Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 28. Восток. Запад. Россия в диалоге культур↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный план основного содержания: 1. Характерные черты восточной и западной культуры. 2. Место России в диалоге культур. 3. Евразийство. Литература и источники: 1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 3. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии. 1993, №6. 4. Мир России - Евразия: Антология. - М., 1995. 5. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - М., 1991. 6. Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М., 2007.
Методические советы: Культура как источник многообразия цивилизаций. Мировоззренческие установки Востока и Запала, их своеобразная реакция на изменения в природе, обществе, личной жизни. Характер религиозных воззрений. Специфика российской культуры: Россия как часть восточноевропейской цивилизации, как «большое общество» между Востоком и Западом, как «азиатская страна», как не азиатская, но безусловно европейская цивилизация, как евразийская страна. Концепция евразийства в отечественной философии. Особенности русской духовности.
Тема 29. Философия науки. Роль и значение науки в развитии общества Примерный план основного содержания: 1. Основные аспекты философского изучения науки. 2. Структура научного познания. 3. Методы научного познания. 4. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм.
Литература и источники: 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. 2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1979. 3. Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. 4.2. Разд. 8. 4. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 5. Очерки истории и теории развития науки. - М., 1969. 6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983 7. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988. 8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. 9. Философия и методология науки. – М.,1996.
Методические советы: Необходимо рассмотреть понятия «наука», «научно-технический прогресс», раскрыть основные аспекты философского изучения науки. Далее следует обратиться к структуре научного познания, выделив эмпирический уровень, теоретический уровень, формы развивающегося научного знания (научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научный закон, научная теория). Методы научного познания. Проблемы механизмов развития и науки. Роль науки на различных этапах истории общества. Наука в современном обществе. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм. Наука и техника в современном обществе. Тема 30. Философия техники
Примерный план основного содержания: 1. Природа техники. 2. Основные проблемы философии техники. 3. Техника и этика. Литература: 1. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. – Обниск, 1996. 2. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996. 3. Новая технократическая волна на Западе. –М., 1986. 4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988
Методические советы: Необходимо рассмотреть понятия «техника», «техносфера». Происхождение и природа техники, основные этапы ее истории. Следует показать, как интерпретируется с позиций различных философских направлений содержание феномена техники. Техника как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. Основные ценности техноэтики – благосостояние и здоровье людей, их безопасность, сохранение природы, обеспечение благоприятного будущего человечества.
Тема 31. Информационное общество. Человек в информационно-техническом мире Примерный план основного содержания: 1. Понятие «информационное общество». 2. Информация. Компьютерная революция. 3. Человек в информационно-техническом мире. Литература: 1. Абдеев Р. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. 2. Моисеев Н.Н. Уиверсум. Информация. Общество. – М.,2001. 3. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 4. Ракитов А. Философия компьютерной революции. - М., 1993. 5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988. 6. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. – М.,2007. Методические советы: Следует раскрыть понятие «информационное общество», выделить его признаки. Человек и техника. Характер современной цивилизации. Что представляет собой информация и коммуникация? «Виртуальная реальность». Роль средств массовой информации в современном обществе. Современная научно-технологическая (информационная) революция, ее социальные последствия. Перспективы информационного общества.
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Требования к уровню освоения содержания курса
Студент, освоивший дисциплину «Философия», должен обнаружить: 1. Понимание предмета философии и ее роль в истории человеческой культуры. 2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов. 3. Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции. 4. Общее представление об основных отраслях философского знания (метафизике, философии науки и техники, социальной философии). 5. Умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных вопросов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса. 6. Понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней. 7. Знание условий формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимание роли ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе. 8. Представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знаний и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни. 9. Понимание роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимание ценности научной рациональности и её исторических типов, знание структуры, формы и методов научного познания, их эволюции.
Освоение студентами содержание курса философии проверяется при посредстве следующих форм контроля: зачета и экзамена. Зачет и экзамен могут приниматься в традиционной академической форме ответов на экзаменационные вопросы и на основе выполнения тестовых заданий.
