Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуализация астроархеологического наследия «сундуков»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В июне 2011 года на «Сундуках» открылся музей-заповедник. «Хакасия принадлежит к числу немногих российских регионов, имеющих богатейший историко-культурный потенциал. Отечественной науке известно более 30 тысяч памятников древней истории, находящихся на хакасской земле. 1576 объектов, отражающих различные стороны общественной и культурной деятельности людей, населявших эту территорию начиная с эпохи каменного века, находятся под охраной государства. Непреходящее значение уникальных памятников древности обуславливается заложенной в них информацией, поэтому помимо государственных структур их сохранением и популяризацией сейчас занимаются и муниципальные “музеи под открытым небом”, создаваемые в рамках долгосрочной целевой программы при финансовом содействии правительства республики. В настоящий момент в районах Хакасии действует уже семь таких экспозиционных комплексов. А в минувшие выходные на границе Ширинского и Орджоникидзевского районов появился еще один, открытый в одном из самых живописнейших и интересных мест Хакасии — горной гряде Сундуки» [6]. Казалось бы – все, теперь «Сундукам» ничего не грозит, но оказалось, что ситуация не очень-то изменилась. На содержание музея было выделено всего 7 мизерных ставок, этого хватило только на охрану первого «Сундука». Были установлены шлагбаумы, и теперь на территорию «Сундука» уже не заезжают автомобили, как это было еще совсем недавно. Круглосуточно работают сторожа из числа местных жителей, которые гордятся «своими Сундуками». Посетителям предлагаются экскурсии, разработанные по материалам, предоставленным академиком Ларичевым. Плата за 1,5-2 часовую экскурсию чисто символическая (100 руб. за 1 человека), но так как вход на территорию музея свободный, многие предпочитают т.н. «дикий туризм» или приезжают со своими гидами, которым уже оплатили услугу экскурсии (кстати, не всегда качественную) в рамках какого-либо тура. Таким образом, на территории музея одновременно в разных местах могут находиться до нескольких десятков, а в летние месяцы до нескольких сотен бесконтрольных посетителей. В результате уже после открытия музея были зафиксированы несколько актов вандализма на территории первого «Сундука». У директора музея-заповедника «Сундуки» Андрея Вайгандта множество творческих планов, но осуществиться они могут только при условии финансирования и поддержки научных кругов и властных структур. «В перспективе также создание своего сайта и широкая реклама деятельности музея в сети Интернет. Но уже сегодня взгляд любителей экзотических путешествий привлекают четыре установленные за Первым Сундуком деревянные хакасские юрты, в которых прибывшие сюда туристы могут отдохнуть, перекусить и приобрести сувениры, сделанные руками местных умельцев» [6]. Так как же сохранить культурное наследие «Сундуков», не ограничивая доступ «желающим прикоснуться к древности», как превратить зрителей в «хранителей», как преодолеть такие негативные факторы, как потребительская психология, эгоизм и нарциссизм посетителя музея, его некритичность, духовная инфантильность, поверхностность и безразличность, клиповость и мозаичность восприятия, присущие всему нашему обществу? Необходимо создать эффективную стратегию актуализации культурного наследия «Сундуков», для этого она должна быть связана с использованием существующих сегодня продуктивных практик интерактивного «погружения», «включения» зрителя, психоэмоционального, зрелищного, полиомматического (многоцентрового), диалогичного освоения культуры. Под социально-культурными практиками С.Ю.Каменский понимает культурную деятельность индивидуального субъекта и социальных групп по сохранению, созданию и освоению культурных ценностей. «Во-первых, это практики, построенные на возможностях экспериментальной археологии и исторического моделирования. Их эффективность основывается на процессуальности, интерактивности, включении «горячей» оптики участников. Специфика этих практик актуализации археологического наследия заключается в том, что в них фактически воспроизводится механизм трансляции культуры, характерный для традиционных социумов. В этом случае человек не смотрит на прошлое отстраненным взглядом, но повторяет его в себе, ощущая его как настоящее и живое. При этом диалог происходит внутри физически воспринимаемых трудовых и обрядовых практик, позволяющих записать полученные ощущения и понимание на телесном уровне» [5]. Культурное наследие «Сундуков» настолько обширно и разнообразно, что можно создать множество исторических моделей, в которых зрители будут непосредственно участвовать. Например, то, что первое бросается в глаза – петроглифы, на этой основе можно построить несколько практических экскурсий: · Зритель в роли археолога, для этого необходима соответствующая среда, например полевой лагерь археологов, все вокруг заняты своей работой, деловая обстановка, и т.