (за исключением попадающих непосредственно в пламя) мало. Интенсивности теплового излучения в этом случае не рассчитывались.

** При выходе паров бензина над резервуаром вычисляли лишь горизонтальный размер взрывоопасной зоны XНКПР.

ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

При ликвидации пожара на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, личный состав подразделений ГПС должен руководствоваться Боевым уставом пожарной охраны, Правилами по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России и настоящими рекомендациями.

Пожар на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ), как правило, протекает с проявлением первичных и вторичных поражающих факторов пожара. Для руководителя тушения пожара особое значение приобретает прогноз развития пожара с учетом мер, принимаемых для его локализации и ликвидации, а также предотвращения травм и гибели людей.

 

4.1. Предварительное планирование боевых действий

Маршруты по перевозке ЛВЖ и ГЖ подлежат учету. Учет указанных маршрутов осуществляется при проведении обследования объектов, анализа планов по ликвидации последствий аварий и инцидентов, а также занятий по тактической подготовке (ПТУ, ПТЗ, оперативно-тактическое изучение района возможного выезда подразделений), корректировке документов предварительного планирования боевых действий.

Организация системы и практические мероприятия по обеспечению безопасности возлагаются на перевозчика и грузовладельцев. В рамках договора между грузоотправителем и грузополучателем, а также автотранспортным предприятием создаются аварийные бригады по ликвидации последствий аварий в случае их возникновения.

Руководители предприятий, которые имеют автотранспортные средства, перевозящие ЛВЖ и ГЖ, несут ответственность за обучение водителей приемам работы в аварийных ситуациях.

Сведения информационных карточек для перевозки ЛВЖ и ГЖ должны быть отражены в планах и карточках пожаротушения, а также в графической части указанных документов.

Необходимо учесть, что при перевозке ЛВЖ и ГЖ в целях обеспечения безопасности действует единая система информации об опасности с определением мероприятий по ликвидации последствий инцидента [4].

Данная система предполагает наличие информационных таблиц для обозначения транспортного средства; аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий; информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер (только для перевозок по правилам РФ), указанных в информационной таблице; специальной окраски и надписей на транспортном средстве [4].

Информационные таблицы размещают на передней и задней вертикальной плоскости транспортного средства по строго установленной форме.

Аварийная карточка заполняется по единой форме, прилагается к товарной накладной и должна находиться на транспортном средстве или автомобиле прикрытия.

Карточка системы информации об опасности имеет на лицевой стороне расшифровку информационных таблиц, на оборотной — образцы знаков опасности.

При возникновении инцидента и ликвидации его последствий, включая и возможный пожар, все мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с указаниями аварийной карточки или кодом экстренных мер.

Во всех документах, начиная с заявки на перевозку, ЛВЖ и ГЖ должны быть идентифицированы и обозначены согласно нумерации по списку ООН, что дает возможность однозначного применения необходимых мер при инцидентах, включая и пожары.

 

Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

Руководителем работ по локализации и ликвидации пожароопасной ситуации на автоцистерне до прибытия оперативных подразделений пожарной охраны является водитель автотранспортного средства.

После прибытия пожарных подразделений руководство ликвидацией пожара возлагается на руководителя тушения пожара (РТП), действия по эвакуации и рассредоточению автотранспортных средств осуществляются по указанию руководителя работ и по согласованию с РТП.

При транспортировке ЛВЖ и ГЖ обслуживающему персоналу автотранспортных средств запрещается перевозить пассажиров, курить в кабине или непосредственно около транспортного средства, оставлять его без надзора, кроме того, запрещается доступ в транспортное средство с осветительными приборами, имеющими металлические открытые поверхности, способные к искрообразованию, и с открытым пламенем. Конструкции используемых переносных ламп должны исключать возможность зажигания горючих паров или газов.

Во время стоянки водитель должен поставить автотранспортное средство на стояночный тормоз, ночью при плохой видимости на дороге должен поместить «проблесковые огни» спереди и сзади транспортного средства (примерно на расстоянии 10 м).

В случае опасности, связанной с утечкой ЛВЖ (ГЖ) от автотранспортного средства, водитель должен сообщить в транспортную организацию, ГИБДД и региональный орган Государственной противопожарной службы о возникновении аварийной ситуации и принять меры, указанные в аварийной карточке.

Стоянки автотранспортных средств с ЛВЖ и ГЖ в населенных пунктах запрещены; они должны быть организованы отдельно от других транспортных средств. На охраняемой стоянке необходимо предупредить персонал о характере опасности перевозимого груза.

В случае технической неисправности автотранспортного средства и невозможности ее устранения на месте необходимо срочно поставить в известность представителей транспортной организации и ГИБДД.

Водитель транспортных средств должен строго выполнять требования дорожных знаков по проезду с ЛВЖ (или ГЖ), особенно в транспортных тоннелях.

Действия водителя при аварии или инциденте должны осуществляться в строгом соответствии с разработанными аварийными карточками на каждую перевозку.

Перед рейсом водитель должен внимательно ознакомиться с кодом экстремальных мер (КЭМ), с аварийной карточкой и карточкой системы информации об опасности перевозимого груза. В странах Европейского сообщества (ЕС) должна соблюдаться Инструкция по действиям при несчастных случаях ДОПОГ (Rn 10.385).

