Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкурентный потенциал конкурентоспособности фирмы как производственной системы формирует совокупность ее конкурентных преимуществ.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра менеджмента
Методический материал для студентов экономического факультета специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»
Пермь 2011
Составители: к.э.н. доц. Александрова Т.В., к.э.н. доц. Миронов В.И., д.э.н. проф. Прудский В.Г. Выполнение, оформление и защита курсовых работ: метод. материал для студентов эконом. ф-та ПГНИУ специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»/сост. Александрова Т.В., Миронов В.И., Прудский В.Г .; Перм. ун-т. – Пермь, 2011. – 42 с.
Методический материал «Выполнение, оформление и защита курсовых работ» разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 507.65 «Менеджмент организации» и рекомендаций Учебно-методического объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента для оказания помощи студентам специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по выполнению, оформлению и защите курсовых работ. Содержит тематику курсовых работ, требования к оформлению, написанию отдельных частей и защите курсовой работы. Предназначен для студентов экономического факультета ПГУ специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения.
Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4 Выбор темы курсовой работы 5 Содержание, объем и структура курсовой работы 5 Требования к оформлению курсовой работы 8 Защита курсовой работы и её оценка 15 Рекомендуемая тематика курсовых работ 16 Приложения 25
ВВЕДЕНИЕ Курсовая работа – ведущая форма самостоятельного обучения. Она предполагает глубокое изучение одного из разделов учебной дисциплины. По учебному плану студенты дневного, заочного и вечернего отделений экономического факультета, обучающиеся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» последовательно выполняют работы по следующим дисциплинам:
Требования, предъявляемые к курсовым работам по конкретным экономическим дисциплинам, постоянно возрастают. Если на младших курсах студенты приобретают навыки работы с научной литературой, усваивают принципы анализа и синтеза прочитанного, вырабатывают умение обоснованно излагать усвоенный материал, то на старших курсах обращается внимание на умение студента сделать на основании изученного материала собственные выводы, показать собственное мнение, выработать свою точку зрения, предложить возможные пути решения проблемы, обосновать эффективность предлагаемых решений. В курсовой работе по каждой дисциплине студент должен проявить умение проводить самостоятельное, развернутое и логически завершенное исследование по выбранной теме. При этом необходимо опираться на знания, полученные не только по предмету, по которому выполняется курсовая работа, но и по всем тем смежным учебным дисциплинам, которые должны быть усвоены студентом к моменту завершения учебы на данном курсе. Ценность работы определяется не только уровнем знания учебного материала в пределах исследуемой темы, но, в главной степени, творческой самостоятельностью и уровнем профессиональных навыков студента.
ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа по специальности «Менеджмент организации» – это выполненная студентом под руководством преподавателя самостоятельная завершенная научно-квалификационнойработа на тему по определенному аспекту управления социально-экономическими системами в конкурентной среде рыночной экономики. Основная цель подготовки и защиты дипломного проекта - продемонстрировать, что студент обладает навыками систематизировать и структурировать углубление своих экономико-управленческих знаний в соответствии с требованиями, предъявляемым Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования к подготовке по специальности «Менеджмент организации». Основные требования Государственного образовательного стандарта специальности «Менеджмент организации» к подготовке специалиста с квалификацией менеджер. Специалист должен : · иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; · понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе. знать: · теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы; · принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений. Это предполагает, что будущий специалист с квалификацией менеджер в ходе обучения обязанглубоко изучить и приобрести навыки практического применения теоретико-методологических основ и дидактического содержания базовых общепрофессиональных и специальных дисциплин федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 507.65 «Менеджмент организации». К этим дисциплинам относятся - экономическая теория (микроэкономика и макроэкономика), история и основы менеджмента, теория организации, организационное поведение, исследование систем управления, управленческие решения, экономика организации, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, финансы и финансовый менеджмент, антикризисное управление, маркетинг, логистика, управление персоналом, управление качеством, статистика, мировая экономика, информационные технологии управления, бухгалтерский учет, основы хозяйственного