Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Номер темы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки (или последним двум).↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Современная нам эпоха демонстрирует возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила перед ним задачу оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия, каждый раз заново ставя вопросы о том, каковы общие закономерности развития природы, общества и человека, в чем смысл жизни и как эту жизнь не только объяснить, но изменить в интересах человека и человечества, как вести себя в периоды кризисов культуры, в чем острота глобальных проблем. Это лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые пытается решить философия. Философское образование является важным этапом в подготовке будущего специалиста, одним из способов формирования современной культурной личности, приобщённой к общечеловеческим фундаментальным ценностям и культурным традициям. Освоение дисциплины способствует развитию диалектического мышления и становлению научного мировоззрения. В связи с этим изучение курса философии в техническом вузе осуществляется на всех формах обучения (очном, очно-заочном и заочном) и предполагает реализацию следующих задач: - способствовать формированию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также становлению и развитию философского мировоззрения и мироощущения; - содействовать выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - способствовать развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; - инициировать овладение приемами ведения полемики и диалога. Особенностью изучения курса философии студентами заочной формы обучения является значительный объем самостоятельной работы, которая предполагает знакомство обучающихся с источниками и литературой. В ходе самостоятельного изучения философии, и опираясь на знания, полученные на лекциях, студенты выполняют контрольную работу по дисциплине. Подготовка и написание работы позволяет обучающимся овладеть основными категориями философии, расширить и углубить знания различных философских систем. Данное пособие предназначено для студентов-заочников. В нем представлены темы контрольных работ, методические рекомендации к их выполнению, а также список источников и литературы, вопросы к экзамену (зачету), тестовые задания для самостоятельного контроля знаний по курсу философии, приложение. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В соответствии с учебным планом студент-заочник выполняет одну контрольную работу по курсу философии. Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения составлена на основе программы курса «Философия». Философия, ее предмет и роль в обществе 3. Философия Древней Индии. 4. Философия Древнего Китая 5. Античная философия 6. Античная классическая философия о человеке и обществе 7. Мир средневековой философии 8. Философия эпохи Возрождения 9. Западноевропейская философия Нового времени Западноевропейская философия эпохи Просвещения 11. Немецкая классическая философия. Идеи И. Канта 12. Философская система Г. Гегеля 13. Философия марксизма. 14. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники. Русский космизм 16. Философские идеи «Русского духовного Ренессанса» 17. Западноевропейская философия конца XIX века. Современная западная философия 19. Бытие. Материя 20. Сознание 21. Познание как предмет философского исследования 22. Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии 23. Общество как многоуровневая система 24. Общественное сознание и его формы 25. Идея истории 26. Культура и цивилизация 27. Глобальные проблемы современной цивилизации 28. Восток, Запад, Россия в диалоге культур 29. Философия науки. Роль и значение науки в развитии общества 30. Философия техники 31. Информационное общество. Человек в информационно-техническом мире
ПЛАНЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ЛИТЕРАТУРА, МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Тема 1. Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия Примерный план основного содержания: 1. Понятие «мировоззрение», его структура и проблемы формирования. 2. Миф как исторически первая форма мировоззрения. 3. Религия и ее роль. 4. Философия как понятийное осмысление действительности.
Литература и источники: 1 Бабушкин В.У. О природе философского знания. - М., 1978. 2 Бибихин В.В. Философия и религия //Вопросы философии. 1992. № 7. 3 Лосев А.Ф. Дерзания духа. – М., 1988. 4 Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Из ранних произведений. – М., 1990. 5 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. 6 Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. 7 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.,1986. Методические советы: Раскрыть понятие «мировоззрение», его общественно-исторический характер, структуру и уровни. Показать преемственность исторических типов мировоззрения, роль мифа, религии и знания для зарождения философии. Отразить основные черты мифа и религии. Раскрывая специфику философского знания, показать, в чем отличие философского подхода к той или иной теме от других типов мировоззрения. Тема 2. Философия, ее предмет и роль в обществе
Примерный план основного содержания: 1. Философия как универсальное, предельно общее осмысление бытия.. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, самосознание. 2. Основные вопросы философии. 3. Проблема метода в философии и функции философии.
Литература и источники: 1. Бабушкин В.У. О природе философского знания. - М., 1978. 2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991. 3. На переломе. Философия и мировоззрение. - М., 1990. 4. Соловьев В. Исторические дела философии. // Вопросы философии. 1988, №8. 5. Катречко С.Л. Как возможна метафизика? //Вопросы философии. 2005. № 9. 6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. 7. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. 8. Соколов В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии // Философские науки. 1990. № 8. 9. Философия и ее место в культуре. - М., 1990.
