Темы для докладов и сообщений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы для докладов и сообщений



1. “Европеизация” страны при Петре I.

2. Оценка петровских преобразований в историографии.

3. Русские цари 1725–1801 гг.

4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

5. Крестьянская война 1773–1775 гг.

 

Работа со словарем

Модернизация, мануфактура, «Просвещенный абсолютизм», рекрут, Сенат, коллегии, Синод, кондиции, «Табель о рангах», «Наказ», бироновщина, Уложенная комиссия, протекционизм, барщина, «регулярное государство», губерния, фаворитизм, отходники.

 

Выполните тесты

1. Характерной чертой абсолютизма не является:

а) неограниченная власть монарха

б) наивысшая степень централизации власти

в) обязательная деятельность органов сословного представительства

г) постоянная армия и полиция

д) разветвленный бюрократический аппарат

 

2. Россия получила выход к Балтийскому морю в результате:

а) Ливонской войны

б) Северной войны

в) Семилетней войны

г) Азовских походов

д) русско-турецкой войны

 

3. Высший законотворческий и контролирующий орган при Петре I:

а) Сенат

б) Синод

в) коллегия

г) Госсовет

д) Госдума

 

4. Последствием церковной реформы Петра I является:

а) раскол русской православной церкви

б) восстановление сана Патриарха

в) отделение церкви от государства

г) разрушение храмов и монастырей

д) превращение церкви в придаток государственного аппарата

 

5. Первый дворцовый переворот произошел:

а) 1725 г.

б) 1727 г.

в) 1730 г.

г) 1741 г.

д) 1762 г.

 

6. Из логического ряда выпадает:

а) введение подушной подати

б) создание Сената

в) создание Синода

г) введение нового летоисчисления

д) жалованная грамота дворянству

 

7. «Манифест о вольности дворянской» подписал(а):

а) Петр I

б) Петр III

в) Анна Иоановна

г) Елизавета Петровна

д) Екатерина II

 

8. Среди мероприятий Екатерины II не было:

а) секуляризации церковных владений

б) созыва Уложенной комиссии

в) жалованной грамоты дворянству и городам

г) введения министерской системы

д) начала использования бумажных денег

 

9. Среди успехов во внешней политике России во второй половине XVIII в. не было:

а) выхода к Черному морю, укрепление безопасности на юге России

б) присоединения Грузии, Финляндии

в) присоединения к России Правобережной Украины, Белоруссии,

Литвы, Курляндии

 

10. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала:

а) А.В.Суворова

б) А. Радищева

в) Петра III

г) Д. Дидро

д) С. Юлаева

 

Социально-экономическое и политическое развитие

России в XIX веке (4 часа)

(Тема 4)

Первое занятие

Россия в первой половине XIX в.

 

1) Попытки модернизации государственного строя и общественные движения в России в первой половине XIX в.

2) Социально-экономическое развитие страны.

3) Внешняя политика государства.

Рекомендуемая литература

1. Волкова И.В. Мятеж декабристов // Общественные науки и современность. – 2006. – №4. – С. 97–112.

2. Бикташева А.Н. Механизм назначения губернаторов в России в первой половине XIX в. // Отечественная история.– 2006. – №6. – С. 31–41.

3. Герасименко Г. Земство и власть // Свободная мысль. – 2004. – №8. – С. 115–133.

4. Куприянов А.И. Городская демократия: выборы в русской провинции//Отечественная история. – 2007. – №5. – С. 31 – 48.

5. Тимофеев Д.В. Понятие “конституция” в России первой четверти XIX века // Общественные науки и современность. – 2007. – №1. – С. 120–131.

6. Шестопалов А.П. Правительственный конституционализм и российская государственность в начале XIX в.// Вопросы истории. – 2006. – №9. – С. 42 – 57.

 

1.4.1 Содержание первого вопроса

1) Покажите основные преобразования в стране в царствование императоров Александра I, Николая I. Существовала ли в них преемственность.

2) Какие факторы тормозили капиталистическое развитие России?

3) Расскажите о движении декабристов и покажите его место в истории России.

4) Выделите взгляды западников и славянофилов. Что их объединяло, в чем их взгляды не совпадали.

5) Дайте характеристику трех основных общественных течений в России: дворянско-консервативного (идеология самодержавия) буржуазно-либерального, революционно-демократического.

 

1.4.2 Содержание второго вопроса

1) Социальное развитие. Проблема крепостного права.

2) Экономическое положение. Начало промышленного переворота.

 

1.4.3 Содержание третьего вопроса

1) Основные направления внешней политики: ближневосточное и европейское

2) Отечественная война 1812 г.

3) Борьба с революционной опасностью.