д. Вживаясь в данную роль, зритель может воспроизводить действия настоящего археолога. Он может искать и открывать новые петроглифы, пробовать себя в их расшифровке. Сопоставлять и сравнивать их, находить сходства и различия во внешнем виде и значении, так же проводить сравнительный анализ между найденными петроглифами и уже расшифрованными исследователями «Сундуков» ранее. Может так же находить и описывать различные предметы быта или орудия труда, делать предположения об их назначении. Так же зритель может работать и в области не только обычной археологии, но и астроархеологии. Он может помогать исследователям в проведении экспериментов, наблюдать астрономические явления, делать выводы, анализируя полученную информацию, составлять карты и схемы. Так же делать собственные модели скал, как из специальных материалов, так и в компьютерных программах. Для того, чтобы, исследуя скалы, лучше понимать механизм действия отверстий и проемов, высеченных в них. Работа должна проходить под руководством специалистов, с соблюдением техники безопасности, они же будут курировать деятельность туристов. · Зритель в роли представителя древнего поселения. Зритель, попадая в импровизированное древнее поселение, может примерить на себя роль одного из его представителей. В поселении все жители заняты своими делами, контактируют между собой, разыгрывают какие-либо сцены. Зритель из наблюдателя превращается непосредственно в участника. Он может сам организовывать действия или участвовать в действиях, которые уже кем-то организованы. Действия разворачиваются в естественной среде, близкой к той, что окружала тагарцев и окуневцев много тысяч лет назад. Участники этих действий могут импровизировать, создавать что-то новое, привлекающие новых участников. Каждый участник может проявить свою индивидуальность, накопленные ранее знания и умения. Данная практика близка к ролевым играм, которые достаточно востребованы в наше время. Увлеченные этим люди воспроизводят исторические события, подходят к этому процессу с готовностью и ответственностью. Относительно «Сундуков» эта практика применима потому, что она позволяет зрителю лучше узнать их историю, историю народов, населявших близлежащую к ним территорию, значение этого наследия древней культуры. Практика ролевых игр делает восприятие информации намного объемнее и увлекательнее, позволяет узнать зрителю много нового, научиться работать как самостоятельно, так и в команде. Так же зритель самостоятельно может изготавливать сувениры, чтобы не разрушать скальные образования, желая оставить что-нибудь на память для себя. Он может создавать каменные статуэтки и выдалбливать на каменных пластинах петроглифы, копируя деятельность древних людей, населявших данную местность. Это может быть как копирование известных узоров и форм, так и проявление собственного творческого потенциала. · Зритель в роли создателя или участника процесса съемки любительского кинофильма. Зрители могут снимать собственные любительские кинофильмы, связанные с тематикой наследия «Сундуков», брать за основу исторические факты, создавать собственный сюжет, импровизировать. Развивать собственный талант постановщика или актера, сценариста, умение работать с разными людьми, создавать что-то оригинальное и удивительное, привлекающее внимание других экскурсантов. Развитие авторского кино, не имеющего отношения к массовой киноиндустрии, пополнении коллекции музея «Сундуков» короткометражными фильмами, отражающих восприятие участниками информации, которую они получили из экскурсий и различных мероприятий. Так же в данную практику входит показ отснятого и обработанного материала об истории «Сундуков», документальные фильмы и любительское короткометражное кино. Интерактивный подход к воспринимаемой зрителем информации делает ее более понятной и значимой, четко и ясно доносит информацию посредством просмотра видеоматериала. Данная практика дополняет и разъясняет материал, которые экскурсанты услышали из рассказа экскурсовода, образное восприятие играет в данном случае достаточно важную роль. · Зритель в роли искателя артефактов. Зрителю так же может быть предложена