Бродский А.И., Безлепкин Н.И.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бродский А.И., Безлепкин Н.И..



Логика. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 78 с.

 

Учебно-методический комплекс включает рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольно-измерительные материалы. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине. Основная задача учебно-методического комплекса способствовать формированию логического мышления у студентов, а также формированию навыков аргументированного ведения дискуссии.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины 4

2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины 18

3. Методические рекомендации к семинарским занятиям 23

4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ 31

5. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов 35

6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов

по дисциплине, содержание контролирующих материалов 38

 


Рабочая учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ

I. Целевая установка и

организационно-методические указания

 

1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине

 

Целью изучения учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения, с панорамой современной логики-дисциплины, формирование у студентов навыков применения правил классической логики.

Предметом изучения дисциплины являются законы логического мышления и методы аргументации.

Задачи обучения по дисциплине:

- развитие у студентов конструктивно-логической составляющей мышления;

- расширение культурно-исторического кругозора студентов;

- формирование у студентов навыков применения аппарата классической логики и аргументации;

- научение студентов распознавать логическо-аргументационные структуры в различных областях окружающей жизни;

- формирование у студентов навыков конструктивного мышления, четкого языкового выражения своих мыслей, их аргументирования.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

§об истории возникновения и развития логики;

§о развитии современной логики и теории аргументации;

знать:

§общую структуры логики;

§основные особенности и разделы классической логики и теории аргументации;

§основные законы формально-логического мышления;

уметь:

§правильно применять правила классической логики и теории аргументации;

§конструктивно воспринимать различные области окружающей жизни, распознавать содержащиеся в них логическо-аргументационные структуры;

владеть навыками:

§логично выражать свои мысли, аргументировать их;

§ведения дискуссии.

 

Организационно-методические указания

 

Дисциплина «Логика» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курса «Философия». В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении всех последующих курсов.

При изучении дисциплины “Логика предполагается тесное взаимодействие различных видов учебных занятий: лекций, семинаров, самостоятельной работы студентов.

На лекциях студенты знакомятся с историей возникновения и развития логики, с общей структурой логики, корпусом знаний по формальной логике и теории аргументации.

На семинарских занятиях осуществляется отработка полученных теоретических знаний; анализ философских текстов и логических систем; вырабатываются навыки ведения дискуссии, убеждения и доказательства.

В ходе самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную по дисциплине литературу; готовятся к семинарским и практическим занятиям.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в ходе семинарских и практических занятий. Рубежный контроль проводится в форме выборочного тестирования по отдельным темам. Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта. На зачёте оценивается знания учебного материала; умения логично излагать материал и применять логико-аргументационные правила в установленное время.

II. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет и значение логики

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи изучения дисциплины. Предмет логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления.

Возникновение логики как науки. Логика формальная, математическая (символическая), диалектическая. Современный этап развития формальной логики.

Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики для науки и техники. Логика - рациональная основа процесса обучения и воспитания. Значение логики в профессиональной деятельности. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость.

Тема 2. Понятие как форма отражения действительности

Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки понятия. Логические приемы образования понятий. Понятие и слово. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки общие, частные и единичные, существенные и несущественные, необходимые и случайные. Свойства и отношения как признаки. Содержание понятия и состав преступления. Объем понятия. Классы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Операции с классами. Род и вид. Вид и подвид данного вида.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие общие понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество (равнозначность), перекрещивание (пересечение), подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность), соподчинение. Круговые схемы Эйлера для выражений отношений между понятиями.

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Правило обобщения и ограничения понятий.

Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение как определение через род и видовое отличие. Генетическое определение как разновидность определения через род и видовое отличие. Правила явного определения. Ошибки, связанные с нарушением этих правил. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы.

Приемы сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Связь определений (дефиниций) с формированием и развитием понятий. Научная терминология. Определение как логическая операция, квалификация правонарушений. Роль определений в юридической науке и практике.

Деление понятий. Виды деления: дихотомическое деление, деление по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении.

Тема 3. Суждение

Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Состав простого суждения. Виды простых суждений: суждение свойства (атрибутивное), суждение с отношением (релятивное), суждение существования (экзистенциальное).

Категорические суждения и их виды (деление по качеству, по количеству и по объединенной классификации). Выделяющие и исключающие суждения. Распределённость терминов в суждениях. Круговые схемы, выражающие отношения между терминами в суждениях.

Сложные суждения и их виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: соединительные (конъюнкция), разделительные (дизъюнкция), условные (импликация), эквивалентные и отрицательные. Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности). Строгая и нестрогая дизъюнкция (исключающе-разделительное и соединительно-разделительное суждение). Импликация и условное суждение. Понятие необходимых и достаточных условий.

Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Вероятные и достоверные суждения. Виды достоверных суждений: суждения действительности и суждения необходимости.

Тема 4. Умозаключение

Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, обосновывающее знание (логическая связь между посылками и заключением). Понятие логического следования. Простые и сложные умозаключения. Виды умозаключения: непосредственные и опосредованные, демонстративные и недемонстративные, дедуктивные, индуктивные и умозаключение по аналогии.

Понятие дедуктивного умозаключения. Виды дедукции. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по “логическому квадрату”, отрицание сложных суждений, контрапозиция условного суждения.

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем. Сокращенный силлогизм (энтимема); восстановление энтимемы до полного силлогизма. Понятие о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сорит и эпихейрема) силлогизмах.

Умозаключения из сложных посылок; чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения; модус утверждающий и модус отрицающий, их правильная и неправильная схемы. Разделительно-категорические умозаключения; утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы, их правила. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения; простая и сложная, конструктивная и деструктивная дилеммы. Правдоподобные (индуктивные) умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индукции: полная и неполная индукция.

Полная индукция. Структура умозаключения. Понятие о математической индукции.

Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная индукция (индукция через простое перечисление) и научная индукция.

Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных сообщений.

Научная индукция. Принципы отбора и исключения, ограничивающие возможность случайных обобщений.

Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости - основа индуктивных методов обобщения. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Объединённый метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании.

Условие повышения вероятности заключений, полученных с помощью неполной индукции. Основные ошибки, допускаемые в неполной индукции.

Умозаключение по аналогии, его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.014 с.)