Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Методические указания по проведению практических занятий↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б 1. Б 2. ИСТОРИЯ ПРАКТИКУМ Направление подготовки: 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профиль: Автомобили и автомобильное хозяйство
Уфа 2011 УДК __ ББК ___ ___
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № __ от ___ _____ 2011 г.)
Составитель: к.и.н., доцент Семенова Л.М., к.филос.н. Карев П.В.
Рецензент: канд. пол. н., доцент Хасанов З.Б.
Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии, к.и.н., доцент Яминова С.А.
Введение
Достоверные знания о прошлом и современном состоянии своей страны необходимы каждому истинному гражданину и патриоту Отечества. Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает историю. (П.Я. Чаадаев). История дает не только необходимые знания, но и формирует лучшие гражданские и нравственные качества будущего специалиста. Поэтому курс отечественной истории в системе высшего профессионального образования занимает центральное место среди гуманитарных и социальных наук. Практикум включает в себя методические указания к практическим занятиям и рекомендации по подготовке реферата, список новейшей учебной и справочной литературы, журнальных статей, хрестоматии, рекомендуемые ко всему курсу, примерную тематику рефератов и фонд контрольных вопросов. В разделе I «Методические указания по проведению практических занятий» отдельно выделяются задания для самостоятельной работы студентов: тематика докладов и сообщений, тестовые задания и задания по работе со словарем. К каждой теме практического занятия рекомендуется список новейшей литературы, которую можно подобрать в читальном зале (ауд.268/1) и на абонементе в библиотеке университета. На практические занятия по отечественной истории выносятся наиболее важные и проблемные вопросы курса. При этом учитывается, что студенты в системе среднего образования уже получили определенную подготовку по данному предмету. По учебному плану на практические занятия отводится 22 часа. Практические занятия под руководством преподавателя, рассчитаны на активную творческую работу студентов. Самостоятельная подготовка не ограничивается заучиванием материалов лекций или раздела учебника. После осмысления темы необходимо ознакомиться с несколькими источниками и литературой и на их основе составить конспект. Конспект должен составляться к каждому занятию. Не допускается использование распечаток из Интернета. Во всяком случае, материал должен быть проработан и выполнен в виде собственных записей. Конспект может быть подробным письменным ответом, иметь форму тезисов или развернутого плана. Выступающему необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы. Одобряется практика высказывания дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям. Раздел 1. Методические указания по проведению практических занятий
1.1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь (2 часа) (Тема 1)
1) Образование древнерусского государства: предпосылки, формирование территорий, социально-политический строй и экономика. 2) Удельный период в истории России (феодальная раздробленность) в XII–XV вв.: причины и последствия. 3) Монголо-татары и Русь. Рекомендуемая литература 1. Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. – 2006. – №1. – С. 97-105.-125 с. 2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ, 2000.- 125 с. 3.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 2007. - 868 с. 4. Карамзин Н.М. История государства Российского: В трех книгах. Книга 1. – СПБ.: Кристалл, 2000. - 704 с. 5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 1. – М.: Мысль, 1995. - 592 с. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2006. – №9. – С. 67-86. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2007. – №3. – С. 50-69. Шипилов А.В. О русском и нерусском: заметки по истории допетровской Руси // Общественные науки и современность. – 2006. – №3. – С. 23 – 31. Содержание первого вопроса 1) Проанализируйте предпосылки образования древнерусского государства: природные, экономические, социально-политические и внешние. 2) Раскройте сущность норманнской и антинорманнской теории создания древнерусского государства. Дайте им оценку с точки зрения современной исторической науки. 3) Охарактеризуйте политический строй, социальную структуру и экономику Киевской Руси. В чем состояло господство княжеской власти над населением в X в.? 4) Расскажите о значении принятия христианства, о его влиянии на развитие культуры, просвещения и нравственности общества. 5) Выделите основные направления внешней политики Киевской Руси в X-XI вв.