права. Опираясь на полученные в ходе занятий знания, специалиста с квалификацией менеджер должен уметь: · выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, · предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; · систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; · использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности; · разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений; · критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; · уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач. Это предполагает, что будущий специалист-менеджер в курсовой работе должен продемонстрировать свое умение применять полученные за соответствующий этап обучений знания теоретико-методологических основ дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 507.65 «Менеджмент организации» для разработки решений практических экономико-управленческих проблем и задач: · организации систем управления социально-экономическими структурами (системами) в конкурентной среде рыночного хозяйства, · обеспечения эффективного управления социально-экономическими организациями в конкурентной среде рыночного хозяйства, · совершенствования управления социально-экономическими организациями в соответствии с тенденциями общественно-экономического развития их внешней среды. В соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования к организации подготовки по специальности «Менеджмент организации», основными задачами курсовой работы являются: 1. Выявить и сформулировать в управляемой социально-экономической системе (организации) или ее подсистеме (подразделении) проблему (проблемы) экономического характера и провести её теоретико-методологическое исследование на основе системного представления о структурах и тенденциях развития рыночной экономики и понимания многообразия экономических процессов в их взаимосвязи с другими происходящими в ней процессами. 2. Провести экономико-управленческий анализ поставленной проблемы управляемой социально-экономической системы (предприятия, корпорации, государственные учреждения и т.д.) на основе моделирования проблемной ситуации, сбора, обобщения и систематизации информации о процессах и взаимосвязях внутренней среды (ресурсов) и внешней конкурентной рыночной среды организации. 3. Используя современные методики разработки и реализации экономико-управленческих решенийна основеполученных в результате анализа поставленной проблемы информационно-аналитических данных выработать возможные варианты её хозяйственных решений и выбрать из них наиболее оптимальный и эффективный, обосновав свое решение. Выбор темы курсовой работытакже должен связываться с научными интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, подготовкой и написанием курсовых работ, участием студента в студенческой научно-исследовательской и договорной работе, потребностями развития и совершенствования организации, на базе которой выполняется работа, специализацией кафедры и ее преподавателей. Выбор и формулировка темы курсовой работытакже должны учитывать те процессы, которые получают развитие в мировой и российской экономике в момент написания курсовой работы. Выбранная тема курсовой работыдолжна содержать управленческую проблему, которую студент обязан решить. В основе этой проблемы должно находиться объективное противоречие либо между организацией и её внешней средой (например, проблема соответствия менеджмента организации тенденциям социально-экономического развития), либо какое-то противоречие функционирования и развития внутренней среды организации (например, проблема обеспечения менеджментом эффективности использования ресурсов организации). При выборе проблемы исследования в курсовой работе следует учитывать, актуальность проблемы, возможность получения конкретных статистических и бухгалтерских данных, наличие специальной научной литературы, практическую значимость для конкретного организации, соответствие программам учебных курсов. Выбрав тему и определив проблему своего курсового исследования, студент должен обосновать его актуальность, обозначив тем самым основные теоретические и практические ориентиры предстоящей научно-исследовательской работы. Исходя из темы курсовой работы, содержащейся в ней проблемы и основных аспектов её актуальности, формулируются объект и предмет предстоящего курсового исследования. Объектом исследования в дипломном проекте по специальности «Менеджмент организации» в соответствии с требованиями ГОСТ специальности 080507.65 «Менеджмент организации» должны выступать: · различные организации экономической, производственной и социальной сферы, · подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм; · научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации; · органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства. В качестве объектов курсового исследования эти организации, подразделения, объединения, органы государственного управления и социальной инфраструктуры должны рассматриваться как конкретные социально-экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности, функционирующие и развивающиеся в конкретных условиях рыночной экономики. Специальность менеджмент организации рассматривает социально-экономические