Институт филологии и межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт филологии и межкультурной коммуникации



Институт филологии и межкультурной коммуникации

Кафедра русского языка и методики преподавания

Реферат по дисциплине «Введение в языкознание»

«Общественная (социальная) природа языка и закономерности его развития

 

 

Выполнил:

студент группы 1ф

Сизова К. К.


Подпись студента

Проверил:

кфилн, доцент

Гончаров А. М.

«» 2014

ОЦЕНКА

ПОДПИСЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Содержание

Стр. 3 Введение

Стр. 5 Специфика обслуживания языком общества

Стр. 6 Выражение языком общественного сознания

Стр. 11 Зависимость развития языка от состояния общества

Стр. 18 Роль общества в создании и развитие языка

Стр. 20 Вывод

Стр. 21 Список литературы

 

 

Введение

 

Идеи о тесной взаимосвязи языка и общества возникла еще в древние времена.

Основная трудность исследования этого вопроса состоит в том, что эта идея содержится во многих высказываниях, однако она не формируется как тезис: язык - общественное явление. Основы этой идеи можно найти в утверждениях некоторых древнегреческих философов, в высказывании Г. Лейбница о языке как лучшем зеркале человеческого духа. Кроме того, в известном положении Вильгельма Гумбольдта, в котором заключается мысль, что язык является духом народа, его энергией, также в работах К. Фосслера, А. Мейе, Ш. Балли, Ж. Вандриеса и целого ряда других исследователей. Однако А. Шлейхер был склонен утверждать, что языки представляют естественные организмы, которые возникают независимо от воли людей, после чего самостоятельно развиваются и отмирают. Следовательно, Шлейхер считал языкознание естественной наукой.

Значительный вклад в разработку социологических проблем языка внесли русские лингвисты: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, А. М. Пешковский, Е. Д. Поливанов, А. И. Селищев, Л. П. Якубинский и др.

Охарактеризовать язык как общественное явление - это значит найти такие его черты и особенности, которые бы совершенно ясно показывали принадлежность языка именно к общественным явлениям.

В настоящее время на тему «Язык и общество» написано достаточное количество исследований, различных научных работ и статей, но большинство из них отличаются односторонностью изложения. Так, например, в известной работе Р. О. Шор «Язык и общество» [33] все внимание автора данной работы сосредоточено на показе и выделении социального аспекта в слове.

В сборнике под названием «Язык и общество», изданном Институтом языкознания АН СССР[35], рассматриваются многие проблемы социальной обусловленности языка, его социальная дифференциация, функциональное развитие, а также языковая политика, языковое строительство, функция языка как этнического признака, значение социального фактора в развитии языка, роль социологических факторов в развитии языка. Можно отметить то, что акцент, прежде всего, делается на том, насколько и каким образом язык оказывается зависимым от общества.

Чтобы дать наиболее полную и четкую характеристику языка, прежде всего, как общественного явления, нам необходимо более подробно рассмотреть язык в различных аспектах. Следовательно, нам необходимо рассмотреть четыре вопроса:

· Специфика обслуживания языком общества;

· Выражение языком общественного сознания;

· Зависимость развития языка от развития и состояния общества;

· Роль общества в создании и формировании языка.

 

СПЕЦИФИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЯЗЫКОМ ОБЩЕСТВА

 

Одним из основных и существенных признаков, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, является способность языка обслуживать общество. Мы с уверенностью можем сказать, что язык обслуживает общество не так, как все другие общественные явления, такие как, например идеология, бизнес и т.д. Кроме того вопрос о том, как именно язык обслуживает общество, остается открытым по сей день.

Наиболее важная, на наш взгляд, особенность языка, сближающая его с другими общественными явлениями, но одновременно кардинально отличающая его от них, состоит в том, что язык абсолютно во всех сферах человеческой деятельности обслуживает общество.

Следовательно, язык не может быть отождествлен ни с одним из других общественных явлений. Под языком нельзя понимать форму культуры или идеологию того или иного общества. Эта особенность языка, главным образом, вытекает из особенности одной из его главных функции, а именно, быть средством общения.

 

 

ЗАВИСИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ОТ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА

При характеристике языка как общественного явления важно также учитывать его зависимость от изменения состояния человеческого общества. Язык способен отражать изменение в жизни общества в более широком плане, во всех его сферах, что существенным образом отличает его от всех других общественных явлений.

Отражение особенностей социальной организации общества в языке

Ранее была подмечена зависимость языкового состояния от характера экономических формаций и формы государства. Так, например, для эпохи феодализма был характерен распад стран на множество мелких ячеек. Каждый феод и монастырь с прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре. Совершенно естественно, что такая структура общества необычайно способствовала появлению мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной формой существования языка в феодальном обществе.

Важно, что различие социальной организации общества в прошлом может отражаться на состоянии диалектов, существующих в настоящее время. П. С. Кузнецов отмечает, что на территории наших старых южных губерний (т. е. губерний Центральной Черноземной полосы), где особенно было развито помещичье землевладение, и в настоящее время сохранилось большое количество мелких местных говоров. Напротив, на севере, где во многих местах совсем не было помещичьего землевладения, а там, где оно было, большинство крестьян находилось на оброке, причем они часто уходили на заработки в города или другие губернии, один говор охватывает обширную территорию[9].

