Формир-е ислама, Коран, Сира, хадисы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формир-е ислама, Коран, Сира, хадисы.



В Медине сложилось учение первонач-го ислама. Сюда пересел-ся Мухаммед со своими сторонниками, когда его выгнали из Каабы. Мединцы начали б-бу с мекканцами. =>закл-е мира в 630г., мекканцы обяз-сь признавать власть Мухаммеда и принять его учение ислам. Ислам - религия синкретическая, сложив-ся из отдел-х эл-тов христ-ва, иудейства, зороастризма. Ислам—религия монот-кая.. Ислам –религия, отвечавшая интересам нов. нарождавшегося класса араб. феодалов и направ-е на укрепление авторитета Мухаммеда как главы гос-ва, кот. осущ-л как свет-ю, так и религ-ую власть. Смерть Мухаммеда => проблема – нет книги от бога. Мухаммеда стали поздно записывать. => комиссия по состав-ю сборника. Нач-т изыматься все записи Мухаммеда. => возник Коран -сборник сиры (ряда), каж. сира сост. из аятов, кот. располог-сь произвольно. В Коране 4 бол. блока: 1 меканские сиры (эсхатология) 2. Вторые меканские сиры 3 Экономика, мораль 4 Медимское закон-во. На ранний ислам оказывало влияние христ-в. Ислам взял универ-ю идеологию. Все пророки Ветх. Завета стали пророками ислама. Много пластов зороастризма вошли в Коран. После Мухаммеда возн-ли 5 столпов ислама.: 1. Верить в Аллаха и Мухаммеда как в пророка. 2. Строгий ритуал. Молится 5 раз в день. П/д молитвой надо омыться. Омывались сначала песком. Пятничная молитва Худба, общая - демонстрация единства верующих, гос. молитва. 3. Пост Рамадан. Нельзя ни есть, ни пить. Дети зачатые в этот период - проклятые. 4. Хадж – это очищение от скверны. Существует 3 вар-та: в Мекке, в Медимне, Иерусалиме. 5 Занят – это добровольное пожерт-е в пользу неимущих членов об-ны. Брался со всех. Внеш. приз-ми ислама явл.: 1 обрезание 2. Запрет употр-ть в пищу свинное мясо. 3. Запрет на спирт. напитки. 4 чалса (признак хаджа) 5. Погребение в день смерти. Могилы в песке, без гроба. Жен. в этот период по своему статусу равны мужчинам. Возн-ет Хара, по кот. 4 брака законные, а дальше столько, сколько мужчина м. прокормить. Все дети - равные наследники. Паранжу начинают носить только в XIIв. Глав.мысль Корана – божеств-е происхождение имущ-го и соц-го неравенства. Отношения м/у богатыми и бедными опред-ся их имущ.положением. Хадисы – сборник казуального права, а по сути высказывания Мухаммеда по тем//иным вопросам.

Социально-экономические отношения в халифате Аббасидов. От победы Аббасидов выиграла ир. землевлад-кая знать—дихканы. По составу правящ. верх-ки халифат приобрел полуиран. облик: освоены иран. го­с. трад-и времени Сасанидов, гос. язык - арабский. Размежевание м/у оппоз-ми религиозно-полит. течениями ислама — разными сектами шиитов и хариджитов, с одной стороны, и “правоверным” - с другой. Гос. соб-ть на землю преоб-ла в цент. о-тях халифата. В др. об-х – много частновлад-х земель. Воинам – услов. зем. наделы в пожиз. Владение(«катиа»). Икта: сначало – право служил. чк взымать налоги в свою пользу = > феод. рента, затем – право распоряж-я землей. Распр-е неотчуж-й земли мусул. религ. учреждений(вакф). Феодалы снимают ренту с мелк. зем. участков. = > круп. феод. землевлад-е соч-сь с мелк. крест. землепол-ем. Кр-не – юрид.-ки свободные, факт-ки – феод.-но завис-е. Харадж – с гос. земель и земель мелк. собст-в, десятина – с мульковых земель. Урожай оценивали на корню по завыш. ставке. = > увел-е суммы податей. Много рабов-пленников. = > испол-сь в произ-ве. Невольничьи рынки. 8-9вв. – народ. восс-я п/в владычества халифата и феод. эксп-и. 755 – восс-е, во главе – Сунбад Маг(от Хорасана до Азер-на). 776-783 – в Мавераннахр. Вождь - Хашим ибн Хаким. Идеол-я оболочка – секта хуррамитов. Идея воплощ-я бога в людях, соц. равенства на землю и имущ-ва. Круп. восс-е «красных хуррамитов» - крест. война под пред-вом Бабека(юж. Азер-н, Зап. Иран)- 816-837. Феодалы – союз-ки Бабека перешли на сторону халифа = > союз Бабека с визант. импер-м Фиофилом. 837 – хуррамиты пали. Восс-я прод-сь. Гос. строй: при 1-х Аббасидах халифат – сил. и отн-но центр-е гос-во. Провинциями управ-ли намест-ки – эмиры. = > адм.-полицейс. власть. Суд у дух. судей – кадиев из дух. сословия факихов, суд-х на основании мусул. религ. права (шариата). Воен. силы- 3 категории войск: халиф-я гвардия, регул. армия и ополчение. На Сред-рье – воен. флот. Ср-ва халифата – налоги, торг. пошлины, доходы от рудников, пятины с воен. добычи. К 10 в. – умен-е гос. дохода из-за с-мы икта. Осн. отрасль пр-ва – з/делие. Разв-е тов.–ден. хоз-ва. Отдел-е ремесла от с/х и сложение города феод. типа.