системы исключительно с точки зрения управления ими. Социально-экономическая система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных элементов, в основе взаимодействия которых между собой и окружающей средой лежат производственно-трудовые процессы. Производственно-трудовой процесс (труд, производство) – это процесс целенаправленного и общественно опосредованного взаимодействия человека (общества) с природой, в ходе которого предметы и явления природы подготавливаются к общественному (совместному) потреблению. Управление социально-экономической системой – это процесс ее последовательного упорядочивания относительно поставленной цели. В основе упорядочивания лежит структуризация и реструктуризация имеющихся ресурсов и порядка их использования относительно изменяющихся факторов и условий внешней и внутренней среды управляемой организации. Ключевым моментом структуризации и упорядочивания управляемой системы (то есть процесса управления системой) выступает разработка, принятие и реализация управленческого решения. Предметом исследования в курсовой работы, по специальности «Менеджмент организации» должны выступать управленческие отношения, регулирующие процессы упорядочивания систем управления, то есть -организации и реорганизации их структур и механизмов функционирования, обеспечения эффективности управления организациями, совершенствования управления организациями в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Важной частью курсовой работы специальности «Менеджмент организации» выступает анализ различных аспектов деятельности субъектов управления социально-экономическими системами - государственных, транснациональных, региональных, корпоративных управленческих структур, а также менеджеров как субъектов управления. В соответствии с ГОСТ специальности 080507.65 «Менеджмент организации» основными видами профессиональной деятельности менеджера выступают следующие: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная. Именно на поиск путей и методов совершенствования и повышения эффективности этих видов деятельности должна быть направлена дипломная работа. Исходя из темы курсовой работы, содержащейся в ней проблемы и основных аспектов её актуальности, формулируется и ставится цель предстоящейкурсовой работы. Выбор цели должен учитывать необходимость рассмотрения основных элементов исследуемой проблемы степень и пути ее решения в курсовой работе. В основе формулировки цели курсовой работы по управлению организациями должна лежать разработка комплекса (или системы) мероприятий, предназначенных обеспечить решение проблемы, заложенной в тему курсовой работы. Исходя из цели курсовой работы, формулируются задачи курсового исследования. Первая среди этих задач, должна быть посвящена обобщению и систематизации теоретико-методологических основ выявления, анализа и решения поставленной в курсовой работы экономико-управленческой проблемы. Вторая задача должна быть ориентирована на анализ внутренней и внешней среды рассматриваемой организации как объекта управления, на выявление факторов и условий проблемной ситуации, в которой решается проблема повышения эффективности управления организацией в изменяющейся конкурентной среде рыночной экономики. Третья задача должна нацеливаться на разработку системы организационных и экономических мероприятий по достижению поставленной в курсовой работы цели. Могут также ставиться и дополнительные задачикурсового исследования. Достижение цели и решение задач курсовой работы должны опираться на соответствующие теоретико-методологическую и информационно-статистичекую базы исследования. В ходе подготовки своей курсовой работы студент обязан определить те научные труды и источники статистики, на которые он планирует опереться в своих исследованиях. Теоретико-методологическую базу курсовой работы должны составлять положения научных трудов отечественных и зарубежных специалистов по избранной студентом проблеме. Названия этих трудов должны быть перечислены в списке использованной литературы. Информационно-статистичекую базу курсовой работы должны формировать источники статистической и фактической информации – статистические сборники, издания периодической печати, статистические отчеты предприятий и т. д. Названия этих источников также должны быть перечислены в списке использованной литературы. Информационное обеспечение – немаловажный вопрос, особенно для тех, кто не имеет доступа к большим библиотекам, сети Интернет либо не имеет времени на поиск информации. Есть темы, теоретически освещенные в любом учебнике, есть – достаточно редкие. Более того, зачастую требуют свежие статистические данные, например, по отрасли или ряду предприятий. Надо быть готовым к тому, что, например, Российский статистический ежегодник, который может быть полезен для раскрытия темы «Анализ, состояние и перспективы развития рынка такого-то товара», приходит в областные библиотеки с временным лагом в полтора года. Стало быть, за свежими цифрами придется обратиться к периодическим изданиям или Интернету. Не факт, что таковые легко и бесплатно найдутся. Тема курсовых работ должны отвечать актуальным вопросам создания и развития рыночной экономики, соответствовать