Общая и экспериментальная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая и экспериментальная психология



Общая и экспериментальная психология

  1. Определите объект, предмет, задачи, категориальный аппарат психологии как науки
  2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
  3. Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
  4. Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
  5. Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
  6. Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
  7. Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
  8. Раскройте понятия «эмоции» и «чувства». Выделите их функции и формы.
  9. Раскройте понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «универсум».
  10. Дайте характеристику методам психолого-педагогического исследования.
  11. Проанализируйте этапы психолого-педагогического исследования.

Психология развития

12. Раскройте предмет, задачи, проблемы психологии развития как науки.

13. Понятие возраст. Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

  1. Кризисы возрастного развития. Причины возникновения и особенности протекания. Основные теории жизненных кризисов.
  2. Охарактеризуйте теории психического развития ребенка в психологии

Теории обучения и воспитания

16. Дайте характеристику образованию как системе, процессу, результату.

  1. Раскройте содержание образовательной, воспитательной, развивающей функций обучения.
  2. Дайте определение понятия «метод обучения». Раскройте сущность и содержание классификаций методов обучения.
  3. Дайте характеристику концепциям развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
  4. Раскройте сущность и содержание понятия воспитательной системы, ее структурных компонентов.
  5. Раскройте понятие метода воспитания. Дайте характеристику классификациям методов воспитания.

Социальная психология

22. Раскройте социально-психологические аспекты социализации личности

23. Раскройте общение как социально-психологическую категорию.

  1. Раскройте основные характеристики социальных групп.

Поликультурное образование

25. Раскройте понятие поликультурного образования как социально-педагогического феномена

26. Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде

27. Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.

Клиническая психология детей и подростков

28. Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.

Модуль 2. «Психология и педагогика развития детей»

Психология дошкольного возраста

29. Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.

30. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе

31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.

32. Охарактеризуйте развитие личности в дошкольном возрасте.

Психология младшего школьного возраста

33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников

34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.

35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.

36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность, структура.

Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.

38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».

39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа»

Психология подростка

40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.

Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10–11 до 13–14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5–8 классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, утверждению своей самостоятельности, независимости, автономии. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника: проходить раньше или позже.

Центральное личностное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, «Я-концепции», характерной чертой которой является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, – весьма существенные факторы возникновения подросткового кризиса, появления различных форм протеста.

41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.

Психолого-педагогическая диагностика

48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.

49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.

50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.

51. Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.

52. Проведите сравнительный анализ методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики. Какие методы психолого-педагогической диагностики являются приоритетными в работе психолога образования? Обоснуйте свой выбор.

53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.

54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.

Психология образования

55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.

56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.

Психология семьи и семейного воспитания

57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.

58. Определите, для какого стиля семейного воспитания характерна: «излишняя забота, тотальный и чрезмерный контроль, стремление к тесному эмоциональному контакту». Дайте рекомендации родителям, реализующим данный стиль семейного воспитания.

59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.

60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».

61. Составьте комплекс диагностических методик изучения детско-родительских отношений.

62. Опишите основные признаки дисфункциональной и функциональной семьи. В чем их сходство и различие?

Практико-ориентированный модуль

Процедура

Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домаш-ние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее вре-мя, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укла-дывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе.

"Роли-обязанности":
Организатор дома, Закупщик еды, Планировщик ужина, Мойщик
пола, Его Превосходительство Плохой Исполнитель всех своих обязанно-стей, Мальчик на побегушках, Распорядитель, Убиральщик со стола после еды, Делатель напитков, Повар, Накрывальщик стола, Разгрузчик посудо-мойки, Кормитель животных, Купальщик маленьких детей, Тот, кто укла-дывает детей спать, Садовый работник, Организатор праздников, Созда-тель правил, Дисциплинарий, Человек, отвечающий за все.

"Роли во взаимодействии":
Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Понимающий,
Творческий, Счастливый, Дипломат.
Негативные: Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий
волк, Сбиватель с толку, Жертва, Крикун.

Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной кар-точной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязан-ностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психо-терапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации.
Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каж-дого участника.
Семье необходимо дать следующую инструкцию: "Я сейчас разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал карты, ему соответствующие и положил бы их около себя на столе так, чтобы дру-гие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходи-мости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному че-ловеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге".
Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. "Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон". Кроме того: "Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в "неправильную ко-лоду". Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят обернуть оставшиеся у него карты резиновой лентой.
Магнитофон используется психотерапевтом при оценке результатов "иг-ры". Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена се-мьи, помогающие определить их роли и позиции в семейной системе.