Водитель должен иметь при себе все сопроводительные документы, аварийную карточку и карточку системы информации об опасности. Карточка должна находиться в кабине водителя на видном, доступном месте.

Особое внимание обслуживающего персонала автотранспортных средств должно быть обращено:

- на правильное и полное выполнение всех пунктов аварийной карточки, сопровождающей груз;

- соответствие имеющегося на автомобиле комплекта аварийного оборудования и средств индивидуальной защиты водителя;

- опасность перевозимого груза;

- наличие и состояние первичных средств пожаротушения;

- наличие и содержание аптечки первой помощи.

 

Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

Согласно ГОСТ 27352-87 в зависимости от назначения и транспортной базы устанавливают следующие типы автоцистерн для перевозки ЛВЖ и ГЖ:

1. Транспортные, предназначенные для перевозки топлива и масла:

- АЦ (АЦМ) — автоцистерна для топлива (масла) на базе автомобиля;

- ПЦ (ПЦМ) — прицеп-цистерна для топлива (масла) на базе автоприцепа;

- ППЦ (ППЦМ) — полуприцеп-цистерна для топлива (масла) на базе полуприцепа.

2. Заправочные, предназначенные как для транспортировки топлива и масла, так и для заправки ими техники:

- АТЗ (АТЗМ) — автозаправщик (автотопливозаправщик) на базе автомобиля;

- ПТЗ (ПТМЗ) — прицеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на базе автоприцепа;

- ППТЗ (ППТМЗ) — полуприцеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на базе полуприцепа.

В условное обозначение типа автоцистерны должно входить следующее: номинальная вместимость, м3; указание модели базового автомобиля или седельного тягача.

Новым дорожным стандартом, введенным в 1992 г., предусмотрены для автомобильных цистерн большой вместимости нижеследующие технические характеристики.

Максимальная длина (м): АЦ на шасси автомобиля - 12; ППЦ - 15,5; ПЦ - 12; автопоезда (тягач + ППЦ) - 18.

Полная масса (т): двухосных прицепов и полуприцепов - 18; трехосных полуприцепов и прицепов - 24; автопоездов - 40...44.

Минимум оборудования, установленного на автомобилях-цистернах, должен включать следующие устройства:

- вентиль для заполнения и слива (выпуска) перевозимых веществ;

- вентиль для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров из верхней части цистерны;

- предохранительный клапан;

- манометр;

- устройство контроля жидкости.

В маркировку цистерн, по рекомендациям Комитета экспертов ООН, должны быть включены следующие сведения: страна-изготовитель, номер утверждения конструкции, наименование изготовителя или марка, регистрационный номер, год изготовления, пробное и рабочее давление в Паскалях, объем в литрах, дата первоначального гидравлического испытания, шифр ООН конструкции цистерны, материал цистерны, облицовочный материал, дата последнего испытания, наименование и номер ООН перевозимого вещества, масса брутто цистерны, масса самой цистерны.

Периодичность испытаний цистерн с внутренним осмотром составляет шесть лет.

Все цистерны объемом свыше 2000 л оборудуются предохранительными клапанами не более двух на одну цистерну. Цистерны меньшего объема изготавливают с предохранительными пластинами (мембранами) или плавкими элементами одноразового действия.

Следует учитывать, что потенциальную опасность автоцистерн в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем, маршрут и технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на опасность, в т. ч. и пожарную, а их параметры в различных качественных и количественных сочетаниях определяют ее уровень или степень. Важнейшим элементом при этом является объем перевозимых опасных грузов.

Степень наполнения цистерн ЛВЖ и ГЖ в документации (ДОПОГ/ADR) всегда дается для веществ при температуре 15 °С, если не указана другая температура.

Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, независимо от класса груза должны иметь следующее минимальное оснащение: огнетушитель, содержащий вещества, соответствующие перевозимому грузу; портативный огнетушитель для тушения пожара в двигателе, содержащий вещества, не способствующие горению перевозимых грузов; набор аварийных инструментов, которые изготовлены из материалов, не дающих искры или имеющих искрогасящее покрытие; противооткатные упоры в количестве не менее двух, соответствующие диаметру колеса; один фонарь красного цвета, постоянно горящий или мигающий, с автономным питанием; знак аварийной остановки; аптечку и средства первичной нейтрализации опасных веществ. В случае возникновения инцидента, при котором нежелательна остановка других автомобилей в непосредственной близости от места происшествия, рекомендуется иметь на транспортном средстве два знака, запрещающих остановку в радиусе 200 м.

Особое внимание при перевозке огнеопасных грузов следует обратить на электрическое оборудование транспортных средств:

- устройства должны иметь номинальное напряжение не выше 24 В;

- электропроводка должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью исключить ее нагрев;

- электросеть должна быть защищена от повышенных нагрузок предохранителями или автоматическими выключателями заводского изготовления (запрещается крепление самодельных предохранителей);

- электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться на транспортном средстве с учетом защиты от механических повреждений и нагрева выхлопной системы;

- оболочка электропроводов должна быть бесшовной и стойкой к коррозии.

Кроме перечисленных требований, рекомендуется предусмотреть возможность отключения аккумулятора от электросети с приводом из кабины водителя. Все лампы, установленные в специальные углубления потолка или бортов, необходимо предохранять от механических повреждений прочной сеткой или решеткой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.012 с.)