программе той дисциплины, по которой она выполняется. В формулировке темы курсовой работы должны быть отражены: · цель исследования; · объект исследования; · исследуемая проблема. Выполнение курсовой работы студентом осуществляется под научным руководством одного из преподавателей кафедры экономики, предпринимательства и менеджмента (ЭПМ). В исключительных случаях по согласованию с заведующим кафедрой ЭПМ, руководство курсовой работой может осуществлять преподаватель с другой кафедры экономического факультета ПермГУ. При выборе темы студент совместно с научным руководителем должен исходить из следующего: · проблема, изучаемая при написании курсовой работы должна быть интересна в научном плане и актуальна; · учитывая сквозное руководство курсовыми и дипломными работами, необходимо стремиться к тому, чтобы основные решения курсовой работы были в последующем использованы при работе над дипломным проектом; · необходимо, чтобы работа над курсовой работой позволила студенту наиболее полно раскрыть уровень теоретической подготовки на момент написания; · необходимо максимально использовать материалы и знания, полученные при прохождении студентом практики; · необходимо стремиться, чтобы тема курсовой работы максимально вписывалась в тематику научно-исследовательской деятельности кафедры ЭПМ. Такой принцип позволяет студенту сразу включиться в научную работу кафедры и студенческого научного общества. Ориентировочно выбрав тему, студент должен согласовать ее и окончательно сформулировать с преподавателем, которому поручено руководить курсовыми работами по данному научному направлению. Преподаватель - научный руководитель помогает студенту в определении структуры работы, составлении плана, выборе методов исследования, подборе литературы, методических материалов для выполнения курсовой работы. Студенты-заочники получают необходимые консультации по выбору темы и выполнению курсовой работы во время установочных сессий и в проводимые ежемесячно дни заочника. Срок закрепления тем курсовых работ за каждым студентом дневного и заочного отделения установлен не позднее следующих месяцев учебного года: · Основы менеджмента – ноябрь, · Управленческие решения – декабрь, · Стратегический менеджмент – январь, · Направление специализации – январь. Примерная тематика курсовых работ для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» приведена в разделе 6.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа – одна из форм контроля уровня знаний студентов, их теоретической подготовки; умения работать с литературой, анализировать изучаемый материал, проводить исследовательскую работу, умения мыслить перспективно и творчески. Разрабатывая курсовую работу, студент должен продемонстрировать, что он умеет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных общественно-хозяйственных ситуаций и формулировать способы и варианты их решения. При этом он четко понимает, что правильно поставить и сформулировать проблему, согласно научному менеджменту, означает наполовину её решить. Решение проблемы предполагает выявления и разрешения того противоречия, которое заключено в проблеме. Для этого студент исследует с помощью научных методов это противоречие и то проблемное поле, в котором оно возникает и развивается. При этом он должен продемонстрировать знание и умение применять основные законы, категории и понятия, разработанные и используемые современной наукой управления (менеджментом) социально-экономическими системами (организациями) в условиях рыночной экономики. Немаловажное значение имеет умение студентов критически осмыслить изучаемый материал, сделать выводы, предложить направления совершенствования исследуемой проблемы или деятельности исследуемого объекта на основе знаний, полученных в результате теоретической и практической подготовки. Важным этапом при выполнении курсовой работы является составление плана. Структура курсовой работы должна содержать: · титульный лист · оглавление · введение · основную часть · заключение · список использованной литературы · приложения (по необходимости). При составлении плана следует исходить из общего объема курсовой работы, который не должен превышать 40-45 машинописных страниц, напечатанных через 1,5 интервала шрифтом № 14. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 1. Оглавление содержит наименование структурных единиц курсовой работы (глав, разделов, подразделов, параграфов) с указанием номеров страниц. Во введении прежде всего следует отразить постановку и значимость исследуемой проблемы в экономике страны, региона, отрасли, организации, обосновать ее актуальность, указать основные тенденции и направления ее дальнейшего развития. Затем необходимо указать объект и предмет исследования, субъекта управления, для которого готовиться решение, цели и задачи проводимого исследования, методы, используемые при выполнении работы, основной фактический и литературный материал, используемый в работе. Объем введения – не более 3 страниц. Основная часть состоит из трех глав, которые могут быть поделены на разделы и подразделы. В первой главе исследуются теоретико-методологические основы решения поставленной проблемы с учетом развития мировой, национальной, региональной