Пример

Супруги Сью и Дуглас и их два сына-подростка проходили терапию. Сью была неудовлетворена общением между ней, сыновьями и мужем. Часто она впадала в депрессию и чувствовала себя очень расстроенной из-за от-ношений в семье.Терапевт предложил семье принять участие в игре в ро-левые карты. 36 карточек (перечисленных ранее) лежали на столе изобра-жениями вверх. Семье надо было посмотреть на карты и каждому выбрать те, которые, по его мнению, были наиболее ему близки. Потом их попро-сили отбросить те роли, от которых они хотели бы отказаться. Стало ясно, что Сью - "рабочая лошадка" в доме. У нее также был набор обязанностей, несоизмеримый с нагрузкой других членов семьи. Из имеющихся у нее карт она отвергла те, которые характеризуют взаимодействие в семье с не-гативной стороны и отбросила их.
Так как это была игра без слов, семья не была втянута в обычные для нее крики и обвинения. Атмосфера была контролируемой и спокойной, члены семьи относились друг к другу так, как они этого не делали дома. Дуглас, который обычно говорил, что его труд в саду - достаточный вклад в работу по дому, теперь осознал, что этого мало. Когда мальчики наглядно убеди-лись в несправедливости распределения работы, они высказали желание взять на себя еще какие-нибудь заботы. Перераспределение обязанностей происходило в спокойной и мирной обстановке, без криков и обвинений. Члены семьи хотели честно распределить обязанности. Кроме того, Сью увидела, что она получила много отрицательных "ролей взаимодействия". Ее не устраивали такие роли как "крикун" и "обвинитель" и она хотела вместо этого приобрести роли "творческого человека" и "счастливого чело-века". Ее муж и сыновья позитивно восприняли ее желание изменить стиль общения.
Конечно, эта техника не разрешает все проблемы распределения ролей и взаимоотношений в семье, но она дает терапевту возможность рассмотреть эти проблемы без всякого давления со стороны. Кроме того, семья может увидеть распределение обязанностей в графическом виде. Этот подход от-личается от обычного способа обсуждения семейных ролей, который часто проходит в ситуации спора. Он позволяет членам семьи в атмосфере пози-тивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. Рис. 4 - это незаполненная таблица, в которой имеется семь колонок, не считая колонки для имени. Вот их заглавия:
+ (для положительных характеристик); - (для отрицательных характери-стик);
Выбранные (роли, выбранные для себя игроком); Данные (все роли, дан-ные игроку другими, и принятые и нет); Неправильные (роли, данные иг-року, которые, по его мнению, не
правильны и которые он не хочет принимать); Не соответсвующие (роли, которые по мнению других игроков, не подходят данному игроку). Не принятые (роли, которые игрок отбросил в конце игры).

Использование

В оценке ролевой карточной игры должны исследоваться несколько аспектов:

УМЕНИЯ: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи.
Соглашения между членами семьи о ролях взятых для себя и других. Яв-ляются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому?
2.Ответственность. Обратите внимание на распределение обязанностей и то, какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи?
3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли.
4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настороены ли они на соревнование друг с другом?
5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в дан-ной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? От-вет на этот вопрос по сути связан со способностью семьи давать своим членам свободу быть другими, поддерживать их особенность и самоцен-ность.
6.Роли, принятые самим субъектом "не на показ". Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как "плохие", или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д.
НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: 1. Унижения. Негативные социальные ро-ли, которые члены семьи
приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксирован-ные на магнитофоне.
2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи вы-бирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания.
3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопро-сы (необходимо фиксировать и то, и другое).
СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА: 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе
традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль "Создателя правил" и "Дисциплинария"? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и ти-пично-мужских обязанностях?
2.Поиски козлов отпущения. Выбирает ли кто-нибудь карту "Жертва" или может быть кто-то эту карту получает(в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль "Спа-сителя"?
3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему дру-гими членами семьи.
4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими(с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывании другим нега-тивных ролей?
5.Гнев. Кто отбирает роли у других,делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт.
6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку(или может быть стремятся произвести благо-приятное впечатление на психотерапевта, выглядеть в лучшем свете).
7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые кон-фликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры.
Следует также отмечать невербальные проявления поведения. Настроение у членов семьи хорошее или не очень? Случались ли во время игры у ее участников пронзительные вопли, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье? Или же все происходило ор-ганизованно и спокойно? Раскладывали ли участники свои карты так, что-бы другие могли их увидеть или же они их разбрасывали, прятали, кидали на пол и т.д.
Данная техника безусловно может оказаться очень полезной для семейных терапевтов, так как позволяет им за короткий промежуток времени собрать большое количество информации о семье и о том, как ее члены взаимодей-ствуют друг с другом. Упражнение убедительно показывает семье - кто ка-кие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязан-ностей всплывают здесь на поверхность. Хотя по поводу некоторых обя-занностей люди и стонут, соответсвующие карты не отбраковываются.

5. Выделите основные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста, по которым чаще всего обращаются родители к психологу- консультанту.

6. Составьте примерный план работы педагога-психолога по выявлению и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Общая и экспериментальная психология

  1. Определите объект, предмет, задачи, категориальный аппарат психологии как науки
  2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
  3. Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
  4. Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
  5. Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
  6. Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
  7. Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
  8. Раскройте понятия «эмоции» и «чувства». Выделите их функции и формы.
  9. Раскройте понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «универсум».
  10. Дайте характеристику методам психолого-педагогического исследования.
  11. Проанализируйте этапы психолого-педагогического исследования.

Психология развития

12. Раскройте предмет, задачи, проблемы психологии развития как науки.

13. Понятие возраст. Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.017 с.)