4) Крымская война.

 

Второе занятие

Россия во второй половине XIX в.

1) Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. и их значение. Контрреформы 80-90-х гг.

2) Общественно-политические движения во 2-ой половине XIX в.

 

Рекомендуемая литература

1. История России с начала XVIII до конца XIX века // Л.В. Милов, П.Н. Зырянов и др. – М.:АСТ, 2000. – 576 с.

2. Герасименко Г. Земство и власть // Свободная мысль. – 2004. - №8. – С. 115 – 133.

3. Сиземская И. Модель капитализации в России (марксизм в России) // Свободная мысль. – 2002. - №10. – С. 64-74.

4. Пантин В. Второй социально-экономический кризис в России: причины и последствия (вторая половина XIX века) // Общественные науки и современность. – 2001. - № 2. – С. 115.

 

1.4.2.1. Содержание первого вопроса

1) Объясните причины, сущность и результаты «Великих реформ» 1860–1870-х гг.

2) Раскройте содержание и значение крестьянской реформы 1861 г., реформ городской, земской, судебной, университетской, школьной, реформы печати и военной.

3) В чем выражались контрреформы 80-90-х гг. и их последствия для дальнейшего развития России.

 

1.4.2.2. Содержание второго вопроса

1) Покажите взгляды революционных демократов, основные направления революционного народничества, дайте современную оценку их деятельности.

2) Положение рабочего класса и развитие марксизма в России. Образование первых марксистских кружков.

 

Самостоятельная работа студента

 

Темы для докладов и сообщений

1. Главные достижения и потери России в XIX веке.

2. Государственные деятели России в XIX в. (М.М. Сперанский, Д.И. Милютин, А.Н. Горчаков и др.)

3. Отечественная война 1812 года.

4. Крымская война 1853–1856 гг.

5. Русско-турецкая война1877–1878 гг.

6. Кавказская война: причины, итоги, значение.

7. Экономический курс С.Ю. Витте.

 

 

Работа со словарем

Аракчеевщина, военные поселения, Священный союз, промышленный переворот, «теория официальной народности», разночинцы, народничество, «общинный социализм», народовольцы, земство, панславизм, либерализм, западники и славянофилы, консерватизм, социал-демократия, марксизм, круговая порука, декабристы, «Восточный вопрос», кодификация, выкупный платеж, мировой посредник, временнообязанность, латифундия, отработочная система, монополия, анархизм, террор.

 

Выполните тесты

1. «Канцелярским Наполеоном» именовали современники:

а) Александра I

б) М.И. Кутузова

в) М.М. Сперанского

г) А.А. Аракчеева

д) Н.Н. Новосильцева

 

2. Орган задуманный, но не созданный в России в XIX в.:

а) Государственный Совет

б) Совет Министров

в) Государственная Дума

 

3. Податными сословиями не являлись:

а) крестьяне, мещане

б) купцы, казаки

в) дворяне, духовенство

 

4. Автор создания военных поселений в России:

а) Николай I

б) М.И. Кутузов

в) А.А. Аракчеев

г) Александр I

д) М.М. Сперанский

 

5. В начале XIX в. в России были учреждены:

а) приказы

б) коллегии

в) министерства

г) наркоматы

 

6. Реформа 1861 года предоставляла крестьянам землю:

а) за выкуп

б) бесплатно

в) за счет общины

г) за счет помещика

 

7. Теорию «общинного социализма» выдвинул:

а) Ленин

б) Плеханов

в) Герцен

г) Александр II

 

8. Главным методом борьбы народовольцы избрали:

а) пропаганду

б) «хождение в народ»

в) террор

 

9. Первым российским марксистским кружком стала (о):

а) «Земля и воля»

б) «Южное общество»

в) «Северное общество»

г) «Освобождение труда»

д) «Народная воля»

 

10. Контрреформы начались в правление:

а) Александра I

б) Николая II

в) Николая I

г) Александра II

д) Александра III

 

 

Россия в начале XX века.

Начало советского периода в истории России (4 часа)

(Тема 5)

Первое занятие

Россия в начале ХХ века.

1) Образование политических партий в конце XIX – начале XX вв.

2) Аграрный вопрос в революции 1905–1907 гг. Аграрные программы политических партий.

3) Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее итоги.

 

Рекомендуемая литература

1. Демин В.А. Фракции II Государственной думы // Вопросы истории. – 2006. – №10. – С. 25–41.

2. Демин В.А. Госсовет Российской империи в начале XX в.: механизмы формирования и функционирования// Отечественная история. – 2006. – №6. – С. 74 – 85.