отраслей экономики. Необходимо провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обозначить место проблемы в системе менеджмента организации, изучить методологическую базу ее решения, сформулировать свою точку зрения по возможностям решения проблемы с использованием экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. При изучении теоретических аспектов исследуемой проблемы следует рассмотреть новейшие тенденции в развитии и путях решения проблемы, попытаться оценить уровень теоретической разработки проблемы, возможности и трудности ее реализации в современных экономических условиях. Ключевая задача курсовой работы - выявить, сформулировать (поставить) и конкретизировать актуальную для управляемой организации проблему. Для решения этой задачи в ходе экономической и менеджмента практикистудент должен реализовать на практике навыки применения следующих понятий теории управления общественно-экономическими системами. Управленческая проблема – расхождение между действительным и желаемым состоянием управляемой организации при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Проблема определяет выбор методов исследования, предвидения результатов. Основные параметры проблемы: реальность, актуальность, ресурсообеспеченность, ценность предполагаемого результата. Проблемная ситуация – характеристика реального несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. Проблемная ситуация выступает, с одной стороны, как совокупность целей субъекта управления, а с другой стороны, как состояние субъекта и объекта системы управления, а также состояния внешней среды организации. Проблемный фокус - то противоречие, которое образует основу взятой проблемы и формирует ту цель, которую необходимо достигнуть в результате её решения. Проблемное поле – сфера разработки решения управленческой проблемы. Содержит следующие области (компоненты): · ответственные исполнители (кто?), · общие и частные сроки решения проблемы (когда?), · действия по разрешению проблемы (как?), · требуемые средства (с использованием чего?), · структура проблемы и ее элементы (что?). Структуризация (или декомпозиция) проблемы – выявление и упорядочивание системы причинно-следственных связей, вызвавших проблему и обусловливающих пути и средства ее решения и, как следствие, достижения намеченных целей управления организацией. Графически реализуется в виде причинно-следственной диаграммы – «дерева проблем» или «дерева целей». При этом следует исходить из того, что согласно системному подходу проблемы могут быть общими (тотальными) для всей организации и частными (локальными) для соответствующих ее подразделений. Организации имеют как внутреннюю (ресурсную) среду, так внешнюю (конкурентно-рыночную) среду. Следовательно, проблемы могут быть внутренними и внешними. Организации могут рассматриваться в качестве закрытой системы (без связи с внешней рыночной средой) и в качестве открытой системы (во взаимосвязи с внешней рыночной средой). Отсюда проблемы могут быть оперативными (использования внутренних ресурсов) и стратегическими (адаптации к изменяющейся внешней конкурентной среде). Управление организацией может быть как линейным, так и функциональным. Как следствие, управленческие проблемы разделяются на линейные и функциональные. К линейным относятся проблемы организации и взаимодействия различных уровней управления компанией – топ-менеджмента, среднего менеджмента, первичного менеджмента.. К функциональным относятся проблемы, изучаемые функциональными менеджментами – инновационным, экологическим, международным, маркетингом, логистикой, управления персоналом, управления качеством, управления рисками и т.д. В системе менеджмента организаций согласно теории «Х» и «Y» различаются производственно-экономические и организационно-мотивационные аспекты, то есть «забота» о деле (прибыли, экономической эффективности производства) и «забота» о персонале (социально-психологической устойчивости и способности адаптироваться персонала к изменяющейся рыночной среде). Поэтому и управленческие проблемы могут быть как проблемами типа «Х» (производственно-экономические, финансовые), так и типа «Y» (организационно-поведенческие, мотивационные). В этой главе целесообразно отразить теоретические положения различных авторов проблеме, поставленной в дипломной работе, определить свое отношение к ним, попытаться обосновать свою точку зрения, которая может совпадать с чьим-то мнением или может быть оригинальной. В дальнейшем следует придерживаться только принятой точки зрения, не подменяя ее другими словами и значениями. В главе может даваться обзор литературы по методикам анализа проблемы для конкретной организации. Опираясь на теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами дипломник должен определить: · специфику и характер выявленной экономико-управленческой проблемы, · установить границы проблемного поля, то есть ограничения, в рамках которых он собирается решать проблему, · проблемный фокус, то есть то противоречие, которое образует основу взятой проблемы и формирует ту цель, которую необходимо достигнуть в результате её решения. Завершая первую главу, необходимо попытаться оценить уровень теоретической