Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогический практикум↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Практическое задание. Определите соответствие между характерологическими проявлениями и названиями акцентуаций характера:
2. Практическое задание: Выберите правильный ответ из предложенных вариантов, обоснуйте свой ответ. Что из перечисленного НЕ входит в метод систематической десенсибилизации: 1. Релаксационный тренинг 2. Иерархизация стимулов, вызывающих страх 3. Исследование конфликта 4. Воображаемые ситуации (ОЛЬГА) 3. Практическое задание: Маленький мальчик, глядя на отца, видел, что алкоголь поднимает настроение. Теперь он вырос и использует любой случай, чтобы выпить. Эта распространенная ситуация иллюстрирует эффект: 1. Позитивного подкрепления 2. Моделирования 3. Классического обусловливания 4. Формирования Обоснуйте свой ответ. 4. Задание. Охарактеризуйте основные методики работы с семьей, опишите их цели и процедуру проведения: «Семейная фотография», «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Ролевая карточная игра». – ОЛЬГА "Семейная фотография" Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций, для диагностики и коррекции внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Педагог или психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. О критериях отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.
После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа. Это помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи. "Семейная скульптура" Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который способствует снятию разнообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации. Перед началом выполнения задания психолог объясняет присутствующим, что данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу. Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи должен изваять свою скульптуру, отражающую реальную эмоциональную ситуацию в семье в данный момент. После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов. Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры. Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект. В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье. Например:
Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской парой, с субсистемами: родители - дети, братья - сестры - с полной семьей. В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика "Семейная скульптура" - хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы, и т. д. Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье, и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать. Метод "Семейная скульптура" может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае отсутствующих членов семьи можно заменить предметами. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему. "Семейная хореография" Эффективность "Семейной хореографии" связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально. Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, "оживить" ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить и проиграть идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советует им при каждом очередном дубле действовать с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше. После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко обозначить проблему семьи, педагог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем по очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: "Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?". Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе. РОЛЕВАЯ КАРТОЧНАЯ ИГРА Объяснение Ролевая карточная игра была предложена Джиной Огден и Энн Зе-вин(Ogden, Zevin, 1970) как психотехника для работы с семьей. Она пред-ставляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обя-занности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой становится также ясным и ха-рактер взамодействия семьи при совместном решении той или иной задачи. Участие в игре дает возможность членам семьи увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует в семье и то, как они распределяются между всеми ее членами. Изучаются также индивидуаль-ные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Описанная здесь техника взята непосредственно из работы Джины Огден и Энн Зевин. Процедура Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домаш-ние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее вре-мя, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укла-дывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе. "Роли-обязанности": "Роли во взаимодействии": Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной кар-точной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязан-ностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психо-терапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации. Пример Супруги Сью и Дуглас и их два сына-подростка проходили терапию. Сью была неудовлетворена общением между ней, сыновьями и мужем. Часто она впадала в депрессию и чувствовала себя очень расстроенной из-за от-ношений в семье.Терапевт предложил семье принять участие в игре в ро-левые карты. 36 карточек (перечисленных ранее) лежали на столе изобра-жениями вверх. Семье надо было посмотреть на карты и каждому выбрать те, которые, по его мнению, были наиболее ему близки. Потом их попро-сили отбросить те роли, от которых они хотели бы отказаться. Стало ясно, что Сью - "рабочая лошадка" в доме. У нее также был набор обязанностей, несоизмеримый с нагрузкой других членов семьи. Из имеющихся у нее карт она отвергла те, которые характеризуют взаимодействие в семье с не-гативной стороны и отбросила их. Использование В оценке ролевой карточной игры должны исследоваться несколько аспектов: УМЕНИЯ: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи. 5. Выделите основные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста, по которым чаще всего обращаются родители к психологу- консультанту. 6. Составьте примерный план работы педагога-психолога по выявлению и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.014 с.) |