Соц. – экон. отношения в халифате Омейадов.Реф-мы Абд ал-Мелика. VII в. процесс феодализации + кое-где р/влад. строй. Раннефеод. Об-во с еще неразвитыми формами феод. собст-ти на землю и феод. эксплуата­ции. Завое­вание виз. и ир. областей => перерас­пр-е зем. фонда. Бол. часть земель – гос.собств-ть. Частновлад. земли (мульк) = аллоду. Особ. фонд -земли халифа (савафи). На госземлях – кр-е - насл. арендаторы, на этих землях налог и феод. рента совпадали. Налоги с рем-ла, торг. и ск/вод-ва + закат (д/мус-н); с земель – принявшие ислам платили десятину. Харадж – налог с немус-н. С иноверцев-зиммиев – джизйа. Пятина (с воен. добычи) => халифу. Со времен Абд ал-Мелика (с 700) джизйа - подушная подать с иноверцев и позем. подать—харадж => Сейчас все з/д платят харадж. Соц. база Омейядов была узкой. Они опирались на часть знати, связ. с Сирией и Египтом. =>недовольcтво. Оппозиция в Мекке и Медине. Недовольны б. и неараб. феодалы— иран. дихканы, армянские нахарары и др., т.к. их привилегии и землевладение при Омейядах нередко не обеспечивались. Роптали мусульмане неарабы — вопреки учению ислама о равенстве всех му­сульман они не были уравнены в правах с арабами и должны были призна­вать себя клиентами (мавали) того или иного арабского племени.

Перепись земель и налогоплател-ов. Кр-нам запрещено покидать свои земли. Нал. чиновники опр., какую сумму м. взыскать в опр. области в данном году. Учитывали S земли, кач-во участка, выращиваемые куль-ры + расчеты о тратах на бытовые нужды.

Вторая гражд. война и формирование халифата Абассидов. 7 в. завоевания арабов. Походы при дин. Омейядов в Африку, визан. М.А., на Хорезм и Фергану, Ср. А. На этих тер-рия – распрос-ние ислама.Иноверцы – зиммии (лично своб, но пол-ки бесправные). В халифате – процесс феод-ции с неразвитыми формами феод. собст-ти на землю и феод. эксплуат. – р/влад. уклад. Завоев. виз и Ир. областей => перерспред. зем фонда. Частновлад. земли (мульк)=аллод. Земли халифа и его рода – особый фонд. На гос. землях – кр-не – насл. арендаторы. Особый налог – харадж с немусульман. «Пятина» => в пользу халифа. Соц. база Омейядов – узкой (часть арабской знати). =>недовольство. Смерть халифа Муавийи (680 г.) - восстания=> 2nd гражд. войнa. Восстание шиитов 680 => подвавлено. Восстала Мек­ка (680 г.), и Медина, халиф - Абдаллах ибн аз-Зу-бейр => подавлено в 692 г. Шииты восстали в Куфе (685—687). Восс-ние хариджитов (684-697). Абд ал-Мелик (685—705) назначен на­местником Ирака, Ирана. 80-е 7в. подавив восстание арабов в Ираке и Хузистане, Хаджжадж покорил Ирак (701г.). Халиф Омар II (717—720) - попытки укрепить власть. Отменил харадж. При халифе Хишаме (724— 743) подати повысились => обнищанию деревни =>но­в. восст-ия. Посл. омейядский халиф—Мерван II (744—750) нач. пад-е дин-и. ¼ 8в. – подготовка восст-ния тайной проаббасидской орг-ци. Воссст-ние=> гражд. Война. (747).= >победа. 749 Аббасид Абу-л-Аббас Сафах – халиф. Халифат Абасидов (750-1258). Сафах (749-54) и Мансур (774-75): центр халифата в Ирак => отпали араб. Испания (755) и Марокко (788).Арист. курс пол-ки.

