Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Финансово-экономические последствия угроз экономической безопасности государства и обществ
Экономическая безопасность региона
| такое равновесное состояние экономики и институтов власти региона, которое характеризуется устойчивостью, стабильностью и поступательностью развития и при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальной направленности политики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов
|
Система социально-экономических индикаторов
| прожиточный минимум
| уровень безработицы
| уровень преступности
| заработная плата
| уровень образования
| дифференциация доходов
| просроченная задолженность по зарплате
| отношение числа безработных к числу вакансий
| | | | |
Объекты экономической безопасности региона
| трудовая занятость населения региона
| отношение населения региона к проводимым реформам
| обеспечение населения продовольствием
| уровень жизни
| трудовая мотивация
| внутренний региональный рынок
| конкурентоспособность продукции региональных производителей
| экологическое состояние региона
| структура регионального промышленного производства
|
Направления формирования угроз (уровни)
| социально-политический
| системно-управленческий
| внешнеэкономический
| уровень и динамика безработицы, ослабление трудовой мотивации, увеличение нагрузки на занятых в связи с содержанием социальных иждивенцев, уровень и динамика жизни населения региона, дифференциация доходов населения, обеспеченность продовольствием и т. п.
| спад производства, снижение темпов экономического роста, недогрузка производственных мощностей, закрытие отдельных производств, снижение научно-технического потенциала, снижение конкурентоспособности региональной продукции, свертывание НИОКР, нарушение финансовой стабильности в регионе и др.
| свертывание производства в экспортных отраслях, потеря (сужение) внешнего рынка, снижение в экспорте доли наукоемкой продукции, усиление сырьевой направленности экспорта, снижение инвестиционной привлекательности регионального рынка, утрата продовольственной независимости, увеличение на внутреннем рынке доли импортной продукции и т. д
|
Методики оценки конкурентоспособности региона (блоки)
| уровень жизни населения
| занятость населения
| демографическая ситуация
| производственный потенциал
| научно-технический потенциал
| бюджетно-финансовая сфера
| инвестиционный климат
| экологическая ситуация
| правопорядок
|
|
|
| Система критериев, характеризующих безопасность на региональном уровне
| объем регионального ВВП (РВВП) и его доля в национальном ВВП
| объем РВВП на душу населения
| доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, машиностроения
| удельный вес импорта во внутреннем потреблении
| удельный вес экспорта в региональном производстве
| соотношение производства новых видов продукции в общем объеме выпускаемой продукции
| объемы инвестиций в % к РВВП
| уровень инфляции
| показатели безработицы
| распространение теневой экономики
| уровень образования
| применение современных технологий
|
Меры по предотвращению или минимизации возможных угроз экономической безопасности
|
| осуществление перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования
|
| развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования
|
| оптимизация объема и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов
|
| усовершенствование механизма государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов
|
| осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов
|
| углубление и совершенствование экономического механизма природопользования
|
| создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов природных ресурсов
|
Характеристика угроз транспортной безопасности
| - возрастание транспортных перевозок опасных грузов (ядерного оружия, нефти, химически опасных веществ, радиационных материалов, отходов атомной промышленности к месту захоронения);
| - высокая степень изношенности и аварийности объектов транспортного комплекса;
| - возрастание интенсивности движения транспорта по мере развития экономики страны, освоения новых территорий, налаживания работы международных транспортных коридоров;
| - росто дорожно-транспортной аварийности, являющейся одной из серьезнейших социально-экономических проблем, ущерб от которой, по экспертным оценкам, составляет от 4 -5% валового национального продукта, а число погибших и раненных достигает 1,5 млн. человек;
| - факт совершенствования методов и способов противоправной деятельности преступных формирований, в первую очередь террористических организаций, по отношению к транспортному комплексу, усилением опасной тенденции к объединению и координации их деятельности на общефедеральном и на межгосударственном уровнях.
|
система предупреждения, противодействия и пресечения преступлений, включая терроризм, в транспортной сфере
| система недопущения либо минимизации материального и морального ущерба на транспорте от преступлений и чрезвычайных происшествий
| система предупреждения на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера
| ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
| система, направленная на повышение экологической безопасности перевозок, экологической устойчивости транспортной системы
| система реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом
| | | | |
Виды угроз в зависимости от источника
| угрозы социогенного характера
| угрозы техногенного характера
| угрозы природного характера
| неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирование путей и транспортных средств, нарушение правил эксплуатации технических средств, несовершенство этих правил и законодательной базы, касающейся транспортного комплекса
| порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала
| наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.
|
Источники угроз транспортной безопасности
| Внешние
| - деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и транспортных структур, направленная против интересов Российской Федерации в транспортной сфере;
- обострение международной конкуренции за обладание новыми транспортными рынками, новыми транспортными технологиями и природными ресурсами;
- стремление ряда стран к доминированию на мировом транспортном пространстве и вытеснению России с традиционных транспортных рынков;
- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира от России и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских транспортных технологий;
- деятельность международных террористических организаций.
| Внутренние
| - критическое материально-техническое состояние некоторых отраслей транспортного комплекса;
- неблагоприятную криминогенную обстановку, сопровождающуюся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере;
- недостаточную координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе и обеспечения его безопасности;
|
Основные угрозы экономической безопасности на транспорте
| а) в сфере перевозочной деятельности
| - снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное низким уровнем надежности эксплуатируемой техники;
- высокий физический и моральный износ материально-технической базы вследствие низких темпов ее обновления и снижения инвестиционной активности;
- снижение эффективности организации и управления перевозочным процессом ввиду недостаточного применения элементов нового технологического уклада, и прежде всего современных информационных технологий;
| б) в социальной сфере
| - увеличивающийся разрыв в оплате труда на транспорте и в базовых отраслях, что является фактором высокой текучести кадров, особенно ведущих профессий;
- недостаточное стимулирование повышения эффективности работы, в частности соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы;
- неоправданная дифференциация оплаты труда отдельных категорий работников;
| в) в финансовой сфере
| - убыточность пассажирских перевозок;
- неадекватное росту инфляции ограничение уровня тарифов на перевозку грузов и пассажиров;
- снижение государственной поддержки инвестиционных программ развития транспорта, имеющих общенациональное значение.
|
|