Содержание второго вопроса 1) Что такое удельный период? Каковы его хронологические рамки? 2) Проанализируйте причины раздробленности на Руси и особенности развития феодальных отношений. 3) Каковы были экономические и политические последствия феодальной раздробленности?
Содержание третьего вопроса 1) Назовите причины монголо-татарского нашествия на Русь. 2) В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? 3) Охарактеризуйте отношения между Русью и Золотой Ордой. 4) Покажите последствия монголо-татарского нашествия на Русь и долговременные сдвиги в русском обществе.
Самостоятельная работа студента
Темы для докладов и сообщений 1. «Повесть временных лет» как исторический источник. 2. Значение принятия христианства для Руси. 3. Проблема происхождения названия “Русь”. 4. Взаимоотношения Руси с Византией, Хазарией, Волжской Булгарией, с кочевниками. 5. Киевские князья Игорь и Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах: краткая характеристика. 6. Роль городов на Руси. 7. Золотая Орда: мифы и реальность.
Работа со словарем Двоеверие, вече, князь, полюдье, вира, дружина, тысяцкий, воевода, вервь, варяг, поместье, вотчина, феодализм, генезис, язычество, ярлык, баскак, выход, удел, «мир», великое переселение народов, «из варяг в греки», смерд, холоп, закуп, рядович, усобицы, иго, «тьма», «темник», «курултай». Выполните тесты: 1. Древнерусское государство образовалось в результате объединения двух политических центров восточных славян: а) Владимира и Киева б) Киева и Новгорода в) Москвы и Киева г) Владимира и Новгорода д) Москвы и Владимира
2. Управляющий феодальным хозяйством на Руси в XI-XV вв.: а) холоп б) баскак в) воевода г) тиун д) князь
3. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение: а) о порядке владения отчины б) о порядке замещения киевского престола в) о введении «Юрьева дня» г) о принятии «Русской правды» д) о строительстве Москвы
4. Христианство на Руси было принято при князе: а) Олеге б) Ярославе Мудром в) Игоре и Ольге г) Владимире I д) Владимире Мономахе
5. Первое упоминание о Москве связано а) с Дмитрием Донским б) с Александром Невским в) с Андреем Боголюбским г) с Владимиром Мономахом д) с Юрием Долгоруким
6. Русское войско на Куликовом поле возглавлял: а) Александр Невский б) Дмитрий Донской в) Юрий Долгорукий г) Андрей Боголюбский д) Владимир Мономах
7. Поход 1237 года на Русь возглавлял: а) Тамерлан б) Мамай в) Тохтамыш г) Батый д) Чингисхан
8. С конца XIII в. в борьбе за главенство в русских землях на первое место выдвинулись княжества: а) Смоленское и Рязанское б) Московское и Новгородская республика в) Суздальское и Переяславское г) Печерское и Московское д) Рязанское и Переяславское
9. Первые монголо-татарские ханы были: а) мусульманами б) христианами в) буддистами г) язычниками д) иудеями
10. Последний крупный поход Золотой Орды на Русь совершил: а) Тамерлан б) Кучум в) Ахмат г) Мамай д) Тохтамыш
1.2 Россия в XIV–XVII вв. (2 часа) (Тема 2)
1) Образование единого централизованного государства. Установление самодержавия. Иван III – первый государь всея Руси. 2) Эпоха Ивана IV Грозного. 3) “Смутное время” на Руси.
Рекомендуемая литература 1. Карамзин Н.М. История государства Российского: в трех кн. Кн.1 – СПб.: Кристалл, 2000. – 704 с. 2. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех кн. Кн.1 – М.: Мысль, 1995. – 572 с. 3. Платонов С. Ф. Иван Грозный. – М., 1998. - 221 с. 4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. – М., 2007. - 495 с. 5. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. – М., 1999. - 380 с.