3. Ибрагимов К.Х. Особенности общинной поземельной собственности в России// Вопросы истории. – 2007. – № 12. – с. 117 – 125.

4. Курков К.Н. Дворяне-предприниматели в России начала XX века // Вопросы истории. – 2006. – №5. – С. 104-115.

5. Лукоянов И.В. Портсмутский мир // Вопросы истории. – 2007. – №2. –С. 16-33.

6. Соларев Р. Деньги для столыпинских крестьян // Родина. – 2006. – №12. – С. 16-20

7. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг. // Вопросы истории. – 2007. – №4. – С. 3-15.

8. Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации // Родина. – 2006. – №12. –С. 4-9.

9. Фельдман М.А. Промышленные рабочие России в начале XX века // Вопросы истории. – 2006. – №1. – С. 20-35.

10. Силаева А. Быть ли думе русской? // Родина. – 2007. – №9. – с. 69- 73.

11. Кирьянов И.К. Депутат Государственной Думы начала XX века: правовой и общественный статус // Политические исследования. –2006. – №2. – С. 34–43.

12. Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. – 2006. – №3. – С. 122–149.

 

1.5.1 Содержание первого вопроса

1) Укажите цели и задачи образовавшихся политических партий и их роль в российском обществе.

2) Сравните либеральную и революционную традиции в общественной жизни России в начале XX в. Определите, что их сближало, а что разъединяло.

3) Выделите особенности формирования политических партий в России. Почему революционные и национальные партии возникли раньше?

4) Расскажите о наиболее влиятельных партиях России начала XX века. Выясните их состав и цели.

5) Охарактеризуйте партийную систему современной России.

 

1.5.2 Содержание второго вопроса

1) Выделите особенности развития капитализма в сельском хозяйстве России.

2) Раскройте содержание аграрного вопроса и причины его обострения в условиях первой революции 1905-1907 гг.

3) Проанализируйте аграрные программы большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов, октябристов и др. (содержание, условия реализации, возможные перспективы).

 

1.5.3 Содержание третьего вопроса

1) Обоснуйте целесообразность аграрной реформы П.А. Столыпина.

2) Укажите цели, этапы, основные направления и итоги аграрной реформы.

3) Оцените реформу с точки зрения современной историографии.

 

Самостоятельная работа студента

 

Темы для докладов и сообщений

1. Первая русская революция 1905–1907 гг.: итоги и значение.

2. Русско-японская война 1904-1905гг.

3. Россия в первой мировой войне.

 

Работа со словарем

Буржуазия, пролетариат, Антанта, “зубатовщина”, империализм, Госдума, кадеты, эсеры, большевики, меньшевики, Советы, отруб, хутор, третьеиюньская монархия, распутинщина, “Вехи”, черносотенцы, октябристы, социализация земли, кооперация, муниципализация, конституционная монархия.

 

Выполните тесты

1. Россия в начале ХХ в. (до 1905 г.) была:

а) парламентской монархией

б) аристократической республикой

в) демократической республикой

г) диктатурой правящей дворянской верхушки

 

2. Стремление к решительным методам и действиям называется:

а) консерватизмом

б) либерализмом

в) радикализмом

3. Какая из Госдум просуществовала полный срок – 5 лет?

а) I

б) II

в) III

г) IV

 

4. Либеральной являлась партия:

а) большевиков

б) эсеров

в) кадетов

г) октябристов

д) черносотенцев

 

5. Среди положений Манифеста 17 октября 1905 года не было:

а) отмены сословий

б) объявления политических свобод

в) ликвидации самодержавия

г) ликвидации помещичьего землевладения

 

6. Председателем партии эсеров был:

а) П.Н. Милюков

б) В.И. Ленин

в) А.И. Гучков

г) М.В. Родзянко

д) А. Чернов

 

7. По мнению П.А. Столыпина, главная причина неустройства сельского хозяйства заключалась в:

а) существовании помещичьего землевладения

б) расслоении крестьян на кулаков и батраков

в) сохранении крестьянской общины

г) неудачах в русско-японской войне

 

8. Добровольное товарищество по совместному ведению хозяйства, мелкого производства, организации промысла, посреднической деятельности называется:

а) кооперацией

б) урбанизацией

в) легитимацией

г) революцией

д) акционированием

 

9. Соотнесите пары:

1) консерваторы

2) либералы

3) радикалы

а) октябристы

б) эсеры, социал-демократы, анархисты

в) кадеты, трудовики

 

10. Реформа Столыпина не позволила:

а) выходить крестьянам из общины

б) укрепиться зажиточным крестьянам

в) ликвидировать помещичье землевладение

г) переселяться крестьянам на новые земли

 

 

Второе занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.099 с.)