Территориальная раздробленность нивелируется в период развития капитализма, поскольку в это время капитализму необходим единый рынок и хорошо организованное единое государство, защищающее его интересы. В период становления капитализма возникает нация и ее характерный атрибут - национальный язык, который, воплощаясь в литературном языке, указывает нивелирующее влияние на территориальные диалекты.

Вместе с тем в буржуазном обществе возникает и другая тенденция. Капитализм влечет за собой усиление социальной дифференциации общества, что вызывает к жизни довольно большое количество так называемых социальных диалектов и жаргонов, арго и т. п.

Каждая общественно-экономическая формация создает особый жизненный уклад общества, который проявляется не в одном каком-нибудь частном явлении, а в целом комплексе взаимно обусловленных и связанных между собой явлений. Конечно, этот своеобразный жизненный уклад отражается и в языке. Если сравнить, например, систему общественных функций русского языка эпохи царизма с системой его общественных функций, типичной для советской эпохи, то нельзя не обнаружить в этих системах определенной специфики, определенной направленности. Так, в обществе, где играют ведущую роль публичные формы языкового общения (митинг, собрание и т. д.), установка на слушателя будет, несомненно, более ощутимой, чем в обществе, где языковое общение замкнуто кругом уединенных, узко адресованных речевых жанров. Огромное значение публичных речевых жанров определило для русского языка советской эпохи особую значимость "установки на слушателя" для многих языковых преобразований нашего времени[13, 28].

Выводы

Язык – явление социальное, общественное. Общество очень существенно влияет на процессы, происходящие в языке. Развитие языка напрямую зависит как от мышления и мировоззрения каждого разумного человека, так и от социальной, культурной, экономической и политической жизни всего общества.

Общество создает и формирует язык в прямом смысле этого слова. Язык - продукт общества. По этой причине он в большей степени, чем какое-либо другое явление, обслуживающее общество, заслуживает название общественного явления.

 

Список литературы

1. Г. О. Винокур. О задачах истории языка. - В кн.: В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. II. М., 1960.
2. В. В. Волошинов. Марксизм и философия языка. Л., 1929.
3. Е. М. Галкина-Федорук. Язык как общественное явление. М., 1954.
4. Г. Глезерман. Общественное бытие и общественное сознание. М., 1958.
5. В. Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода. - В кн.: В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. I. М., 1960.
6. М. М. Гухман. Лингвистическая теория Л. Вейсгербера. - В сб.: "Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике". М., 1961.
7. В. Ф. 3ыбковец. Дорелигиозная эпоха. М., 1959.
8. В. М. Жирмунский. Проблема социальной дифференциации языков. - В сб.: "Язык и общество". М., 1968.
9. В. В. Журавлев. Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания. М., 1961.
10. В. Ж. Келле, Н. Я. Ковальзон. Общественное сознание. М., 1966.
11. А. Крученых. Заумный язык у Сейфуллиной, Вс. Иванова, Леонова, Бабеля, И. Сельвинского, А. Веселого и др. М., 1925.
12. М. Э. Курдиани. Изменения в словарном составе современного русского литературного языка (Автореф. канд. дисс.). Тбилиси, 1966.
13. Лексика современного русского литературного языка. М., 1968.
14. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18.
15. К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. М., 1947.
16. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 3.
17. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 23.
18. Н. Я. Марр. Актуальные проблемы и очередные задачи яфетической теории. - В кн.: Н. Я. Марр. Избранные работы, т. 3. М. - Л., 1934.
19. Н. Я. Марр. Язык и мышление. - В кн.: Н. Я. Марр. Избранные работы, т. 3. М. - Л., 1934.
20. И. Б. Новик. К вопросу о специфике человеческого сознания. - "Уч. зап. Молотовского гос. ун-та им. А. М. Горького", 1957, т. X, вып. 3.
21. Е. Д. Поливанов. О литературном (стандартном) языке современности. - "Родной язык в школе", 1927, №1.
22. Е. Д. Поливанов. Русский язык сегодняшнего дня. - В сб.: "Литература и марксизм". М., 1928, кн. 4.
23. Проблемы мышления в современной науке. М., 1964.
24. А. М. Селищев. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет. 1917-1926. М., 1928.
25. Э. Сепир. Положение лингвистики как науки. - В кн.: В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях ч. II. М., 1960.
26. Л. И. Скворцов. Взаимодействие литературного языка и социальных диалектов (Автореф. канд. дисс.). М., 1966.
27. Ф. де Сосcюр. Курс общей лингвистики. М., 1933.
28. А. Г. Спиркин. О природе сознания. - "Вопросы философии", 1961, №6.
29. Б. Л. Уорф. Отношение норм поведения и мышления к языку. - В кн.: В. А. Звегинцев. История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях, ч. II. М., 1960.
30. Ф. П. Филин. К проблеме социальной обусловленности языка. - В сб.: "Язык и общество". М., 1968.
31. Формы общественного сознания. М., 1960.
32. А. А. Шахматов. Очерк современного русского литературного языка. Изд. 3. М., 1936.
33. P. O. Шор. Язык и общество. М., 1926.
34. Е. В. Шорохова. Проблема сознания как комплексная проблема современной науки. - В сб.: "Проблема сознания и закономерности его развития". Материалы симпозиума. Новосибирск, 1966.
35. Язык и общество. М., 1968.

Институт филологии и межкультурной коммуникации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.013 с.)