 

Мухаммед и образование государства. Мухаммед – из племени курейшитов (Мекка), род. ок. 570. Посл-тели раннего Ислама - Абу Бекр и Осман. Мекк. знать опасалась единобожия => пад-е культа Каабы=>упадок палом-ва, мекк. ярмарки, торг связей => пад-е пол. авторитета. Сначала М. проповедовал учение ханифов (эл-ты хр-ва и иудаизма). М. покидает Мекку и нах, его союзники – враги мекк. арист-тии (племена ауситов, хазрабджитов). М. – полноправный глава Медины, форм-ние религ. мусульм. общины, стр-во мечети. Пол. объед-ние мед. оазиса – основа общеарабского ислам. гос-ва. Ислам ускоряет процесс объед-я. В Медине – ок. размежевание мусул-н с иудеями и хр-нами. Б-ба с мекк. знатью продолж. 624 – битва при Бадре.Мекк. разбиты=> М. стал известен за пределами Медины. 625 – Абу Суфйан ведет мекк. воинов п/в мус-н. => м-не разбиты. 627 – неудачная осада Медины (город окружен рвом). М-не громят иудейские племена. 628 – М. заключил с Меккой договор в Худебии на 10 лет. М-нам разр-сь палом-во в Каабу, без оружия, ненападание на мекк. караваны. => М. назван пророком, курийшитская знать признала М. равной стороной=> рост авторитета М. Курей­шиты Мекки теперь иначе стали отн. к исламу. Орг-ть завоевания лучше всего - под знаменем ислама. В 1st числах января 630 г. М. у Мекке. Сдача Мекки. Гар-сь безо­п-ть всем мекканцам. Мекканцы обязывались принять ислам. Кааба – гл. мусс-ский храм —“Заповедную мечеть”. Принятие ислама – пол. необ-ти. В 630—631 гг. оазис Таиф и наибол. часть Аравийского п/остр-ва подч-сь М. Исламизация Аравии вскоре оказалась полной. После сдачи Мекки резиденцией М. – Медина. М. не принял царского титула. В Мекке М. - не­признанный религ. проповедник, в Медине - по­л. деятель. М. умер 8 июня 632 г. и погребен в Медине.

Б-ба за власть в Халифате в 632-661. Суммиты, шииты, хариджиты. При 1-ых 2-x халифах еще поддерживалась классификция равенства всех мусульман. Кризис в халифате вылился в 1-ой гражд войну. Омар боролся с ли­хоимством наместников областей. Но при Ос­мане – арист. курс нов знати. Окружение - род Омейядов (должности наместников и полководцев). Рост соц. нерав-ва и арист. курс Османа => недовольство. Групп-ка стор-ков Али. Стор-ков Али – шииты. Гл. идея шиитов—насл-ть имамата (халифата) в роду Али. Орг-р “партии Али” — Абу Зарр ал-Гифари. 3 группы из Куфы, Басры и Египта подошли к Медине с требованием смены наместников. Османа убит (06. 656 г.). 4-х халифом б. избран али. Но арист. верхушка не признала его. Нач. гражд. война (656—61 гг.). Али под­держан низами ар. народа, хотя успех в битве при Сиффине, (07. 657 г.), => переговоры со сторонниками Муавийи (наместник Сирии). Нерешительность Али => раскол среди сторонников. Появ. нов. теч-е—хариджиты; пол. групп-ка => религ. секту. Они тре­б. соц. рав-ва и права участ-ть в выборах халифа д/всех мусс-н. Хариджиты – дем. тече­ние в исламе. В сер. VII в. размеж-е мусс-н на 3 теч-я: сунниты (стор-ки офиц. ислама), шииты (стор-ки насл. хал-та Али) и хариджиты. Переговоры проомейядской групп-ки (аристократия) ни к чему не привели, война возобновилась с перевесом на стороне Муавийи. Али разгромил хариджитов => убит в Куфе (01. 661 г.) Знать провозгласила Муавийю халифом (661—680) Переход власти к династии Омейядов (661—750) означал победу араб­ской знати над народными низами.