Содержание первого вопроса 1) Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования российского государства? 2) Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель? Могли ли эти функции взять на себя Тверь, Новгород и другие русские города? 3) Назовите факторы, способствующие созданию единого централизованного государства. 4) Покажите процесс становления самодержавной власти Ивана III.
Содержание второго вопроса 1) Охарактеризуйте реформы Избранной рады. 2) Назовите причины перехода от политики реформ “Избранной рады” к опричному террору. Каковы сущность и результаты опричнины? 3) Оцените роль личности Ивана IV Грозного в истории России.
Содержание третьего вопроса 1) Как вы понимаете термин «Смутное время»? 2) Назовите причины, повод, этапы Смутного времени. 3) Почему в начале XVII в. стало возможным появление самозванцев? 4) Каким образом России удалось выйти из периода Смуты?
Самостоятельная работа студента Самодержавие, Смута, кормления, крепостное право, Судебник, опричнина, Боярская Дума, Земский собор, приказ, местничество, Семибоярщина, старообрядцы, стрельцы, посад, детинец, наместник, удельные князья, «Избранная рада», «челобитная», «заповедные лета», народное ополчение.
Выполните тесты 1. Во время правления Ивана III не было: а) введения Судебника 1497 г. б) введения приказной системы управления в) введения «Юрьева дня» г) окончания монголо-татарского ига д) походов на Казанское царство
2. Какие из перечисленных деятелей не являлись современниками: а) Иван III и Софья Палеолог б) Иван IV и Иван Федоров в) Лжедмитрий I и Василий Шуйский г) Борис Годунов и Степан Разин д) Иван IV и А. Курбский
3. Начало законодательного оформления крепостного права на Руси положил (а,о): а) Судебник 1497 г. б) Судебник 1550 г. в) Сборное уложение 1649 г. г) «Русская правда» д) церковный раскол
4. Отметьте дату окончательного закрепощения крестьян: а) 1497 г. б) 1550 г. в) 1606 г. г) 1649 г. д) 1725 г.
5. В 1565 – 1572 гг. страна разделена на: а) уделы б) уезды и волости в) губернии г) опричнину и земщину д) провинции
6. Инициатором созыва первого Земского собора был: а) Иван III б) Иван IV в) Сергий Радонежский г) Патриарх Никон д) Ярослав Мудрый
7. Сословно-представительная монархия – это: а) власть, при которой монарх обязан регулярно совещаться с представителями всех сословий б) монархия, при которой каждое сословие управляет своим выборным органом в) ничем не ограниченная власть монарха г) власть монарха, ограниченная Конституцией д) монархия, при которой функционирует Земский Собор
8. Целью Ливонской войны был выход: а) к Балтийскому морю б) к Азовскому морю в) к Северному морю г) к Черному морю д) к Каспийскому морю
9. Второе ополчение против поляков в Нижнем Новгороде возглавил(и): а) И. Болотников б) князь Д.Долгорукий в) Василий Шуйский г) К. Минин и Д. Пожарский д) Степан Разин
10. Характерные черты сельского хозяйства в России в XVII в.: а) распространение картофеля б) распространение табака в) усиление роли подсечно-огневого земледелия г) складывание всероссийского зернового рынка д) начало освоения черноземной полосы
11. Система распределения служебных мест у феодалов при их назначении на службу с учетом происхождения, служебного положения и личных заслуг: а) поместье б) местничество в) погост г) вотчина д) кормление
1.3. Россия в XVIII веке (2 часа) (Тема 3) 1) Преобразования Петра I и их роль в истории России. 2) Россия в эпоху дворцовых переворотов и правления Екатерины II.
