Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 28. Восток. Запад. Россия в диалоге культур

Поиск

Примерный план основного содержания:

1. Характерные черты восточной и западной культуры.

2. Место России в диалоге культур.

3. Евразийство.

Литература и источники:

1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

3. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии. 1993, №6.

4. Мир России - Евразия: Антология. - М., 1995.

5. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - М., 1991.

6. Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М., 2007.

 

Методические советы:

Культура как источник многообразия цивилизаций. Мировоззренческие установки Востока и Запала, их своеобразная реакция на изменения в природе, обществе, личной жизни. Характер религиозных воззрений. Специфика российской культуры: Россия как часть восточноевропейской цивилизации, как «большое общество» между Востоком и Западом, как «азиатская страна», как не азиатская, но безусловно европейская цивилизация, как евразийская страна. Концепция евразийства в отечественной философии. Особенности русской духовности.

 

Тема 29. Философия науки. Роль и значение науки в развитии общества

Примерный план основного содержания:

1. Основные аспекты философского изучения науки.

2. Структура научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм.

 

Литература и источники:

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.

2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1979.

3. Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. 4.2. Разд. 8.

4. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

5. Очерки истории и теории развития науки. - М., 1969.

6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983

7. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988.

8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

9. Философия и методология науки. – М.,1996.

 

Методические советы:

Необходимо рассмотреть понятия «наука», «научно-технический прогресс», раскрыть основные аспекты философского изучения науки. Далее следует обратиться к структуре научного познания, выделив эмпирический уровень, теоретический уровень, формы развивающегося научного знания (научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научный закон, научная теория). Методы научного познания. Проблемы механизмов развития и науки. Роль науки на различных этапах истории общества. Наука в современном обществе. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм.

Наука и техника в современном обществе.

Тема 30. Философия техники

 

Примерный план основного содержания:

1. Природа техники.

2. Основные проблемы философии техники.

3. Техника и этика.

Литература:

1. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. – Обниск, 1996.

2. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996.

3. Новая технократическая волна на Западе. –М., 1986.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988

 

Методические советы:

Необходимо рассмотреть понятия «техника», «техносфера». Происхождение и природа техники, основные этапы ее истории. Следует показать, как интерпретируется с позиций различных философских направлений содержание феномена техники. Техника как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. Основные ценности техноэтики – благосостояние и здоровье людей, их безопасность, сохранение природы, обеспечение благоприятного будущего человечества.

 

Тема 31. Информационное общество. Человек в информационно-техническом мире

Примерный план основного содержания:

1. Понятие «информационное общество».

2. Информация. Компьютерная революция.

3. Человек в информационно-техническом мире.

Литература:

1. Абдеев Р. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.

2. Моисеев Н.Н. Уиверсум. Информация. Общество. – М.,2001.

3. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

4. Ракитов А. Философия компьютерной революции. - М., 1993.

5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988.

6. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. – М.,2007.

Методические советы:

Следует раскрыть понятие «информационное общество», выделить его признаки. Человек и техника. Характер современной цивилизации. Что представляет собой информация и коммуникация? «Виртуальная реальность». Роль средств массовой информации в современном обществе. Современная научно-технологическая (информационная) революция, ее социальные последствия. Перспективы информационного общества.

 


ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Требования к уровню освоения содержания курса

 

Студент, освоивший дисциплину «Философия», должен обнаружить:

1. Понимание предмета философии и ее роль в истории человеческой культуры.

2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов.

3. Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции.

4. Общее представление об основных отраслях философского знания (метафизике, философии науки и техники, социальной философии).

5. Умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных вопросов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса.

6. Понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней.

7. Знание условий формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимание роли ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

8. Представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знаний и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.

9. Понимание роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимание ценности научной рациональности и её исторических типов, знание структуры, формы и методов научного познания, их эволюции.

 

Освоение студентами содержание курса философии проверяется при посредстве следующих форм контроля: зачета и экзамена. Зачет и экзамен могут приниматься в традиционной академической форме ответов на экзаменационные вопросы и на основе выполнения тестовых заданий.