Методические советы: Раскрытие темы целесообразно начать с определения понятия «философия», определить предмет и объект, структуру философии, специфику философского знания, отличие философского подхода к той или иной теме от других типов мировоззрения. Необходимо показать методы философии, раскрыть понятия диалектики и метафизики, обратиться к основным философским вопросам о соотношении материального и идеального, о возможностях познания мира. Дать анализ двух направлений в философии: идеализма и материализма. Показать в чем ценность философии, ее функции в процессе осмысления действительности и место в системе культуры.
Тема 5. Античная философия Примерный план основного содержания: 1. Общая характеристика античной философии. 2. Поиск абсолютных первоначал в ранней греческой философии. 3. Платон - основоположник объективного идеализма. 4. Философская система Аристотеля.
Литература и источники: 1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999. 2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1936. 4. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1998. 5. Лосев А.Ф. Платон. - М., 1976. 6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991. 7. История философии в кратком изложении. - М., 1991. 8. Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994. Т.1. 9. Словарь античности. - М., 1991. 10. Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989, ч.1. 11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. Методические советы: При раскрытии темы следует показать значение античной философии в становлении философского знания, обозначить причины формирования античной философии и ее основные черты. Раскрыть космоцентрический характер древнегреческой философии и содержание основных проблем: учение о первоначале: милетская школа, Демокрит, натурфилософские тенденции в поиске первоначала. Идеи о бытии в философии элеатов: Парменид, Зенон Элейский. Учение о диалектике (Гераклит). Философия Платона и Аристотеля как две противоположные традиции в истории античной философии. Платоновское учение об «эйдосах» как «истинном бытие» и критика этого учения со стороны Аристотеля. Тема 15. Русский космизм Примерный план основного содержания: 1. Источники и своеобразие русской философской мысли. 2. Философия «общего дела» Н.Ф. Федоров. 3. Естественнонаучный космизм К.Э. Циолковского, Л.Д. Чижевского, В.И. Вернадского, Н.Г. Холодного. Литература: 1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995. 2. Зеньковский В.В. История русской философии. - Л., 1991. 3. Коган Л.А. Философия Н.Ф. Федорова. // Вопросы философии. 1990, №11. 4. Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991. 5. Русский космизм. - М., 1991. Методические советы: Следует начать с общей характеристики русской философии, ее основных идей и понятий: соборность, сродность, цельность. Дать общую характеристику русского космизма: основные идеи. Далее следует обратить внимание на вопрос о роли религии в обществе и для личности. Учение «общее дело» (Н. Федоров). Необходимо рассмотреть естественнонаучный космизм в отечественной философии. Понятие «ноосфера» в философии Вернадского. Мировоззрение антропокосмизма.
Тема 19. Бытие. Материя Примерный план основного содержания: 1. Жизненные корни и философский смысл категории бытия. Бытие природы и вещей, созданных человеком. Бытие человека. 2. Современная наука о строении материи. 3. Движение, пространство и время. Биологическое пространство - время. Социальное пространство - время. Литература: 1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982. 2. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. - М., 1987. 3. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. 4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986. 5. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987. Методические советы: При написании работы следует раскрыть содержание понятий «материя» и «бытие» в историческом аспекте, т.е. как понимались материя и бытие в философии до настоящего времени. Влияние науки на эти представления. Современное философское и научное понимание материи и бытия. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их диалектическая связь. Основные концепции пространства и времени. Взаимосвязь пространства и времени и движущейся материи. Качественное многообразие форм пространства и времени.
Тема 20. Сознание Примерный план основного содержания: 1. Происхождение и сущность сознания. Сознание и подсознание, сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. 2. Проблемы парапсихологии.
Литература: 1. Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии. 1993, № 4. 2. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. - М., 1963. 3. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. -М., 1990. 4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983. 5. Ильенков Э.В. Идеальное. // Философская энциклопедия. - М., Л.1962. т.2. 6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. 7. Разин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993, № 5; 6. 8. Хэнзел Ч. Парапсихология. - М., 1970. Методические советы: Следует раскрыть понятие «сознание», дать историко-философский обзор относительно данной категории. Затем необходимо проанализировать естественно-социальное происхождение сознания. Сознание как функция головного мозга. Показать роль труда, языка и коллективности в развитии сознания. Структура сознания и его черты. Самосознание. Сознание и подсознание, сознание и бессознательное. Парапсихология.