приключенческая игра по поиску спрятанного в неизвестном месте какого-либо артефакта. Он может собрать свою команду или присоединиться к любой другой и соревноваться с другими командами в цели добраться первыми до искомого артефакта, выполняя различные задания, ориентируясь по специальной карте, на которую нанесен маршрут передвижения. На пути команду будут ждать различные испытания, на применение силы, выполнение каких-либо физических заданий, например, преодоление препятствий, победить какого-либо воина из другого поселения или решить логическую задачу, ответить на вопросы, касающиеся тематики «Сундуков». В данной игре потребуется определенный багаж знаний и навыков, умение работать к команде, использовать имеющиеся ресурсы, быстро ориентироваться в различных ситуациях. В данной практике имеются свои достоинства, к примеру, усвоение новой информации, грамотное практическое применение полученных ранее знаний, приключенческое, захватывающее восприятие наследия «Сундуков», увлекательное времяпровождение. Участник такого действия может почувствовать себя героем приключенческого фильма или компьютерной игры, примерить на себя понравившийся ему образ или же самому создать его, так же придумать отличительные образы для всей своей команды. Участие в этом мероприятии может быть снято на видеокамеру, чтобы участники потом могли посмотреть на свои действия со стороны и оставить видеозапись на память о проведенном здесь времени. По мнению С.Ю.Каменского такие практики включают «телесное» мышление, когда мысль, эмоции передвигаются за инструментом, производя реконструкции жизни тех, кому принадлежали найденные артефакты. «Это приключенческое, захватывающее, развертывающееся включение в диалог с прошлым через систему материальных ключей, их толкования, когда процесс углубления в археологический слой как бы дублируется эмоциональным и интеллектуальным погружением в исторический материал. Участие в раскопках активизирует ценностно-смысловое сознание и подталкивает задуматься о том, что останется в вещах от нас самих, как этот набор артефактов выразит наши тревоги, мечты, достижения, неудачи. Что вообще остаётся от человека после его ухода» [5]. Кроме того, такие методы эффективно соотносятся и с приключенческим ракурсом восприятия археологических объектов, а также вполне соответствуют установкам современного массового посетителя. «В то же время экспериментальная археология, являясь в современном обществе именно некой практикой, временным опытом, позволяет осмыслить это прошлое в себе в диалоге с настоящим, что и является главной целью актуализации. При условии долгосрочного проживания в археологических экспериментальных парках реализуется также психотерапевтический эффект этой практики» [5]. В качестве «актеров» для таких практик можно приглашать студентов соответствующих специальностей, которые могли бы проходить практику на базе музея-заповедника «Сундуки», волонтеров, движение которых ширится и растет год от года, да и сами зрители могли бы играть ведущие роли при условии, что они принимают участие в долгосрочном проекте. Опять же по мнению С.Ю.Каменского актуализирующие возможности подобных практик выражаются в следующих тезисах: «1) срабатывает эффект атмосферы исторического места; 2) включается поисково-исследовательское, герменевтичное сознание; 3) активизируется культурная мифологема «кладоискательства», обнаружения, возникает эмоциональная напряженность первооткрытия; 4) происходит погружение человека в природную среду, которая помогает воссоздать ощущение иной культуры.» С.Ю.Каменским предлагаются три направления трансформации музейных археологических экспозиций: «Создание бинарных экспозиций и экспозиций-диалогов позволяет перевести рассказ о прошлом в диалог с ним с помощью вопросов, значимых для настоящего и будущего, дают возможность сравнивать сами способы осмысления прошлого, а в итоге и современности в их историческом и социально-культурном разнообразии. Организация экспозиций-травелогов, преодолевающих статичность показа и тем самым адаптированных под особенности восприятия современного музейного посетителя. Основным принципом археологической экспозиции-травелога является двухмерность движения зрителя. Темой для подобной экспозиции может выступать описание поисков и исследований отдельных знаковых археологических памятников или даже археологических культур. Поскольку последние могут рассматриваться как одновременное перемещение в материальной (полевые экспедиции, камеральные работы) и духовной среде (движение мысли исследователя), то и в самой экспозиции