Условная оценка степени развития коллектива на сегодня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня



_________________________________________________________

III. Материалы творческой мастерской «Лидер»

Оценка ступени развития коллектива

(по А.Н. Лутошкину)

 

Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песча­ная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

«ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время заметь — ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок — отнесет часть песка. Есть группы людей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по се­бе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

«МЯГКАЯ ГЛИНА». В руках организатора этот материал превращается в ис­кусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не прило­жить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношений. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внима­тельны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасы­вает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преоб­ладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть

организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ре­бята мало проявляют инициативы.

«АЛЫЙ ПАРУС». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу "один за всех, все за одного". В отряде товарищеские взаимоот­ношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.

«ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ». В отряде - тесная дружба, взаимопонимание, ответст­венность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собст­венных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Ус­воив значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую сту­пень.

 

Технология коллективной организаторской деятельности

Методика коллективной творческой деятельности

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

1. Организаторские дела (метод взаимодействия)

2. Общественно-политические дела (лекции, диспуты, агитбригады и др.)

3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)

4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)

5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление, «Алло, мы ищем таланты!» и др.)

6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

Схема организации КТД

1. Предварительная работа.

2. Коллективное планирование.

3. Коллективная подготовка дела.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение итогов.

6. Важнейшее последействие

 

Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И.П. Иванова)

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?

4. Что надо сделать, чтобы было лучше?

5. Как нам жить дальше?

 

Как организовать работу

(А.Н. Лутошкин. «Как вести за собой»)

1. Поставь цель, определи, что требуется делать.

2. Подумай, какими путями ее лучше достичь.

3. Разбей всю работу на части.

4. Составь план выполнения дела.

5. Посоветуйся с опытными людьми.

6. Установи, как должна идти работа.

7. Подбери помощников, исполнителей.

8. Распредели обязанности.

9. Объясни, что требуется сделать.

10. Согласуй работу с другими организаторами и организациями.

11. Контролируй ход работы, вноси, если надо, изменения.

12. Учитывай, кто и как работает.

13. Подведи итоги по окончании работы, проанализируй дело.

Стиль работы

(А.Н. Лутошкин. «Как вести за собой»)

1. «Возвращающийся бумеранг» — советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требовательный.

2. «Разящие стрелы» — приказывающий, настаивающий, жестко требующий.

3. «Снующий челнок» — уговаривающий, просящий, компромиссный.

4. «Плывущий плот» — соглашающийся, уступчивый.

 

Хорошая работа зависит от:

• знания людей;

• знания коллектива;

• знания основ организаторской работы;

• знания дела, которое организуешь;

• умения организовать.

Принцип работы с группой

(использованы элементы «Метода взаимодействия», программы «Лидер»)

Эту схему можно использовать при анализе любого временного промежутка в работе группы – одного мероприятия, прожитого дня, всей смены. Любая группа в ходе совместной работы накапливает опыт – уникальный для всех членов группы и для каждого из её участников индивидуально.

По окончании смены вы можете попробовать проанализировать по этому принципу любое школьное мероприятие в своих классах.

1. «Событие»: проводим тренинг, деловую игру, мероприятие, тематический день и т.д.

2. «Описание»: на данном этапе обсуждаются эмоции участников группы. Что вы чувствовали (все вместе и каждый в отдельности)? Радость от участия? Горечь от поражения? Усталость? Страх? Одиночество? (Наводящие вопросы можно не задавать, если уровень развития группы достаточно высокий; участники сами скажут, какие именно чувство они испытывали). Важно дать высказаться всем желающим, постепенно количество желающих будет увеличиваться, но в первые дни работы ведущим нужно самим участвовать в обсуждении на правах участника группы.

3. «Объяснение»: обсуждение конкретных ситуаций, повлиявших на ход события в целом (достоинства и недостатки участников и организаторов события; переломные моменты: индивидуальные действия, сказавшиеся на работе коллектива). Что происходило в группе в тот момент, когда… (ведущий группы указывает конкретный момент, заинтересовавший его).