Тема 25. Идея истории Примерный план основного содержания: 1. Философия о сущности истории. 2. Истоки и движущие силы истории. Цель истории. 3. Прогресс и его критерии. 4. Русская философия об исторических судьбах России. Литература и источники: 1. Бердяев Н.А. Идея истории. - М., 1990. 2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. 3. Гегель Г.В. Философия истории. Введение. - СПб., 1993. 4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. - СПб., 1992. 5. Диалектика общественного развития. – М., 1988. 6. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993, т. 1.
Методические советы: Следует начать с вопроса о том, что такое история. Ее определение. Философское понятие вопроса, что такое история. Исторические предпосылки единства истории. Что значит единство истории, его формы. Проблема направленности исторического развития. Сущность, типы и критерии общественного прогресса. Цель истории. Концепции локальных культур и цивилизаций (О. Шпенглер). Концепция истории России Н. Бердяева.
Тема 30. Философия техники
Примерный план основного содержания: 1. Природа техники. 2. Основные проблемы философии техники. 3. Техника и этика. Литература: 1. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. – Обниск, 1996. 2. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996. 3. Новая технократическая волна на Западе. –М., 1986. 4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988
Методические советы: Необходимо рассмотреть понятия «техника», «техносфера». Происхождение и природа техники, основные этапы ее истории. Следует показать, как интерпретируется с позиций различных философских направлений содержание феномена техники. Техника как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. Основные ценности техноэтики – благосостояние и здоровье людей, их безопасность, сохранение природы, обеспечение благоприятного будущего человечества.
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Требования к уровню освоения содержания курса
Студент, освоивший дисциплину «Философия», должен обнаружить: 1. Понимание предмета философии и ее роль в истории человеческой культуры. 2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов. 3. Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции. 4. Общее представление об основных отраслях философского знания (метафизике, философии науки и техники, социальной философии). 5. Умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных вопросов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса. 6. Понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней. 7. Знание условий формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимание роли ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе. 8. Представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знаний и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни. 9. Понимание роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимание ценности научной рациональности и её исторических типов, знание структуры, формы и методов научного познания, их эволюции.
Освоение студентами содержание курса философии проверяется при посредстве следующих форм контроля: зачета и экзамена. Зачет и экзамен могут приниматься в традиционной академической форме ответов на экзаменационные вопросы и на основе выполнения тестовых заданий.
Вопросы к экзаменам (зачетам) 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Проблема научности философии. 2. Понятие «мировоззрение» и его исторические типы: мифология, религия, философия. Специфика философского знания. 3. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия. 4. Понятие «материя», ее основные формы существования. Современная наука о строении материи. 5. Происхождение и сущность сознания. Проблемы идеального. 6. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Антиподы диалектики. 7. Основные законы и категории диалектики. 8. Познание как предмет философского исследования. Гностицизм, агностицизм. Субъект и объект познания. Проблема истины. Роль практики в процессе познания. 9. Основные формы и методы научного познания. 10. Общество как многоуровневая система. Социальная, политическая, духовная сфера общества. 11. Общественное сознание и его формы. 12. Понятие «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества. 13. Философия о сущности истории. Истоки и движущие силы истории. 14. Понятие «культура». Многообразие культур. 15. Природа и общество как объекты философского исследования. Роль географического фактора в жизни общества. 16. Природа человека и смысл его существования. 17. Личность как философская проблема. Исторические типы личности. 18. Проблема свободы воли. Свобода и ответственность личности. 19. Мир повседневности. Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. 20. Наука и техника как социальные явления. Исторические вехи развития науки и техники. 21. Человек в информационно-техническом мире. 22. Социальное прогнозирование: виды и методы. 23. Глобальные проблемы современности: их происхождение, сущность, пути решения. 24. Современная цивилизация: ее особенности, противоречия. 25. Понятие и природа ценностей. Социальные ценности и социализация личности. 26. Древнеиндийская философия: основные понятия и школы. 27. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм и др.. 28. Досократовский период в античной философии. 29. Проблема человека и общества в античной философии. Философия Платона. 30. Роль классической философии для развития научного знания. 