вполне могут быть представлены травелоги обоих этих путешествий. Насыщение выставочного пространства текстами разной стилистики, сменяющими друг друга в хронологической последовательности реального путешествия в прошлое, позволит не только удержать внимание зрителя, но и вовлечь его непосредственно в ход исторического «расследования». Разработка «эмоционально-интуитивных» археологических экспозиций, реализующих углубленное созерцание, сосредоточенное погружение, интуитивное постижение подлинных предметов иной культуры. В этом восприятии артефакт на время перестает быть «документом», «историческим, художественным свидетельством об эпохе», превращаясь в самоценный «живой» организм, обладающий собственным энергетическим потенциалом. Такие экспозиции предполагают, с одной стороны, широкое использование аудиовизуальных технологий, а с другой – уменьшение количества артефактов в выставочном пространстве с увеличением времени их осмотра. Предложенная практика может рассматриваться как одновременно терапевтический и исторический опыт (мифологизация и одухотворение вещей в архаичных обществах) в клиповом пространстве современной массовой культуры.» [5] Мы остановимся на втором направлении. «Оправданность экспозиций-травелогов связана с острой необходимостью актуализации любой современной выставки музея, создания экспозиционных текстов, близких зрителю и с содержательной и с формальной точки зрения. Способность музея изложить некую повесть о современном мире, превратить экспозицию в многомерное шоу, объектом которого является не вещь, а экспозиционная тема (событие, явление, процесс) становится сегодня фактом выживания и конкурентоспособности этого важнейшего культурного института. На этом фоне можно утверждать, что выставочные проекты, построенные в жанре травелога вполне способны осуществить трансформацию из «пространства предметов» в «пространство идей», придав экспозиционному материалу стержень в виде востребованной сегодня концепции Путешествия.» [9] Проявления травелога многообразны: «это и сухие отчеты об экспедициях географов и путешественников, приключенческая и фантастическая художественная литература, это и «странствия души» (ученой или чувствующей и переживающей) в поисках сущностей и смыслов, это и всевозможные «путеводители» и справочники по «странам и континентам», это и современные блоги в Мировой Паутине. Реальные или вымышленные, индивидуально-личностные или социально-организованные, беседы «разочарованного со своей душой» или записки «лазутчиков» и разведчиков, — они издавна привлекают наше внимание на разных ступенях нашего взросления и жизненного пути: сопровождая нас, развлекая, удивляя и поучая.» [10] В этой форме можно представить зрителям астроархеологическую составляющую «Сундуков», материалов для организации травелога по этой теме более чем достаточно – это различные статьи, воспоминания и будущая книга В.Е.Ларичева и его соратников. Можно организовать несколько экспозиций-травелогов, посвященных различным объектам «Сундуков», открытым в разное время. У Виталия Епифановича с каждым из них связаны захватывающие истории, которые и могут быть положены в основу экспозиций. Кроме экспозиций, расположенных непосредственно на «Сундуках», такие экспозиции-травелоги можно разместить в сети Интернет. В экспозициях, расположенных на «Сундуках», можно использовать уже имеющиеся там юрты, в которых с помощью современного интерактивного оборудования создать таинственную «машину времени». Экскурсант из солнечного дня XXI столетия попадает буквально во тьму веков, внезапно перед ним вспыхивают картины тысячелетней давности, загадочная степная музыка, проникновенный голос вещает… Кроме всего вышеназванного, к социально-культурным практикам относятся различные акции, общественно-благотворительные программы, конкурсы, посвященные сохранению памятников, публичное обсуждение их ценности. Как один из вариантов можно предложить конкурс среди школьников или школьных команд «Расскажи мне о «Сундуках»». В программу конкурса можно включить разные направления: это и художественная деятельность, и литературная или журналистская работа, и фото- и видео-конкурсы, и дистанционная викторина… Прошедшие первый дистанционный тур попадают на очный тур в музей-заповедник «Сундуки», где их ожидают сложные и захватывающие соревнования, в которых использованы уже названные выше практики. А победители отправляются на какой-нибудь Всероссийский или международный симпозиум, где представляют «наши Сундуки» всему миру. Вот вам и диалог культур: “Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже… Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом..., между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются” [11]. Существуют еще коммеморативные практики. К ним относится, например, деятельность по обоснованию и празднованию памятных дат, связанных с археологическими памятниками. Можно устраивать праздники, посвященные открытию каких-либо петроглифов на «Сундуках» или первого астроархеологического открытия, или юбилеи самого музея. Нельзя обойти стороной различные художественные практики, построенные на диалоге со структурными и содержательными особенностями наследия архаических культур, представленных в памятниках археологии. Ну и конечно визуально-виртуальные практики, связанные со зрелищной интерактивной презентацией астроархеологического наследия «Сундуков» в сети Интернет. Можно создать анимированные реконструкции различных объектов «Сундуков», на которых зритель мог бы в любое время наглядно проследить за теми процессами, которые в определенные моменты наблюдаются на «Сундуках». Можно даже создать компьютерную игру «Сундуки», где игрок, например, в качестве шамана или вождя передвигается по каньонам «Первого Сундука» и выполняет определенные действия… Ну а в идеале – создание всеобъемлющей интерактивной модели «Сундуков», в которой бы отражались все явления, в которой можно было бы поместить наблюдателя в любую точку, в любое время. Такие практики дают возможность широкого доступа к наследию и позволяют создать пространство образов, способных не только передать знания о прошлом, но и «погрузить человека в состояние исторической «внутринаходимости», сформировать объемное «живое» ощущение прошлого» [5]. В приложении описаны некоторые из представленных выше идей. Мы рассмотрели наиболее эффективные с точки зрения С.Ю.Каменского практики, они ориентированы на разные стили, форматы презентации и освоения наследия, способны охватить разные целевые группы культурных потребителей современности. Конечно, для реализации любой из предложенных практик требуются ресурсы и не только материальные, в первую очередь требуются люди – заинтересованные, увлеченные, энергичные. Такие люди уже есть у «Сундуков» - это Виталий Епифанович Ларичев со своей группой ученых, это директор музея-заповедника «Сундуки» Андрей Эрнстович Вайгандт. Но для продвижения таких масштабных проектов и команда нужна соответствующая, поэтому вопрос первостепенной важности – поиск заинтересованных людей, теоретиков и практиков, ученых и менеджеров, творческих людей и простых «работяг», нужны все и разные. При всей эффективности предложенных практик существует еще одна серьезная проблема, связанная с их внедрением. Она заключается в том, что деятельность многих современных институтов культурного наследия, а также научно-исследовательских учреждений все еще построена на парадигме памяти-преемственности, а не культурного диалога. Несмотря на то, что диалогичный подход не только не отрицает значимости памяти, но более того включает ее в себя на новом более продуктивном уровне, в реальной практике это создает определенное культурное сопротивление новым подходам в области работы с наследием. И это проблема не только и не столько музея-заповедника «Сундуки», сколько культуры современного общества в целом. Для ее решения потребуются более серьезные изменения, которые должны начаться с принятия на уровне идеологии институтов культуры и мировоззренческих установок общества в целом диалогичной философии прошлого как основного способа его анализа и восприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги исследования, отметим выводы, к которым мы пришли в ходе рассмотрения актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках. Мы проанализировали сущность и значимость культурного наследия «Сундуков». Человек с незапамятных времен оценил сказочное величие «Сундуков». Это подтверждают многочисленные памятники древности. «Сундуки» представляют собой комплекс поверхностных археологических объектов, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе являются фактически прибором наблюдения за небом, астрономической обсерваторией древних людей. Переоценить значимость этого археологического памятника невозможно, но до сих пор «Сундуки» не получили всеобщего признания даже в Российской науке и обществе, только в 2011 году были выделены первые мизерные средства на охрану этого археологического памятника. Для предложения практических мер по актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» были проанализированы существующие способы актуализации археологического наследия. Было