Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение ихх и долей фиксированного числа фирм

Поиск
Значение ИХХ   Минимально возможное число фирм на рынке   При неограниченном произвольном числе фирм максимально возможная доля, %
1-го 2-х 3-х 4-х
крупнейших производителей
           
           
           
           
           

 

Для рынка энергетических углей Кузбасса в 2010 году, было значение индекса Харкфиндела-Хиршмана равное 1783,9 (таблица 6).

Полученные результаты расчетов показывают, что на анализируемом рынке сложилась ситуация чистой конкуренции, когда множество продавцов работают в узком диапазоне цен.

Расчёт показателей для Кузбасса (2010 г.)

Таблица 6.

Рейтинг Углепроизводитель Объём добычи угля, тыс.т.у.т. Доля Д,% Квадрат доли Д2
  Кузбассразрезуголь   34,4 1183,4
  Филиал ОАО «СУЭК»   17,8 316,8
  Южный Кузбасс   9,7 94,09
  СДС-уголь      
  Южкузбассуголь   7,3 53,29
  ОАО «Междуречье»   4,7 22,09
  Р-з ОАО «КТК»   4,3 18,49
  Шахта «Листвяжная»   2,2 4,84
  Р-з «Южный»   1,7 2,89
  Прокопьевскуголь   1,6 2,56
  Шахта «Кыргайская»   0,9 0,81
  Р-з «Бунгурский»   0,8 0,64
  Шахта «Алексеевская»   0,8 0,64
  Шахта №12   0,7 0,49
  Ш/у «Прокопьевское»   0,7 0,49
  Р-з «Шестаки»   0,7 0,49
  Р-з «Пермяковский»   0,6 0,36
  Р-з «КузнецкИнвестСтрой»   0,4 0,16
  Р-з «Задубровский»   0,3 0,09
  Р-з ОАО «Поляны»   0,3 0,09
  Шахта ОАО «Луговое»   0,2 0,04
  Р-з «Талдинский-Западный»   0,2 0,04
  Р-з «Октябринский»   0,2 0,04
  Р-з «Евтинский»   0,2 0,04
  Р-з «Кайчакский»   0,1 0,01
  Р-з «Прокопьевский»   0,1 0,01
  Р-з ООО «Северный Кузбасс»   0,1 0,01
  ИТОГО     ИЭХ=1783,9

 

В соответствии с полученным значением ИЭХ (1783,9) и классификацией ИНКРУ комплекс по добыче в Кузбассе энергетических углей можно отнести к конкурентной структуре.

 

Оценку конкурентного положения производителя начинают с построения рыночного поля по типу схем позиционирования товаров. На рис.1 представлено поле позиционирования Кузнецких производителей углей в координатах «цена - качес­тво» на 2010 год.

 

 


 

 

Угольную продукцию на этой схеме размещают в соот­ветствии со значениями калорийного эквивалента и цены 1 т.у.т. Наиболее привлекательным (идеальным) для покупате­лей является товар, имеющий при высшем качестве низкую цену. Для оценки степени приближения к идеальному товару оси Ц и К проводят через средневзвешенные значения этих показателей, дифференцируя рыночное поле на четыре об­ласти.

 

I - область высокой конкурентоспособности. Товары, попадающие в эту область, характеризуются калорий­ностью выше среднерегиональной и ценой ниже сред­ней. Это товары-лидеры Кузбасского рынка.

Ill - область низкой конкурентоспособности. Угли этой области отличаются низким качеством и высокой ценой продаж, это товары-аутсайдеры рынка.

II и IV - промежуточные области. Товары II области имеют качество ниже среднего по региону, но и цены за них запрашивают ниже средних. Угли IV области продают по высоким ценам, подкрепленным высоким качеством.

Добываемый уголь Ш/у «Прокопьевское» попадает в зону I – область высокой конкурентоспособности. Анализ рыночного поля свидетельствует о относительной выгодности положения продукции Ш/у «Прокопьевское». Позиционируясь в области высокой конкурентоспособности, уголь шахты выглядит не очень привлекательно для потребителя вследствие средней ценности, высокой стоимости и не больших объемов предложения. По качественно-ценовым характеристикам продукция Ш/у «Прокопьевское» может конкурировать с УК «СДС-уголь» (хотя сильно проигрывает по объёму добычи), УК «Южный Кузбасс», УК «Прокопьевскуголь». Разрез «Шестаки» имеет равные показатели по цене и по годовому объёму добычи, но Ш/у «Прокопьевское» проигрывает этому разрезу по качеству добываемого угля.

Наиболее конкурентоспособной продукции на рынке кузнецких энергетических углей марок можно отнести угли УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «Междуречье», шахта №12, шахта «Алексеевская» которые обладают довольно высоким качеством и ценами на уровне среднерыночных. Все перечисленные компании-конкуренты имеют долю в общем объеме кузнецких углей, составляющую 40,6%. Наименее конкурентоспособны по критерию «цена-качество» угли УК «Южкузбассуголь».