Рекомендуемая литература 1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. – 2006. – №2. – С. 15–30. 2. Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I // Общественные науки и современность. – 2006. – №4. – С. 107–115. 3. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева // Вопросы истории. – 2006. – №12. – С. 107–115. 4. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. – №3. – С. 35–51. 5. Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства // Отечественная история. – 2007. – №4. – С. 21–33. 6. Марасинова Е.Н. О политическом сознании русского общества во II половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2007. – №12. – С.81 – 92. 7. Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации // Вопросы истории. – 2006. –№2. – С. 113–123. 8. Серов Д. Палач взялся за топор. Сенаторы и губернаторы перед судом Петра I //Родина. – 2006. – №8. – С.27 – 32. 9. Шипилов А.В. “Благородство” против “подлости” (Специфика формирования сословной культуры русского дворянства) // Общественные науки и современность. – 2007. – №1. – С. 132–144.
1.3.1 Содержание первого вопроса 1) Проанализируйте исторические условия и необходимость преобразований в жизни страны. 2) Объясните цели, сущность и методы петровских преобразований и их значение. 3) Чем было обусловлено первостепенное внимание, уделяемое военным реформам? 4) Попытайтесь определить историческое место петровских преобразований, личности Петра I как государственного деятеля.
Содержание второго вопроса 1) Выясните причины и последствия дворцовых переворотов для страны. 2) Дайте оценку преобразованиям Екатерины II. 3) Покажите изменение положения различных сословий (дворян, крестьян, казаков, духовенства, купцов и др.). 4) Проанализируйте причины военных успехов России во второй половине XVIII в.
Самостоятельная работа студента
Работа со словарем Модернизация, мануфактура, «Просвещенный абсолютизм», рекрут, Сенат, коллегии, Синод, кондиции, «Табель о рангах», «Наказ», бироновщина, Уложенная комиссия, протекционизм, барщина, «регулярное государство», губерния, фаворитизм, отходники.
Выполните тесты 1. Характерной чертой абсолютизма не является: а) неограниченная власть монарха б) наивысшая степень централизации власти в) обязательная деятельность органов сословного представительства г) постоянная армия и полиция д) разветвленный бюрократический аппарат
2. Россия получила выход к Балтийскому морю в результате: а) Ливонской войны б) Северной войны в) Семилетней войны г) Азовских походов д) русско-турецкой войны
3. Высший законотворческий и контролирующий орган при Петре I: а) Сенат б) Синод в) коллегия г) Госсовет д) Госдума
4. Последствием церковной реформы Петра I является: а) раскол русской православной церкви б) восстановление сана Патриарха в) отделение церкви от государства г) разрушение храмов и монастырей д) превращение церкви в придаток государственного аппарата
5. Первый дворцовый переворот произошел: а) 1725 г. б) 1727 г. в) 1730 г. г) 1741 г. д) 1762 г.
6. Из логического ряда выпадает: а) введение подушной подати б) создание Сената в) создание Синода г) введение нового летоисчисления д) жалованная грамота дворянству
7. «Манифест о вольности дворянской» подписал(а): а) Петр I б) Петр III в) Анна Иоановна г) Елизавета Петровна д) Екатерина II
8. Среди мероприятий Екатерины II не было: а) секуляризации церковных владений б) созыва Уложенной комиссии в) жалованной грамоты дворянству и городам г) введения министерской системы д) начала использования бумажных денег
9. Среди успехов во внешней политике России во второй половине XVIII в. не было: а) выхода к Черному морю, укрепление безопасности на юге России б) присоединения Грузии, Финляндии в) присоединения к России Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Курляндии
10. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала: а) А.В.Суворова б) А. Радищева в) Петра III г) Д. Дидро д) С. Юлаева
Первое занятие Второе занятие Россия в начале XX века. Начало советского периода в истории России (4 часа) (Тема 5) Первое занятие Россия в начале ХХ века. 1) Образование политических партий в конце XIX – начале XX вв. 2) Аграрный вопрос в революции 1905–1907 гг. Аграрные программы политических партий. 3) Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее итоги.