Внутр. пол-ка Омейядов. Мавали. VII в. процесс феодализации + кое-где р/влад. строй. Раннефеод. Об-во с еще неразвитыми формами феод. собст-ти на землю и феод. эксплуата­ции. Завое­вание виз. и ир. областей => перерас­пр-е зем. фонда. Бол. часть земель – гос.собств-ть. Частновлад. земли (мульк) = аллоду. Особ. фонд -земли халифа (савафи). На госземлях – кр-е - насл. арендаторы, на этих землях налог и феод. рента совпадали. Налоги с рем-ла, торг. и ск/вод-ва + закат (д/мус-н); с земель – принявшие ислам платили десятину. Харадж – налог с немус-н. С иноверцев-зиммиев – джизйа.После завоев. мн. Мест. жители принимают ислам. => мусульмане. => не д. платить джизйа, т.к. этот налог д/иноверцев. Но постепенно число неомусульман (мавали) ув-ся. => Вопреки учению ислама о рав-ве всех мусульман, он не б. уравнены в правах с арабами и д. б. признаватбь себя клиентами (мавали) того//иного арабского племени, д. б. платить подушную подать. => недов-во => восстания. Постеп-но ряд восс-й с разн. соц. с-вом слились во 2nd гражд. войну, кот. = >распад державы Омейядов.


 

Румский султанат 1081 – 1307г. 1071 – начало истории Османской империи (завоевания М. Азии, кот. растяги­-ся до 1176 г.). Новое гос-во – Румский султанат (1071 –1307) – 1-ое тюркское гос-во на тер-рии М.Азии. Тюрки – кочевники. Власть султана.(Сулейман ибн Кутулмуш) непрочная. По миру 1081 г. Ви­зантия признала М.Азию за Турцией, столица – Никея. Виз. испол-а свой 1-ый крест. поход против тюрок. В 1097 г. – армия тюрок разбита (отвоеваны прибрежные районы М. Азии, захвачена Никея, воз-т Конийский султанат). 1040-71 тюрки на территорию Ирана. Рум – вассал гос-ва великих Сельджуков. Тюрки обращ-ся к иранской традиции го­судар-сти. Сущ-ло 4 языка: греческий, фарси (официальный), арабский (язык ислама) и тюркский. Гос-ва – султанат. Инвеститура от Аббасидов. При нем – везират и диван­ские управления. Управление страной в руках везиров. Земля - гос. собст-ть. Султан раздавал чиновникам круп. лены – икта, ряд. войнам (сипахи) – небол. наделы (тимары). Лены довались в услов. влад-ие. Др. виды феод. влад.: вакфы (земли мусул. дух-ва), мульки (част. землев-ие). Осн. метод эксплуатации кр-ян – издольщина + несли труд. повинность. В стране - оживленная работорговля. Султан опир-ся на гвардию (пехота, кавалерия, состояла из рабов и наемников). Нет чет. с-мы престолонаследия =>м\уусобицы. 3 направления за­хват-их войн: 1 – Запад (Византия), завер-ся к 1176 г – разгром Византии; 2 -Юг (Сирия, Месопотамия); 3 – Вост. (Грузия и Тюркский каганат). Сущест-ли кон­такты с Зап., т. к. через Рум шли 2 важ. торг. пути. С нач. 13 в. – войны. Цель – завоевание портов на Черном и Сред. морях. 4 крест. поход уничтожил визант. империю. Образуется: Латинская, Никейская, Трапезундская империи. Идет б-ба с Никеей и Трапе­зундом. 1206 г. – завоевана Антария. 1219 – Синоп. Нач. 13 в. – расцвет Рума – Алаеддин Кей-Кубад I. 1237 г. – конец расцвета: монголы громят державу хорезм-шахов. 30-гг. 13 в воз­н-ет серия коалиций, цель: отпор харезма. 1243 - вторжение монголов. Восток разграблен монголами. 1258 – образ-ие монгол. державы в Иране. Рум – его вассал. Монголы со­вершают набеги на тер-ию Рума. Вел. везир – ставленник монголов, власть в его ру­ках. Султанов часто свергают. Монголы - причина 2-х волн переселения тюрок в М. Азию из Сред. Азии, Закавказья, Ирана. В к. 13в. Румский султанат распался на 10 незав-ых кн-в.=>бейликов: Караман, Гер­миян, Ментеше, Карасси. Экономический распад страны. 1307 – задушен последний сельджукский султан => конец Румского султаната.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.011 с.)