 

Вопросы к экзаменам (зачетам)

1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Проблема научности философии.

2. Понятие «мировоззрение» и его исторические типы: мифология, религия, философия. Специфика философского знания.

3. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия.

4. Понятие «материя», ее основные формы существования. Современная наука о строении материи.

5. Происхождение и сущность сознания. Проблемы идеального.

6. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Антиподы диалектики.

7. Основные законы и категории диалектики.

8. Познание как предмет философского исследования. Гностицизм, агностицизм. Субъект и объект познания. Проблема истины. Роль практики в процессе познания.

9. Основные формы и методы научного познания.

10. Общество как многоуровневая система. Социальная, политическая, духовная сфера общества.

11. Общественное сознание и его формы.

12. Понятие «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества.

13. Философия о сущности истории. Истоки и движущие силы истории.

14. Понятие «культура». Многообразие культур.

15. Природа и общество как объекты философского исследования. Роль географического фактора в жизни общества.

16. Природа человека и смысл его существования.

17. Личность как философская проблема. Исторические типы личности.

18. Проблема свободы воли. Свобода и ответственность личности.

19. Мир повседневности. Экзистенциальные проблемы человеческого бытия.

20. Наука и техника как социальные явления. Исторические вехи развития науки и техники.

21. Человек в информационно-техническом мире.

22. Социальное прогнозирование: виды и методы.

23. Глобальные проблемы современности: их происхождение, сущность, пути решения.

24. Современная цивилизация: ее особенности, противоречия.

25. Понятие и природа ценностей. Социальные ценности и социализация личности.

26. Древнеиндийская философия: основные понятия и школы.

27. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм и др..

28. Досократовский период в античной философии.

29. Проблема человека и общества в античной философии. Философия Платона.

30. Роль классической философии для развития научного знания.

31. Попытка синтеза древнегреческой философии в учении Аристотеля.

32. Философия эпохи эллинизма.

33. Философия Средневековья.

34. Связь философии Нового времени с развитием естествознания и техники. Проблема метода познания.

35. Натурфилософия и гуманизм эпохи Возрождения.

36. Механико-материалистическая картина мира в философии Нового времени. Учение о субстанции.

37. Социально-философские идеи Возрождения и Нового времени.

38. Природа, общество, человек в философии Просвещения. Рационализм и его особенности в философии ХVIII в.

39. Основные идеи философии И. Канта и их влияние на последующую философию.

40. Завершение европейского рационализма в философии Г. Гегеля. Основные идеи философии Г. Гегеля.

41. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

42. Философия марксизма: теоретические источники, основные идеи, диалектический материализм.

43. Материалистическое понимание истории в философии К. Маркса.

44. Разложение европейского рационализма: поиск новых начал жизни и познания (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд).

45. Общая характеристика современной философии. Плюрализм школ и направлений.

46. Абсолютная уникальность человеческой жизни в экзистенциальной философии.

47. Религиозная философия XX в. Неотомизм: основные идеи и принципы.

48. Позитивизм, неопозитивизм.

49. Русская средневековая философия.

50. Философия П. Чаадаева. Славянофильство, западничество - пробуждение национального самосознания в России. Русская идея.

51. Русская религиозная философия. Вл. Соловьев.

52. Философские воззрения русских революционеров-демократов (Н. Чернышевский, А. Герцен).

53. Философия русского космизма.

54. Религиозный персонализм Н. Бердяева. Философия творчества.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М, 1998.

3. Вунут В. Введение в философию – М., 2001.

4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IX – XIX веков. - М., 1989.

5. Горюнов В.П. Философия общества. – СПб., 2005.

6. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004.

7. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М.,2006.

8. Зотов А.Ф., Мильвиль К. Западная философия ХХвека. - М., 1998.

9. Ильин В.В. Философия Нового времени. - СПб., 1993.