Рекомендуемая литература 1. Демин В.А. Фракции II Государственной думы // Вопросы истории. – 2006. – №10. – С. 25–41. 2. Демин В.А. Госсовет Российской империи в начале XX в.: механизмы формирования и функционирования// Отечественная история. – 2006. – №6. – С. 74 – 85. 3. Ибрагимов К.Х. Особенности общинной поземельной собственности в России// Вопросы истории. – 2007. – № 12. – с. 117 – 125. 4. Курков К.Н. Дворяне-предприниматели в России начала XX века // Вопросы истории. – 2006. – №5. – С. 104-115. 5. Лукоянов И.В. Портсмутский мир // Вопросы истории. – 2007. – №2. –С. 16-33. 6. Соларев Р. Деньги для столыпинских крестьян // Родина. – 2006. – №12. – С. 16-20 7. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг. // Вопросы истории. – 2007. – №4. – С. 3-15. 8. Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации // Родина. – 2006. – №12. –С. 4-9. 9. Фельдман М.А. Промышленные рабочие России в начале XX века // Вопросы истории. – 2006. – №1. – С. 20-35. 10. Силаева А. Быть ли думе русской? // Родина. – 2007. – №9. – с. 69- 73. 11. Кирьянов И.К. Депутат Государственной Думы начала XX века: правовой и общественный статус // Политические исследования. –2006. – №2. – С. 34–43. 12. Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. – 2006. – №3. – С. 122–149.
1.5.1 Содержание первого вопроса 1) Укажите цели и задачи образовавшихся политических партий и их роль в российском обществе. 2) Сравните либеральную и революционную традиции в общественной жизни России в начале XX в. Определите, что их сближало, а что разъединяло. 3) Выделите особенности формирования политических партий в России. Почему революционные и национальные партии возникли раньше? 4) Расскажите о наиболее влиятельных партиях России начала XX века. Выясните их состав и цели. 5) Охарактеризуйте партийную систему современной России.
1.5.2 Содержание второго вопроса 1) Выделите особенности развития капитализма в сельском хозяйстве России. 2) Раскройте содержание аграрного вопроса и причины его обострения в условиях первой революции 1905-1907 гг. 3) Проанализируйте аграрные программы большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов, октябристов и др. (содержание, условия реализации, возможные перспективы).
1.5.3 Содержание третьего вопроса 1) Обоснуйте целесообразность аграрной реформы П.А. Столыпина. 2) Укажите цели, этапы, основные направления и итоги аграрной реформы. 3) Оцените реформу с точки зрения современной историографии.
Самостоятельная работа студента
Темы для докладов и сообщений 1. Первая русская революция 1905–1907 гг.: итоги и значение. 2. Русско-японская война 1904-1905гг. 3. Россия в первой мировой войне.
Работа со словарем Буржуазия, пролетариат, Антанта, “зубатовщина”, империализм, Госдума, кадеты, эсеры, большевики, меньшевики, Советы, отруб, хутор, третьеиюньская монархия, распутинщина, “Вехи”, черносотенцы, октябристы, социализация земли, кооперация, муниципализация, конституционная монархия.