31. Попытка синтеза древнегреческой философии в учении Аристотеля. 32. Философия эпохи эллинизма. 33. Философия Средневековья. 34. Связь философии Нового времени с развитием естествознания и техники. Проблема метода познания. 35. Натурфилософия и гуманизм эпохи Возрождения. 36. Механико-материалистическая картина мира в философии Нового времени. Учение о субстанции. 37. Социально-философские идеи Возрождения и Нового времени. 38. Природа, общество, человек в философии Просвещения. Рационализм и его особенности в философии ХVIII в. 39. Основные идеи философии И. Канта и их влияние на последующую философию. 40. Завершение европейского рационализма в философии Г. Гегеля. Основные идеи философии Г. Гегеля. 41. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 42. Философия марксизма: теоретические источники, основные идеи, диалектический материализм. 43. Материалистическое понимание истории в философии К. Маркса. 44. Разложение европейского рационализма: поиск новых начал жизни и познания (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд). 45. Общая характеристика современной философии. Плюрализм школ и направлений. 46. Абсолютная уникальность человеческой жизни в экзистенциальной философии. 47. Религиозная философия XX в. Неотомизм: основные идеи и принципы. 48. Позитивизм, неопозитивизм. 49. Русская средневековая философия. 50. Философия П. Чаадаева. Славянофильство, западничество - пробуждение национального самосознания в России. Русская идея. 51. Русская религиозная философия. Вл. Соловьев. 52. Философские воззрения русских революционеров-демократов (Н. Чернышевский, А. Герцен). 53. Философия русского космизма. 54. Религиозный персонализм Н. Бердяева. Философия творчества. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М, 1998. 3. Вунут В. Введение в философию – М., 2001. 4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IX – XIX веков. - М., 1989. 5. Горюнов В.П. Философия общества. – СПб., 2005. 6. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004. 7. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М.,2006. 8. Зотов А.Ф., Мильвиль К. Западная философия ХХвека. - М., 1998. 9. Ильин В.В. Философия Нового времени. - СПб., 1993. 10. История философии //под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 2001. 11. История философии в кратком изложении //под ред. Богута И.И. – М., 2001. 12. Канке В.А. Философия. – М., 2002. 13. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1996. 14. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1986. 15. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. -М., 1991. 16. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1999. 17. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.,1979. 18. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. 19. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия. – М., 2003. 20. Тихонравов Ю.В. Философия. – М., 2000. 21. Философия //под ред. Лавринеко В.Н. – М., 2005. 22. Философия. // Под ред. Митрошенкова О.А. – М., 2004. 23. Философия для студентов. // Под ред. Харина Ю.А. – Минск, 2000. 24. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Абрамов В.А. История философии Китая. - Чита, 1996. 2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. - М., 1994. 3. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993. 4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989. 5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. 6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - СПб., 1991. 7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1996. 8. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 9. Каган М.С. Философская теория ценностей. - М., 1997. 10. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVІІІ века. - М., 1986. 11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. 12. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1991. 13. Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995. 14. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991. 15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 16. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996. 17. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1987. 18. Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992. 19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире есть…
а мифология б искусство в философия г религия
Задание 2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
а янь б карма в жэнь г дао
Задание 3. К числу представителейантичного атомизма относят… (выберите несколько вариантов ответа)
а Платона б Аврелия Августина в Фалеса г Демокрита д Эпикура
Задание 4. Философия выступает как… (выберите несколько вариантов ответа)
а абсолютная истина б знание о мире в целом и отношении человека к этому миру в частная наука г комплекс принципов познания д всеобщий метод познавательной деятельности
Задание 5. Социальная функция философии заключается:
а в том, чтобы объяснять социальное бытие б в том, чтобы предсказывать будущее в в том, чтобы добиваться изменений к лучшему г в том, чтобы обеспечить высокую духовность
Задание 6. Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории: а «сущность» б «жизнь» в «взаимодействие» г «бытие»
Задание 7. Отрицают возможность познания мира:
а материалисты б агностики в догматики г позитивисты
Задание 8. Идея развития утверждается в философии в…
а Античности б эпоху Возрождения в Средние века г конце XVIII – середине XIX вв.