10. История философии //под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 2001.

11. История философии в кратком изложении //под ред. Богута И.И. – М., 2001.

12. Канке В.А. Философия. – М., 2002.

13. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1996.

14. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

15. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. -М., 1991.

16. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1999.

17. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.,1979.

18. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

19. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия. – М., 2003.

20. Тихонравов Ю.В. Философия. – М., 2000.

21. Философия //под ред. Лавринеко В.Н. – М., 2005.

22. Философия. // Под ред. Митрошенкова О.А. – М., 2004.

23. Философия для студентов. // Под ред. Харина Ю.А. – Минск, 2000.

24. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Абрамов В.А. История философии Китая. - Чита, 1996.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. - М., 1994.

3. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.

4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989.

5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - СПб., 1991.

7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1996.

8. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

9. Каган М.С. Философская теория ценностей. - М., 1997.

10. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVІІІ века. - М., 1986.

11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

12. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1991.

13. Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995.

14. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

16. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

17. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1987.

18. Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире есть…

 

а мифология

б искусство

в философия

г религия

 

Задание 2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

 

а янь

б карма

в жэнь

г дао

 

Задание 3. К числу представителейантичного атомизма относят… (выберите несколько вариантов ответа)

 

а Платона

б Аврелия Августина

в Фалеса

г Демокрита

д Эпикура

 

Задание 4. Философия выступает как… (выберите несколько вариантов ответа)

 

а абсолютная истина

б знание о мире в целом и отношении человека к этому миру

в частная наука

г комплекс принципов познания

д всеобщий метод познавательной деятельности

 

Задание 5. Социальная функция философии заключается:

 

а в том, чтобы объяснять социальное бытие

б в том, чтобы предсказывать будущее

в в том, чтобы добиваться изменений к лучшему

г в том, чтобы обеспечить высокую духовность

 

Задание 6. Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории:

а «сущность»

б «жизнь»

в «взаимодействие»

г «бытие»

 

Задание 7. Отрицают возможность познания мира:

 

а материалисты

б агностики

в догматики

г позитивисты

 

Задание 8. Идея развития утверждается в философии в…

 

а Античности

б эпоху Возрождения

в Средние века

г конце XVIII – середине XIX вв.

 

Задание 9. Теория развития Георга Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

 

а софистика

б диалектика

в монадология

г гносеология

 

Задание 10. Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями…

 

а Ф. Аквинского

б Р.Декарта

в У. Оккама

г Пиррона

 

Задание 11. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает_________ знание:

 

а научное

б квазинаучное

в паранаучное

г обыденное

 

Задание 12. Природные жизненные силы человека проявляются в … (выберите несколько вариантов ответа)

 

а способностях

б задатках

в морали

г нравственных принципах

 

Задание 13. Культура становится предметом философского изучения в…

 

а немецкой классической философии

б Античности

в философии Просвещения

г эпоху Возрождения

 

Задание 14.Философ, автор «Критики чистого разума»:

 

а Г. Гегель

б И. Кант

в Б. Спиноза

г Р. Декарт

 

Задание 15. Христианское понимание смысла жизни заключается в…

 

а спасении

б накоплении знаний

в преобразовании мира

г материальном обогащении

 

Заданий 16. Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикости варварство, характерно для…

 

а А. Тойнби

б Ф. Энгельса

в О. Шпенглера

г Н. Данилевского

 

Задание 17.В экономической сфере процессы глобализации выражается…

 

а выходе экономики за национальные рамки

б росте экономической самостоятельности государств

в формировании социально-ориентированной экономики

г взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

Задание 18. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:

 

а субстанция

б сознание

в интенция

г атрибут

 

Задание 19. Форма мышления, с помощью которой объект отражается в его общих и существенных признаках:

 

а суждение

б теория

в умозаключение

г понятие

 

Задание 20. Критерий истины в марксистской философии:

 

а практика

б наука

в действительность

г вера

 

 

Образец оформления титульного листа

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.008 с.)