Выполните тесты 1. Россия в начале ХХ в. (до 1905 г.) была: а) парламентской монархией б) аристократической республикой в) демократической республикой г) диктатурой правящей дворянской верхушки
2. Стремление к решительным методам и действиям называется: а) консерватизмом б) либерализмом в) радикализмом 3. Какая из Госдум просуществовала полный срок – 5 лет? а) I б) II в) III г) IV
4. Либеральной являлась партия: а) большевиков б) эсеров в) кадетов г) октябристов д) черносотенцев
5. Среди положений Манифеста 17 октября 1905 года не было: а) отмены сословий б) объявления политических свобод в) ликвидации самодержавия г) ликвидации помещичьего землевладения
6. Председателем партии эсеров был: а) П.Н. Милюков б) В.И. Ленин в) А.И. Гучков г) М.В. Родзянко д) А. Чернов
7. По мнению П.А. Столыпина, главная причина неустройства сельского хозяйства заключалась в: а) существовании помещичьего землевладения б) расслоении крестьян на кулаков и батраков в) сохранении крестьянской общины г) неудачах в русско-японской войне
8. Добровольное товарищество по совместному ведению хозяйства, мелкого производства, организации промысла, посреднической деятельности называется: а) кооперацией б) урбанизацией в) легитимацией г) революцией д) акционированием
9. Соотнесите пары: 1) консерваторы 2) либералы 3) радикалы а) октябристы б) эсеры, социал-демократы, анархисты в) кадеты, трудовики
10. Реформа Столыпина не позволила: а) выходить крестьянам из общины б) укрепиться зажиточным крестьянам в) ликвидировать помещичье землевладение г) переселяться крестьянам на новые земли
Второе занятие Первое занятие СССР в предвоенные годы 1) Форсирование строительства социалистического общества и его последствия 2) Внешняя политика Советского государства накануне Великой Отечественной войны
Рекомендуемая литература 1. Аксютин Ю. Сталинская конституция 1936 года // Свободная мысль. – 2006. - №9,10. 2. Голод по-большевистски: организаторы и вдохновители. “Круглый стол” // Родина. – 2007. - №8,9. 3. Аксютин Ю. 1937 год: девятая версия // Свободная мысль. – 2007. - №8. – С.143 – 157. 4. Наджафов Д. Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия // Вопросы истории. – 2006. - №12. – С. 3 – 22. 5. Тишков В. Демографические голодоморы // Родина. – 2007. - №7. – С. 84 – 89. 6. Чеботарева В.Г. И.В.Сталин и партийно-советские национальные кадры//Вопросы истории.-2008.-№7.-С.3-25.
1.6.1.1 Содержание первого вопроса 1) Почему общество было сориентировано на форсированные темпы развития? Что послужило источниками и средствами этого процесса? 2) Определите содержание понятий «индустриализация», «коллективизация», «культурная революция». 3) В чем различия между кооперированием и коллективизацией? Расскажите о сути, итогах и последствиях массовой коллективизации деревни. 4) Определите сущность сталинизма. Каковы его исторические корни и признаки? Как создавался «культ личности Сталина»? 10. Покажите меры по укреплению обороноспособности страны накануне войны.
1.6.1.2 Содержание второго вопроса 1) Приведите факты, свидетельствовавшие об обострении международной обстановки к концу 1930-х гг. 2) Дайте оценку усилиям СССР по созданию системы коллективной безопасности. 3) Оцените значение пакта Молотова-Риббентропа в развязывании второй мировой войны.
Самостоятельная работа студента
Темы для докладов и сообщений 1. Индустриализация в годы «первых пятилеток». 2. «Великий перелом» в истории страны. 3. Конституции СССР 1924 и 1936 годов. 4. Архипелаг ГУЛАГ в 1920 – 1930-е годы. 5.Советско-финляндская война. 6. Дальневосточное направление внешней политики.
Работа со словарем Стахановцы, ГУЛАГ, колхоз, индустриализация, коллективизация, Турксиб, Днепрогэс, Магнитка, «Великий перелом», МТС, трудодень, «Большой террор», «враг народа», «чистки», номенклатура, партократия, комсомол, культурная революция, репрессии, идеологизация общества, пакт.