выявлено, что в современном постиндустриальном обществе все еще сосуществуют две парадигмы, задающие отношение к культурному наследию, которые можно обозначить как «отсутствие «прошлого»», «память-преемственность», исторически соотносимые с типами обществ – архаичным и индустриальным, в то время как третья парадигма, соответствующая постиндустриальному типу общества – «культурный диалог» с трудом пробивается в жизнь. Были выявлены наиболее эффективные способы актуализации археологического наследия, которыми являются практики, позволяющие осуществить диалог между человеком современности и прошлого на ценностно-смысловом уровне и адекватные при этом условиям постиндустриального общества. К ним относятся практики, построенные на возможностях экспериментальной археологии, участие в полевых археологических исследованиях, посещение музейных экспозиций, выстроенных исходя из задачи актуализации археологического наследия («бинарных», «эмоционально-интуитивных», экспозиций-диалогов и травелогов), визуально-виртуальные практики, связанные с презентацией археологического наследия в сети Интернет и др. В работе впервые была проанализирована возможность применения в отношении «Сундуков» наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия и предложены некоторые практические идеи. Конечно, эти идеи требуют основательной проработки, но каждая из них может превратиться в самостоятельный масштабный проект, который, несомненно, будет работать на актуализацию астроархеологического наследия «Сундуков». Результаты данной работы могут быть использованы в практической работе музея-заповедника «Сундуки» и других аналогичных музеях России, а также в учебных курсах краеведения, истории и предметов культурологической направленности.
В июне 2014 года работа будет презентована перед директором музея-заповедника «Сундуки» А.Э. Вайгандтом и академиком В.Е. Ларичевым. В процессе презентации и последующего обсуждения будут выявлены наиболее простые практики, которые возможно применить относительно музея-заповедника уже в самой ближайшей перспективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.Е.Ларичев. Астроархеология. «Сквозь тернии – к звездам!». Начало становления «непопулярной научной традиции». / Астроархеология – естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий, жречества древних культур Хакасии. Сборник научных статей под ред. В.Е.Ларичева. - Красноярск: Издательство «Город», 2009. – 200с. 2. В.Е.Ларичев, Е.Г.Гиенко, С.А.Паршиков и др. «Сундуки» - великий сакральный центр Северной Хакасии (мифологическое, эпосное и естественно-научное в культовых памятниках древних культур юга Сибири, совмещенных с творениями природы). / Астроархеология – естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий, жречества древних культур Хакасии. Сборник научных статей под ред. В.Е.Ларичева.- Красноярск: Издательство «Город», 2009. – 200с. 3. В.Е.Ларичев. Страна скальных храмов и великих жрецов, познавших небо, светила и законы течения времени. / Сборник статей - www.veda24.ru/download.php?lid=25 4. В.Е. Ларичев, Е.Г. Гиенко, С.А. Паршиков, С.А. Прокопьева. К проблеме становления астрономии и календаристики в древних культурах Северной Азии (Западная Сибирь, Хакасия). Труды международной конференции «Астрономия и всемирное наследие: через время и континенты». – Казань: Казанский государственный университет. 5. С.Ю.Каменский. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках: диссертация... кандидата культурологии: 24.00.01 / Каменский Сергей Юрьевич; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Екатеринбург, 2009.- 175 с. 6. С.Амелин. Восьмое чудо Хакасии. / Газета «Хакасия» № 113 (21970) от 22 июня 2011г. 7. С.Ю.Каменский. Травелог как форма конструирования музейных экспозиций (на примере археологических выставок). / Дискурс травелога. Сборник статей. Авт.-сост.: О.Ф.Русакова, В.М.Русаков. Екатеринбург, ИМС – Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008 –184 с. 8. В.М. Русаков, О.Ф. Русакова. Дискурс травелога. / Дискурс травелога. Сборник статей. Авт.-сост.: О.Ф.Русакова, В.М.Русаков. Екатеринбург, ИМС – Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008 –184 с. 9. М.Т. Майстровская. Образ и пространство в экспозициях искусств // Музейное дело и художественное образование: материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений, 1996, 1997, 1998/ Сарат. гос. худож. музей им. А.Н. Радищева; [редкол.: Г.М. Кормакулина (отв. ред.) и др.]. – Саратов: Слово, 2000. – 179 с. ПРИЛОЖЕНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.01 с.) |