разработки проблемы, возможности и трудности ее реализации в современных экономических условиях. Во второй главе анализируется ситуация в которой вырабатывается решение поставленной проблемы управления социально-экономической системой (предприятием, организацией) – то есть факторы и условия внешней и внутренней среды управляемой организации. Анализ проблемной ситуации должен исходить из системного представления (системного подхода) о структурах и процессах развития современной рыночной экономики. Согласно данному подходу управляемая организация (предприятие) рассматривается как самоуправляемая система, состоящая из подсистем, образующих внутреннюю среду этой организации. К этим подсистемам можно отнести производственную, кадровую, финансово-учетную, маркетинговую, организационно-управленческую. Каждая из этих подсистем может структурироваться на составляющие их подсистемы. В свою очередь сама организация (предприятие) рассматривается как подсистема (хозяйствующий субъект) соответствующей отраслевой рыночной системы (отраслевого рынка) – внешнюю среду управляемой организации прямого воздействия. Отраслевые рыночные системы в их взаимосвязи и взаимодействии образуют общехозяйственную рыночную системы (региональную, национальную, мировую) - внешнюю среду управляемой организации косвенного воздействия. Данный анализ целесообразно начать с общей характеристики (резюме) исследуемого объекта как социально-экономической системы и рыночного агента. Эта характеристика должна содержать объекта: его организационно-правовую форму, хозяйственно-правовое положение (самостоятельное предприятие, управляющая компания, подразделение корпорации), местоположение (адрес), краткую историческую справку, миссию, цели и ценности организации, характеристику хозяйственно-производственный комплекса, рыночную сферу (нишу) и направления современной бизнес-деятельности. Во второй главе, анализируя систему управления организацией (предприятием), необходимо охарактеризовать особенности организационной структуры управления рассматриваемой компании, определив её вид - механистическая (иерархическая) или органическая (адаптационная) структура управления, а также ее тип – линейная, функциональная, линейно-штабная, линейно-функциональная, дивизионная структура или матричная, программно-целевая, проектная, бригадная структура, отметив ее сильные и слабые стороны в данном конкретном случае. Исходя из видения организации (предприятия) как общественно-хозяйственной системы (рыночного субъекта), студент должен дать ситуационный анализ исследуемой компании, системно изложив соответствующие факторы её внутренней и внешней среды. По своей направленности ситуационный анализ может быть оперативным или стратегическим. Оперативный анализ концентрирует свое внимание на текущем исследовании процессов функционирования компаний как производственных систем, привлекая, прежде всего, данные бухгалтерских отчетностей, производственную статистику отдельных предприятий и сосредотачивая свои усилия на решении вопросов рентабельности бизнеса компании. Стратегический анализ концентрирует свое внимание на долговременном исследовании процессов функционирования компаний, широко привлекая, прежде всего, макроэкономическую статистику и сосредотачивая свои усилия на решении вопросов конкурентоспособности организации. Для решения проблем оперативного управления ключевое значение приобретает выявление резервов сокращения затрат ресурсов на производство и реализацию товаров, повышения их качества как главного фактора достижения успеха в текущей конкурентной борьбе. Для решения проблем стратегического управления ключевое значение приобретает выявление резервов наращивания конкурентных преимуществ, ключевых факторов конкурентного успеха и развития стратегических конкурентных компетенций компании как главного фактора достижения успеха в долгосрочной конкурентной борьбе. В своей работе студент должен разграничить эти аспекты совершенствования управления организациями (предприятиями) в рыночной экономике, обозначив, с одной стороны, основную сферу своего внимания, а с другой стороны, постараться обеспечить их органическую взаимосвязь на необходимом уровне. Решая поставленную в курсовой работе проблему, то есть, структурируя и упорядочивая её, студент не должен бросаться в крайности, рассматривая решаемую проблему либо как абсолютно структурируемую - абсолютно сводимую к системе взаимосвязанных количественных показателей и уравнений, либо как абсолютно неструктурируемую - исключающую использование количественных показателей и экономико-математических уравнений. В реальной общественно-экономической действительности управленческие проблемы, как правило, являются слабоструктурированными (или относительно структурированными). Ключевая задача студента в процессе осуществления своего экономико-управленческого исследования попытаться, как можно более точно, выявить степень относительности структурирования решаемой проблемы и определить необходимые пределы применения инструментов количественного экономико-математического анализа для ее решения. Опираясь на результаты комплексного качественног
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.018 с.) |