Выполните тесты
1. С термином «Коллективизация в СССР» не связан (о, а): а) ликвидация единоличных хозяйств б) террор и репрессии в) изменение уклада жизни крестьян г) создание колхозов
2. Укажите главную цель политики сплошной коллективизации: а) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации в) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства
3. Укажите главную особенность индустриализации в СССР: а) комплексное развитие народного хозяйства б) высокие темпы развития тяжелой промышленности в) интенсивное развитие легкой промышленности
4. Сталин, опубликовав в марте 1930 г. статью «Головокружение от успехов», ставил цели: а) признать собственные ошибки б) возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти в) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы
5. В 1930-е гг. в Красной Армии было пять маршалов. Трое из них были репрессированы. Это: а) В.К. Блюхер б) С.М. Буденный в) К.Е. Ворошилов г) А.И. Егоров д) М.Н. Тухачевский
6. Укажите термины, соответствующие следующим определениям: 1) ряд руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийный или государственный орган 2) верхушка господствующего класса 3) кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда 4) последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения 5) штатные партийные работники, обеспечивающие функционирование структур партии а) иерархия б) колхоз в) номенклатура г) партийные функционеры д) элита
7. Главной внешнеполитической задачей в СССР в 1933 – 1939 гг. было: а) форсирование мировой революции б) расширение советского влияния на Дальнем Востоке в) создание системы коллективной безопасности в Европе
8. Приведите в соответствие события и даты: 1)установление дипломатических отношений между СССР и США 2) подписание Советско-французского договора о взаимопомощи 3) вступление СССР в Лигу Наций 4) совещание глав правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии в Мюнхене
5) заявление советского правительства о поддержке Испанской республики а) 18 сентября 1934 года б) сентябрь 1938 года в) 4 октября 1936 года г) 16 ноября 1933 года д) 2 мая 1935 года
9. Сколько промышленных предприятий было введено в действие в годы первой пятилетки? А) свыше 1500 б) свыше 300 в) свыше 100 г) свыше 50 д) свыше 10000
10. Укажите характерную черту кадровой политики 1930-х гг.: а) широкое использование буржуазных специалистов на руководящей работе б) при назначении на руководящие должности учитывалось социальное происхождение кандидата в) при назначении на руководящие должности принималось во внимание национальное происхождение кандидата
Второе занятие Великая Отечественная война Первое занятие СССР в послевоенные годы Второе занятие «Перестройка» и становление новой российской государственности.
1) Перестройка в СССР и причины ее неудач 2) Распад СССР и его последствия для страны и мира 3) Становление новой российской государственности. 4) Перспективы и проблемы развития Российской Федерации в XXI веке.
Рекомендуемая литература 1. Бондарев В. А была ли революция? К годовщине ГКЧП//Родина. – 2006. – №6. – С. 3 – 6. 2. Горбачев М.С. Понять перестройку…Почему это важно сейчас. - М.,2006. 3. Коэн С. Почему распался Советский Союз?//Свободная мысль. – 2006. – №9 – 10. – С. 179 – 189. 4. Поклад Б.И. Проблемы социалистического содружества в годы горбачевской перестройки //Новая и новейшая история. – 2006. – №4. – С. 114 – 127. 5. Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке //Социологические исследования. – 2006. – №1. – С. 84 – 95. 6. Шейнис В. Шесть лет, которые изменили страну и мир//Свободная мысль. – 2006. – №11 – 12. – С. 173 – 186. 7. Разуваева Н.Н. Российская власть в 1990-е годы (проблемы развития внутри-властных отношений)//Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №3. – С. 263 – 276. 8. Симонян Р.Х. Реформы в России 1990-х годов: об аргументах «за»//Социологические исследования. – 2006. – №6. 9. Симонян Р. 15 лет спустя. Итоги экономических реформ в России//Свободная мысль. – 2006. – №7 – 8. – С. 15 – 30. 10. Согрин В. 1985 – 2005: Три превращения современной России//Свободная мысль. – 2005. – №3. – С. 3 – 24.
1.7.2.1 Содержание первого вопроса 1) Назовите экономические, социальные и политические предпосылки перестройки. 2) Определите сущность перестройки и ее этапы. Какие цели ставились на разных этапах? 3) Почему вслед за проблемой экономических преобразований встала задача политической реформы? 4) Какие явления и события свидетельствовали о кризисе правящей партии КПСС? 5) В чем сущность и причины обострения национального вопроса в СССР. Каковы причины провозглашения суверенитета республик?