4. «Обобщение»: поиск участниками группы похожих моментов в обыденной жизни. Вопросы ведущего: сталкивались ли Вы раньше с подобными ситуациями? Что это были за ситуации? Какие события обыденной жизни вызывали у Вас похожие эмоции, подобные ощущения? Ваш жизненный опыт предусматривает что-то подобное?

5. «Применение»: основываясь на полученном опыте, участники группы рассуждают, что положительного и отрицательного принесло им событие на основе уже имеющегося жизненного опыта. Вопросы ведущего: А как бы вы теперь поступили в подобной ситуации? Что-нибудь изменилось бы?

 

Ведущий не диктует жесткие условия поведения, временные рамки высказываний, что позволяет группе достигнуть доверия, открытости и понимания. Мы не всегда знаем, какого результата мы достигнем в ходе работы: каждый из нас смотрит на вещи по-разному, в соответствии с возрастом, с положение в коллективе или другими критериями, но ОПЫТ каждого из нас уникален. Всё, что будет сказано членами Вашей группы – хорошо, так как любые эмоции (как положительные, так и отрицательные) приносят опыт.

 

При работе с группой очень важно помнить ведущему и напоминать все участникам об основном правиле совместной работы – КОНСЕНСУСЕ:

 

1. Каждый понимает, о чём идёт речь (если что-либо непонятно – спрашивайте)

2. Каждый имеет право голоса

3. Каждый желает работать (если кто-то из членов группы разочарован или устал, то он не должен срывать работу всей группы)

4. Каждый поддерживает решения (принятые всеми членами группы на голосовании).

 

Модель развития группы

 

Развитие любой группы, отряда, класса проходит по особым законам, которые укладываются в рамки, предложенной ниже схемы:

 

ОРИЕНТАЦИЯ à РАЗОЧАРОВАНИЕ à РАЗРЕШЕНИЕ à РАБОТА à ЗАВЕРШЕНИЕ

 

Любая группа последовательно проходит все этапы, и, зная их, ведущий группы может рассчитать время прохождения каждого из этапов сложность мероприятий, которые рекомендованы для этого этапа, возникновение конфликтов внутри группы и т.д. Вот характеристики каждого из этапов:

1. ОРИЕНТАЦИЯ

- Готовность к работе и радужные ожидания

- Изучение ситуации и действующих лиц

- Зависимость от авторитетов и иерархии

- Потребность найти своё место

2. РАЗОЧАРОВАНИЕ

- Чувство несоответствия надежд и реальности

- Недовольство авторитетами

- Недовольство целями, задачами и планами действия

- Чувство некомпетентности

- Споры за власть и внимание

3. РАЗРЕШЕНИЕ

- Сглаживание разницы между ожиданиями и действительностью

- Разрешение противоречий

- Достижение гармонии, доверия, уверенности и поддержки

- Разделение ответственности

4. РАБОТА

- Радость от участия в работе группы

- Совместная взаимозависимая работа

- Чувство силы команды

-
Точка конфликта
Настрой на успех

- Высококачественная работа

Кривая эмоционального настроя группы
5. ЗАВЕРШЕНИЕ

- Грусть и признательность

- Резкий подъём или спад настроения

- Гордость за достижения

- Чувство близости к членам команды

 

Ориентация Разочарование Разрешение Работа Завершение
         
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Здесь указывается весь временной период (учебный год, четверть, неделя, одно мероприятие). Например, количество учебных дней в неделе 5, значит на каждый период приходится по одному дню.

 

Промежуточные стадии развития группы совпадают со стадиями классификации Лутошкина:

1. Низкая компетентность и энтузиазм

2. Некоторая компетентность и, как следствие её, необязательность

3. Высокая компетентность и непостоянный энтузиазм

4. Высокая компетентность и постоянный энтузиазм.

 

IV. Материалы творческой

мастерской «Сам себе психолог»

Наша жизнь полна неожиданностей приятных и не очень.

Иногда человек попадает в ситуацию, которую называют стрессовой. Что же такое стресс?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.02 с.)