Задание 9. Теория развития Георга Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
а софистика б диалектика в монадология г гносеология
Задание 10. Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями…
а Ф. Аквинского б Р.Декарта в У. Оккама г Пиррона
Задание 11. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает_________ знание:
а научное б квазинаучное в паранаучное г обыденное
Задание 12. Природные жизненные силы человека проявляются в … (выберите несколько вариантов ответа)
а способностях б задатках в морали г нравственных принципах
Задание 13. Культура становится предметом философского изучения в…
а немецкой классической философии б Античности в философии Просвещения г эпоху Возрождения
Задание 14.Философ, автор «Критики чистого разума»:
а Г. Гегель б И. Кант в Б. Спиноза г Р. Декарт
Задание 15. Христианское понимание смысла жизни заключается в…
а спасении б накоплении знаний в преобразовании мира г материальном обогащении
Заданий 16. Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикости варварство, характерно для…
а А. Тойнби б Ф. Энгельса в О. Шпенглера г Н. Данилевского
Задание 17.В экономической сфере процессы глобализации выражается…
а выходе экономики за национальные рамки б росте экономической самостоятельности государств в формировании социально-ориентированной экономики г взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами Задание 18. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:
а субстанция б сознание в интенция г атрибут
Задание 19. Форма мышления, с помощью которой объект отражается в его общих и существенных признаках:
а суждение б теория в умозаключение г понятие
Задание 20. Критерий истины в марксистской философии:
а практика б наука в действительность г вера
Образец оформления титульного листа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
ТЕМА № ___: «ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ» Выполнил(а): студент факультета ________________ группы__________ Ф.И.О.___________ № зачетной книжки ________________ Проверил: _________________
Псков Габдулова Нина Николаевна ФИЛОСОФИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Современная нам эпоха демонстрирует возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила перед ним задачу оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия, каждый раз заново ставя вопросы о том, каковы общие закономерности развития природы, общества и человека, в чем смысл жизни и как эту жизнь не только объяснить, но изменить в интересах человека и человечества, как вести себя в периоды кризисов культуры, в чем острота глобальных проблем. Это лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые пытается решить философия. Философское образование является важным этапом в подготовке будущего специалиста, одним из способов формирования современной культурной личности, приобщённой к общечеловеческим фундаментальным ценностям и культурным традициям. Освоение дисциплины способствует развитию диалектического мышления и становлению научного мировоззрения. В связи с этим изучение курса философии в техническом вузе осуществляется на всех формах обучения (очном, очно-заочном и заочном) и предполагает реализацию следующих задач: - способствовать формированию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также становлению и развитию философского мировоззрения и мироощущения; - содействовать выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - способствовать развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; - инициировать овладение приемами ведения полемики и диалога. Особенностью изучения курса философии студентами заочной формы обучения является значительный объем самостоятельной работы, которая предполагает знакомство обучающихся с источниками и литературой. В ходе самостоятельного изучения философии, и опираясь на знания, полученные на лекциях, студенты выполняют контрольную работу по дисциплине. Подготовка и написание работы позволяет обучающимся овладеть основными категориями философии, расширить и углубить знания различных философских систем. Данное пособие предназначено для студентов-заочников. В нем представлены темы контрольных работ, методические рекомендации к их выполнению, а также список источников и литературы, вопросы к экзамену (зачету), тестовые задания для самостоятельного контроля знаний по курсу философии, приложение. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В соответствии с учебным планом студент-заочник выполняет одну контрольную работу по курсу философии. Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения составлена на основе программы курса «Философия». Номер темы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки (или последним двум). В контрольной работе студент должен раскрыть тему на основании рекомендуемой литературы, а также дополнительной, используя первоисточники, словари и периодические издания по философии (журналы: «Вопросы философии», «Социально-гуманитарные знания» и др.). Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. В структуре контрольной работы должны быть представлены следующие элементы: оглавление, введение, основное содержание, заключение, список использованной литературы и источников. Во введении определяется актуальность темы, раскрывается ее важность и необходимость для автора работы и в целом для современного общества, обозначаются основные цели и задачи работы. Введение должно быть кратким (1- 2 листа). Цель изучения темы представляет собой краткую формулировку результата, который студент планирует получить по завершении самостоятельной работы над заданием в целом. Цель изучения темы указывается одна. Задачи изучения темы представляют собой планируемые этапы, выполнение которых позволяет студенту достичь цели изучения избранной темы (знакомство с литературой, разработка плана, сбор информации, анализ и изложение собранных материалов). Основное содержание контрольной работы заключает 2 – 4 параграфа, в которых раскрывается тема. Например: тема «Философия Древней Индии» может быть представлена в следующих параграфах: 1. Общие черты и вопросы древнеиндийской философии. 2. Ортодоксальные философские школы Древней Индии. 3. Древнеиндийские неортодоксальные философские школы. В заключении подводятся основные итоги, делаются выводы, автор обязательно должен высказать личное мнение по изученному им вопросу. Список литературы и источников включает литературу, изученную и использованную студентом при подготовке контрольной работы. В список включаются только те источники и литература, на которые имеются ссылки в тексте контрольной работы. Источники включаются в список только в том случае, если при работе над контрольной были привлечены материалы из произведений философов. Пример оформления книг и статей в списке литературы и источников: - источники: Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. – М.: АСТ: Апрель, 2007. – 54 с. - литература: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – 370 с. - статья: Семенов В.С. О перспективах человека в ХХI столетии //Вопросы философии, 2005. № 9. Сс. 26 – 37. Выполняя контрольную работу студент должен стараться своими словами излагать содержание материала, подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами. Цитируемый текст обязательно должен быть сверен с источ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.016 с.) |