1.7.2.2 Содержание второго вопроса 1) Дайте оценку августовским событиям 1991 г. Повлияли ли они на судьбу СССР? 2) Определите значение провозглашения суверенитета Российской Федерации 1990 г. и избрание Президента России в 1991 г для истории. 3) Проанализируйте причины распада (развала) СССР. Какие силы были в этом заинтересованы? 4) Какие изменения на международной арене произошли под влиянием «перестройки» и распада СССР?
1.7.2.3. Содержание третьего вопроса 1) Почему становление Российской Федерации и первые преобразования сопровождались тяжелым экономическим и социально-политическим кризисом? 2) Определите понятие «шоковая терапия». Существовал ли альтернативный вариант развития? 3) Дайте характеристику конституции РФ 1993 г. 4) Каковы основные достижения и провалы российских реформ в 1990-е гг.?
1.7.2.4. Содержание четвертого вопроса 1) Перечислите и охарактеризуйте преобразования в Российской Федерации в начале XXI века. Какие цели и задачи при этом ставились? 2) Назовите задачи, стоящие перед Россией в настоящее время. 3) Охарактеризуйте основные политические партии и движения в современной России. 4) Каковы основные направления внешней политики России на современном этапе?
Самостоятельная работа студента
Темы для докладов и сообщений 1. Предыстория перестройки. 2 Новое политическое мышление М.С. Горбачева. 3. Межнациональные конфликты в СССР. 4. «Парад» суверенитетов республик. 5. Распад системы социалистического содружества. 6. Конституция РФ 1993 года. 7. Б.Н. Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи. 8. Чеченская война в 1990-е годы. 9. Национальные проекты в современной России.
Работа со словарем Конверсия, Союзный договор, референдум, путч, гласность, суверенитет, Программа «500 дней», «народный фронт», «бархатная революция», ускорение, Ново-Огаревский процесс, Беловежские соглашения, СНГ, прагматизм, плюрализм, перестройка, многопартийность, новое мышление, конверсия. Либерализация цен, «шоковая терапия», популизм, приватизация, ГКО, дефолт, Федеральное собрание, коррупция, лобби, фракция, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье, миграция, импичмент, правовое государство, полпред, Федеральный округ.
Выполните тесты
1. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенное М.С. Горбачевым: а) ускорение социально-экономического развития б) переход к регулируемому рынку в) переход к свободной рыночной экономике
2. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала: а) расширение самостоятельности предприятий б) внедрение хозрасчета и самофинансирования в) постепенное возрождение частного сектора г) отказ от монополии внешней торговли д) более глубокую интеграцию в мировой рынок е) сокращение численности отраслевых министерств и ведомств ж) разгосударствление собственности (приватизацию), акционирование з) либерализацию цен
3. Основными положениями программы перехода к регулируемому рынку были: а) разнообразие форм собственности б) многоукладная экономика в) формирование рыночной инфраструктуры г) приоритет коллективных форм собственности д) приватизация е) либерализация цен
4. Программа экономических преобразований «500 дней» предусматривала: а) полное реформирование советской экономики за 500 дней б) серьезное ограничение роли центра в планировании и управлении экономикой в) приватизацию государственных предприятий за 500 дней г) полную хозяйственную самостоятельность союзных республик д) обеспечение за этот срок конвертируемости рубля е) полный демонтаж прежней системы хозяйствования ж) ликвидацию колхозов и совхозов з) отказ от монополии внешней торговли
5. Президентом СССР М.С. Горбачев был избран в: а) 1989 г. б) 1990 г. в) 1991 г.
6. Основными элементами «нового политического мышления» были: а) отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы б) признание мира целостным и неделимым в) признание невозможности решения международных проблем силовыми методами г) ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил двух систем, а на баланс их интересов д) отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. е) провозглашение принципа мирного сосуществования государств с различным строем
7. Вывод советских войск из Афганистана началс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.02 с.) |