Вопросы к экзаменам (зачетам) 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Проблема научности философии. 2. Понятие «мировоззрение» и его исторические типы: мифология, религия, философия. Специфика философского знания. 3. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия. 4. Понятие «материя», ее основные формы существования. Современная наука о строении материи. 5. Происхождение и сущность сознания. Проблемы идеального. 6. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Антиподы диалектики. 7. Основные законы и категории диалектики. 8. Познание как предмет философского исследования. Гностицизм, агностицизм. Субъект и объект познания. Проблема истины. Роль практики в процессе познания. 9. Основные формы и методы научного познания. 10. Общество как многоуровневая система. Социальная, политическая, духовная сфера общества. 11. Общественное сознание и его формы. 12. Понятие «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества. 13. Философия о сущности истории. Истоки и движущие силы истории. 14. Понятие «культура». Многообразие культур. 15. Природа и общество как объекты философского исследования. Роль географического фактора в жизни общества. 16. Природа человека и смысл его существования. 17. Личность как философская проблема. Исторические типы личности. 18. Проблема свободы воли. Свобода и ответственность личности. 19. Мир повседневности. Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. 20. Наука и техника как социальные явления. Исторические вехи развития науки и техники. 21. Человек в информационно-техническом мире. 22. Социальное прогнозирование: виды и методы. 23. Глобальные проблемы современности: их происхождение, сущность, пути решения. 24. Современная цивилизация: ее особенности, противоречия. 25. Понятие и природа ценностей. Социальные ценности и социализация личности. 26. Древнеиндийская философия: основные понятия и школы. 27. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм и др.. 28. Досократовский период в античной философии. 29. Проблема человека и общества в античной философии. Философия Платона. 30. Роль классической философии для развития научного знания. 31. Попытка синтеза древнегреческой философии в учении Аристотеля. 32. Философия эпохи эллинизма. 33. Философия Средневековья. 34. Связь философии Нового времени с развитием естествознания и техники. Проблема метода познания. 35. Натурфилософия и гуманизм эпохи Возрождения. 36. Механико-материалистическая картина мира в философии Нового времени. Учение о субстанции. 37. Социально-философские идеи Возрождения и Нового времени. 38. Природа, общество, человек в философии Просвещения. Рационализм и его особенности в философии ХVIII в. 39. Основные идеи философии И. Канта и их влияние на последующую философию. 40. Завершение европейского рационализма в философии Г. Гегеля. Основные идеи философии Г. Гегеля. 41. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 42. Философия марксизма: теоретические источники, основные идеи, диалектический материализм. 43. Материалистическое понимание истории в философии К. Маркса. 44. Разложение европейского рационализма: поиск новых начал жизни и познания (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд). 45. Общая характеристика современной философии. Плюрализм школ и направлений. 46. Абсолютная уникальность человеческой жизни в экзистенциальной философии. 47. Религиозная философия XX в. Неотомизм: основные идеи и принципы. 48. Позитивизм, неопозитивизм. 49. Русская средневековая философия. 50. Философия П. Чаадаева. Славянофильство, западничество - пробуждение национального самосознания в России. Русская идея. 51. Русская религиозная философия. Вл. Соловьев. 52. Философские воззрения русских революционеров-демократов (Н. Чернышевский, А. Герцен). 53. Философия русского космизма. 54. Религиозный персонализм Н. Бердяева. Философия творчества. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М, 1998. 3. Вунут В. Введение в философию – М., 2001. 4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IX – XIX веков. - М., 1989. 5. Горюнов В.П. Философия общества. – СПб., 2005. 6. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004. 7. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М.,2006. 8. Зотов А.Ф., Мильвиль К. Западная философия ХХвека. - М., 1998. 9. Ильин В.В. Философия Нового времени. - СПб., 1993. 10. История философии //под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 2001. 11. История философии в кратком изложении //под ред. Богута И.И. – М., 2001. 12. Канке В.А. Философия. – М., 2002. 13. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1996. 14. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1986. 15. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. -М., 1991. 16. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1999. 17. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.,1979. 18. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. 19. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия. – М., 2003. 20. Тихонравов Ю.В. Философия. – М., 2000. 21. Философия //под ред. Лавринеко В.Н. – М., 2005. 22. Философия. // Под ред. Митрошенкова О.А. – М., 2004. 23. Философия для студентов. // Под ред. Харина Ю.А. – Минск, 2000. 24. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Абрамов В.А. История философии Китая. - Чита, 1996. 2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. - М., 1994. 3. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993. 4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989. 5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. 6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - СПб., 1991. 7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1996. 8. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 9. Каган М.С. Философская теория ценностей. - М., 1997. 10. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVІІІ века. - М., 1986. 11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. 12. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1991. 13. Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995. 14. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991. 15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 16. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996. 17. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1987. 18. Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992. 19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире есть…
а мифология б искусство в философия г религия
Задание 2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
а янь б карма в жэнь г дао
Задание 3. К числу представителейантичного атомизма относят… (выберите несколько вариантов ответа)
а Платона б Аврелия Августина в Фалеса г Демокрита д Эпикура
Задание 4. Философия выступает как… (выберите несколько вариантов ответа)
а абсолютная истина б знание о мире в целом и отношении человека к этому миру в частная наука г комплекс принципов познания д всеобщий метод познавательной деятельности
Задание 5. Социальная функция философии заключается:
а в том, чтобы объяснять социальное бытие б в том, чтобы предсказывать будущее в в том, чтобы добиваться изменений к лучшему г в том, чтобы обеспечить высокую духовность
Задание 6. Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории: а «сущность» б «жизнь» в «взаимодействие» г «бытие»
Задание 7. Отрицают возможность познания мира:
а материалисты б агностики в догматики г позитивисты
Задание 8. Идея развития утверждается в философии в…
а Античности б эпоху Возрождения в Средние века г конце XVIII – середине XIX вв.
Задание 9. Теория развития Георга Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
а софистика б диалектика в монадология г гносеология
Задание 10. Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями…
а Ф. Аквинского б Р.Декарта в У. Оккама г Пиррона
Задание 11. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает_________ знание:
а научное б квазинаучное в паранаучное г обыденное
Задание 12. Природные жизненные силы человека проявляются в … (выберите несколько вариантов ответа)
а способностях б задатках в морали г нравственных принципах
Задание 13. Культура становится предметом философского изучения в…
а немецкой классической философии б Античности в философии Просвещения г эпоху Возрождения
Задание 14.Философ, автор «Критики чистого разума»:
а Г. Гегель б И. Кант в Б. Спиноза г Р. Декарт
Задание 15. Христианское понимание смысла жизни заключается в…
а спасении б накоплении знаний в преобразовании мира г материальном обогащении
Заданий 16. Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикости варварство, характерно для…
а А. Тойнби б Ф. Энгельса в О. Шпенглера г Н. Данилевского
Задание 17.В экономической сфере процессы глобализации выражается…
а выходе экономики за национальные рамки б росте экономической самостоятельности государств в формировании социально-ориентированной экономики г взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами Задание 18. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:
а субстанция б сознание в интенция г атрибут
Задание 19. Форма мышления, с помощью которой объект отражается в его общих и существенных признаках:
а суждение б теория в умозаключение г понятие
Задание 20. Критерий истины в марксистской философии:
а практика б наука в действительность г вера
Образец оформления титульного листа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.008 с.) |