 


На схеме позиционирования определим зоны конкурентоспособности угля Ш/у «Прокопьевское»

 


 


В зонах конкурен­тоспособности располагаются угли следующих производителей:

Зона явной конкурентоспособности: Южкузбассуголь, СДС-уголь.

Зона явной неконкурентоспособности: Кузбассразрезуголь, ОАО «Междуречье», разрезы «Октябринский», ООО «Северный Кузбасс», ОАО «Поляны», шахты «Алексеевская», «Кыргайская», №12, «Листвяжная».

Зона неявной конкурентоспособности: Прокопьевскуголь, Южный Кузбасс, ОАО «СУЭК», разрезы «Шестаки», «Пермяковский», «Задубровский», «Евтинский», «Южный», «Кайчакский», «Талдинский-Западный», ОАО «КТК», «Прокопьевский», «Бунгурский», «КузИнвестСтрой»

 

Для определения предпочтений покупателей одного углепродукта другому в зонах неявной конкурентоспособности используем показатель количественной оценки уровня конкурентоспособности – конкур. С помощью этого показателя можно оценить конкурентоспособность угля анализируемого углепроизводителя относительно угля любого конкурирующего углепроизводителя кузнецкого бассейна, попадающего в его зону неявной конкурентоспособности.

 

Цкон - Цпр

К = --------------------------------------------,

(1/Кпр – 1/Ккон)*(Стр*L + Спер)

где Цкон и Цпр - цены предложения углей соответственно конкурирующей компании и Ш/у «Прокопьевское», руб./т.у.т.;

Кпр и Ккон - калорийные эквиваленты углей соответственно Ш/у «Прокопьевское» и конкурирующей компании;

Стр - стоимость перевозки единицы товара, руб./(тыс.км);

L - дальность перевозки угля до рынка, км;

Спер - стоимость переработки угля в энергию, руб./тыс.т.у.т;

 

При к >1 уголь Ш/у «Прокопьевское» конкурентоспособнее угля конкурирующей компании на рынке, удаленном на расстояние L. При к<1 уголь Ш/у «Прокопьевское» уступает в конкурентоспособности товару конкурирующей компании на анализируемом рынке. При к = 1 товары равноценны.

В качестве конкурирующего предприятия, попадающего в зону не явной конкурентоспособности, выбрано: разрез «Шестаки».

 

Предположим, что предприятия поставляют уголь на рынки, удалённые от Кузбасса на расстояние:

Дальность перевозки, км. Стоимость перевозки 1 т. угля (Cтр L). р./т.у.т.
   
   
   

 

 

Средняя стоимость переработки кузнецких углей в энергию в 2010 г. – 348 р./т.у.т.

 

Рассчитаем показатель конкура, при данных условиях:

К1 = = = = 14

К2 = = = 6

К3 = = =

 

К1, К2, К3 – значение конкура, при транспортировки угля конкурирующими компаниями, на рынки, удалённые от Кузбасса на расстояние: 500 км (Алтай), 2000 км (Екатеринбург), 3500 км (Москва).

 

Так как значение конкура во всех трёх случаях достигает значения более 1, то уголь Ш/у «Прокопьевское» конкурентоспособней угля разреза «Шестаки».

 

При сопоставлении Ш/у «Прокопьевское» и остальных углепроизводителей, более оперативным и наглядным является графический подход с построением равной конкурентоспособности – изоконкура.

Изоконкур – закономерность изменения цен на продукты в соответствии с изменением их качества, обеспечивающая различным товарам разную конкурентоспособность по стоимости потребляемого топлива в условиях рынка удалённого на расстоянии L от угледобывающего региона.

Чтобы построить изоконкур необходимо найти Цконк в верхней и нижней зонах неявной конкурентоспособности.

Цконк = Ц1 + для верхней зоны неявной конкурентоспособности.

Цконк = Ц1 - для нижней неявной зоны, где

Ц1 и К1 – цена и качество анализируемого угля

К – значение калорийного эквивалента в произвольно выбранных точках.

Рассчитаем Цконк для L1, L2, L3.

(Точки К= 0,95; 1; 0,7; 0,75)


L1(500 км) –

Ц1конк= 2281+ =2361

Ц2конк= 2281 + =2392

Ц3конк= 2281- =2127

Ц4конк = 2281 - =2187

 

L2(2000 км) –

Ц1конк= 2281+ =2466

Ц2конк= 2281 + =2538

Ц3конк= 2281- =1925

Ц4конк = 2281 - =2067

 

L3 (3500 км) –

Ц1конк= 2281+ =2571

Ц2конк= 2281 + =2683

Ц3конк= 2281- =1723

Ц4конк = 2281 - =1946



 

Анализ данных конкурентоспособности продукции Ш/у «Прокопьевское»:

· Продукция компаний Южкузбассуголь, Южный Кузбасс, р-з «Шестаки», СДС-уголь, Прокопьевскуголь, проигрывают Ш/у «Прокопьевское» из-за более высокой цены не зависимо от дальности перевозки.

· Угли остальных производителей Кузнецких углей более конкурентоспособней, так как они обладают более низкой ценой угля за 1 т.у.т, чем Ш/у «Прокопьевское».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.01 с.)